Секса в СССР не было. Во всяком случае так думала и даже в телевизионном мосте между СССР и Америкой 17 июля 1986 года заявила Людмила Николаевна Иванова.
Ее фраза была растиражирована всеми мировыми агентствами! И хотя она говорила совсем не об отсутствии секса как такового, а о том, что у нас в то время не было проблемы с сексуальными образами в рекламе, ее слова стали частью нашей истории.
На самом деле у нас была и своя секс-революция, и радикальные течения (взять хотя бы идеи Клары Цеткин или теорию «стакана воды» – революционная молодежь настаивала на том, что заниматься сексом граждане революционной России должны так же просто, как выпить стакан воды). Но все это очень быстро сгинуло под тяжким железобетонным грузом коммунистической морали.
В студенческие годы мне довелось познакомиться с забавной брошюрой Арона Борисовича Залкинда «Революция и молодежь», изданной в 1924 году. В ней этот видный педолог (была в те времена такая наука – педология) выделил «двенадцать половых заповедей революционного пролетариата». Чтиво это чрезвычайно забавное. Приведу пару цитат из вводной части: «…рабочий класс должен быть чрезвычайно расчетлив в использовании своей энергии, должен быть бережлив, даже скуп, если дело касается сбережения сил во имя увеличения боевого фонда. Поэтому он не будет разрешать себе ту безудержную утечку энергетического богатства, которая характеризует половую жизнь современного буржуазного общества с его ранней возбужденностью и разнузданностью половых проявлений…»
Хотя Залкинда с треском сняли с должности главного редактора журнала «Педология» и с должности директора Института психологии, педологии и психотехники, многие его постулаты были взяты коммунистами на вооружение и стали внедряться в массы. В результате даже советские и партийные руководители получили основательную деформацию сознания, которая выражалась в неадекватном восприятии, казалось бы, совершенно невинных вещей.
КАК ХРУЩЕВ ИЗОБРАЖАЛ ДЕВУШКУ, ТАНЦУЮЩУЮ КАНКАН
Первым из советских лидеров, кто столкнулся с проявлениями «секса» в капстранах и «дал им решительный отпор», оказался Никита Хрущев. В 1959 году во время визита в США он был приглашен посетить Голливуд. И хозяева решили удивить высокого советского гостя феерическим зрелищем. Сначала Фрэнк Синатра и Морис Шевалье спели для Хрущева песню «Живи и дай жить другим», а потом ему показали настоящий канкан в исполнении профессиональных актрис, в том числе и кинозвезд во главе с Ширли Маклейн.
Этот в общем-то невинный номер (кому интересно, может посмотреть американский фильм 1959 года «Канкан») вызвал более чем бурную реакцию советского руководства. Сопровождавший Хрущева министр иностранных дел Андрей Громыко в своих воспоминаниях писал: «…Исполняющие канкан были какими-то полураздетыми существами, кривлявшимися и извивавшимися на сцене».
Переводчик Хрущева Виктор Суходрев вспоминал, что поначалу Хрущев еще как-то держался. Во время танца своего отношения не выражал, даже поаплодировал актрисам, а потом пообщался с ними, благодарил за шоу. Но вот когда на выходе к нему прорвались корреспонденты, он просто нахмурился и сказал, что «…с его точки зрения и с точки зрения советских людей, это – просто аморально». Правда, добавил, что зря хороших девушек заставляют делать плохие вещи на потеху пресыщенной, развращенной публике. «В Советском Союзе мы привыкли любоваться лицами актеров, а не их задницами». С тем и покинул Голливуд.
Как вспоминал Суходрев, «в Сан-Франциско Хрущев продолжил тему, сказав, что советские люди никогда не захотят смотреть то, что ему показывали в Голливуде. Хорошие честные девушки вынуждены исполнять похабные танцы, задирать юбки, показывать свои зады на потребу развращенным вкусам богатых потребителей такого товара!» При этом Хрущев отодвинул стул и, повернувшись спиной к присутствовавшим, нагнулся и задрал полы своего пиджака. Так он изображал «честную девушку, танцующую канкан».
Кстати, зять Хрущева Алексей Аджубей, сопровождавший его в той поездке, в частной беседе с переводчиком посетовал: «Знаешь, я не совсем согласен с Никитой Сергеевичем относительно канкана. Думаю, что у красивой женщины не только лицом можно любоваться…»
Хрущев остывал медленно. И даже, катаясь со спецпредставителем президента США Генри Лоджем по Лос-Анджелесу и увидев множество американок в шортах, пробурчал: «Интересно тут у вас… Женщины в коротких штанишках. У нас такое не разрешили бы».
|
В 1960 году в Индию и Непал поехала мощная делегация, в которую входили три члена президиума ЦК КПСС: председатель президиума Верховного Совета СССР «первый маршал» Клим Ворошилов, первый зампредседателя Совмина (позже – секретарь ЦК КПСС) Фрол Козлов и министр культуры Екатерина Фурцева.
Как вспоминал Виктор Суходрев, сопровождавший делегацию, самый забавный казус произошел в Непале. Он выяснил, что в каждом непальском городе есть площадь храмов, один из которых – обязательно храм Любви. И Суходрев решил вместе с другими переводчиками и фотокорреспондентом посетить историческое сооружение. А особенностью храма Любви в Катманду были «резные изображения весьма откровенных эротических сюжетов». Если говорить точнее, Камасутра в 3D. Переводчики посмотрели, впечатлились, фотокорреспондент отснял пару пленок. А основные члены делегации «встречи с прекрасным» поначалу избежали.
По возвращении выяснилось, что у Ворошилова был день рождения. Выпили водки, и Суходрев рассказал Козлову о посещении храма. Тот крайне расстроился, что его не взяли с собой. Пожелала посетить храм и Фурцева. Но в Катманду это сделать не удалось…
В следующем городе, который посещали высокие советские гости, митинг дружбы с их участием проводился прямо на центральной храмовой площади. И тут переводчик увидел, что прямо за трибуной, на которой посадили делегацию, находится такой же храм Любви, как в Катманду. Конечно, по масштабам он был поменьше, но скульптурные изображения эротического (чуть было не написал «порнографического») характера присутствовали во всем разнообразии. И Суходрев, понятное дело, подошел к Козлову и шепнул ему на ухо: «Фрол Романович, я вам рассказывал сегодня о храме, где мы были утром, так вот, мы сейчас находимся у подножия точно такого же храма Любви. Если вы незаметно оглянетесь, то сможете кое-что увидеть…»
А потом отошел к своему месту и стал наблюдать за Козловым. «Это, как говорится, было бесплатное кино. Через минуту из-за высокой спинки кресла, в котором восседал Козлов, показались поля его соломенной шляпы, потом появились светящиеся любопытством глаза, а затем и все лицо. Когда Козлов вгляделся в потемневшие от времени деревянные барельефы, у него буквально отвисла челюсть, глаза округлились, и он резко отвернулся. Но через минуту повторилось то же самое. Так он оглядывался в течение всего митинга».
БРЕЖНЕВ НАЗЫВАЛ ПОЦЕЛУИ СЕКСОМ
Владимир Медведев, заместитель начальника охраны Леонида Ильича, вспоминал: «Брежнев больше всего любил фильмы «про разведчиков» и «про войну». Вспоминал свои военные годы… Когда здоровье было уже подорвано, смотрел и плакал… Очень не любил в фильмах поцелуи. «Секс. Распущенность».
Юрий Чурбанов, бывший зять генсека, рассказывал мне в конце девяностых о том, что даже в те дни, когда они с Галиной Брежневой приезжали в Заречье к тестю, он не мог «поступиться принципами». Если «молодое поколение» смотрело в кинозале какой-нибудь фильм без идеологического подтекста да еще с «сексом» и «распущенностью», то Брежнев старался даже не входить в помещение. Мог постоять у входа, а потом каким-нибудь звуком (кашлем, словом) выразить свое неудовольствие и уходил.
|
Телохранитель Брежнева Владимир Медведев после его смерти продолжал работать с разными руководителями КПСС. Одним из его подопечных был наследник Михаила Суслова на посту главного идеолога партии Михаил Зимянин. Правда, этот секретарь ЦК, как Суслов, не ездил со скоростью 40 километров в час, не носил шапку-«пирожок» и антикварное пальто. И вообще был человеком, выражаясь современным языком, более продвинутым.
Медведев вспоминает поездку с Зимяниным в Бразилию в начале восьмидесятых. Был вечер, и бразильская охрана советского гостя ушла отдыхать. И тут Зимянин предложил начальнику охраны вместе посетить «вечерний сеанс» в кино.
«Мы сели в машину, – вспоминает Медведев.
– Фильм эротический, – предупредил я. Он засмеялся.
– Это тоже надо знать.
Мы вошли в зал, когда свет уже был погашен, а в конце я предупредил:
– Через пять минут фильм закончится, идемте.
Так же, в темноте, вышли. Предосторожность не лишняя, назавтра в газетах могли появиться фото: главный идеолог СССР, проповедник социалистического реализма всем видам искусств предпочитает киноэротику».
Использованы воспоминания Виктора Суходрева «Язык мой – друг мой. От Хрущева до Горбачева…», Владимира Медведева «Человек за спиной», Алексея Аджубея «Те десять лет», Евгения Чазова «Здоровье и власть», сборник «Лицом к лицу с Америкой».
Фото АП и ИТАР – ТАСС.