Родился Борислав Брондуков в далеком теперь 1938 году в небольшом селе неподалеку от Киева.
Профессиональным актером Брондуков становиться не собирался. Окончив в 1960 году в Киеве строительный техникум, работал сначала прорабом на стройке, потом на заводе «Арсенал». А вот самодеятельность — да, уважал. Пел, танцевал и в народном театре играл. Друзья все время подначивали: «Давай, Борь, двигай в артисты!»
И вот в возрасте 23 лет (в 1961 г) он принял окончательное решение стать артистом. Брондуков отправился в Театральный институт имени И. Карпенко-Карого сдавать документы. В приемной комиссии ему ответили: «Знаете, с такой внешностью, как у вас, прорабом работать нужно, а не в театральный проситься».
Брондуков обиделся и хотел было уйти, но тут в комнату как раз зашел ректор ВУЗа Николай Заднепровский. «Вы чего его гоните?! Да он знаменитым артистом станет! Я видел, как он в заводском народном театре играет. А ну-ка берите у него документы!» Экзамены Борислав сдал с первого раза.
В 1965 году, окончив театральный институт, он начал работать актером на Киевской киностудии имени А.П.Довженко. В кино — с 1962 года. Один из самых любимых актёров Украины. Неподражаемый исполнитель ролей алкоголиков, проходимцев и просто «недалёких» людей.
Этот неповторимый актер стал звездой не сразу, не вмиг, а постепенно — от роли к роли, от фильма к фильму. В кино он дебютировал в фильме Сергея Параджанова «Цветы на камне» (1962), но первая роль заметного успеха актеру не принесла
После нескольких эпизодических работ Брондуков продемонстрировал свой актерский дар в фильме Леонида Осыка «Каменный крест» (1968). Он сыграл вора, забравшегося в нищую хату старого крестьянина. Пойманный, он должен быть судим на людях и убит ограбленным хозяином. Таков векам освещенный закон крестьянской общины, восходящий к языческому мироощущению.
Но Иван Дидух неожиданно отступает от него, может быть, первое в его жизни христианское движение души — сострадание к вору, такому же бедняку, как он сам, отказ от расправы над ним. Вора убьют односельчане. И между ними ляжет межа отчуждения. Роль вора в этом фильме была единственной трагической ролью в творчестве актера. За нее Брондуков получил диплом III Всесоюзного кинофестиваля.
В первый раз Брондуков женился в начале 60-х. Она училась в Ленинграде в политехническом институте на звукооператора. Вскоре после свадьбы Борислав узнал, что его жена психически больна, и вскоре развелся.
Со своей второй женой Екатериной Брондуков познакомился в 1969 году. Екатерина Петровна Брондукова: «Мы познакомились, когда мне было 18, а ему 31. Вместе с моей подругой Людмилой Борисовой, подбивавшей меня поступать в театральный, мы провожали в аэропорту «Жуляны» известного актера Ивана Миколайчука. Он приехал с Брондуковым.
Тот нес чемоданы, и я решила, что это носильщик; актера в нем не заподозрила. Пока Люда говорила с Иваном, я сидела на лавочке. Боря ко мне тесно так придвинулся и… стал заигрывать, причем он был явно подшофе. А я думаю: «Боже! Пьяный, старый, как он смеет так себя вести?» В возмущении говорю: «Люда, забери меня от этого дядьки!» А она: «Да ты знаешь, кто он такой? Это хороший актер, он тебя подготовит в театральный лучше, чем я». На следующий день мы встретились и пошли на склоны Днепра — репетировать… В итоге я вышла за него уже в конце первого курса…
Поначалу мне просто было с ним интересно, как, впрочем, и со всей их артистической компанией. Все ребята — зрелые, умные, талантливые; Боря среди них — первый шустряк и балагур… А душевные качества я разглядела уже потом.
Он был очень заботливым. Никогда не дарил цветов, зато старался как следует накормить. Помню, когда впервые пригласил в гости, наварил сосисок, картошки, салат нарезал. Но потом, видно, понял, что сосисками девушку не обольстить, и стал водить меня в рестораны. Кстати, сам он готовил отлично».
Расцвет творчества Брондукова пришелся на 70-е годы, когда артист сыграл во многих заметных картинах разных жанров. Первоначально сыграл ряд эпизодических ролей в таких известных фильмах, как «Вий», «Опасные гастроли», «Если есть паруса», «Шаг с крыши». Однако впервые был отмечен публикой в комедии Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай» и производственной драме Сергея Микаэляна «Премия».
Постепенно, картина за картиной, Борислав Брондуков стал завоевывать сердца зрителей, а вместе с тем — признание режиссеров. Ему пришлось сыграть более 30 ролей в кино, прежде чем произнести фразу, сделавшую его знаменитым: «Афоня! Рубь гони!» в комедии Георгия Данелии «Афоня» (история создания фильма) . Брондуков мог сыграть в этом фильме главную роль.
Поначалу фильм собирался снимать на киевской студии им. Довженко его друг Леонид Осыка, который сразу отвел Боре роль Борщова. Но вскоре было принято решение, что картину будет делать Георгий Данелия на «Мосфильме». Знавший Брондукова сценарист Александр Бородянский уговорил режиссера взять его хотя бы на эпизодическую роль. Данелия уступил, но роль алкаша Федула, которую он предложил Брондукову, содержала всего одну реплику — несколько секунд в кадре!
Все изменилось после проб. Данелия просто влюбился в актера! Целый день они обсуждали образ, и роль сама собой разрослась до нескольких сцен. Перевернули вверх дном всю костюмерную «Мосфильма» в поисках костюма, но ничего не нашли. В итоге Брондуков снимался… в старом свитере самого Данелия, который тот нашел у себя на даче.
После Федула режиссеры бросились предлагать Брондукову роли алкоголиков, что, кстати, очень расстраивало его жену. Ну в самом деле, кому приятно, что у мужа такое амплуа? На премьере картины «Сто грамм для храбрости», где Брондуков сыграл алкоголика Федю, она так расстроилась стопроцентному попаданию супруга в образ, что, едва выйдя из кинозала, заявила: «Больше ты у меня пьяниц играть не будешь!».
Ну а что вне экрана? Многие ведь считали, что Брондуков и в жизни «закладывает за воротник». «Это не так, — говорит Екатерина Петровна. — Он был очень дисциплинированным и держал себя в форме. Муж всегда повторял, что дисциплине в профессии его научил Евгений Леонов, с которым они в 1973году снимались в «Премии». Леонов говорил: «Боря, даже алкоголика должен играть абсолютно трезвый артист.
Если завтра съемка, то — ни-ни!» Бронечка всегда придерживался этого правила. На вечеринках с друзьями он, конечно, мог пригубить, и порой очень даже хорошо, но уже утром всегда был как огурчик».
Далее последовали роли у Эмиля Лотяну в поэтической ленте «Табор уходит в небо» (Как снимали фильм) и комедии Виталия Мельникова «Женитьба» по одноименной пьесе Н.В.Гоголя.
Удачной была роль Брондукова в еще одной комедии Георгия Данелии «Осенний марафон» (история создания фильма). Снимался он также у Эльдара Рязанова в фильмах «О бедном гусаре замолвите слово» (тюремщик), «Жестокий романс» (Иван), не потерялся и в блистательном ансамбле «Гаража», сыграв незадачливого жениха.
Комедийный талант Брондукова также проявился в фильмах «Смотри в оба», «Раз на раз не приходится», «Зелёный фургон». В последнем он удивительно смешно сыграл милиционера Грищенко.
Интересены также в его творческой судьбе фильмы «Вас ожидает гражданка Никанорова», в котором Борислав Брондуков блестяще сыграл героя-любовника и сумел разрушить стереотип сугубо комедийного актера и роль в суровом приключенческом фильме «Тревожный месяц вересень».
В 80-е годы он сыграл одну из самых своих блистательных ролей — инспектора Лестрейда. В знаменитый сериал о Шерлоке Холмсе Бронислав Николаевич попал благодаря Алле Демидовой.
Она обратила на него внимание мужа, являвшегося одним из авторов сценария. Брондукова пригласили… даже не на пробы, а на семейные посиделки, где присутствовал режиссер Масленников. Он сразу сказал: «Боренька, ты нам очень подходишь, но вот речь… Не очень она у тебя «английская».
Извини, но мы тебя переозвучим». Так что Лестрейд говорит голосом «не своим», а ленинградского актера Ефимова. (После первого инсульта Брондукову вообще стало тяжело произносить текст, поэтому более тридцати ролей, сыгранных позднее 1984 года, тоже озвучивал Ефимов или украинский артист Анатолий Юрченко.)
Брондуков часто играл эпизодические роли, как например в комедиях «Спортлото-82» (директор турбазы), «Мы из джаза» (лже-Колбасьев) или «Опасно для жизни» (Переделкин). Но и появляясь в небольших ролях, он неизменно вызывал улыбку зрителей. Его обаянию невозможно не поддаться, даже если это герои, грубо говоря, «отрицательные». Причем работал актёр почти всегда на одной краске, пользуясь несколькими, сугубо «брондуковскими» штампами, свойственными только ему.
Екатерина Брондукова: «Думаю, Бронечка понимал, что Гамлета ему вряд ли предложат, он знал свои возможности и всегда говорил: «Черт с ними, с главными ролями! Вы дайте мне хороший эпизод, и я из него сделаю конфетку!»».
Героев Борислава Брондукова отличает внутренняя невозмутимость в сочетании с внешней активностью, которые всегда ведут к недоразумениям и абсурду.
Человеческий тип очень узнаваемый, вносящий в течение жизни глупость и ахинею, но все же не столь зловещий, чтобы вызывать ненависть, зато вполне достойный насмешки. Актер очень точно угадал и выразил этот распространенный характер наших современников.
Первый инсульт случился у Брондукова в 1984-м. Он не щадил себя, буквально жег работой, постоянно мотался по съемкам: Москва — Киев — Одесса — Ленинград — опять Москва… Дома бывал месяца два в году и совсем не отдыхал.
После четырех месяцев в больнице артист справился с болезнью. И снимался еще 9 лет. В 93-м — второй инсульт. Жена Екатерина Петровна бросила работу, постоянно находилась возле мужа. Денег не было, и она села за швейную машинку, стала шить на заказ концертные платья для украинских эстрадных звезд…
Брондуков снова нашел в себе силы подняться, начал закаляться по методу Порфирия Иванова и даже снова вышел на съемочную площадку! Впрочем, кино у нас в это время снимать практически перестали; актер оказался невостребованным, никому, кроме семьи, не нужным.
Вскоре семья Брондуковых практически оказалась без средств к существованию. Вспоминает Екатерина Петровна: «В наше время многие мужчины сломались, потому что раньше были кормильцами, а потом стали немощными и никому не нужными. Никогда не забуду, как младший сын пришел домой, а Боря плачет: «Богданчик, нам кушать нечего».
Боря ходил на рынок, где знакомый мясник давал ему целую сумку костей вроде как для собаки. На самом деле мы из этих костей варили суп себе. Когда нечего было кушать, Боря на целый день уходил гулять по Киеву. Я волновалась, говорила: «Ты же голодный». А он: «Ничего, мне кто пирожок даст, кто булочку». Наверное, люди узнавали его и угощали».
Последний раз на экране Борислав Брондуков появился в 1997 году в картине «Хиппиниада, или Материк любви», после чего у него случился третий инсульт. Через год начались приступы эпилепсии. С тех пор он не говорил и почти не двигался. Только плакал и… смотрел.
Плакал, когда приходил его навестить кто-то из товарищей по советскому еще киношному цеху. Плакал, видя на телеэкране «Афоню» или «Приключения Шерлока Холмса». Плакал, если рядом заходил разговор о его болезни… Борислав Николаевич слышал, что говорят вокруг, но никто не знаел, о чем он думает. С окружающим миром Брондукова связывали глаза. Его невозможный, пронзительный, как показалось, немного укоризненный взгляд трудно было выдержать …
После сложнейшей операции по удалению гематомы мозга врачи предупредили: вероятность летального исхода — 99%. Но он жил. На таблетках, на капельницах. Туда, за черту, не отпускала Екатерина Петровна — его жена, его Ангел, его последняя опора. Она кормила Борислава Николаевича кашей из ложки, вытирала ему слезы, переворачивала на другой бок, мыла, ласково называя Бронечкой.
Положение семьи продолжало оставаться бедственным — порой им просто не за что было купить хлеба. О народном артисте тогда все забыли.
Однажды в доме Брондуковых раздался звонок. Звонили из Харькова с телевидения. «Хотим снять сюжет о нашем любимом артисте». «Какой сюжет? — возмутилась жена. — Брондуков не двигается, не разговаривает…» И все-таки телевизионщики ее уломали. Приехали.
И тут случилось неожиданное: увидев камеру, Борислав Николаевич сполз с кровати, встал на ноги и попытался сделать шаг. И вдруг заплакал — от бессилия. Харьковчане сняли его и сами разрыдались… Позже сюжет, снятый ими, показали по НТВ. И началось: простые люди звонили из Киева, Харькова, Донецка, Москвы, Петербурга, Нью-Йорка, Иерусалима…
Звонившие негодовали: почему украинская пресса так долго молчала о том, что Брондуков в беде? Почему власти безразличны к народному артисту Украины? Интересовались, чем можно помочь. И помогали: не на словах — на деле.
«За последний год — не поверите — столько внимания к Бронечке, — радовалась жена. — Звонят артисты из Москвы, Белоруссии, Ташкента. Присылают деньги, письма. Местные наши власти обещают подсобить». Собрала средства на лечение любимого артиста и Гильдия актёров кино Украины .
И все же 10 марта 2004 года этого замечательного актера не стало. Он умер в пять часов вечера. Екатерина Петровна: «В последние минуты жизни Бронечка открыл глазки и посмотрел на нас.
У него скривило рот сначала в одну сторону, потом в другую. Дыхание остановилось, опять началось и снова прекратилось… Уже перед самой смертью он сильно-сильно зажмурил глазки, лицо стало пунцовым, потом бордовым-бордовым, потом синим-синим.
Наверное, в этот момент синева пошла по всему телу. А потом Бронечка побелел… Расслабился, черты лица разгладились. Рот у него был открыт. Я ему быстро платком подвязала челюсть, чтобы он был красивенький. Лицо стало таким умиротворенным. И все…»