В 1562 году ровно через 20 лет после принятия королевского закона, охраняющего права индейцев (испанцев обязали убивать аборигенов не когда захотелось, а в исключительных случаях и закрепощать, не зверствуя, умеренно), в городе Мани, Юкатан, Мексика состоялось аутодафе. Сначала для острастки толпы были выпороты несколько десятков выряженых в позорное санбенито индейцев, а затем под присмотром францисканских монахов солдаты развели большой костёр. Правда, людей не жгли. Казнимы были свезённые со всех частей Юкатана рукописные кодексы майя и прочие артефакты великой культуры.
Этот вошедший в историю акт веры организовал глава местной епархии Диего де Ланда – личность во многих смыслах замечательная, ревностный францисканец, организатор первой инквизиции за пределами метрополии. Оказавшись в Мексике несколько позже кровавых событий первого периода конкисты, де Ланда в составе христианской миссии должен был крестом доделать то, что испанская солдатня не доделала мечом: привести к лояльности местное население. Церковь зашла сначала с пряников: ласковой проповедью и отеческим увещеванием индейцев натурально окрестили, объяснив, что раньше они быди просто рабы, а теперь ещё и рабы божии. Но, если раб работает хорошо и сидит как миленький, с ним обращаются бережно (и царствие небесное под расчёт). Особенно ухаживали за детьми местных царьков-касиков: этих даже грамоте учили. И сначала всё было спокойно. Индейцы внимательно слушали мессу. А потом поползли слухи, что после мессы новообращённые разбегаются по укромным местам и там предаются своим сатанинским культам (с жертвоприношениями!). С одной стороны Де Ланда, конечно, понимал, что для истинного принятия новой веры прошло слишком мало времени, а с другой – надо было что-то делать. Пряники кончились. Диего взялся за кнут. Быстренько организовал инквизицию и приказал брать всех. Постепенно были схвачены более четырёх с половиной тысяч человек (фактически всё население Мани). Схваченных пытали, выбивая признания в ереси. В процессе дознания около 150 человек умерло, несколько десятков покончили с собой, многие остались калеками.
Параллельно энергичный Ланда снарядил несколько вооружённых отрядов и разослал их в разные уголки полуострова. Миссия – собрать и свезти в Мани все оставшиеся от прежних чисток рукописи и прочие святыни майя. Впоследствии Де Ланда написал: «Эти люди употребляли также определенные знаки или буквы, которыми они записывали в своих книгах свои древние дела и свои науки. По ним, по фигурам и некоторым знакам в фигурах, они узнавали свои дела, сообщали их и обучали. Мы нашли у них большое количество книг этими буквами и, так как в них не было ничего, в чем не имелось бы суеверия и лжи демона, их все сожгли; это их удивительно огорчило и причинило им страдание». Словом, костёр вышел грандиозным. Настолько, что это даже вызвало недовольство начальства и де Ланде пришлось ехать в Испанию и объясняться по поводу чинимых жестокостей и произвола. Но за Диего заступились, и в 1573 он вернулся на Юкатан с повышением в сане епископа. Тут бы и конец истории, но Ланда, как уже было сказано, был личностью замечательной. Параллельно бескомпромисной борьбе за чистоту веры, он взахлёб изучал язык и культуру майя и оставил серьёзный труд “Сообщение о делах в Юкатане”, где подробно описал быт, нравы, обычаи, ритуалы, верования местного населения. То есть оставил блестящую монографию (которой пользовались и пользуются до сих пор), старательно уничтожив любые первоисточники. Парадокс!
А теперь ещё несколько фактов. Некто Алонсо де Сорито – испанец, оставил свидетельство, что в 1540 году он видел в горах древние книгохранилища с множеством книг, в которых по свидетельству местных стариков, была описана история майя за 800 лет. До наших дней стараниями конкистадоров и отцов церкви дошло только три кодекса. После того, как письмена удалось расшифровать и прочесть, по злой иронии оказалось, что все три экземпляра – это просто “молитвенники” жрецов майя. И ничего более.