Андрей Андреевич Вознесенский (12 мая 1933, г. МоскваP 1 июня 2010, г. Москва)P русский советский поэт, художник, прозаик, архитектор, шестидесятник. Вознесенский родился в Москве в предвоенные годы.
Его отец, Андрей Николаевич Вознесенский, работал инженером-гидротехником. Мальчик рос в интеллигентной советской семье. Андрей Николаевич был доктором технических наук, возглавлял Гидропроект института водных проблем. Мать, Антонина Сергеевна Вознесенская, в девичестве Пастухина, с детства прививала будущему поэту любовь к прекрасному.
Начальное образование Вознесенский получил в столичной школе. Когда ему было всего четырнадцать лет, его стихами заинтересовался. Юноша отправил знаменитому поэту собственные поэтические сочинения. Пастернак лестно отозвался о раннем творчестве начинающего литератора.
Дружба двух поэтов впоследствии продолжалась не один год. Сильнейшее влияние мастерство оказало на лирику Вознесенского. В 1957 году молодой поэт получил диплом Московского архитектурного института. В студенческие годы он много и плодотворно трудился на литературном поприще, отправлял свои работы в столичные издания.
В самых первых своих поэтических опытах Вознесенский проявил самобытный характер поэзии. Зрелый своеобразный стиль поэта выразился уже в первых его публикациях, которые появились в 1958 году. В своей лирике Вознесенский намеревался измерить личность категориями мировой цивилизации. Поэзия раннего Вознесенского отличалась своеобразием тропов, экстравагантностью стихосложения, усложненностью стихотворной структуры, ритма, усилением внимания к звуковой стороне стиха.
Огромное влияние на творчество Андрея Андреевича оказал не только Пастернак, но и. Не последнюю роль в этом отношении сыграл и продолжатель маяковских традиций Семен Кирсанов. Свое стихотворение Памяти поэта Вознесенский посвятил именно ему. Впоследствии текст стиха объединили с музыкой Тухманова.
Во Владимире появился в печати первый сборник вознесенских стихотворений. Он получил название Мозаика и был двусмысленно принят критикой. Если власти и партийная критика разгромно отозвались о сочинениях автора, то читательская критика ближайших друзей Вознесенского, которые успели ознакомиться со стихотворениями, выразила Вознесенскому свое почтение. Тем не менее, решающее слово в борьбе за существование книги сказали власти.
Тираж Мозаики был уничтожен. Вознесенский продолжал заниматься литературной деятельностью. Увидела свет и вторая книга его стихов под названием Парабола. Тираж издания был ограничен, и сборник сразу же приобрел статус библиографической редкости.
Партийная критика с негодованием высказалась о стихотворении Гойя из сборника, обвинив автора в формализме. Вознесенский в это время часто встречался с другими поэтами. Вместе они организовывали литературные вечера в Политехническом музее. Хрущевская оттепель в политике и литературе не помогала автору раскрывать в своем творчестве те темы, которые были интересны Вознесенскому.
Поэт находился в опале Хрущева. Вместе с ним партийная критика поносила также поэтов и. В марте 1963 года в Кремле Хрущев лично высказал свое неодобрение Вознесенскому. Он стал инициатором высылки поэта за границу.
Началась эмигрантская жизнь Вознесенского в США. Здесь он давал свои выступления и заслужил искреннее почтение в среде русской интеллигенции. Американские читатели также лестно восприняли поэзию Вознесенского, как и русскоговорящее население США. Поэта переводили на иностранные языки.
Роберт Кеннеди занимался адаптацией текстов Вознесенского в американской литературе. С американским поэтом Гинзбергом Андрей Андреевич впоследствии стал очень дружен. Тесно общался он и с семейством Миллера. Встречался поэт с дивой американского кинематографа Мерлин Монро, которой впоследствии посвятил теплые строчки в своем стихотворении.
В тоталитарном Советском Союзе поэзия Вознесенского не переставала подвергаться разгромной критике даже в эмигрантский период жизни поэта. О поэте написал в столичной Правде несколько желчных строк поэт. Власти стремились всеми силами дискредитировать имя Вознесенского. На него рисовали карикатуры и сочиняли едкие эпиграммы.
Тем не менее, к этому времени Вознесенский из обыкновенного опального советского поэта превратился в настоящую мировую знаменитость. Власти не могли не учитывать этот аспект. Партийные деятели не переставали заискивать перед мировой популярностью поэта, и все же, его имя было запрещено употреблять в газетах без специального разрешения. Сборники стихотворений Вознесенского выходили небольшими тиражами.
Чаще всего достать книгу стихов поэта можно было только из-под полы. Знаменитый сборник Вознесенского Треугольная груша, написанный в США в 1962 году, был встречен разгромной критикой. В Окнах сатиры власти приказали повесить плакат-карикатуру, изображающий представителя рабочего класса, который выметал нечисть, включая в общий сор и поэта со сборником в руках. Через год в печати появилась еще одна книга стихов Вознесенского Лонжюмо.
Это издание должно было примирить власти с поэтом. Интеллигенция встретила сборник критически. С 1978 года Вознесенский сотрудничал в альманахе Метрополь. В середине 60-х вышел в печати книга стихотворений Антимиры.
Цикл лег в основу постановки, появившейся в Театре на Таганке в 1965 году. спел песню на стихотворение поэта Вознесенского. Помимо этого, впоследствии еще множество эстрадных песен взяли в основу его тексты. Наиболее популярными среди них стали Верните мне музыку, Танец на барабане, Плачет девочка в автомате, Подберу музыку, Миллион алых роз.
Последняя песня была создана на материале стихотворения Вознесенского, в котором он изложил прозаическое произведение Паустовского о любви художника к французской актрисе. С автором музыки на свои стихотворения Паулсом Вознесенский дружил много лет. Нашумевшая рок-опера, которая много лет звучала с подмостков Ленкома, Юнона и Авось была создана на материале либретто Андрея Вознесенского. Романс из оперы Я тебя никогда не забуду вошел в аналоги театральной классики.
В 1978 году он был удостоен Государственной премии. После того, как был снят Хрущев, Вознесенский искренне надеялся на примирение с советской властью. Тем не менее, отношения складывались довольно двойственные. В 1960-х годах ему иногда разрешали выезжать за границу, кое-что печатали из творчества Вознесенского.
И все же поэт находился в постоянно сдерживающих его политических и литературных рамках. В 1963 году он съездил во Францию. В 1967 году выступал с поэтическими концертами в Германии. В Нью-Йорке, тем не менее, литературная деятельность Вознесенского была запрещена.
Побывал поэт и в Италии. Поездки за границу помогали ему черпать вдохновение, отражая свои впечатления в поэтических работах. После издания каждого сборника Вознесенского часть тиража неизменно забирала себе номенклатура. Даже критика обходила имя поэта стороной.
Однако читательская любовь продолжала подогревать уверенность Вознесенского в собственных поэтических силах. В 1966 году появился в печати сборник стихов Ахиллесово сердце. В 1964 Антимиры, в 1972 книга стихотворений Взгляд, в 1975 Дубовый лист виолончельный, в 1976 году появился сборник Витражных дел мастер, а в 1978 Соблазн. Принадлежит Вознесенскому авторство и следующих замечательных изданий поэзии: “Избранная лирика”, “Безотчетное”, “Прорабы духа”, “Ров”, “Аксиома Самоиска”, “Видеомы”, “Casino “Россия””, “На виртуальном ветру”, “Страдивари сострадания”, “Жуткий кризис “Суперстар””, “Девочка с персингом”, “Гадание по книге” и многие другие.
В 1993 году в издании “Дружба народов” появился молитвенный сонет Вознесенского “Россия воскресе”. Собрание сочинений поэта в 3-х томах вышло в 1983 году. В последние годы жизни, наконец, определившись со своей “академической” специальностью, Вознесенский много трудился в жанре визуальной лирики. Стремясь к синтезу искусств на протяжении всей творческой карьеры, поэт объединил с музыкой и демонстрацией видеом чтение собственных стихов.
Выставки его видеом вскоре появились в Музее изобразительных искусств в Москве. Получили популярность эти произведения Вознесенского и в Париже, Берлине, Нью-Йорке. Авторские вечера Андрея Андреевича шествовали по многим городам планеты. Поэт Вознесенский был также автором эссе и статей о литературе и искусстве.
В жизни он нередко прибегал к переводческой деятельности, увлекался переводами западных поэтов, активно участвовал в организациях авторских выступлений начинающих поэтов. Среди почетных званий и регалий Вознесенского должность вице-президента Русского Пен-центра. Он способствовал созданию музея Бориса Пастернака в поселке Переделкино. В конце творческого пути Вознесенский был избран почетным академиком и членом 10-ти академий России и зарубежных стран, включая Парижскую академию братьев Гонкур, Российскую академию образования, Баварскую академию искусств, Американскую академию литературы и искусства, Европейскую академию поэзии.
В 1978 году поэт стал лауреатом Государственной премии СССР за поэтический сборник “Витражных дел мастер”, дважды был награжден американскими премиями. Во время Парижского фестиваля “Триумф” в 1996 году издание “Нувель Обсерватер” причислило поэта Вознесенского к “самым великим поэтам современности”. Долгое время он жил и работал в Москве. Андрей Андреевич стал автором архитектурной части монументного сооружения Дружба навеки, который был возведен в честь двухсотлетия объединения Грузии и России.
Монумент и поныне располагается на Тишинской площади в Москве. Вознесенский водил дружбу со многими деятелями культуры. О своих встречах с ними поэт писал в статьях и мемуарах. Андрей Андреевич дружил с Сартром, Хайдеггером, Пикассо.
Недалеко от дачи, превратившейся в музей, он проживал до самой смерти. Здесь он организовывал последние поэтические чтения. Воспоминания о Пастернаке вылились в книгу Андрея Вознесенского Мне четырнадцать лет. Поэт умер 1 июня 2010 года на 78-м году жизни.
Последние месяцы он чувствовал себя очень плохо, был серьезно болен, перенес второй инсульт. Скончался Вознесенский в своем доме в Москве. Отпевали Андрея Андреевича по православному обряду 4 июня в церкви святой Татьяны при Московском университете. Он был похоронен 4 июня 2010 года рядом с родителями на Новодевичьем кладбище.
Вознесенский много писал на тему природы. В его стихах, наряду со многими другими, звучит мотив об уязвимости, слабости природы, ее незащищенности. В поэзии Вознесенского эта экологическая боль и сдавленный крик звучит пронзительно. “Убиенные гладиолусы”, “Убиенные соловьи”, загнанный сайгак, плачущие бобры, травимый заяц в стихах поэта природа взывает о помощи.
Такие образы наиболее характерны для сочинений “Соловей-зимовщик”, “Бобровый плач”, “Похороны цветов”, “Охота на зайца”. В многочисленных картинах охотничьей травли люди приобретают черты животного, а звери становятся человечней. Стихотворениям Вознесенского свойственна тонкая нота духовности, которую порождает страдание. Помимо экологической лирики в творчестве Вознесенского широко представлена и пейзажная поэзия.
Призывает лирика Андрея Андреевича к тишине, умиротворенности, покою и свежести. Лирический герой поэта зачарован тайной природы. Он переживает за ее будущее. В стихах звучит строгий приговор самому себе, как, впрочем, и всему человеческому роду, неприкрытый призыв к действию, к помощи природе.
Пейзажные мотивы в поэзии Андрея Вознесенского разнообразны и самобытны, даже более, чем в поэзии Евтушенко. Очень многое объединяет этих двух поэтов. В поэзии их заметны явные текстуальные переклички. Сравнить хотя бы единое образное решение мотива любви к цветку (у – “Цветок картошки”, у Вознесенского – “Цветы на стволе”), схожий образ страдальческих глаз животных, не сдерживающих палача (“Бобровый плач” и “Баллада о нерпах”), образ женщины и моря (“Монахиня моря” и “Невеста”).
Совпадения эти отнюдь не случайны. Оба поэта выражали необходимость поисков новой этики к человеку, чтобы он мог дарить природе такую любовь, которая была бы сродни чувству привязанности к ближнему. Тема Отечественной войны очень важна для творчества Вознесенского. Ей были посвящены “Гойя”, “Баллада 41-го года”, которая впоследствии стала “Балладой Керченской каменоломни”, “Доктор Осень”, “Неизвестный реквием в двух шагах, с эпилогом”, а также ряд других произведений.
Лиро-эпическое произведение “Ров” повествовало о суде над гробокопателями, которые крали золото и драгоценности из захоронения евреев. Банда расхищала добро мирных жителей, расстрелянных во время войны с фашистами. Преступление воров перед священной памятью о жестоком времени и несчастных жертвах Вознесенский считает кощунством, которое предваряет распад связи времен, приближающийся разрыв духовно-нравственных связей между людьми и целыми эпохами.
Статья взята с: http://ouc.ru