Битва за Англию. ч.1. «Мы выступили против Англии».

 

Мессершмитт-109«Немецкое радио, которое до сегодняшнего дня после окончания своих новостей исполняло «Марш немцев в Польше» с сегодняшнего дня в своих ежедневных сообщениях перешло к исполнению песни поэта Германна Ленса «Мы выступили против Англии». Это заявление официального информагентства Германии прозвучало в эфире 16.10.1939г.

Уже тогда Гитлер назвал свою последнюю цель на европейском континенте – Англия. Он не учел главного – бульдожье упрямство британцев, готовых сражаться на смерть за свой остров.

Вой сирен первой воздушной тревоги лондонцы услышали 3.09.1939г. в день объявления войны Германии. Люди бросились в бомбоубежища, но тревога оказалась ложной. Вместо немецких бомбардировщиков англичане засекли самолет французского военно-воздушного атташе.

За месяцы Странной войны почти ничто не напоминало жителям Англии, что в Европе кто-то сражается. Жизнь шла своим чередом. И если что и раздражало, то не немецкие бомбардировщики, а строгие требования светомаскировки.

Но после катастрофы экспедиционного корпуса англичан под Дюнкерком и капитуляции Франции от былого спокойствия не осталось и следа. Защищать Британию на суше оказалось нечем. Для отражения высадки немцев страна могла выставить только одну полностью вооруженную дивизию. Было потеряно огромное количество артиллерии, стрелкового оружия, танков. Части, защищавшие сам остров, иногда вооружались палками и охотничьими ружьями для обучения.

16.07.1940г. Гитлер отдал приказ о подготовке операции «Морской лев» – вторжение в Британию. Через 3 дня наци №1 с трибуны Рейхстага последний раз обратился к Англии с призывом о мире. Британское радио немедленно передало ответ: «Нет». Черчилль заявил, что это было сделано без его ведома, но он полностью одобряет эту акцию. Эффект был потрясающий. Гитлер еще не ушел из Рейхстага, а ответ уже пришел.

Немцы стянули во французские порты в проливах все, что могло плавать. Начались круглосуточные работы по перестройке кораблей и паромов для высадки десанта. По планам Вермахта 25 дивизий должны были высадиться между Портсмутом и Дувром и наступать на Лондон. Но точную дату начала боевых действий Гитлер не назначил. Операция предусматривала выход в море колоссального количества судов.

Единственной надеждой англичан стал Королевский флот, самый мощный в мире. Пушки его линкоров и крейсеров были способны отправить на дно Ла-Манша любой десант, но при одном условии – надежном прикрытии с воздуха. Если его не будет, корабли не смогут остановить армию вторжения.

Это прекрасно понимали в Берлине и в первую очередь командующий Люфтваффе Герман Геринг. Абсолютное господство в воздухе – гарантия успеха десанта. Геринг уверял, что его пилоты безусловно выполнят задачу и в сжатые сроки. Теперь вся ответственность за победу над Британией лежала на нем. Грандиозная воздушная битва за Англию стала неизбежной.

После оккупации Франции немцы получили в свое распоряжение аэродромы союзников. 10 бомбардировочных эскадр, 2 воздушных флота, почти 1500 самолетов готовились к атаке на Британские острова.

2 воздушный флот под командованием фельдмаршала Альберта Кессельринга со штаб-квартирой в Брюсселе базировался на аэродромах Сев. Франции, Бельгии и Голландии. 3 воздушным флотом руководил фельдмаршал Хуго Шперлле. Его штаб находился в Париже. Этот флот использовал аэродромы, расположенные южнее р. Сена. Радиус действия бомбардировщиков Люфтваффе резко увеличился. Теперь они были способны бомбить не только южное побережье Англии и Лондон, но и промышленные центры в глубине страны. Эту армаду прикрывали истребители: 2 эскадры тяжелых двухмоторных «Мессершмиттов-110» и 11 эскадр одномоторных «Мессершмиттов-109», тоже почти 1500 самолетов.

«Мессершмитт-109» – основной истребитель Люфтваффе в битве за Англию. Скорость, маневренность, высокая вертикальная скорость и преимущество в потолке над любым британским истребителем. 2 пулемета в носовой части и 2 20-мм авиационные пушки в крыльях. Его огневая мощь была гораздо эффективнее 8 пулеметов английских «Спитфайров» или «Харикейнов», которые стреляли винтовочными патронами.

Истребительная авиация Королевских ВВС понесла в небе Франции тяжелые потери, но не считала себя побежденной. Летные тренировочные центры работали бесперебойно. Необстрелянных пилотов обучали тактическим приемам реального боя. Британцы были готовы сражаться до конца.

СпитфайрНовейшим истребителем англичан был в то время знаменитый «Спитфайр Мк1». Он поступил на вооружение Королевских ВВС в 1939г. и прекрасно зарекомендовал себя. Впервые «Мессершмитты» получили равного противника. «Он хорошо слушается руля, легок, маневренен и практически не уступает в летных характеристиках нашим «Ме-109», – так оценили «Спитфайр» эксперты Люфтваффе. Этот самолет – символ английского сопротивления.

Но рабочей лошадью сражения станет не он, а самый массовый истребитель англичан «Hawker Hurricane». Его летные качества и мощь вооружения оставляли желать лучшего. Главное то, что он был прост в пилотировании и удивительно живуч в бою. Пилоты «Харикейнов» сбили больше всего самолетов в битве за Англию.

Геринг был полон оптимизма. Воздушная операция против Великобритании получила звучное кодовое название «День орла». Рейхсмаршал щедро раздавал награды за боевые заслуги и ждал новых побед. Меньше, чем за год его асы нагнали страху на всех европейских противников.

Буквально пропасть была между боевой выучкой немецких и британских пилотов. У немцев был боевой опыт еще со времен Гражданской войны в Испании, где и появилась немецкая тактика, которая была позднее принята другими воюющими странами. Вместо устаревшего звена из 3 самолетов немцы предложили пару, а из пары составлялось звено из 4 самолетов. Творцами тактики пар были 2 ветерана Испании Вернер Мельдерс и Адольф Галланд. Именно они стали самыми успешными асами первых боев за Британию. Англичанам предстояло встретиться с опытным и безжалостным противником.

Звенья английских истребителей до битвы за Британию летали плотным, сомкнутым строем. Только командир имел свободный обзор. Немцы называли этот боевой порядок «идиотской шеренгой». Он был заметен издалека, и пилоты Люфтваффе могли нападать неожиданно.

Геринг лично инспектировал части, ведь именно Люфтваффе предстоит сделать решающий вклад в победу. Она неминуема. Геринг в это искренне верил. Рейхсмаршала не смущало воздушные операции такой сложности никто и никогда не проводил. Он не видел больших проблем, а между тем они были.

На англичан работало то, что немецкие истребители были вынуждены летать на пределе дальности. А их основной истребитель «Мессершмитт-109» не обладал достаточной дальностью, чтобы сопровождать бомбардировщики вглубь Британии.

Окончание читайте здесь…

 

Автор: Николай Категория: Сражения

Оцените статью
Тайны и Загадки истории