Появлением этой публикации автор обязан выпускающему редактору газеты «Высокий Замок» Роберту Домарацкому, который недавно отметил свое 50-летие. Роберт сохранил и принес в редакцию свои школьные дневники с первого по седьмой класс. Он начинал учиться в Днепропетровске, в украинской школе.
Сказать, что те дневники пестрят красными записями учителей, будет маловато. Они залиты красными чернилами… Учился Роберт неплохо. В дневниках — пятерки по физике, математике, истории… а вот поведение… Можно посочувствовать учителям, которым этот горе-ученик вымотал уничтожил немало нервных клеток. Родителей постоянно вызывали в школу. Одна из записей свидетельствует, что Роберт порезал ножницами на клочки кусок материи, которую девочка принесла на урок рукоделия. Задним числом пристыжу Роберта: «Как тебе то пришло в голову?» «Хотел обратить на себя внимание…» А если это любовь? Такое «ухаживание» еще можно понять и оправдать. Но зачем было в столовой обливать детей молоком? Или сбивать с ног первоклашек? Неоригинальным был Роберт и в том, что «плевался бумажными шариками из пластмассовой трубочки». Этим грешил и автор этой публикации. У Роберта было большое чувство юмора. Учительница заметила, что дневник не подписан. Написала в дневнике: «Чей дневник?» Роберт вместо того, чтобы подписать дневник, написал на обложке: «Мой». Учительница была вынуждена сама написать на обложке фамилия Домарацкого…
Полная противоположность дневнику Роберта Домарацкого дневник ученика 10 класса Дрогобычской средней школы № 1 Ивана Яремка, известного спортивного журналиста и писателя. Он показал мне дневник 10 класса за 1959 год. В один из дней стоит сразу четыре пятерки по разным предметам! Школу закончил с золотой медалью. Сохранила дневник и его младшая дочка Аня, первоклассница 1982 года… Сплошные пятерки и примерное поведение.
Немало учеников, особенно советского периода, имели особые отношения со школьными дневниками. Оказывается, не я один был таким мудрым и имел параллельно два дневника: для хороших и плохих оценок. Хотел вырывать страницы с плохими оценками. Но мать предусмотрительно пронумеровала страницы… Много кто имел художественный «талант» подделывать оценки. Единица легким движением руки превращалась в четверку, а тройка — на пятерку…
В Российской империи, в состав которой входила и Украина, аналог современного дневника появился в конце ХІХ века. Этот документ имел название «Спутник школы». Кроме страниц для записей домашних заданий и оценок, там содержалось много разнообразной информации — о царской семье, религиозные праздники, посты, а также информация по географии и естествознанию, советы по первой медицинской помощи. Люди старшего поколения вспоминают, что в Польше дневников в привычном понимании этого слова не было. Задачи записывали в тетрадочку и туда же выставляли оценки. Каждые полгода родители получали выписки со всеми оценками. Жительница села Дунаев Ирина Канака в первый класс пошла «при немцах». А в 1944 году, когда Львов и Закарпатье отошла к Советскому Союзу, снова пошла в первый класс советской школы. Тогда не было ни тетрадей, ни дневников. Писали на полях старых газет, ненужной бумаги, разных обертках. Чернила делали сами из бузины… Несмотря на тяжелые времена и работу в огороде, Ирина училась только на «4» и «5».
Первые советские дневники появились в 1930 году, когда в стране было введено обязательное 4-летнее образование в селах и 7-летнее в городах. Советские дневники были унифицированы — грязно-серого цвета.
Сейчас бумажные дневники теряют свою юридическую и карательную силу. Дети, начиная со второго класса, не записывают в дневник домашнее задание, которое учитель написал на доске, а снимают на смартфоны… Бумажные дневники формально должны быть вплоть до 11 класса, но уже с седьмого класса интерес к бумажным дневникам у учащихся и их родителей резко падает. Молодая учительница, преподаватель географии, классный руководитель 7-го класса 28-й Львовской школы, время от времени выписывает оценки своих подопечных по всем предметам и отсылает их родителям по вайберу. Кроме того, ведет свою страницу в Фейсбуке, где выкладывает интересную информацию, фотографии из жизни своего класса. Вызывать родителей в школу из-за записи в дневнике нет нужды. Ведь каждый классный руководитель знает номера мобильных всех родителей. Успешность ученика — это конфиденциальная информация. Раньше после контрольных работ учитель зачитывал перед классом оценки. Теперь это запрещено. Если другие ученики узнают о неудовлетворительной оценке, то ученик-неудачник якобы испытывает психологической травмы…
Ирина Кебу — «продвинутая» учительница. При этом считает, что полностью отказываться от бумажных дневников не следует. Делает записи в дневниках своих учеников.
Когда при словах матери «покажи дневник» у меня сердце убегало в пятки. Несмотря на педагогическое образование, мама воспитывала меня непедагогичными методами — ремешком. Теперь у родителей новейший метод наказания «молодняка» — закрыть доступ к компьютеру, забрать смартфон.
- S. Исследователь истории Франкового университета доцент Владимир Кочмар утверждает, что во времена Австрийской империи в университете студентам, людям уже взрослым, выставляли оценки за поведение. Существовала также общеуниверситетская «Книга позора», куда заносили фамилии «сачков» и дебоширов.
Знаток истории Львова Игорь Мельник рассказывал, что в корпусе Технической академии на улице Театральной (здание сгорело во время революции 1848 года) преподаватели делали переклички присутствующих на лекциях студентов и обозначали отсутствующих…