Авто высшего начальства на рубеже 40-х – 50-х

Из протокола заседания Политбюро N61, особая папка, 1947 г.

О закреплении автомашин гаража Особого назначения

1. Закрепить за членами Политбюро и кандидатами в члены Политбюро ЦК ВКП(б), секретарями ЦК ВКП(б) и членами их семей следующие автомашины гаража Особого назначения (ГОН) Главного Управления Охраны МГБ СССР:

Тов. СТАЛИН И. В.– Б. (бронированный – журнал “Власть”) Паккард, Б. Паккард, Татра

Тов. МОЛОТОВ В. М.– Б. Паккард, Крейслер, ЗИС-110

Тов. БЕРИЯ Л. П.– Б. Паккард, Мерседес, ЗИС-110

Тов. ЖДАНОВ А. А.– Б. Паккард, Паккард, ЗИС-110

Тов. МИКОЯН А. И.– Б. Паккард, ЗИС-110, ЗИС-110

Тов. КАГАНОВИЧ Л. М.– Паккард, ЗИС-110, ЗИС-110 открытый

Тов. МАЛЕНКОВ Г. М.– Б. Паккард, Паккард открытый, ЗИС-110

Тов. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Н. А.– Кадиллак, ЗИС-110, ЗИС-110

Тов. ВОРОШИЛОВ К. Е.– Б. Паккард, Шевроле, Форд-8

Тов. АНДРЕЕВ А. А.– Б. Паккард, Шевроле, М-20 Победа

Тов. ШВЕРНИК Н. М.– Кадиллак, ЗИС-110, М-20 Победа

Тов. БУЛГАНИН Н. А.– Паккард, Кадиллак, М-20 Победа

Тов. КОСЫГИН А. Н.– Паккард, ЗИС-110, М-20 Победа

Тов. КУЗНЕЦОВ А. А.– Паккард, ЗИС-110, М-20 Победа

Тов. СУСЛОВ М. А.– Паккард, ЗИС-110, М-20 Победа

Тов. ПОПОВ Г. М.– Кадиллак, ЗИС-110, М-20 Победа

2. Закрепить автомашины за нижеуказанными лицами:

Тов. ПОСКРЕБЫШЕВ А. Н.– Кадиллак, Бьюик

Семья тов. ДЗЕРЖИНСКОГО — М-20 Победа

Семья тов. ЩЕРБАКОВА — Шевроле

Семья тов. КАЛИНИНА — Бьюик

Семья тов. ОРДЖОНИКИДЗЕ — Форд-8

3. Числить в резерве гаража Особого назначения Главного Управления Охраны Министерства Государственной Безопасности СССР следующие автомашины:

Б. Паккардов — 2 шт., Б. ЗИС-110 — 2, ЗИС-110 открытых — 2, ЗИС-110 закрытых — 6, Паккардов –1, Кадиллак — 1. Разрешить Главному Управлению Охраны МГБ СССР использовать резерв для замены закрепленных автомашин в случае их ремонта и для предоставления приезжающим членам Политбюро, кандидатам в члены Политбюро ЦК ВКП(б) и секретарям ЦК ВКП(б).

Источник – журнал “Власть”, rcforum.ru

Заметим, что двое из приведённого выше списка – Вознесенский и Кузнецов – были через считанные месяцы сняты со своих постов, а затем арестованы и расстреляны. А ЗиС-110 приобрёл бронированную модификацию ЗиС-115, внешне практически неотличимую для неспециалиста. И часть верхушки СССР, в первую очередь сам товарищ Сталин, на пике борьбы с “низкопоклонством перед западом”, на него пересела. Хотя, как следует из приведённого выше документа, ЗиС-115, под названием Б. ЗИС-110 использовался уже в 47-м. Что касается “Татры”, то это был подарок Сталину от чешского завода-производителя в 1945г. Сам диктатор на ней не ездил, а отдал в пользование дочери. Есть также свидетельства, что в неофициальной обстановке он до конца жизни зачастую предпочитал старый добрый “Паккард”, который был динамичнее и просторнее ЗИСа-115, хоть и имел менее мощную броневую защиту.

3 марта 1951 г.

Для обслуживания Центрального аппарата МВД СССР установлен штат легковых автомашин в количестве 254 автомобилей. За Министром внутренних дел СССР Кругловым закреплены ЗИС-110 и “Мерседес”, за первым заместителем Министра внутренних дел СССР Серовым – ЗИС-110 и “Паккард”, заместителей Министра внутренних дел СССР Масленникова, Мамулова и Завенягина обслуживали ЗИС-110 и М-20 (“Победа”), Рясного и Обручникова – ЗИМ и М-20, начальника ГУЛАГа Долгих обслуживал “Паккард”, начальник ГАУ Стыров ездил на М-20, начальник ГУЛЛП Тимофеев на “Кадиллаке”. Начальнику 4 спецотдела Кравченко полагался “Бьюик”, начальникам Главпромстроя Комаровскому и Гидропроекта Жуку – ЗИС-110, начальнику Спецуправления Шёлкову – “Татра”, в основном же Центральный аппарат МВД СССР в этот период обслуживали автомобили М-20.

Источник – www.mvd.ru/about/history/369/, www.vif2ne.ru

А вот любопытная информация про авто гениального создателя ракетно-космической техники 50-х – 60-х годов прошлого века С.П. Королёва. Во время пребывания в Германии в 45-м – 46-м годах он вначале ездил на Опель-Кадете (прообразе “Москвича-400”), причём сам сидел за рулём. Потом приобрёл какой-то роскошный довоенный немецкий лимузин, тоже ездил на нём сам, и даже вывез впоследствии в СССР. Дальнейшая судьба этого авто неизвестна, но в 1959г, через два года после запуска первого в мире искусственного спутника Земли, Королёв передвигался уже на служебном ЗИМе с водителем. В 60-х у Сергея Павловича был персональный ЗИС-110, который ему достался по наследству от артиллерийского конструктора Грабина (его КБ передали Королёву). Более современного ЗИЛа-111 или хотя бы “Чайки” он вплоть до своей смерти в начале 1966г так и не дождался. Все главнейшие соратники Сергея Павловича персональных авто не имели, но им была предоставлена возможность купить без очереди в личное пользование “Волги” ГАЗ-21, чем многие и воспользовались. А потом ездили на них собирать грибы в закрытые для простых граждан зоны зенитной защиты Москвы.

Источник – воспоминания заместителя Королёва Чертока “Ракеты и люди”.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий