БЖРК – ядерные поезда СССР

«Ракетные поезда» – материализация страхов самых мрачных времен «холодной войны». К середине 70-х годов прошлого века ни у Москвы, ни у Вашингтона не было сомнений, что содержимого их арсеналов вполне достаточно, чтобы уничтожить все живое на территории потенциального противника. Причем неоднократно. Количество американских стратегических и тактических боезарядов именно тогда достигло пика и приближалось к 30 тысячам, Советский Союз стремительно догонял Штаты (а к концу 70-х даже и благополучно перегнал). Казалось бы, баланс страха, который держится на «гарантиях взаимного уничтожения», достигнут. Однако военные доказывали политическому руководству, что, уничтожив стратегические силы противника внезапным первым ударом, агрессор имел-таки шансы уйти от ответа. Поэтому-то в ядерном противостоянии двух сверхдержав главной задачей на этом этапе стала разработка систем вооружения, которые гарантированно смогут уцелеть после первого удара. С тем, чтобы в ответ уничтожить противника, даже если уже не существует самой страны, которую они охраняют. БЖРК стал одной из самых удачных систем вооружения, созданных для нанесения «удара возмездия».

Как создавался БЖРК

Нельзя сказать, что само по себе размещение боевой баллистической ракеты на железнодорожной платформе – сугубо российское ноу-хау. Впервые с чемто подобным советские ракетчики столкнулись, еще когда разбирались с трофеями, доставшимися им после победы над Германией. В конце войны немцы экспериментировали с мобильными стартовыми комплексами своей ФАУ-2, в том числе пытались ее размещать как на открытых платформах, так и непосредственно в железнодорожных вагонах.

У истоков создания советских ракетных поездов стояли крупнейшие отечественные ученые и конструкторы Сметанин и Галасий, Хорольский и Перминов, Грачев и Кукушкин и многие другие.

Созданы эти уникальные боевые ракетные поезда в Днепропетровске, на знаменитом «Южмаше». Над созданием боевых ракетных поездов работали 30 министерств и ведомств, свыше 130 оборонных предприятий. Простая на первый взгляд идея, предложенная проектантами, – поднять шахту из земли и положить ее на колеса – включала огромное количество организационно-технических проблем.

По распространенному мифу идея создания ракетных поездов в Советском Союзе принадлежит американцам. Якобы советские разведчики добыли информацию, что в США готовится к созданию железнодорожный состав, способный производить пуски баллистических ракет. В руки КГБ как будто даже попала его фотография: маленький макет ракетного поезда, которого не существовало в природе. На самом деле идея и реализация этого уникального поезда принадлежит Советскому Союзу.

Первые идеи ракетных поездов появились в середине шестидесятых годов. Но практической реализации и поддержки они не получили. Существующие тогда другие ракетные комплексы обеспечивали достойный паритет с США. Не было материалов, из чего делать комплекс, в первую очередь углерод. На железных дорогах лежали легкие рельсы, неспособные выдерживать подобные нагрузки.

Американцы тоже хотели сделать нечто подобное, но их остановило то, что, во-первых, что железные дороги США – частные, соответственно не на каждую из них пустишь сверхсекретный поезд, во-вторых, несмотря на густоту железных дорог США их сеть менее разветвленная чем в Советском Союзе, в третьих Штаты делали упор на авиации и автотранспорте и разбирали свои железные дороги. Именно отсюда и родился миф об тупиковой идее, подброшенной “миролюбивой” Америкой.

После того, как американцы разместили свои ракеты “Першинг” в Германии, необходимо было адекватно ответить на новые угрозы безопасности нашего государства. Поэтому надо было принимать меры для обеспечения надежности превентивного удара. На первый взгляд могло показаться, что страна у нас большая и в ней полно мест, где ракетные комплексы могли надежно укрыться.

Конечно, “Першинги” были хорошими ракетами. Хотя некоторые специалисты несколько преувеличивали их возможности. Говорили даже о том, что они могут попасть точно в забитый в землю кол за тысячу километров. Это не более чем реклама для простого обывателя. Отклонение у ракеты всегда существует. Другое дело, что “Першинги” стали всерьез угрожать нашим ракетам шахтного базирования, они могли точно попасть по шахте, а потому нельзя было подставить себя под их «расстрел». Необходимо было найти достойный ответ. И мы его нашли. Ответом стала ракета “Скальпель”. Она укладывалась в рамки договора с американцами. “Скальпель” сделали в двух вариантах: шахтном и для базирования на железной дороге. Поэтому ученые вернулись к идее ракетных поездов. В чем же преимущество – в неуловимости, в отличие от ракет шахтного базирования, где заранее известны координаты целей. С БЖРК у наших противников возникла масса вопросов, на которые они так и не смогли найти ответы. Для их отслеживания в начале девяностых американцы даже создали группировку военных спутников. Но и из космоса обнаружить их следы было не так-то просто. Поэтому даже самая современная техника часто теряла их из виду. Они были неуловимы благодаря прекрасно развитой сети железных дорог Советского Союза. Трудно представить, сколько необходимо было выпустить “Першингов”, чтобы уничтожить ракетный поезд. Американский генерал Пауэлл признавался: “Искать ваши ракетные поезда – все равно что иголку в стоге сена”.

Это очень важно. Это повышение возможности сдерживания. Это схватка не один на один, как при шахтном варианте, а соотношение совсем иное… Противнику не дается возможность хотя бы даже представить, что он может безнаказанно нажать кнопку!

Работы по созданию подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) начались в середине 1970-х годов. Первоначально комплекс разрабатывался с ракетой РТ-23, оснащаемой моноблочной головной частью. После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ “Молодец” (15Ж61) в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный, подвижный грунтовый “Целина-2” и шахтный. Головной разработчик – КБ “Южное” (генеральный конструктор В.Ф.Уткин). В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками (ЖДПУ). В частности, для стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, БЖРК был оснащен высокоточной навигационной системой, а ЖДПУ – специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС).

Комплекс принят на вооружение 28 ноября 1989 года.

1 поезд = 900 хиросим

В серию пошел лишь четвертый или пятый из разработанных вариантов РТ-23. По отечественным документам он либо проходит под совершенно неудобоваримым индексом 15Ж61, либо именуется РТ-23 УТТХ («с улучшенными тактико-техническими характеристиками») «Молодец». На Западе эта ракета известна как SS-24 Scalpel. Созданное на пике советской ракетной эпохи оружие получилось очень грозным. В его довольно скромные габариты (длина – 22,6 м, максимальный диаметр – 2,4 м) конструкторы вбили колоссальные энергетические возможности. Трехступенчатая ракета рассчитана на то, чтобы доставить свой смертоносный груз общим весом в 4050 кг на максимальную дальность в 10 100 км. Причем в эти 4 с лишним тонны забрасываемого веса входят не только 10 разделяющихся боеголовок индивидуального наведения по 550 кт каждая, но и комплекс преодоления противоракетной обороны противника. Предельное отклонение боеголовки «Молодца» от цели на максимальной дальности полета составляет около 500 м. При ее мощности это позволяет уничтожать даже точечные защищенные цели. А для ответного удара это уже не главное. Достаточно сохранить во время первого удара хотя бы один «ракетный поезд», с тем чтобы 3 ракеты, которые он несет в своих контейнерах-вагонах, рассыпали дьявольский фейерверк из 3 десятков боеголовок (в каждой заключено около 30 «хиросим») над городами агрессора…

Специфика задач определяет и особенности несения «Молодцом» боевого дежурства. Главное для БЖРК – это, во-первых, скрытность, во-вторых, надежная охрана и, лишь в-третьих, оперативность запуска ракет. Отчасти изза этого, кстати, необычно выглядит и сам старт РТ-23. Мне доводилось видеть запуски всех типов имеющихся на вооружении РВСН боевых ракет. Кроме «Молодца». Его, как и прежде, берегут от посторонних глаз, как красну девицу. По словам же тех, кому приходилось участвовать в его учебных запусках с северного полигона «Плесецк», это феерическое зрелище. Получив приказ на запуск, «ядерный поезд» останавливается и фиксирует себя на железнодорожном полотне. Над составом поднимается специальное устройство, которое отводит в сторону контактную сеть. В это время в боеголовки ракет уже загружается полетное задание с уточненными координатами места старта и цели (ракета может стартовать с любой точки маршрута боевого патрулирования, в которой поезд находится в момент получения приказа). Распашные крыши вагонов, в которых находятся в своих транспортно-пусковых контейнерах (ТПП) ракеты, отходят в сторону. Мощные домкраты поднимают ТПП в вертикальное положение. Получив команду на запуск, ракета выбрасывается из контейнера на 20-30 м пороховым аккумулятором давления, импульсы коррекции уводят ее чуть-чуть в сторону от пусковой, а потом включается маршевый двигатель, который с ревом уносит «Молодца» в небо, оставляя за собой густой шлейф дыма, характерный для твердотопливных ракет.

Состав

В ракетный полк БЖРК входит железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации:

три ЖДПУ МБР РТ-23УТТХ;

командный пункт (разработан ЦКБТМ, главный конструктор – Аксютин Б.Р.) ;

вагоны с автономными системами энергоснабжения и жизнеобеспечения;

вагоны для размещения личного состава.

Всего в состав входит кроме трех ЖДПУ шесть вагонов обеспечения. В голове поезда стоит три локомотива М62. В каждом из локомотивов несет дежурство отдельная локомотивная бригада. В первом локомотиве она состоит из трех офицеров, в остальных – по два солдата срочной службы. При подготовке офицерских локомотивных бригад БЖРК, для детального ознакомления с маршрутом, они периодически откомандировываются на гражданские составы МПС, следующие по тому же маршруту.

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Три из этих “рефрижераторных” вагона имеют по восемь колесных пар. Именно в них находятся ракеты. Остальные вагоны – вагоны обеспечения, имеют по четыре колесные пары.

Всего в составе БЖРК 12 ракет РТ-23УТТХ.

Ракета РТ-23УТТХ имеет три ступени плюс ступень разведения боевых блоков. Первая, вторая и третья ступени имеют цельномотанный корпус типа “кокон” из композиционного материала. Первая ступень оснащена твердотопливным двигателем с центральным неподвижным, частично утопленным соплом, работающем на смесевом топливе. Вторая и третья ступени также имеют твердотопливные двигательные установки, сопло – центральное неподвижное, раздвижное. Управление первой ступенью осуществляется вдувом горячих газов в закритическую часть сопла двигательной установки, второй – отклонением головной части и частично аэродинамическими рулями, установленными на носовом обтекателе.

Головная часть – разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками и комплексом средств преодоления ПРО.

Ступень разведения боевых блоков – “толкающей” схемы , размещение боевых блоков в один ярус, двигатель ступени – четырехкамерный ЖРД. Разделение ступеней производится детонирующими удлиненными зарядами и пороховым аккумулятором давления (ПАД).

Ракета имеет оригинальный надувной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения габаритной длины ракеты и ее размещения в вагоне.

Система управления – инерциальная с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) разработана НПО АП под руководством главного конструктора В.А.Лапыгина. Прицеливание осуществляется с помощью наземного гирокомпаса и электронно-оптических средств передачи азимута в бортовую гиростабилизированную платформу.

Пусковая установка разработана в КБ специального машиностроения (КБСМ) под руководством главного конструктора Уткина А.Ф. на базе четырехтележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн. Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) оснащен системой термостатирования и автоматикой пуска ракеты. Подъем ТПК в вертикальное положение осуществляется пневматическим приводом с помощью ПАД’а. Вагон – пусковая установка оборудован открывающейся крышей с гидравлическим приводом и устройством для отвода контактной сети. Даже уменьшение массы ракеты на 1.5 тонны по сравнению с шахтным вариантом не позволило уложиться в допустимую осевую нагрузку на путь. Для решения этой проблемы применены специальные “разгрузочные” устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Пуск ракет может осуществляться с любой точки маршрута. Для этого состав останавливается, специальным устройством отводится в сторону контактная подвеска. Пусковой контейнер поднимается в вертикальное положение. После чего осуществляется минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракета заклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Заклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и обеспечить его устойчивость.

Каждая из трех пусковых установок, входящих в БЖРК может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно.

Гарантийный срок хранения ракеты 10 лет.

Эксплуатация

Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство 20 октября 1987 года (г.Кострома, командир В.Ю.Спиридонов). К середине 1988 года было развернуто 6-7 полков (всего около 20 ПУ, все под Костромой). К 1999 году развернуто три ракетные дивизии,вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (под Костромой, пос. Бершеть и пос.Гладкое в Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка. Составы находятся на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных сооружениях. При заступлении на боевое дежурство составы рассредотачиваются.

При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки. С 1991 года по договоренности с США, БЖРК несут боевое дежурство на базе, без выезда на железнодорожную сеть страны.

TTX БЖРК

Дальность стрельбы, км 10100

Головная часть

– мощность заряда, Мт 10 х (0.3-0.55)

– вес головной части, кг 4050

Длина ракеты, м

– полная 23,3

-без головной части 19

-в ТПК 22,6

Максимальный диаметр корпуса ракеты, м 2,4

Стартовый вес, т 104,50

Первая ступень

– длина, м 9,7

– диаметр, м 2,4

– вес, т 53,7

Вторая ступень

– длина,м 4,8

– диаметр,м 2,4

Третья ступень

– длина, м 3,6

– диаметр, м 2,4

Пусковая установка

– длина,м 23,6

– ширина,м 3,2

– высота,м 5

Итог

В 1991 году ракетные поезда поставили на прикол. Бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев вошел в положение американцев и пришел к выводу, что для укрепления взаимопонимания между двумя странами БЖРК лучше не выпускать на просторы России. Иначе американским налогоплательщикам пришлось бы выложить кругленькую сумму на развертывание Пентагоном дополнительной группировки разведывательных спутников. Ведь каждый ракетный поезд за сутки проходит более 1000 километров, и, чтобы выявить среди сотен составов, курсирующих по всей России, только один БЖРК, а затем отследить маршрут его передвижения, пришлось бы в десятки раз увеличивать группировку спутников слежения. Осуществить подобный проект даже в столь богатой и технически развитой стране, как США, оказалось не под силу.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий