Алексей Петренко

Алексей Петренко

Алексей Петренко родился на Украине в крестьянской семье 26 марта 1938 года. Правда, в его паспорте стоит совсем другая дата 1 апреля 1938 года. Именно в этот день его отец, крестьянин Василий Алексеевич Петренко, наконец-то, добрался до сельсовета с новостью о рождении сына. Но в те годы строго следили, чтобы детей регистрировали своевременно, вот Василий Алексеевич со страху и соврал, что сын появился на свет только сегодня.

Алексей Петренко

Алексей Петренко всегда производил впечатление человека трудового, основательного. Про таких, как он, говорят рукастый. Он и в самом деле многое умеет был слесарем, матросом, пастухом, даже мебель сам не прочь смастерить. В молодости Алексей Петренко увлекался спортом, занимался борьбой, и боксом маненько, но руководитель драмкружка во Дворце пионеров отсоветовал, сказав, что боксерам часто носы ломают. И от борьбы отвадил, пугая на этот раз сломанными ушами Вот и пришлось Петренко податься в актеры.
.

Алексей Петренко

Два раза Алексей благополучно проваливался на вступительных экзаменах в Киевский театральный институт. Возвращаясь из Киева, он, чтобы не сидеть на шее у родителей, устраивался работать кузнецом. Говорят, что кузнецы спокойные, основательные люди. Наверное, оттуда у Петренко такой серьезный, сосредоточенный взгляд, крепкое, мускулистое тело. Кажется, что он и сегодня легко поднимет тяжеленную кувалду О своих бывших коллегах-кузнецах он вспоминает с большим уважением: Я преклоняюсь перед этими людьми, они дали мне не меньше, чем мои коллеги-актеры.

В третий раз Петренко отправился попытать счастья в Харьковский театральный институт. Перед экзаменами ему очень повезло он встретил театрального деятеля Трофима Карповича Ольховского. Юноша произвел на педагога большое впечатление, и тот заявил экзаменаторам: Що хочте робыте, а щоб цей хлопчик у меня був. Я хочу его вчыты

Окончив училище в 1961 году, Алексей служил в Запорожском музыкально-драматическом театре имени Щорса, потом в Донецком русском драматическом театре в городе Жданове. Позднее, в 1964 году, хлебнув сполна бед и тягот периферийной сцены, наигравшись крохотных, случайных ролей, Алексей Петренко по приглашению Игоря Владимирова перебрался в ленинградский Театр имени Ленсовета. И первой его работой стала роль Солдата в сказке Солдат и змея.

Сказать, что Петренко сразу же ворвался в театральную жизнь северной столицы, было бы неверно. Поначалу Алексея Петренко видели, как острохарактерного актера и доверяли роли, подобные Бьенделло в Укрощении строптивой. Характерные роли Петренко играл великолепно, но его талант был гораздо шире. Со временем он это блестяще доказал в образах графа Воронцова из Пушкина в Одессе, Свидригайлова в Преступлении и наказании, Матиаса-Монеты в Трехгрошовой опере и других.

В кино Алексей Петренко начал сниматься в 1967 году. Первые роли Петренко были прелюдией к его крупным работам. Справедливо будет заметить, что актеру удавалось превратить любой образ в нечто значительное: фарцовщик в приключении День солнца и дождя, Освальд в Короле Лире Григория Козинцева(История создания фильма).


Визитной карточкой Алексея Петренко, главным, выдающимся художественным созданием актера стал Григорий Распутин в теперь уже классической киноленте Агония (1974). Когда Элим Климов только начинал работу над фильмом Агония, то более всего боялся ошибиться в выборе актера на роль Распутина. Слишком уж фигура трудноподъемная и сложнообъяснимая, загадка, которая и сегодня до конца не разгадана.

Алексей Петренко в фильме Ключ без права передачи

На эту роль пробовались все известные мастера экрана, и даже был утвержден один из них Леонид Марков. Но в это время режиссер-постановщик картины случайно забрел на спектакль Преступление и наказание, где Свидригайлова играл молодой исполнитель, знакомый только ленинградским театралам. В тот вечер Климов принял решение сделать ставку на неизвестного, неопытного в кино Алексея Петренко.

Съемки шли непросто, Климов буквально загонял, вымотал Петренко физически. Режиссер вспоминал: Петренко относится к очень редкой категории артистов, таких, как Алиса Фрейндлих, Инна Чурикова, которые рискуют пропускать через себя высокую энергию. Это очень опасно, и режиссер должен уметь защищать актера, потому что это, что называется, чревато. И вот во время съемок Агонии я его так загонял, что он попал в больницу со стенокардическим приступом. Мы остановились на несколько месяцев, и я до сих пор виню себя в этом

Это сверхнапряжение того стоило. Петренко создал незабываемый образ Распутина, но, к сожалению, широкому зрителю долгое время эта картина была не доступна. После премьеры фильма Леонид Ильич Брежнев недоуменно заметил: А зачем это?, а у главы ГДР Эрика Хонекера фильм и вовсе вызвал негативную реакцию. После этого, вполне естественно, судьба картины была решена. Агония пролежала на полке десять лет и вышла в прокат лишь в 1985 году

Алексей Петренко

Среди ранних работ актера нельзя не отметить и небольшую роль летчика Юрия Строганова в картине Германа Двадцать дней без войны (1976). Герой Алексея Петренко человек, лишившийся опоры в жизни. Он едет с фронта домой, чтобы расправиться с изменившей ему женой. К счастью, он одумается и не натворит беды, но жену так и не простит. В этой картине у Петренко всего-то монолог, хотя довольно длинный. Но как пронзителен этот монолог. Потому то и роль запомнилась зрителям на долгие годы.

Актером созданы образы, иной раз тихие на вид, но в них бушуют природная необузданность и невероятные страсти, гуляет горячая кровь, готовая залить всех остальных своим пожаром. Алексей Петренко умеет передать звериное нутро, иной раз глубоко запрятанное в человеке. В его персонажах всегда присутствует кураж.

Так в картине Александра Митты Сказ про то, как царь Петр арапа женил Алексей Петренко снялся в роли самодержца Петра Великого не по крови, по нутру. Актер сделал роль весело и хитро, с умом смекалистого и озорного русского мужика. Тут Петр и отец родной, но и, как положено, бороды топором рубает своим подданным, плясать всех чохом заставляет, насаждает новую моду и жизнь, непривычную русской душе. Дуэт с Владимиром Высоцким получился неожиданно гармоничным, несмотря на разность актерских и человеческих фактур. А вот от роли Петра Великого в американском проекте Алексей Петренко в свое время отказался.

Алексей Петренко в фильме Давыдов и Голиаф

Сыграл Алексей Петренко и Сталина в картине Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным Юрия Кары по роману Фазиля Искандера Сандро из Чегема, при этом, не имея от природы ни капли портретного сходства с отцом народов. Но тут стилистика была соответствующая искандеровская, печально-ироничная, а Сталин проводил время в ночных кутежах. К образу Сталина актер вернулся в картине Кооператив Политбюро, или будет долгим прощание Михаила Пташука. На сей раз, актер сыграл двойника Сталина, участвующего в шоу, ставших модными в одно время.

Алексей Петренко всегда подходил к созданию своих образов с ответственностью. Да, он именно создавал своих героев, часто не играя в предложенных ему рамках, а идя наперекор режиссерской роли. Не смотря на это, самые разные режиссеры мечтали, чтобы он сыграл в их фильмах. Среди них, например, знаменитая Динара Асанова, у которой актер снялся в 1976 году в роли директора школы Кирилла Алексеевича Назарова в драме Ключ без права передачи. Именно присутствие в фильме Петренко сдвинуло все акценты, превратив его персонаж из второстепенного героя в основного, можно даже сказать в нравственный центр картины.

У той же Динары Асановой Петренко вновь снялся в 1977 году в социальной драме Беда. Вновь приглашал его и Элем Климов в 1982 году актер сыграл роль угрюмого председателя сельсовета в социальной драме Прощание. Кроме того, Алексей Петренко сотрудничал с такими известными режиссерами, как: Виталий Мельников (главная роль в комедии Женитьба по Гоголю), Сергей Герасимов (в его последней ленте Лев Толстой), Владимир Мотыль (главная роль в трагикомедии Невероятное пари по мотивам Чехова), Вадим Абдрашитов (в современной притче Слуга). Многим зрителям запомнилась его работа в приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича Узник замка Иф. Это его аббат Фариа морально поддерживает попавшего в темницу Эдмона Дантеса (Виктор Авилов), а потом передает ему тайну сокровищ острова Монте-Кристо.
.

Алексей Петренко

Не обошел Алексея Петренко своим вниманием и Эльдар Рязанов. В знаменитом Жестоком романсе он доверил актеру роль Мокия Парменыча Кнурова. Паратов-Кнуров-Вожеватов в исполнении блистательного трио Михалков-Петренко-Проскурин это удивительно точный и яркий срез российского купечества 19 века. Из этой тройки Кнуров кажется самым неприступным и грозным. Но на поверку, именно его герой из стаи хищников проявляет самые человеческие качества.

В активе Петренко не только глубокие драматические образы. Актер легко чувствовал себя и в жанре комедии. В середине 80-х большой популярностью у зрителей пользовалась короткометражка Давыдов и Голиаф режиссера Геннадия Байсака. Два персонажа маленький, щупленький семиклассник Витя Давыдов в исполнении Саши Солдатова и рабочий завода, прозванный за свое могучее телосложение Голиафом, роль которого и исполнил Алексей Петренко. На этом противопоставлении и поставлен фильм. Честный школьник вступает в неравную борьбу с матерым несуном и одерживает победу

В телеверсии Мертвых душ (1984) Господь так распорядился, что Алексею Петренко довелось поработать с Павлом Луспекаевым, чем он очень гордится. Павел Луспекаев гениально исполнил роль Ноздрева, а Петренко изображал пристава, который приходит арестовать Ноздрева. Понимаете? Я арестовываю Луспекаева! Хотя бы так А ведь могло и этого не быть, волнуется, вспоминая Алексей Петренко. Актер, которому изначально дали роль пристава, не смог выучить заковыристый текст вовремя, тогда то и позвонили Петренко: Через три часа запись, успеешь подготовиться? Успел Видимо, в жизни ничего зря не бывает.

Алексей Петренко

В конце 90-х Алексею Петренко довелось вновь поработать с Никитой Михалковым. В Сибирском цирюльнике Никита Сергеевич преподнес ему эпохальную роль генерала Радлова. Его Радлов вписался во все бублички-прянички, гулянья на Девичьем поле, достойные кисти Кустодиева и ярмарочных картинок, вполне оправдал удалой размах режиссера запечатлеть лубочную, давно ушедшую матушку Россию. Радлов жевал граненые стаканы, гулял и куролесил, показывая всю мощь и доблесть русской натуры, широкой, словно Масленица.

Эта вечно хмельная головушка, человек без руля и ветрил влюблялся по-детски в иностранную, диковинную женщину. Словом, он русский, и этим многое объяснялось в его поведении. Кстати, про Масленицу: актер очень убедительно изображал пьяного на ней. Вообще-то, до работы и на съемочной площадке он никогда не пьет. Закон. Но в тот раз, Никита Михалков налил ему водки Но это не помогло, а только мешало. Когда снимали сцену Масленицы, на Петренко навешали килограммов сорок разного реквизита. Костюмеры не могли все за один раз донести, а ему в этом наряде пришлось с цыганами вприсядку отплясывать
.


На съемках Сибирского цирюльника у актера случился второй инфаркт это тоже, наверное, плата за кино. Съемки, правда, не пришлось переносить. Алексей Петренко, тьфу, тьфу, тьфу, со своим инфарктом как-то очень удачно вписался, и на картине это не отразилось. Правда, несколько раз пришлось тайком пробираться из больничной палаты на съемки.

Алексей Петренко

Петренко часто вынужден оправдывать режиссерскую неубедительность и расплачиваться за нее. Он умеет войти в самое причудливое эстетическое пространство, неизменно привлекает к себе внимание самых изощренных и неожиданных режиссеров, в том числе и новой генерации. И не боится эксперимента, не боится погружения в неведомые воды.

В картине Михаила Пташука В августе 44-го, поставленной по мотивам одноименного романа Владимира Богомолова, Алексей Петренко сыграл небольшую роль генерала Егорова. Глуховатый голос говорит, словно с одышкой. На войне как на войне, решения следует принимать быстро и верно, от них зависит, как пройдет операция. А у Владимира Бортко в многосерийной киноленте Идиот по Достоевскому, Петренко опять генерал, теперь Иволгин.

Алексей Васильевич по-прежнему востребован кинематографом: князь Голицын в фильме Светланы Дружининой Анна Иоанновна, профессор-патологоанатом Фаддей Казимирович в сериале Александра Прошкина Доктор Живаго, капитан в музыкально-романтической мистерии Валерия Пендраковского Бегущая по волнам

Алексей Петренко в фильме Сибирский цирюльник

В 2007 году Алексей Петренко вновь работал у Никиты Михалкова в ремейке Двенадцати разгневанных мужчин. Хотя Петренко и не согласен, что это ремейк вполне даже самостоятельный фильм, только название старое оставили Он играет рабочего-метрополитеновца, бывшего проходчика, а ныне пенсионера, служащего дежурным по станции. В фильме он один из присяжных заседателей. Про роль Петренко в фильме можно сказать: заметный человек. Присутствие актера в фильме ощутимо, даже если он просто сидит и молчит великолепная роль.

У Алексея Васильевича, по его собственному признанию, никогда не было неуемного желания работать во что бы то ни стало, даже в молодости. Часто он добровольно отказывался от ролей, уступая их тем, кто жаждал играть. Доходило до того, что актер исчезал из поля зрения режиссера, и тому приходилось брать на роль другого актера. Алексей Петренко уверен, что лучше немного и толково, нежели всеядно. Всегда его мучили сомнения: А надо ли, а справлюсь ли? Он по натуре самоед. Кто-то принимал его сомнения и отказы за неуживчивый характер. Отказался Алексей Петренко в свое время от роли Захара в картине Несколько дней из жизни И. И Обломова у Михалкова, потому что мечтал о самом Обломове. Эту роль Алексею Петренко так и не пришлось сыграть. До сих пор он мечтает о Егоре Булычеве и Тарасе Бульбе.

Алексей Петренко в фильме Виват, Анна! (Тайны дворцовых переворотов)

Русские сказки Алексей Петренко боготворит. Долго актер читал их как бы для себя. Жена все спрашивала: Чем ты занимаешься? Кому это надо? Он, улыбаясь, отвечал: Вот состарюсь, буду ходить по детсадам, за харчи перед ребятишками выступать.

И, наконецто, исполнилось заветное желание: Алексей Петренко записал на телевидении 24-серийный цикл русских народных сказок. Теперь вот размечтался сделать то же самое с украинскими, белорусскими и болгарскими сказками. Собирается читать их, как говорится, на языке оригинала.

Он же вырос на Черниговщине, где речь особенная, смешанная русско-белорусско-украинская. Когда учился в театральном институте, за ним по пятам ходил лингвист и все расспрашивал: А как у вас произносят это слово? А это? В общем, украинским и белорусским актер вполне сносно владеет с детства. Болгарский, правда, знает маловато, но ничего, придется подучить, коли надо. Но это все пока мечты, а вот Гоголя Тараса Бульбу Алексей Петренко с телеэкрана уже прочел.

Супруга Алексея Петренко Галина Кожухова-Петренко, известный в театральном и кинематографическом мире журналист, член Союза писателей, долгое время работала театральным обозревателем в газете Правда. Ее часто можно видеть с мужем на съемках, премьерах, фестивалях. Познакомила Алексея Петренко с будущей супругой Лидия Шукшина. Просто привела ее в гости и представила. Супруги живут вместе более 30 лет Одобрения своей работы от жены Алексей Петренко пока не дождался. Может, к концу жизни все-таки и похвалит. А сейчас, если кто-то вдруг и восхваляет его при ней, она тут же встает и говорит: Вы мне тут мужика не портьте! Дочь от первого брака Полина, окончила музыкальное училище. Сын Михаил Кожухов, телеведущий. Он ведет программу В поисках приключений на канале Россия. Много ездит

Жена Галина к загруженности мужа относится насторожено, ругает. И не только ругает, но и не пускает. Вот сейчас меня пытаются завлечь в очередной проект, так она всеми силами портит планы. В этом смысле мне, что называется, повезло. Если бы жена меня не тормозила, то материально я мог бы жить лучше Но она согласна жить хуже, только чтобы я меньше работал. Мне без нее плохо. Ее не бывает со мной, только когда она себя неважно чувствует. И еще когда нам кота не на кого оставить. В гостинице-то ему нечего делать, рассказывает актер.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории