Борислав Брондуков

 

Родился Борислав Брондуков в далеком теперь 1938 году в небольшом селе неподалеку от Киева.

Профессиональным актером Брондуков становиться не собирался. Окончив в 1960 году в Киеве строительный техникум, работал сначала прорабом на стройке, потом на заводе «Арсенал». А вот самодеятельность — да, уважал. Пел, танцевал и в народном театре играл. Друзья все время подначивали: «Давай, Борь, двигай в артисты!»

Борислав Брондуков

И вот в возрасте 23 лет (в 1961 г) он принял окончательное решение стать артистом. Брондуков отправился в Театральный институт имени И. Карпенко-Карого сдавать документы. В приемной комиссии ему ответили: «Знаете, с такой внешностью, как у вас, прорабом работать нужно, а не в театральный проситься».

Брондуков обиделся и хотел было уйти, но тут в комнату как раз зашел ректор ВУЗа Николай Заднепровский. «Вы чего его гоните?! Да он знаменитым артистом станет! Я видел, как он в заводском народном театре играет. А ну-ка берите у него документы!» Экзамены Борислав сдал с первого раза.


В 1965 году, окончив театральный институт, он начал работать актером на Киевской киностудии имени А.П.Довженко. В кино — с 1962 года. Один из самых любимых актёров Украины. Неподражаемый исполнитель ролей алкоголиков, проходимцев и просто «недалёких» людей.

Этот неповторимый актер стал звездой не сразу, не вмиг, а постепенно — от роли к роли, от фильма к фильму. В кино он дебютировал в фильме Сергея Параджанова «Цветы на камне» (1962), но первая роль заметного успеха актеру не принесла

Борислав Брондуков

После нескольких эпизодических работ Брондуков продемонстрировал свой актерский дар в фильме Леонида Осыка «Каменный крест» (1968). Он сыграл вора, забравшегося в нищую хату старого крестьянина. Пойманный, он должен быть судим на людях и убит ограбленным хозяином. Таков векам освещенный закон крестьянской общины, восходящий к языческому мироощущению.

Но Иван Дидух неожиданно отступает от него, может быть, первое в его жизни христианское движение души — сострадание к вору, такому же бедняку, как он сам, отказ от расправы над ним. Вора убьют односельчане. И между ними ляжет межа отчуждения. Роль вора в этом фильме была единственной трагической ролью в творчестве актера. За нее Брондуков получил диплом III Всесоюзного кинофестиваля.

В первый раз Брондуков женился в начале 60-х. Она училась в Ленинграде в политехническом институте на звукооператора. Вскоре после свадьбы Борислав узнал, что его жена психически больна, и вскоре развелся.

Со своей второй женой Екатериной Брондуков познакомился в 1969 году. Екатерина Петровна Брондукова: «Мы познакомились, когда мне было 18, а ему 31. Вместе с моей подругой Людмилой Борисовой, подбивавшей меня поступать в театральный, мы провожали в аэропорту «Жуляны» известного актера Ивана Миколайчука. Он приехал с Брондуковым.

Тот нес чемоданы, и я решила, что это носильщик; актера в нем не заподозрила. Пока Люда говорила с Иваном, я сидела на лавочке. Боря ко мне тесно так придвинулся и… стал заигрывать, причем он был явно подшофе. А я думаю: «Боже! Пьяный, старый, как он смеет так себя вести?» В возмущении говорю: «Люда, забери меня от этого дядьки!» А она: «Да ты знаешь, кто он такой? Это хороший актер, он тебя подготовит в театральный лучше, чем я». На следующий день мы встретились и пошли на склоны Днепра — репетировать… В итоге я вышла за него уже в конце первого курса…

Борислав Брондуков -семья

Поначалу мне просто было с ним интересно, как, впрочем, и со всей их артистической компанией. Все ребята — зрелые, умные, талантливые; Боря среди них — первый шустряк и балагур… А душевные качества я разглядела уже потом.

Он был очень заботливым. Никогда не дарил цветов, зато старался как следует накормить. Помню, когда впервые пригласил в гости, наварил сосисок, картошки, салат нарезал. Но потом, видно, понял, что сосисками девушку не обольстить, и стал водить меня в рестораны. Кстати, сам он готовил отлично».

Борислав Брондуков в фильме «Афоня»

 

Расцвет творчества Брондукова пришелся на 70-е годы, когда артист сыграл во многих заметных картинах разных жанров. Первоначально сыграл ряд эпизодических ролей в таких известных фильмах, как «Вий», «Опасные гастроли», «Если есть паруса», «Шаг с крыши». Однако впервые был отмечен публикой в комедии Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай» и производственной драме Сергея Микаэляна «Премия».

Постепенно, картина за картиной, Борислав Брондуков стал завоевывать сердца зрителей, а вместе с тем — признание режиссеров. Ему пришлось сыграть более 30 ролей в кино, прежде чем произнести фразу, сделавшую его знаменитым: «Афоня! Рубь гони!» в комедии Георгия Данелии «Афоня» (история создания фильма) . Брондуков мог сыграть в этом фильме главную роль.

Поначалу фильм собирался снимать на киевской студии им. Довженко его друг Леонид Осыка, который сразу отвел Боре роль Борщова. Но вскоре было принято решение, что картину будет делать Георгий Данелия на «Мосфильме». Знавший Брондукова сценарист Александр Бородянский уговорил режиссера взять его хотя бы на эпизодическую роль. Данелия уступил, но роль алкаша Федула, которую он предложил Брондукову, содержала всего одну реплику — несколько секунд в кадре!

Все изменилось после проб. Данелия просто влюбился в актера! Целый день они обсуждали образ, и роль сама собой разрослась до нескольких сцен. Перевернули вверх дном всю костюмерную «Мосфильма» в поисках костюма, но ничего не нашли. В итоге Брондуков снимался… в старом свитере самого Данелия, который тот нашел у себя на даче.

Борислав Брондуков

После Федула режиссеры бросились предлагать Брондукову роли алкоголиков, что, кстати, очень расстраивало его жену. Ну в самом деле, кому приятно, что у мужа такое амплуа? На премьере картины «Сто грамм для храбрости», где Брондуков сыграл алкоголика Федю, она так расстроилась стопроцентному попаданию супруга в образ, что, едва выйдя из кинозала, заявила: «Больше ты у меня пьяниц играть не будешь!».

Борислав Брондуков в фильме «Зелёный фургон»

Ну а что вне экрана? Многие ведь считали, что Брондуков и в жизни «закладывает за воротник». «Это не так, — говорит Екатерина Петровна. — Он был очень дисциплинированным и держал себя в форме. Муж всегда повторял, что дисциплине в профессии его научил Евгений Леонов, с которым они в 1973году снимались в «Премии». Леонов говорил: «Боря, даже алкоголика должен играть абсолютно трезвый артист.

Если завтра съемка, то — ни-ни!» Бронечка всегда придерживался этого правила. На вечеринках с друзьями он, конечно, мог пригубить, и порой очень даже хорошо, но уже утром всегда был как огурчик».

Далее последовали роли у Эмиля Лотяну в поэтической ленте «Табор уходит в небо» (Как снимали фильм) и комедии Виталия Мельникова «Женитьба» по одноименной пьесе Н.В.Гоголя.

Удачной была роль Брондукова в еще одной комедии Георгия Данелии «Осенний марафон» (история создания фильма). Снимался он также у Эльдара Рязанова в фильмах «О бедном гусаре замолвите слово» (тюремщик), «Жестокий романс» (Иван), не потерялся и в блистательном ансамбле «Гаража», сыграв незадачливого жениха.

Комедийный талант Брондукова также проявился в фильмах «Смотри в оба», «Раз на раз не приходится», «Зелёный фургон». В последнем он удивительно смешно сыграл милиционера Грищенко.

Интересены также в его творческой судьбе фильмы «Вас ожидает гражданка Никанорова», в котором Борислав Брондуков блестяще сыграл героя-любовника и сумел разрушить стереотип сугубо комедийного актера и роль в суровом приключенческом фильме «Тревожный месяц вересень».

В 80-е годы он сыграл одну из самых своих блистательных ролей — инспектора Лестрейда. В знаменитый сериал о Шерлоке Холмсе Бронислав Николаевич попал благодаря Алле Демидовой.

Она обратила на него внимание мужа, являвшегося одним из авторов сценария. Брондукова пригласили… даже не на пробы, а на семейные посиделки, где присутствовал режиссер Масленников. Он сразу сказал: «Боренька, ты нам очень подходишь, но вот речь… Не очень она у тебя «английская».

Извини, но мы тебя переозвучим». Так что Лестрейд говорит голосом «не своим», а ленинградского актера Ефимова. (После первого инсульта Брондукову вообще стало тяжело произносить текст, поэтому более тридцати ролей, сыгранных позднее 1984 года, тоже озвучивал Ефимов или украинский артист Анатолий Юрченко.)

Борислав Брондуков в фильме «Мы из джаза»

Брондуков часто играл эпизодические роли, как например в комедиях «Спортлото-82» (директор турбазы), «Мы из джаза» (лже-Колбасьев) или «Опасно для жизни» (Переделкин). Но и появляясь в небольших ролях, он неизменно вызывал улыбку зрителей. Его обаянию невозможно не поддаться, даже если это герои, грубо говоря, «отрицательные». Причем работал актёр почти всегда на одной краске, пользуясь несколькими, сугубо «брондуковскими» штампами, свойственными только ему.

Екатерина Брондукова: «Думаю, Бронечка понимал, что Гамлета ему вряд ли предложат, он знал свои возможности и всегда говорил: «Черт с ними, с главными ролями! Вы дайте мне хороший эпизод, и я из него сделаю конфетку!»».

Героев Борислава Брондукова отличает внутренняя невозмутимость в сочетании с внешней активностью, которые всегда ведут к недоразумениям и абсурду.

Человеческий тип очень узнаваемый, вносящий в течение жизни глупость и ахинею, но все же не столь зловещий, чтобы вызывать ненависть, зато вполне достойный насмешки. Актер очень точно угадал и выразил этот распространенный характер наших современников.

Первый инсульт случился у Брондукова в 1984-м. Он не щадил себя, буквально жег работой, постоянно мотался по съемкам: Москва — Киев — Одесса — Ленинград — опять Москва… Дома бывал месяца два в году и совсем не отдыхал.

После четырех месяцев в больнице артист справился с болезнью. И снимался еще 9 лет. В 93-м — второй инсульт. Жена Екатерина Петровна бросила работу, постоянно находилась возле мужа. Денег не было, и она села за швейную машинку, стала шить на заказ концертные платья для украинских эстрадных звезд…

Брондуков снова нашел в себе силы подняться, начал закаляться по методу Порфирия Иванова и даже снова вышел на съемочную площадку! Впрочем, кино у нас в это время снимать практически перестали; актер оказался невостребованным, никому, кроме семьи, не нужным.

Вскоре семья Брондуковых практически оказалась без средств к существованию. Вспоминает Екатерина Петровна: «В наше время многие мужчины сломались, потому что раньше были кормильцами, а потом стали немощными и никому не нужными. Никогда не забуду, как младший сын пришел домой, а Боря плачет: «Богданчик, нам кушать нечего».

Боря ходил на рынок, где знакомый мясник давал ему целую сумку костей вроде как для собаки. На самом деле мы из этих костей варили суп себе. Когда нечего было кушать, Боря на целый день уходил гулять по Киеву. Я волновалась, говорила: «Ты же голодный». А он: «Ничего, мне кто пирожок даст, кто булочку». Наверное, люди узнавали его и угощали».

Борислав Брондуков в фильме «Приключения Шерлока Холмса…»

Последний раз на экране Борислав Брондуков появился в 1997 году в картине «Хиппиниада, или Материк любви», после чего у него случился третий инсульт. Через год начались приступы эпилепсии. С тех пор он не говорил и почти не двигался. Только плакал и… смотрел.

Плакал, когда приходил его навестить кто-то из товарищей по советскому еще киношному цеху. Плакал, видя на телеэкране «Афоню» или «Приключения Шерлока Холмса». Плакал, если рядом заходил разговор о его болезни… Борислав Николаевич слышал, что говорят вокруг, но никто не знаел, о чем он думает. С окружающим миром Брондукова связывали глаза. Его невозможный, пронзительный, как показалось, немного укоризненный взгляд трудно было выдержать …

После сложнейшей операции по удалению гематомы мозга врачи предупредили: вероятность летального исхода — 99%. Но он жил. На таблетках, на капельницах. Туда, за черту, не отпускала Екатерина Петровна — его жена, его Ангел, его последняя опора. Она кормила Борислава Николаевича кашей из ложки, вытирала ему слезы, переворачивала на другой бок, мыла, ласково называя Бронечкой.

Положение семьи продолжало оставаться бедственным — порой им просто не за что было купить хлеба. О народном артисте тогда все забыли.

Однажды в доме Брондуковых раздался звонок. Звонили из Харькова с телевидения. «Хотим снять сюжет о нашем любимом артисте». «Какой сюжет? — возмутилась жена. — Брондуков не двигается, не разговаривает…» И все-таки телевизионщики ее уломали. Приехали.

Борислав Брондуков в фильме «Гараж»

 

И тут случилось неожиданное: увидев камеру, Борислав Николаевич сполз с кровати, встал на ноги и попытался сделать шаг. И вдруг заплакал — от бессилия. Харьковчане сняли его и сами разрыдались… Позже сюжет, снятый ими, показали по НТВ. И началось: простые люди звонили из Киева, Харькова, Донецка, Москвы, Петербурга, Нью-Йорка, Иерусалима…

Звонившие негодовали: почему украинская пресса так долго молчала о том, что Брондуков в беде? Почему власти безразличны к народному артисту Украины? Интересовались, чем можно помочь. И помогали: не на словах — на деле.

«За последний год — не поверите — столько внимания к Бронечке, — радовалась жена. — Звонят артисты из Москвы, Белоруссии, Ташкента. Присылают деньги, письма. Местные наши власти обещают подсобить». Собрала средства на лечение любимого артиста и Гильдия актёров кино Украины .

И все же 10 марта 2004 года этого замечательного актера не стало. Он умер в пять часов вечера. Екатерина Петровна: «В последние минуты жизни Бронечка открыл глазки и посмотрел на нас.

У него скривило рот сначала в одну сторону, потом в другую. Дыхание остановилось, опять началось и снова прекратилось… Уже перед самой смертью он сильно-сильно зажмурил глазки, лицо стало пунцовым, потом бордовым-бордовым, потом синим-синим.

Наверное, в этот момент синева пошла по всему телу. А потом Бронечка побелел… Расслабился, черты лица разгладились. Рот у него был открыт. Я ему быстро платком подвязала челюсть, чтобы он был красивенький. Лицо стало таким умиротворенным. И все…»

Оцените статью
Тайны и Загадки истории

Борислав БРОНДУКОВ

Этот актер практически не играл в кино главных ролей, однако его знала вся страна. Будучи мастером эпизода, он исполнял роли простых людей из народа, за что и удостоился в глазах рядовых зрителей звания народного артиста.

Борислав Брондуков родился 1 марта 1938 года в селе Дубова Киевской области. Его отец Николай подростком воевал в дивизии В. И. Чапаева, и за мужество и героизм легендарный комдив наградил его именным «наганом» и шашкой. А двадцать лет спустя эти награды спасли ему жизнь. Дело было так. В начале войны Николай Брондуков оказался на оккупированной территории и был угнан немцами в Германию. Там он попал на рудники и работал в шахте. Работа была адская, и однажды нервы Брондукова не выдержали – после очередных издевательств надсмотрщика он развернулся и съездил ему кулаком по физиономии. Бунтовщика тут же скрутили и увели разбираться. Видевшие это товарищи Брондукова мысленно с ним уже простились. Однако тому повезло. Когда его привели к начальнику рудников, тот справлял какое-то торжество и был в благостном расположении духа. Поэтому он не стал лютовать и, желая повеселить гостей, пригласил бунтовщика к столу. И Брондуков почти в точности повторил поступок шолоховского Соколова из «Судьбы человека» – без закуски выпил несколько стаканов водки, чем поверг в неописуемый восторг всех, кто сидел за столом. Когда же его спросили, где он научился так здорово пить, Брондуков ответил: «Чапаевцы и не такое умеют». Когда начальник рудников узнал, что его гость не только воевал под руководством легендарного героя Гражданской войны, но и получил из его рук именное оружие, он проникся к нему еще большим уважением и тут же распорядился дать ему водки, закуски и отпустить на все четыре стороны.

Сын лихого чапаевца Борислав (его мать была полька), характером уродившись в отца, профессию для рода Брондуковых выбрал необычную – стал актером. Но сделал это не сразу. В 1960 году он окончил Киевский горный техникум, год поработал на киевском заводе «Арсенал» и только после этого, видимо, убедившись, что это дело не его, ушел в актеры. В 1961 году он поступил на кинофакультет Киевского института театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого.

Дебют Брондукова в кино состоялся в 1962 году – он сыграл Ковалева в картине Сергея Параджанова «Цветок на камне». Однако судьба у фильма сложилась несчастливо. В самом начале съемок работа была прервана из-за трагедии – 15 августа 1960 года погибла исполнительница главной роли (Христины) 21-летняя Инна Бурдученко (до этого сыграла главную роль в фильме «Иванна»). Из-за этого съемки были отложены на год. Однако, когда фильм был все-таки снят, чиновники от кино посчитали его идеологически вредным и распорядились отпечатать всего лишь 158 копий. Так что широкий зритель картину так и не увидел.

Окончив институт в 1965 году, Брондуков сразу стал одним из самых снимаемых актеров Киностудии имени Довженко. Только в 1965 году он снялся сразу в четырех фильмах – «Верность», «Нет неизвестных солдат», «Гадюка», «Хочу верить» – правда, все эти роли проходили по разряду эпизодических.

Первым режиссером, который увидел в Брондукове талант острохарактерного актера и предложил ему главную роль, был Леонид Осыка, который в 1967 году приступил к работе над фильмом «Каменный крест» по новеллам В. Стефаника. Сюжет фильма был замысловат: галицийский крестьянин Иван Дидух решает уехать в Канаду. Но накануне отъезда в его дом забирается вор, который сразу попадает в руки хозяина. Дидух зовет на помощь соседей, однако в последний момент решает простить незваного гостя. Но соседи настроены решительно и убивают вора. Роль последнего и сыграл Брондуков. За эту работу он был удостоен приза за лучшую мужскую роль на III Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде в 1968 году. Однако этот фестиваль мог навсегда поставить крест на дальнейшей судьбе актера.

Дело в том, что на одной из пресс-конференций, которая проходила в рамках фестиваля, Брондукова спросили, какую роль он мечтает сыграть теперь, после этого успеха. И Брондуков, недолго думая, ответил: «Хочу сыграть Ленина. Причем в Театре сатиры…» После этих слов в зале наступила гнетущая тишина, так как никто из присутствующих не ожидал подобного ответа от лауреата, да еще накануне славного юбилея – 100-летия со дня рождения вождя мирового пролетариата. И хотя Брондуков затем одумался и на той же встрече заявил, что пошутил, его извинения никто не принял.

Слух об этом инциденте дошел до самого «верха». В итоге, когда Брондуков вернулся в Киев, его в тот же день вызвали в КГБ. Далее послушаем его собственный рассказ: «Прихожу, сидит человек в штатском. Вертит в руках мою фотографию. И не знает, с чего начать. „Вы знаете, – наконец говорит, – на вас тут из Ленинграда поступило несколько „сигналов“. Потом как-то замялся и вдруг: „Мы так уважаем вас и ваше творчество. Не могли бы вы моему сыну фотографию подписать?“ Я, конечно, согласился. И тут он спрашивает в лоб: „Все было действительно так?“ – „Да, – сознаюсь, – так. Но я тогда выпил, не сознавал, что говорил“. И меня простили. Хотя директор студии, покойный Довженко, меня тогда приложил: «Мать твою, если б такое при Сталине случилось, ты б уже на Колыме гнил“.

Не менее драматично складывалась в те годы и личная жизнь Брондукова. В первый раз он женился в начале 60-х, однако этот брак оказался несчастливым. Как выяснилось вскоре после свадьбы, его жена была психически больным человеком, и вскоре жизнь с нею превратилась для Брондукова в пытку. В конце концов он не выдержал и развелся. После этого впал в жуткую депрессию и бросился в запой. В те дни ему всерьез казалось, что счастья семейной жизни ему никогда уже не испытать. Но это оказалось не так. В 1968 году судьба свела Брондукова с 18-летней Катей. Их встреча произошла при следующих обстоятельствах.

Одной из подруг Кати очень нравился актер Иван Миколайчук. Эта подруга узнала, что он прилетает в Киев из командировки, и собралась его встречать. Но ехать в одиночку ей было боязно, поэтому она прихватила с собой Катю. Последняя вспоминает: «Мы приехали в аэропорт Жуляны. Встретили Миколайчука. Там же был и Брондуков, который нес чемоданы. Я поначалу решила, что это грузчик. И вот подруга общается с Иваном, а я сижу с Брондуковым на скамейке. Сижу, а он начинает ко мне приставать (он был слегка, как говорится по-украински, „напiдпитку“). Я хочу уйти, а подруга мне – сиди! Ну, кое-как расстались…»

Следующая встреча Кати с Брондуковым произошла благодаря инициативе той же подруги, которая вновь отправилась на встречу с Миколайчуком (теперь уже к нему домой) и вновь взяла ее с собой. Когда они вошли в квартиру, Катя первым делом увидела своего недавнего знакомого – Брондукова. Однако в отличие от первой встречи актер был более галантен, поэтому его ухаживания девушка восприняла благожелательно. Когда же он узнал, что Катя собирается поступать в театральный, он вызвался натаскать ее по основным предметам. В театральный Екатерина поступила, а через год вышла за Брондукова замуж. По словам Е. Брондуковой: «До свадьбы он меня не тронул, хотя мы даже ночевали в одной постели. Берег! Боря такой мягкий, добрый, смешной, как еще сказать? Блаженный!»

Новый брак благотворно сказался и на творческой карьере Брондукова. В последующее пятилетие он снялся еще в нескольких фильмах, и хотя ни одна из исполненных им ролей не была центральной, активная работа позволила актеру вновь поверить в свои силы. Назову лишь несколько из этих фильмов: «Аннычка» (1969), «Комиссары» (1970), «Олеся» (1971).

В 1973 году Б. Брондукова удостоили звания заслуженного артиста Украинской ССР.

70-е годы можно смело назвать самым успешным периодом в творческой карьере Брондукова. Тогда на его счету появился целый ряд прекрасных картин, в которых он сыграл роли, сделавшие его народным любимцем. Причем это были фильмы самых разных жанров. Так, в лирической комедии Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай» (1973) Брондуков сыграл роль сельского жителя Ракова, в производственной драме Сергея Микаэляна «Премия» (1975) – прораба Зюбина, в комедии Георгия Данелии «Афоня» – алкаша Федула, которому Афоня должен рубль, в поэтической драме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо» (1976) – цыгана, в классической экранизации гоголевской «Женитьбы» того же Виталия Мельникова – Анучкина.

Роли в этих фильмах доставались Брондукову по-разному. Так, например, в «Афоне», самом кассовом из всех перечисленных – 1-е место в прокате, 62,2 млн. зрителей, – актер сыграл эпизодическую, но очень колоритную роль Федула. Однако поначалу он должен был сыграть главную роль – Афони Борщова.

Автор сценария будущего хита Александр Бородянский первоначально принес его на студию Довженко, где за сценарий сразу же ухватились. Был найден подходящий режиссер – Леонид Осыка, распределены среди актеров роли (на главную предполагался Брондуков). Однако Бородянский решил попытать удачу и в Москве, и вскоре его сценарий оказался в руках Данелии. И тот заявил: «Этот фильм надо снимать только у нас, потому что в Киеве снять классный фильм вряд ли удастся!» Бородянский, как и всякий провинциал (он был из Воркуты), после такого заявления решил не искушать судьбу и отдал сценарий на «Мосфильм».

В последующем, когда началась работа над картиной, Данелия счел справедливым пригласить из Киева Брондукова на роль Федула. Алкаш получился у актера столь правдоподобным, что многие зрители после выхода фильма на экран стали отождествлять актера с сыгранным им образом. Вот как сам актер вспоминает об этом: «На съемках в Ярославле я, репетируя сцену, в которой должен быть пьян „в стельку“, решил проверить себя. Ушел со съемочной площадки на улицу, нашел пьяного и поздоровался с ним. Он, приняв меня за своего, стал обниматься, поцеловал даже. Со стороны мы смотрелись как два алкаша, хотя я был совершенно трезв. И, честно говоря, доволен: изобразить на экране пьяного трудно…

В другой раз я прилетел в Тбилиси, не успел выйти из аэропорта, как какие-то грузины схватили меня за руки, насильно усадили в машину и, не давая сказать ни слова, затараторили: «Поехали, дорогой! Выпьем, погуляем». Я им: «Ребята, я не пью!» – «Ладно-ладно, – усмехнулись они. – Знаем!»

Что касается творческого содружества Брондукова с Данелией, то последний снимет актера еще в двух своих фильмах – «Мимино» (1978) и «Осенний марафон» (1979), однако в «Мимино» эпизод с Брондуковым так и не дойдет до зрителя – полетит в корзину.

В те же годы на актера обратит внимание и другой мастер комедии – Эльдар Рязанов. В его картине «О бедном гусаре замолвите слово» Брондуков сыграет роль тюремщика. Однако общение двух талантливых людей было непростым. Брондуков вспоминает: «Я для себя роль заранее проработал. Но Рязанову не понравилось. „Не те интонации!“ – кричит. Я заспорил, сказал, что в картину он меня взял не попугаем, копирующим рязановские интонации. Ругались мы долго, и я предложил Рязанову взять на эту роль другого актера. На следующий день Эльдар Александрович собрал всю группу и передо мной извинился…»

В 1978 году Брондуков разрушит стереотипное мнение о себе как об актере сугубо комедийном и впервые сыграет героя-любовника – командированного Дежкина в картине Леонида Марягина «Вас ожидает гражданка Никанорова». Марягину с трудом удалось утвердить актера на эту роль – таким сильным было сопротивление художественного совета. Один из его членов так объяснил свое неприятие Брондукова: «Зритель нас не поймет, ведь Брондуков известен ему прежде всего как актер, играющий всякого рода алкашей». После того как фильм вышел на широкий экран (его посмотрели 22,5 млн. зрителей), композитор Марк Фрадкин счел своим долгом похвалить актера, сказав: «Вам удалось невозможное – сломать стереотип вокруг своего имени».

В последующее пятилетие Брондуков снимется еще в целом ряде картин разных жанров – от комедии («Кот в мешке», 1979, главная роль; «Смотри в оба», 1981, главная роль; «Спортлото-82», 1982) до драмы («Казачья застава», 1982).

В 1984 году у Брондукова случился инсульт, который едва не отнял у него жизнь. Около четырех месяцев он провел в больнице, но, едва выписавшись, тут же отправился сниматься – в картине «Батальоны просят огня». Однако с середины 80-х предложений Брондукову будет приходить все меньше и меньше. В 1988 году ему присвоят звание народного артиста Украины. Однако на достатке его семьи это мало скажется. По словам актера: «Мы оказались не в лучшем положении. Я болел. Костя, старший сын, потерял работу. А младший, Богдан, еще был школьником. Случалось, у нас не было даже чая. Приходит человек, а жене нечем его угостить, только кипяток может предложить. Правда, младший сын стал мыть машины…»

В начале 1988 года Брондуков перенес второй инсульт, который навсегда перечеркнул его актерскую карьеру (его последняя – 115-я по счету – роль состоялась за год до этого в фильме Андрея Бенкендорфа «Хиппиниада, или История любви»). Семья Брондуковых в ту пору жила более чем скромно: их семейный бюджет состоял из двух доходов – президентской пенсии Брондукова (350 гривен, что равняется 150 долларам) и заработков его жены (она обшивала элитных дам). Чем могли помогали родителям два сына.

В 1998 году у Брондукова случился третий инсульт, который оказался самым тяжелым. Брондуков в течение 14 дней находился в коме, балансируя между жизнью и смертью. К счастью, врачам тогда удалось спасти актера.

Летом 2000 года Екатерина приняла решение оставить квартиру в Киеве (она ее стала сдавать под офис) и перевезла больного мужа в родительский дом в деревне Быковня. Они купили пластмассовый круглый стол, стулья, шезлонг и ванночку. И практически весь световой день стали проводить на улице, чего в душном городе делать было нельзя. Там супруги прожили почти четыре года – до смерти Брондукова. Популярный некогда артист умер в пять часов вечера 10 марта 2004 года, прожив после своего 66-го дня рождения всего 9 дней. Вот как описывает это жена артиста Екатерина Петровна:

«1 марта Бронечке исполнилось 66 лет. Мы скромно отметили дома. Я посадила Бронечку на диванчик, пришла к нам наша старая поклонница и принесла тортик, который сама испекла. Мы пили чай, я вижу: Бронечка тоже тортика захотел. Мы накормили его с ложечки, все было так хорошо – он съел все до кусочка. В последнее время ему становилось лучше. Но это длилось недолго…

В последние минуты жизни Бронечка открыл глазки и посмотрел на нас. У него скривило рот сначала в одну сторону, потом в другую. Дыхание остановилось, опять началось и снова прекратилось… Уже перед самой смертью он сильно-сильно зажмурил глазки, лицо стало пунцовым, потом бордовым-бордовым, потом синим-синим. Наверное, в этот момент синева пошла по всему телу. А потом Бронечка побелел… Расслабился, черты лица разгладились. Рот у него был открыт. Я ему быстро платком подвязала челюсть, чтобы он был красивенький. Лицо стало таким умиротворенным. И все…»

Похороны Б. Брондукова прошли 12 марта на Байковом кладбище в Киеве. Его похоронили рядом с Леонидом Быковым.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий