Знакомый кинематографист, побывавший недавно в Москве на кинофестивале, рассказал мне о неожиданной встрече, с последним не связанной. Он побывал в гостях у дочери знаменитого летчика В. П. Чкалова.
– Живет 66-летняя Валерия Валерьевна в отцовской квартире, недалеко от Курского вокзала, бережно хранит все, что осталось от отца: библиотеку, документы, фотографии, макеты и детали самолетов. За чаем много рассказывала о нем, о своей двухлетней работе в архивах (среди них и президентский, Госархив РФ и другие). Она хотела выяснить, найти материалы, проливающие свет на тайну гибели своего отца. Потом на основании секретных документов и известных фактов, путем их анализа, исследования, сопоставлений удалось написать и издать скромным тиражом книжечку Чкалов без грифа секретно.
В. Чкалова – кандидат технических наук, много лет трудилась в одном из закрытых НИИ, она лауреат Государственной премии. Интересовалась Валерия Валерьевна Хабаровском, островом, носящим имя ее отца, где установлен памятный монумент, очень хотела бы побывать здесь. Имя Чкалова не забыто и сегодня.
Еще живут хабаровчане, которые слушали его речь в летнем парковом кинотеатре. 20-22 июля 1936 года экипаж в составе Чкалова, Байдукова и Белякова на самолете АНТ-25 совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва – Петропавловск-на-Камчатке – остров Удд (залив Счастья, возле Николаевска-на-Амуре). Со временем остров Удд был переименован в Чкалов. Дочь знаменитого летчика Валерия Чкалова два года вела архивные поиски, пытаясь найти новые материалы, которые пролили бы свет на тайну гибели ее отца – В.П. Чкалова. Секретных папок оказалось немало. – Я нашла интереснейшие документы, многие из которых пришлось рассекречивать.
Обнаружились неизвестные факты профессиональной деятельности отца и многое другое, – рассказывает дочь летчика. – О гибели отца я собрала все известные и неизвестные документы в хронологическом порядке, в результате анализа которых обрисовалась иная картина этой трагедии. Чкалов прославился своим знаменитым беспосадочным перелетом через Северный полюс в Америку (в экипаже были также Н. Ф.Байдуков, А. В. Беляков). Второй подобный перелет совершил еще один экипаж во главе с М.М. Громовым. Это было летом 1937 года. 18 июня в 04 час 05 мин. самолет АНТ-25 с экипажем Чкалова взлетел со Щелковского аэродрома, 20 июня совершил посадку в г. Ванкувере. Экипаж Громова начал свой перелет 12 июля 1937 года и завершил его 20 июля на юге США в Сан-Джасинто.
Об этих событиях много написано, рассказано, в Ванкувере еще в 1974 году был создан Чкаловский комитет, он и до сих пор действует. В обоих городах открыты мемориальные комплексы в память о подвиге русских летчиков. Совсем другая история произошла с последним трагическим полетом В. П. Чкалова. Дочь летчика уверенно утверждает, что гибель ее отца не была сиюминутной трагедией: Государственные жернова медленно, но верно начали свою работу до его гибели. После полета в Америку В. П.Чкалов оказался в зените своей славы: Герой Советского Союза, летчик-испытатель стал еще и народным депутатом. Смерть такого популярного человека уже не может быть просто случайностью, и я нашла подтверждение своим мыслям в документах разных архивов,
Он мало чем отличался от И-16, но был больше и тяжелее. На нем был поставлен новый мотор. На него очень надеялись и спешили поднять истребитель в воздух к концу 1938 года. Нарком оборонной промышленности Л.
М. Каганович в августе издал соответствующий приказ: Придавая исключительное значение быстрейшему выпуску опытных самолетов И-180 конструкции тов. Поликарпова, приказываю: закончить постройку самолета И-180 с мотором М88 – к 10-20/Х с. г. и с мотором М62 – к 10/ХI с. г. Приказ надо было выполнять, а дела с истребителем шли неважно, все время обнаруживались недостатки, упущения, некачественные узлы. Директор завода Усачев нервничал и торопился.
За полтора месяца до испытания Чкалова отправляют в отпуск. Дочь летчика приводит массу документов, из которых следует, что истребитель был сырым и не готовым к полетным испытаниям. Тем не менее, 15 декабря В. П.Чкалов прибыл на аэродром, сел в самолет, опробовал мотор, управление рулем, закрылками и вырулил на старт. Самолет оторвался от земли после разбега и, набрав высоту 100-200 метров, с виражом пошел на первый круг. Далее приведем воспоминания конструктора Поликарпова, наблюдавшего полет. Я видел весь полет В.П. Чкалова, и вплоть до последнего разворота полет мне представлялся совершенно нормальным. После первого круга В. П. пошел на второй круг, видимо, не отметив. каких-либо опасных явлений; в конце второго круга, примерно начиная с радиомачт, самолет начал постепенно снижаться. это также не давало оснований для нашей тревоги; и только после выхода самолета на прямую, к посадке, за 1 км до аэродрома, на высоте 100 метров самолет развернулся влево и скрылся за постройками. По-видимому, причина катастрофы выявилась в этот момент и, лежит в перерыве работы мотора. Рухнувший вниз самолет был скоро обнаружен на территории дровяного склада возле Хорошевского шоссе. При ударе в кучу дровяных отходов Чкалова выбросило вперед на 10-15 м вместе с хвостовой частью фюзеляжа. Он был еще жив, быстро доставлен в Боткинскую больницу, где вскоре скончался.
Самолет – не птица. И-180 с десятками дефектов нельзя было поднимать в воздух. Чкалов взлетел и погиб. Почему же полет не был отменен. В. Чкалова путем сопоставления архивных документов пытается ответить на этот вопрос. Почему Сталин, Молотов, Берия, Каганович, зная о том, что самолет сырой, не отменили испытания. Послушаем Валерию Валерьевну.
– Работая в архивах и просматривая фонды Сталина, Ворошилова, я пыталась, переворачивая каждый документ, найти какую-нибудь записку, раскрывающую причины гибели отца. А это оказалась не записка, а письмо Берии от 12 декабря (1938 года. – А. Г.
). Если это письмо-шифровку внимательно проанализировать, то можно прочесть следующее: Берия открыто сообщает руководству страны, что испытание самолета грозит гибелью летчика Чкалова. И пишет не в сослагательном наклонении, а в утвердительной форме, и ждет их реакции. Ответ символичен – отменить полет только на 12 декабря, хотя совершенно ясно, что на этом самолете лететь нельзя ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра.
В результате своего молчаливого единогласного решения ни Сталин, ни Молотов, ни Ворошилов не оставили Чкалову шансов на жизнь. Почему так поступил Сталин с человеком, которого, как утверждают многие, он любил. Может быть, потому, что этот человек перерос планку, высота которой ему была определена, стал слишком популярен и любим в народе и не мог жить и мыслить так, как требовали вожди. В.
Чкалова приводит неизвестные факты из жизни своего отца накануне его гибели, которые могли повлиять на его судьбу. По семейным преданиям, в самом начале 1938 года Сталин предлагал Чкалову занять одну из государственных должностей, в том числе наркома внутренних дел, т. е. как бы вручал ему топор палача.
Чкалов отказался от такой чести, а злопамятный вождь такие поступки не прощал. Годом раньше Сталин пытался вручить тот самый топор первому секретарю ЦК ВЛКСМ Александру Косареву. Тот тоже отказался. Через несколько месяцев он был арестован и расстрелян.
Мама Валерии, О. Э. Чкалова, рассказывала, что последние месяцы перед гибелью отец был встревожен, спал с револьвером под подушкой, осунулся, у него изменилось выражение глаз. – Можно говорить, что такое совпадение событий было случайным.
Я же думаю, что это не так. В такие случайности трудно поверить, – считает В. Чкалова. Зная коварство и мстительность Сталина, его послушное и исполнительное окружение, с этим можно согласиться.
Вполне вероятно, что никто не захотел, не пожелал предотвратить последний трагический полет знаменитого летчика. Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.
Статья взята с: http://hronograf.narod.ru