Борис Березовский: злой гений АвтоВАЗа

Борис Березовский © РИА Новости, Борис Бабанов

Много лет назад, еще во времена юности, я, как и наверно многие мои соотечественники совершенно не мог понять, почему импортом «Мерседесов» в Россию занимается компания с совершенно антагонистическим названием «ЛогоВАЗ».

Какая связь между Mercedes-Benz и Волжскими автомобилестроителями? Но все оказалось банально просто – за «ЛогоВАЗом» стоял тогда еще малоизвестный махинатор-материалист с математическим образованием Борис Березовский. Или БАБ в народном фольклоре.

Сегодня о Березовском говорят разное. Диаметрально противоположные мнения и суждения заполнили эфир. Кто-то его едко и откровенно ненавидит, кто-то наоборот превозносит до небес.

«Великий комбинатор», «гениальный авантюрист», «выдающийся предприниматель», «личность необычайного масштаба», «спекулянт Россией-матушкой», «потрясающий пройдоха», «искусный гедонист» и т. д. – такого широко диапазона дефиниций давненько не удостаивалась ни одна из российских селебритис. Но больше всего вариаций, конечно же, на тему воровства и мошенничества. Что здесь можно сказать?

Был ли вором Березовский или нет – решит суд. Неважно российский, британский или какой-либо еще, да хоть, мавританский. Не стоит и давать ему резких одиозных оценок в превосходной степени, мифологизировать или демонизировать БАБа.

Он был обычным человеком – типичным продуктом своего времени. Вряд ли его деятельность можно называть предпринимательством, а его самого предпринимателем или бизнесменом в том смысле, какой обычно вкладывается в эти понятия.

По сути он был махинатор, ловкач, проныра. Он не занимался экономической деятельностью (это из определения предпринимательства), он создавал экономические схемы, но не для зарабатывания (опять же в традиционном смысле этого слова), а для получения денег любыми путями. В том числе и, скорее всего, не вполне законными. Впрочем, судите сами.

Именно автопром стал трамплином для реализации «предпринимательских» талантов Березовского, именно с АвтоВАЗа началось формирования несметного богатства олигарха.

Любовь «с интересом» зародилась еще в 70-х гг. прошлого века на почве высочайшей дефицитности любой автомобильной атрибутики: автозапчасти ваз, аксессуары, собственно автомобилей и т. д. в тогдашнем СССР. И любовь эта многократно усилилась с приходом экономических свобод.

В 1989-м г. создается уже упоминавшийся «ЛогоВАЗ», как акционерное общество, специализирующееся на продаже автомобилей «ВАЗ». Но много ли можно заработать на продажах, пускай даже и на тот момент оставшегося последним отечественного товара пользовавшегося у населения страны неимоверной популярностью?

Много, – скажете вы и не ошибетесь, но можно еще больше, если подойти к делу творчески. Березовскому удалось реализовать на благополучном с финансовой точки зрения автомобилестроительном предприятии такую бурную деятельность что очень скоро завод погряз в долгах, его руководство в разнузданном мошенничестве а рядовые сотрудники в беспросветном отчаянии.

Никогда не отличавшаяся качеством продукция тольяттинцев, стала еще более отвратительной по содержанию, но низкая стоимость изготавливаемых «как бы автомобилей» делала их очень востребованными.

Уже потом стало известно, что при розничных ценах в районе 7 000 долларов себестоимость машин составляла 3 000 – 4 000 долларов – сырье, рабочая сила и комплектующие покупались задарма, работник получал от силы 200–250 долларов. Разница оседала в бестолковых и абсолютно непонятных структурах.

Все это стало возможно благодаря тому, что Березовский – человек, который «умеет дружить». Основными акционерами «ЛогоВАЗа» он сделал весь топ-менеджмент АвтоВАЗа практически поголовно: генерального директора Владимира Каданникова, финансового директора Николая Глушкова, коммерческого директора Александра Зибарева и помощника Каданникова по финансовым вопросам Самата Жабоева.

Кроме того, фактически основным банком предприятия стал Объединенный банк Березовского, счастливо сгинувший в начале 2000-х гг. по причине «неисполнения банком федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов Банка России, достаточности капитала ниже 2 процентов, снижения размера собственных средств (капитала) ниже минимального значения, установленного Банком России на дату регистрации кредитной организации, неспособности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам».

Кредиты, взаимозачеты… кто помнит – в то время рубль дешевел чуть ли не ежеминутно, инфляция зашкаливала, поэтому только на отсрочках платежа щедро предоставляемых АвтоВАЗом ЛогоВАЗу в обмен на своевременную поставку новых автомобилей можно было сколотить состояние. Два-три месяца отсрочки – стоили заводу колоссальных потерь, а БАБу дополнительно прибыли.

Да и многие подставные фирмы приобретавшие в Тольятти автомобили существовали ровно столько времени, сколько требовалось для того чтобы получить машины с конвейера и перепродать их ЛогоВАЗу. Платить АвтоВАЗу они вообще не собирались, стремительно растворяясь в сумятице проворно вторгающегося капитализма.

Но Березовскому и этого было мало, и тогда он воспользовался фантастически популярной в 90-х гг. процедурой реэкспорта. Что может быть проще – экспортируемые машины не облагаются НДС. Но за границей «тазики» никому не нужны, поэтому автомобили возвращаются домой, а НДС государству не платится – его можно оставить себе.

Более того, не стоило даже утруждаться с транспортировкой машин – за границу достаточно переслать одни лишь документы, а автомобили отправить сразу на российские товарные площадки.

Все эти коммерческие шалости низвели тольяттинского промышленно гиганта и некогда гордость страны до уровня заурядной бандитской лавочки. Конечно ни один Березовский виноват в этом, он увидел благодатную почву автопрома и поспешил возделать ее.

В итоге она заколосилась – воровство вошло в систему и волшебным образом перестало быть воровством, переквалифицировавшись в бизнес, в предпринимательскую деятельность. Причем повальную – предпринимателем становилась даже уборщица тетя Маша тащившая через проходную свой нехитрый инвентарь.

А сам АвтоВАЗ как бы заспиртовался в этой системе, превратившись в изолированный от внешнего мира заповедник, в котором продолжал разлагаться более 20 лет.

То есть Березовский приложил руку к созданию этой порочной системы и, включив в ЛогоВАЗ директоров АвтоВАЗа, запустил процесс гниения «с головы».

Но даже не это самое печальное. Гораздо печальнее то, что воцарившийся хаос на АвтоВАЗе лишил завод внимания и интереса со стороны потенциальных иностранных инвесторов.

Вероятно, лишил не полностью – в 90-х гг. поговаривали что к предприятию вроде как присматривается FIAT, GM и даже Volkswagen. Тем не менее каких-либо определенных шагов предпринято не было.

Эта «заспиртованность» вылилась в тотальную технологическую отсталость, инженерную импотенцию и полную неспособность самостоятельно произвести хоть мало-мальски современный автомобиль.

В отличие от Skoda, Dacia и некоторых прочих братьев по соцлагерю, получивших не только материальную, но и морально-техническую поддержку от иностранных коллег и потому благополучно поживающих сегодня, АвтоВАЗ долгое время пребывал в вакууме бандитских разборок, дележа власти, и чуть не легализованного воровства. Результатом стала нищета, всеобщие хищения, разнузданность и полнейшая энтропия на уровне мозга.

По идее вся эта современная история с Альянсом Renault-Nissan должна была произойти в Тольятти лет 15 назад. Тогда бы многих проблем и несчастий удалось избежать, а мы бы уже давно имели вполне приличные отечественные автомобили. Но тогда иностранцы не смогли или не пожелали прийти и разложение продолжилось…

Как в этом контексте оценивать вклад Березовского в отечественный автопром? В свое время покойный генерал Лебедь правильно сказал про БАБа: ему мало просто воровать – ему надо, чтобы все видели, что он ворует совершенно безнаказанно.

Березовский был известным эпикурейцем, и сам себя таковым называл, он любил радости жизни, любил славу, стремился к публичности. Поэтому самое справедливое воздаяние за все его дела и делишки – забвение.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий