Армен Джигарханян происходит из старинного рода тифлисских армян. Отца он совсем не знал: когда Армену было два-три месяца, отец оставил семью, и Армен впервые увидел отца в шестнадцать-семнадцать лет. Армена воспитывал отчим, мудрый и добрый человек.
Детство мальчика прошло в русскоязычной среде. Его бабушка много лет прожила на Кубани, Армен рос у нее на руках. Мама, Елена Васильевна, хорошо владела русским, она и отвела сына в русскую школу.
Армен Борисович вспоминает: «Семья-то армянская, но русскоговорящая. В Армении очень много было тогда, есть они и сейчас, русскоговорящих людей. С русской культурой, образованием, полученным в Москве или в Питере. Русский язык в Армении не внедрялся каким-то административным способом.
Вся армянская интеллигенция, люди моего поколения и даже более раннего, из тех, кого я помню, очень хорошо говорили по-русски, на высоком, я бы сказал, уровне. Не могу судить о других республиках — я их просто не знаю. Но в Армении был высокий уровень русского языка за счет высокого уровня культуры».
Актером Армен мечтал стать с детства. Любовь к театру привила ему мама. Елена Васильевна не пропускала ни одного драматического или оперного спектакля. С ранних лет стала водить в театр и сына. Поэтому не удивительно, что к моменту окончания школы у мальчика сформировалось твердое убеждение стать артистом.
По окончании школы в 1953 году Армен поехал в Москву — поступать в ГИТИС, но там его ждало разочарование. На собеседовании преподавателям не понравился акцент юноши, и Армена даже не допустили к экзаменам. С обидой и огорчением Армен вернулся в родной город и устроился помощником оператора на киностудию «Арменфильм», где проработал год.
В 1954 году Армен Джигарханян поступил в Ереванский театрально-художественный институт на курс Армена Карапетовича Гулакяна (окончил его он в 1958 году). Гулакян научил Армена относиться к профессии как к ремеслу, как к мастерству; он часами рассказывал о Москвине, Тарханове, Михаиле Чехове; а в Армении он был одним из верных проповедников «системы» Станиславского, может быть, в национальном преломлении.
Одновременно уже с первого курса Джигарханян начал свою сценическую деятельность, участвуя в спектаклях Ереванского русского драматического театра. С самого начала Армен стал играть много и в самых разнообразных пьесах. Как признавался актер, он получал удовольствие от самого пребывания на сцене.
Роли были самыми разнообразными — от комедийных и острохарактерных до трагических, от эпизодических до главных, от современных до классических. Всего за 10 лет работы в этом театре Армен Джигарханян сыграл 30 ролей, среди которых такие значительные, как Кудряш («Гроза» А.Н.Островского), Сергей (Иркутская история А.Н.Арбузова), Актер («На дне» М.Горького). В те же годы на сцене Ереванского ТЮЗа он воплотил образ Ленина («Именем революции» М.Шатрова).
Как и каждый актер, Армен Джигарханян хотел сниматься в кино. Начиная с 1955 года Джигарханян несколько раз пробовался в разные картины. Наконец, ему доверили роль молодого рабочего Акопа в фильме «Обвал» (1960). Затем он сыграл учителя Александра в картине «На рассвете» и роль в фильме «Воды поднимаются».
В 1966 году Джигарханян снялся в фильме Ф. Довлатяна «Здравствуй, это я!», который имел большой успех. В этой грустной, щемящей и поэтической киноповести он создал образ молодого ученого-физика Артема Манвеляна. В этой роли Джигарханян сумел передать интеллектуальную насыщенность, эмоциональное напряжение своего героя, и всем стало ясно, что в нашем кинематографе появился незаурядный талант. Не случайно, что сам Армен Борисович во многих справочниках именно с картины «Здравствуй, это я!» начинается фильмография этого замечательного актера.
Уже, начиная с первых ролей, начал вырисовываться собирательный образ персонажей Джигарханяна. Его герои, как правило, были немногословны, им присущи сосредоточенность, нравственная цельность и обаяние. Так в приключенческом телесериале «Операция «Трест» (1967) Джигарханян сыграл потомственного интеллигента чекиста Артузова.
Отдельно стоит упомянуть роль в лирической киноповести «Треугольник», вышедшей в том же году. Джигарханян создал образ доброго, мудрого, много пережившего кузнеца Усть Мукуча. За эту роль Армен Борисович был удостоен Государственной премии Армении, да и сам он до сих пор считает ее своей лучшей работой.
Большую роль в жизни Джигарханяна сыграла встреча с режиссером А.В. Эфросом. В 1967 году по его приглашению Армен Борисович приехал в Московский Театр им. Ленинского комсомола, но работать вместе им довелось мало. Джигарханян успел прорепетировать и сыграть лишь роль Мольера в спектакле «Кабала святош» М.А. Булгакова.
Уже через полгода Эфроса отстранили от руководства театром. Джигарханян правда был введен в несколько ролей текущего репертуара, но работа без режиссера, к которому он пришел в театр, не приносила удовлетворения.
Вскоре артист согласился на предложение художественного руководителя Театра им. Вл. Маяковского А.А.Гончарова и в 1969 вступил в труппу театра, где проработал до 1996. В том же 1969 сыграл роль Левинсона в спектакле «Разгром» А.А.Фадеева (постановка М.А.Захарова). Следующей работой Джигарханяна стала роль Стэнли Ковальского в спектакле «Трамвай «Желание» Т.Уильямса — накопив к тому моменту опыт воплощения почти исключительно положительных героев, артист оказался перед необходимостью создать характер противоречивый, сложный, скорее, «отрицательный».
Начиная с конца 60-х Армен Джигарханян начинает много сниматься в кино, и почти каждая из его киноработ становилась событием. В знаменитых приключенческих лентах «Новые приключения неуловимых» и «Корона Российской империи, или снова неуловимые» он сыграл белогвардейского капитана Овечкина, в историко-революционном фильме «Чрезвычайный комиссар» — комиссара Петра Кобозева, в лирической киноповести «Когда наступает сентябрь» — неизлечимо больного пенсионера Левона Погосяна… Герои Джигарханяна неизменно притягивали зрителей, будь то комедии или драмы, приключенческие или лирические фильмы.
Яркой, искрометной работой стала роль судьи Кригса в комедии Виктора Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975). Армен Борисович вспоминает об этом фильме: «Хороший фильм. Там звезды сошлись — не звезды актерские, а звезды благоприятной ситуации.
Она часто в искусстве определяет многое. Извините мое наивное воспоминание о «Тете:», но люди, занимающиеся актерским делом, поймут меня: мы любили друг друга. Смотрели друг на друга, радовались, нам было смешно. Я, например, до сих пор люблю Калягина. Встречаю где-нибудь его, испытываю родное чувство. И с Гафтом, и с Мишей Козаковым не наступило отчуждение».
В 1975 году Армен Борисович сыграл философа Сократа в спектакле «Беседы с Сократом» по пьесе Э.Радзинского. После этой работы о Джигарханяне заговорили как об одном из самых интересных и сильных артистов современной отечественной сцены.
Хотя в 1970-1980-е годы Джигарханян играл в театре не очень много (в те годы он больше был занят в кино), но каждая его роль становилась предметом обсуждений: Большой Па («Кошка на раскаленной крыше» Т.Уильямса), лорд Ботвел («Да здравствует королева, виват!»), Нерон («Театр времен Нерона и Сенеки» Э.Радзинского), адмирал Нельсон («Виктория» Т.Рэттигана) и другие. В 1976 году артист воплотил образ генерала Хлудова в спектакле «Бег» М.А.Булгакова.
Параллельно с работой в театре Джигарханян постоянно снимается в кино. Особую любовь зрителей принесла ему роль Карпа — угрюмого горбатого главаря шайки «Черная кошка» в культовом сериале «Место встречи изменить нельзя» (1979). Сам Армен Борисович признается, что любит этот фильм: «Он здорово сделан по жанру, нервный выброс там очень заразителен. Грубо говоря, там нет туфты. …В данном же случае сошлось все: хорошая литература — братья Вайнеры, режиссер Говорухин, компания актеров была убедительная», но о самой роли отзывается скептически: «Мне было не очень интересно работать над образом Горбатого. Я актер, избалованный великолепной драматургией…»
Через год Джигарханян сыграл Фарричетти в криминальной политической драме Семена Арановича «Рафферти» и профессионального убийцу Макса Ришара политическом киноромане Александра Алова и Владимира Наумова «Тегеран-43» (История создания фильма) .
В 80-е годы Армен Джигарханян также снялся в фильмах: «Жизнь Клима Самгина» (Варавка), «Маскарад» (Казарин), «Рецепт ее молодости» (Гаук). Почти одновременно на экране и на сцене артист создает образ Менделя Крика в пьесе И.Бабеля «Закат».
На протяжении всех этих лет, ежегодно выходит не один, а несколько фильмов с участием Армена Борисовича. Причем, любопытно то, что, обладая характерной внешностью, он способен удивительным образом перевоплощаться и играть русских, грузин, евреев, людей других национальностей, умело подчеркивая отличительные национальные признаки.
К настоящему времени на счету актера более 200 киноролей. По этому показателю он обошел таких известных актеров, как А. Делон, М. Брандо и С. Трейси. Не случайно, что Джигарханян стал первым из российских актеров, который вошел в Книгу рекордов Гиннеса по количеству сыгранных ролей. Не зря Валентин Гафт в свое время посвятил ему эпиграмму:
Гораздо меньше на земле армян,
Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.
Сам актер считает эту ситуацию вполне нормальной. «Лучше износиться, чем заржаветь», — говорит он.
Сыграв столько ролей, кажется, что просто не возможно не повторяться. К тому же признаемся — есть немало даже неплохих актеров, которые с успехом эксплуатируют однажды удачно сложившийся образ. К счастью Джигарханян к ним не относится. В каждой очередной роли он всегда выглядит по-новому. Именно поэтому многие режиссеры мечтают, чтобы Джигарханян согласился сняться в их фильмах, а зрители с удовольствием смотрят картины с его участием.
В конце 1990-х годов Армен Борисович решил создать из своих учеников в ВГИКе театр. Так родился Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна.
На сцене своего театра Джигарханян сыграл интересные роли в спектаклях «Возвращение домой» Х.Пинтера и «Последняя лента Крэппа» С.Беккета. О последнем рассказывает сам Армен Борисович: «…я играю Крэппа — полтора часа на сцене в полном одиночестве, только с магнитофоном. Жалею даже, что нет возможности, чтобы у Крэппа вдруг нос, как у сифилитика, отпал — до такой степени гниет и разлагается этот человек… Я играю его без зубов — свои протезы снимаю…».
Помимо этого, Джигарханян был занят в антрепризных спектаклях. Он играл на сцене Ленкома (здесь артистом сыграны Генерал в спектакле «Варвар и еретик» по «Игроку» Ф.М.Достоевского и главный герой пьесы Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано», спектакль идет под названием «Город миллионеров»).
Те, кто когда-то слышал миф о том, что Армен Джигарханян выкрал свою будущую жену, как крадут невест джигиты, спасаясь от погони, ускакал с нею стремительно в Москву, будут разочарованы, узнав правду: это не он ее соблазнил, это она его соблазнила.
Их встреча могла не состояться вовсе, потому что Татьяна появилась в Ереване накануне главного события в жизни Армена Джигарханяна — известный режиссер Анатолий Эфрос пригласил его в Москву. Еще не знакомый широкой публике, но уже прославившийся на родине, тридцатилетний Джигарханян был одним из самых популярных актеров кино и театра Армении. Но Татьяна об этом не знала, потому что приехала из России, где еще не слышали об этой звезде.
У нее в тот момент был тоже некий перелом в судьбе: отойдя от профессии актрисы, она осваивала новую специальность — стала работать в Ереванском театре завлитом. Армен с первой встречи покорил Татьяну своим обаянием.
Но их роман начался не вдруг, тому предшествовало молчаливое томление души, неясность мысли, свободное течение времени. Нет, Татьяна не боялась, что окажется непонятой и отвергнутой, она вообще не строила никаких планов, а просто прислушивалась к себе и так и жила, переполненная чувствами. Однажды она призналась Армену, что ей отчего-то скучно, а он сказал в ответ:
— Есть очень хорошее и проверенное средство от этого.
— Какое? — спросила она.
— Нужно влюбиться, — ответил Армен и серьезно посмотрел на нее.
Ей очень понравился его ответ. Он советует влюбиться? Замечательно! Но она уже влюбилась, а он ничего не видит. Еще Гете сказал, что «начало всегда приятно, именно на пороге надо останавливаться», и Татьяне хотелось как можно дольше пребывать в состоянии неизвестности, ведь оно было таким легким и необременительным.
Однажды, когда Армен сидел у нее в завлитовском кабинете, ее позвали к директору. Проходя мимо него, Татьяна наклонилась и, нежно поцеловав его в нос, быстро скрылась за дверью. Потом они стояли у окна, смотрели на улицу и молчали. Таня первая сказала:
— Вы знаете, я последовала вашему совету.
— Какому? — не понял он.
— Влюбиться. Вы посоветовали мне, чтобы интересно жилось, влюбиться, и я влюбилась. Тут она умолкла. Он тоже молчал…
— В вас, — выдохнула она.
Начались встречи, прогулки допоздна, бесконечные разговоры о жизни, театре, искусстве. Однажды, провожая ее, он решился: «Можно вас поцеловать?» — «Разве об этом спрашивают?» — смутилась Татьяна.
Свадьбы как таковой не было. Пришлось срочно собираться в Москву — Эфрос прислал телеграмму. Они расписались уже в столице, пригласив двух свидетелей. Не успели найти кольца, и на Танин палец было надето обручальное кольцо, с которым венчалась когда-то бабушка Армена. После регистрации вчетвером провели вечер в ресторане «Арагви»…
С тех пор супруги счастливо живут вместе