Об этих случаях в советские времена было известно совсем немного. Как правило, дорожно-транспортные происшествия с участием автомобилей первых лиц партии и правительства в средствах массовой информации не освещались.
А подробности некоторых из них до сих пор малодоступны для широкого читателя. В годы перестройки, когда часть архивов была открыта, появились публикации на эту тему со множеством домыслов и фактических ошибок. Поэтому мы попробуем, опираясь на исторические факты и воспоминания профессионалов, рассказать читателям «Комсомолки» о ДТП с участием советских и партийных руководителях и тех последствиях, которые они имели…
«ЧАЙКУ» МАШЕРОВА ЗАСЫПАЛО КАРТОШКОЙ
30 лет назад, 4 октября 1980 года, на шоссе Москва – Минск в 38 километрах от белорусской столицы произошло дорожно-транспортное происшествие, которому было суждено стать самой известной и тяжелой автокатастрофой с участием лидеров КПСС и советского государства.
За рулем ГАЗ-13 «Чайка» первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии, Героя Соцтруда, кандидата в члены Политбюро Петра Машерова был 60-летний водитель Евгений Зайцев. Машеров сидел рядом с ним, сзади – офицер охраны майор Чесноков. Вопреки инструкциям впереди шла не машина ГАИ с соответствующей раскраской и мигалками, а белая «Волга» с сигнально-громкоговорящей установкой, но без мигалок. Спецавтомашина ГАИ двигалась сзади. Скорость кортежа была 100 – 120 километров в час. Дистанция между машинами 60 – 70 метров. Навстречу кортежу ехал «МАЗ», которому дали команду остановиться. Грузовик тормознул, но тут его стал обгонять груженный картошкой самосвал ГАЗ-53. Старший эскорта резко увеличил скорость, и передовая «Волга» пролетела буквально в нескольких метрах от «ГАЗа». Водитель Машерова повторить маневр не успел. На скорости около ста километров в час автомобили столкнулись. Погибли все, кто был в «Чайке». А лимузин засыпало картошкой из кузова грузовика.
Вокруг смерти лидера белорусской компартии долгое время ходило множество слухов, тем более что он был одним из главных претендентов на пост председателя Совмина СССР. Прокуратура Белоруссии и КГБ СССР провели расследование, которое исключило умышленный характер преступления. Через месяц в Минске судили оставшегося в живых водителя картофелевоза Николая Пустовита, признали его виновным в нарушении правил без-
опасности движения, в результате чего погибли три человека. Он получил 15 лет лишения свободы в колонии общего режима. В 1982 году сократили срок по амнистии, а в 1985 году освободили.
Многие исследователи вопроса отмечают целый ряд странных обстоятельств, предшествовавших роковой поездке Машерова. За две недели до нее было заменено руководство КГБ Белоруссии, а полковника Сазонкина, который 13 лет успешно обеспечивал безопасность Машерова, перевели на другую должность. «ЗИЛ», который был положен Машерову как кандидату в члены Политбюро, неожиданно отправили в ремонт. Водитель «Чайки» вышел на работу с приступом радикулита, что, конечно, мешало ему нормально вести машину и среагировать на экстремальную ситуацию. К тому же он был человек пожилой и видел уже плоховато. Но с Машеровым работал многие годы. О выезде Машерова в область не сообщили ГАИ, в нарушение всех инструкций на трассе не выставили милицейских постов и так далее…
Многое из перечисленного объяснялось привычками Петра Машерова. Он любил быструю езду, привык к своему пожилому водителю. «ЗИЛ» он недолюбливал, считая слишком тяжелым. Не был и любителем спецсигналов. И охрану первого секретаря осуществляло не 9-е управление КГБ, а КГБ Белоруссии и милиция.
|
Это ДТП имело для белорусских автомобилистов далеко идущие последствия, отголоски которых существуют и сегодня. Не уступить дорогу спецавтомобилю чревато немедленным изъятием прав, их лишением, административными и даже уголовными наказаниями.
СТАЛИНУ ПОРЕЗАЛО ЛЕВУЮ БРОВЬ
Но история с автомобильными авариями советских лидеров началась не с Машерова. В июле 1930 года Сталин отдыхал в Сочи. И не на госдаче, а в доме отдыха ЦИК «Пузановка». В один из дней он решил прокатиться на своем «Роллс-Ройсе» в Красную Поляну. Кроме генсека, в машине были его жена Надежда Аллилуева, Семен Буденный, начальник охраны Юсис и водитель. Выехали рано утром, но почти сразу с машиной Сталина столкнулся автомобиль дома отдыха «Красный шторм». Сталину осколком стекла порезало левую бровь. Остальные пассажиры «Роллс-Ройса» отделались синяками и шишками. Поскольку на следующий день Сталин почувствовал себя лучше, а автомобиль был отремонтирован, вождь приказал об аварии не сообщать, а шоферов не наказывать.
Совсем иные последствия имело другое ДТП с автомобилем «хозяина». 25 августа 1933 года он приехал в Сочи, а вечером следующего дня решил совершить автомобильную прогулку по вечернему городу. Она уже заканчивалась, когда въезжавший на Ривьерский мост грузовик одной из строительных организаций врезался в машину Сталина.
«Хозяин» не получил ни царапины, но автомобиль был разбит. А виновник аварии, некто Аришидзе, пользуясь темнотой, сбежал с места происшествия. Его не нашли, и отвечать пришлось начальнику строительства сочинской больницы Захаричеву, который накануне ДТП выпивал вместе с шофером, а потом разрешил ему сесть за руль. Расправа была быстрой – 3 сентября 1933 года Захаричев получил четыре года лишения свободы. Аришидзе поймали 5 сентября аж в Ленинграде, но о его судьбе история умалчивает.
После этого ЧП у всех шоферов Кавказа взяли письменные обязательства о привлечении к ответственности (в том числе уголовной) за нарушение правил дорожного движения. Сочинская автоинспекция была усилена, и в результате Сочи к концу 30-х годов стал образцовым городом в СССР по организации безопасности движения. А Сталин там больше в аварии не попадал.
Последняя авария с автомобилем вождя, по некоторым источникам, случилась летом 1946 года в Крыму. По дороге из Симферополя в Ялту сталинский кортеж попал под сильный дождь. На Ангарском перевале навстречу выехала колхозная полуторка, которую занесло на мокрой дороге, и она ударилась в крыло сталинского бронированного «Паккарда». Лимузин был чуть помят, а грузовичок практически развалился. Оставшуюся в живых женщину-водителя по приказу министра госбезопасности Абакумова задержали. И осудили за попытку теракта.
ВОДИТЕЛЯ МОЛОТОВА РАССТРЕЛЯЛИ ЧЕРЕЗ 7 ЛЕТ ПОСЛЕ ДТП
А история с автомобилем, который обслуживал председателя Совнаркома Молотова во время его поездки в шахтерский город Прокопьевск в сентябре 1934 года, вообще стала поводом для политических репрессий. По пути с вокзала в город машина съехала правыми колесами в придорожную канаву. Бывает. Водитель Валентин Арнольд получил выговор, который через несколько месяцев с него сняли. Но через два года Арнольда арестовали и обвинили в попытке покушения на Молотова. Теперь в деле фигурировало «зависание машины над глубоким оврагом». В январе 1937 года «троцкист» Арнольд получил 10 лет лагерей, а в 1941 году по заочному приговору расстрелян…
|
БРЕЖНЕВ «РОЛЛС-РОЙС» НЕ РАЗБИВАЛ
В конце перестройки в автомузее в Риге выставили разбитый «Роллс-Ройс», за руль которого была посажена восковая фигура Леонида Брежнева. Придуманная легенда гласила, что в конце семидесятых генсек не справился с управлением и врезался в грузовик, после чего ему якобы запретили ездить за рулем. Версия интересная, но, как выяснилось, далекая от истины.
Вспоминает бывший начальник Гаража особого назначения Юрий Ланин: «Ситуация выглядела совсем иначе: наш гоновский водитель перегонял пустой «Роллс-Ройс» Леонида Ильича. Когда он оказался на улице Фрунзе (сейчас Знаменка), из переулка у кинотеатра «Художественный» вылетел грузовик с солдатом за рулем, он вез снег. И не уступил, как должен был по правилам, дорогу «Роллс-Ройсу». Так лимузин и оказался разбитым, после чего его списали». Ни этот, ни какой-либо другой «Роллс-Ройс» Брежнев не разбивал, хотя ДТП с его участием действительно были…
О том, что Леонид Ильич Брежнев является продвинутым автолюбителем, широкие массы узнали только из его официальной биографии, опубликованной в конце семидесятых. Одной из немногих «неофициальных» фраз в ней были слова о том, что генеральный секретарь любит «проехаться с ветерком», сидя за рулем. Лидеры других стран знали о страсти Брежнева к хорошим и большим автомобилям и охотно дарили ему лучшие образцы автомобилестроения того времени. Так, у Леонида Ильича появились два «Мерседеса», «Линкольн», «Кадиллак», пара «Роллс-Ройсов», «Олдсмобиль», «Понтиак» и даже единственный в своем роде «Ниссан Президент».
Легенда гласит, что именно с этим «Ниссаном» произошла одна из аварий. Cотрудники охраны Брежнева, не уточняя марки машины, вспоминали, как однажды после удачной охоты генсек ехал из Завидова в Москву. Ехал быстро. И вдруг автомобиль стало сильно заносить вправо. Брежнев не растерялся. Всем своим весом он налег на руль и сумел удержать автомобиль на дороге. После остановки выяснилось, что лопнуло правое переднее колесо. Только водительская сноровка Брежнева помогла избежать аварии.
|
Существует легенда о том, что еще одно ДТП с генсеком произошло в Крыму. Леонид Ильич отдыхал в Нижней Ореанде. Утром он решил съездить в охотничье хозяйство. Увидев двух женщин-врачей, пригласил их в машину: «Не желаете прокатиться?» Женщины уселись на заднее сиденье. Он лихо рванул с места и без сопровождения, без оповещения постов ГАИ развил на горном серпантине немыслимую скорость. Но в конце концов Леонид Ильич не справился с управлением и проскочил нужный поворот. Он резко нажал на тормоз, машину занесло, и она повисла над крутым обрывом. Положение спасла охрана, с трудом догнавшая генерального секретаря.
Этот сюжет мы попросили прокомментировать Юрия Ланина, 30 лет служившего в органах госохраны, – от водителя до начальника Гаража особого назначения. Он считает, что, скорее всего, это действительно легенда, основанная на отголосках реального события. В те годы был случай, когда внук председателя Совмина РСФСР, отдыхавший в Крыму на одной из госдач, взял ключи от «Волги» и поехал в горы. В результате машина врезалась в дерево и повисла над обрывом…
Водителю Владимиру Тупицыну, работавшему с Брежневым, как-то довелось выполнять пожелание Леонида Ильича с риском для жизни. Однажды Брежнев, прибыв на отдых в Крым, решил сам проехаться за рулем до Ялты по горным серпантинам. Пересадил водителя на соседнее место и набрал крейсерскую скорость. Жена генсека Виктория Петровна и начальник охраны сидели сзади. И вдруг на горном перевале Брежнев при скорости 120 километров в час стал терять контроль над машиной. Скорее всего, он просто почувствовал недомогание и начал отключаться. Водителю удалось перехватить руль и выправить ситуацию. Все остались целы, и когда по возвращении Тупицын сказал: «Спасибо, что довезли нас, Леонид Ильич», – тот ответил: «Ну это кто кого еще довез…» Буквально на следующий день был объявлен приказ о награждении водителя ценным подарком – фотоаппаратом «Зенит». В скобках отметим, что обычно ценные подарки стоили до 40 рублей, а «Зенит» – аж 70!
«ЗИЛ» КОСЫГИНА ВЫЛЕТЕЛ НА ПОЛЕ
Серьезное происшествие было с «ЗИЛом» Алексея Косыгина, председателя Совмина СССР. Снова обратимся к воспоминаниям Юрия Ланина: «Как-то раз, когда Косыгин ехал из Завидова, ему навстречу двигался «Москвич»-«каблучок». Водитель его, услышав сигнал к остановке, стал съезжать на обочину, чтобы пропустить кортеж, но забуксовал, и машину потянуло в сторону. Испугавшись, шофер сильно вывернул руль влево, машина за что-то зацепилась, и ее внезапно вынесло на противоположную сторону дороги. Ни затормозить, ни повернуть у водителя «ЗИЛа» времени не было. Единственное, что он успел сделать, – это уйти от лобового столкновения. Но и скользящего удара хоть и не бронированного, но тяжелого «ЗИЛа» было достаточно, чтобы «Москвич» оказался полностью разбит. На дорогу вылетели крышки от банок, которые он вез, отдельно валялись колеса и мотор. Водитель «каблучка» погиб. А «ЗИЛ», который, перелетев кювет, выскочил на картофельное поле, только помялся. Что касается Косыгина, то он в результате аварии упал с пассажирского сиденья вперед и ударился о перегородку, отделявшую его от водителя, повредив колено. Закончил день он на обследовании в ЦКБ…»
СЕКРЕТАРЯМ ЦК ВЕЗЛО МЕНЬШЕ
С Михаилом Горбачевым автомобильных историй считайте что не было.
А вот другие «простые» секретари ЦК КПСС в дорожно-транспортные происшествия время от времени попадали. В конце восьмидесятых в свете объявленной демократизации они часто передвигались по Москве на обычных «Волгах» ГАЗ-3102. «ЗИЛы» по большей части были привилегией членов Политбюро. В 1989 году на площади Дзержинского в автомобиль Егора Строева – секретаря ЦК КПСС – въехал грузовик, причем удар был довольно сильный. Как рассказывал мне Егор Семенович, он успел увидеть надвигающуюся махину и инстинктивно ухватился за спинку переднего сиденья. Кузов «Волги» выдержал, хотя автомобиль получил механические повреждения и своим ходом передвигаться не мог. После этого случая, как рассказывал Строев, Михаил Горбачев дал распоряжение пересадить всех секретарей ЦК на «ЗИЛы», что и было сделано.
Редакция благодарит Центр по связям с прессой и общественностью ФСО РФ за помощь и предоставленные фотоматериалы.