«Беги, дядь Мить»: деревенский пьяница и грустный Бендер Сергей Юрский

Moscow. Russia. Actor and film director Sergei Yursky during the 50th jubilee of his work in Pushkin Museum of Fine Arts. Photo ITAR-TASS / Boris Kavashkin
Москва. Актер и режиссер Сергей Юрский отметил 50-летний юбилей творческой деятельности в Государственном музее имени А.С. Пушкина. Фото Бориса Кавашкина /ИТАР-ТАСС/

Свобода определяется количеством людей, которых ты можешь послать.

Это из “Правил жизни Сергея Юрского” (“Эсквайр”/Esquire, февраль 2019-го). Самого известного деревенского пьяницы и самого печального Остапа Бендера нашей страны. Всенародная любовь и вечный цитатник: “Любовь и голуби” Меньшова и “Золотой теленок” Швейцера.

Со дня рождения Сергея Юрского – 86 лет.

Мое самое большое достижение — своя большая квартира. Я до сорока лет жил в коммуналке.

(“Правила жизни Сергея Юрского”, “Эсквайр”/Esquire, февраль 2019-го)

В фильме “Любовь и голуби” Юрский сыграл вместе с женой Натальей Теняковой.

В 1984 году Юрскому было 49 лет, но его трагикомический деревенский алкоголик дядя Митя – настоящий “молодой” старик, его молодая жена – баба Шура – зажигательная старушка. Как им удалось это сделать, до сих пор загадка.

В одном из интервью Меньшов рассказывал, что Юрский театрализировал все действо. Импровизировал, смешил всех до потери пульса.

Этот фильм – родной до слова и до интонации. У Юрского не главный герой, но без дядь Мити не было бы истории.

Родился 16 марта 1935 года в Ленинграде, мама – преподаватель музыки, папа – актер и режиссер. После школы (золотая медаль) Юрский без экзаменов поступил в Ленинградский университет на факультет правоведения, где начал играть в театральной студии. Доучился до конца третьего курса и “сбежал” в Ленинградский театральный институт. Студия помогла: он начал не совсем с нуля, и через два года его пригласили в труппу одного из лучших театров страны — Большого драматического.

Несмотря на известный театральному миру конфликт с Товстоноговым, Юрский говорил, что в Большом драматическом “не было сложностей — одна радость”.

В 1978 году актер с женой Натальей Теняковой переехал в Москву – служить в Театре им.Моссовета. И остался на этой сцене до конца.

Юрский стоял у истоков создания независимого театра единомышленников “АРТель АРТистов Сергея Юрского”. Их спектакль “Игроки – ХХI” некоторые причисляют к первому продюсерскому проекту в современном российском театре: часть денег на постановку выделила Международная конфедерация театральных союзов, остальное нашел продюсер спектакля Давид Смелянский.

В последнее десятилетие Юрский сделал два больших проекта для театра: в 2013 году — “Полеты с ангелом” о жизни и творчестве Марка Шагала, а в 2018-м — триллер Reception.

Сниматься в эпизодах начал с конца 50-х. Первой ролью, которая принесла ему всенародную любовь, был Викниксор в “Республике ШКИД” (1966).

Интеллигент Груздев в фильме Говорухина “Место встречи изменить нельзя” – человек серьезный, рефлексирующий, оказавшийся под следствием за убийство жены, которую не убивал.

О работе с Высоцким Юрский вспоминал:

“В большей части моих сцен режиссером выступил Володя. Очень хорошо с ним работалось. Он находился в прекрасной форме. Люди Высоцкому очень доверяли – и актеры, и техники. Он был весел, собран, корректен. С ним можно было спорить, договариваться, предлагать… Это была качественная работа профессионала. Я заставал человека трезвого, умеющего планировать и осуществлять планы, умеющего действительно быть руководителем без того, чтобы собою подменять всех остальных, контактного руководителя и контактного партнера, с которым дело иметь мне лично было необыкновенно приятно”.

Советский зритель хорошо знал троих “Бендеров” – все три совершенно разные.

Арчил Гомиашвили у Гайдая (1971 год, “12 стульев”): напористый, огневой, нахальный, совершенная шпана. Сыгран потрясающе. Но если и комбинатор, то совсем-совсем невеликий. Маленький такой, карманный карманщик.

Андрей Миронов у Захарова (“12 стульев, 1976 год) – вальяжный, томный, придурковатый (гениальный Миронов), много поющий и танцующий. Поверхностный? Да, немного. Так было надо.

И был Юрский в “Золотом теленке” Швейцера (1968 год). Самый “остапистый” Остап – как у Ильфа и Петрова. Пройдоха, хитрюга, обманщик, философ и гуманист. Творческая личность. Артист. Очень смешной и очень грустный. Действительно Великий Комбинатор.

Его фиаско в финале – это крушение, после которого выживет ли сын турецко-подданного, останется ли собой – вопрос открыт.

Юрского не стало 8 февраля 2019 года. Мы смотрим его фильмы, хохочем и плачем, цитируем – с его интонациями. Помним.

Спасибо, Сергей Юрьевич.

Источник

Оцените статью
Тайны и Загадки истории