10.07.1940г. началась битва за Англию. Стороны втягивались в бой постепенно. Устаревшая тактика британцев немедленно сказалась на их потерях. На первых этапах сражения за каждый сбитый «Мессершмитт» Королевские ВВС отдавали 2 истребителя.
Увертюрой к битве стало сражение над Ла-Маншем. Англичане пытались прикрыть свои конвои, идущие по проливу, а немцы их атаковали. Эта фаза была немцами безусловно выиграна, фактически судоходство по каналу прекратилось.
Уже в первых воздушных атаках на Англию немецкие пилоты с удивлением обнаружили, что их всегда встречают истребители противника. Сработал секретный и главный козырь британцев – цепная система радаров. Командование Королевских ВВС сделало ставку на великолепно отлаженную службу раннего радиолокационного обнаружения и не ошиблись. Англичане видели все. С самого начала битвы за Англию Люфтваффе лишились одного из главных преимуществ – эффекта внезапности.
Немецкие бомбардировщики взлетали со своих баз во Франции и собирались в крылья. Их курс шел через Ла-Манш. Но целая система радаров засекала их, как только они приближались к французскому побережью. Информация передавалась в штаб авиации и штабы авиагрупп, защищающих определенные районы. После этого авиагруппы получали приказ на взлет. А близкие береговые зенитные батареи открывали огонь по самолетам Люфтваффе, как только они появлялись в зоне досягаемости. При подходе английских истребителей огонь немедленно прекращался по приказу штаба, чтобы не сбить своих. Радары точно наводили истребители на немецкие авиагруппы. И только теперь им передавали долгожданный приказ атаковать.
Люфтваффе недооценили возможности радара. Только однажды 12 августа была проведена массированная атака на радарные станции на южном побережье Англии. Налет пикирующих бомбардировщиков вывел из строя одну из них на сутки, но остальные продолжали работать.
Отказавшись атаковать центры английской противовоздушной обороны, немцы обрушились всей мощью на аэродромы. Но ожидаемого моментально эффекта налеты не принесли, а потери росли. В течение двухнедельных атак 170 немецких бомбардировщиков не вернулись домой.
19.08.1940г. на совещании высшего командования германских ВВС было решено полностью уничтожить истребительную авиацию англичан. Командиры немецких авиачастей получили возможность доказать германское превосходство в воздухе, но командиры бомбардировочных эскадр требовали усиления эскорта, ведь они теряли 20-40 машин в день. После бурного обсуждения рейхсмаршал приказал выделить на их защиту большее количество «Мессершмиттов».
К началу сентября истребительные бои достигли апогея. Ценой огромных усилий немцы обескровили истребительные части противника. С 24.08 по 06.09 англичане потеряли сбитыми и поврежденными почти 500 самолетов. Многие британские пилоты погибли, получили тяжелые ранения, многие были измотаны физически. Но теперь они не уступали немецким асам ни по уровню боевого мастерства, ни по силе морально духа.
К 6 сентября все аэродромы на юго-востоке Англии были разрушены полностью или частично. Пилоты, способные летать, получили приказ непрерывно находиться в воздухе и отражать атаки немцев. У Британии осталось чуть больше сотни истребителей, из них только 50 «Спитфайров». Англичане теряли в среднем по 20 самолетов в день. При таких потерях все должно было быть кончено через неделю. Помочь могло только чудо.
И оно пришло в лице Германа Геринга. В который раз рейхсмаршал изменил задачи и цели. Немецкие бомбардировщики переключились от атак на аэродромы на удары по городам. Геринг лично руководил операцией.
8 сентября 625 бомбардировщиков и 649 истребителей вылетели на Лондон. Начался последний этап битвы за Британию. Но теперь, когда немецкие бомбардировщики стали бомбить объекты в глубине острова и днем, и ночью, у сопровождения горючего хватало лишь на 10 минут боя, а воздушные схватки часто затягивались. Многие самолеты падали в Ла-Манш на обратном пути. Восстановление пилотов после такого купания длилось несколько недель.
После нескольких массированных налетов Лондон так и не был разрушен. Погибло несколько тысяч мирных жителей, но город продолжал жить и сражаться.
Британские заводы сумели быстро восстановить численность своих истребителей и бомбардировщиков. Старая тактика Королевских ВВС ушла в прошлое. На встречу немцам поднимались уже не одиночные эскадрильи. Теперь это было так называемое «Большое крыло», состоящее из 4, а то и 6 эскадрилий.
17.09 Гитлер был вынужден отложить высадку в Англию на неопределенный срок. Вскоре вторжение было перенесено на будущую весну. В январе 1941г. операция была отменена. «Морской лев» так и не смог перепрыгнуть Ла-Манш.