Что такое двери?
Для чего они нужны?
Когда и как появилась дверь?
Кто ее придумал?
Какой была она?
Мало кто интересуется этими вопросами, когда решает двери волховец купить, мы все настолько привыкли к окружающим нас вещам, что и не задумываемся об их появлении и значимости. А ведь если задуматься, то каждый предмет, хранит в себе некую свою историю и множество интереснейших фактов, о которых мы никогда и не слышали. Изучив материал, мы выясняем, что на самом деле и у дверей есть своя история.
Давным-давно, когда человечество только начинало свой путь развития, люди желали оградить свое жилище от чужих людей и погодных условий. Уже тогда был придуман некий прототип современной двери.
Однажды первобытный человек прикрыл вход в свою пещеру огромным валуном, дабы защититься от ночных хищников. Именно эти каменные “двери” являются предпосылками современным дверям. Но представьте, сколько сил и времени тратили наши предки на открывание и закрывание такой “двери”? Сначала это были каменные валуны, а позже двери изготавливались из шкур убитых зверей, соломенных и камышовых полотен. Конечно, в те далекие времена все сферы жизни были сложнее, чем сейчас, стоит только представить, как бы мы пользовались такой дверью.
И при этом мы не задумываемся, откуда и как пришло к нам это сейчас уже такое родное слово, и почему дверь именно дверь. Есть одна оригинальная легенда происхождения этого слова. В древние времена, когда еще не было речи, но были эмоциональные звуки и наши предки перед входом в пещеру оповещали о своем приходе громким рычанием «РЬ». Так якобы и сохранилось это созвучие до наших времен во всем известном слове.
По другой версии пришло это понятие из Древнего Египта, более трех тысяч лет назад там называли дверь, тогда представляющую собой простую конструкцию в виде связанных друг с другом веток или тонких стволов в виде щита, – «разделение пространства».
В славянских же языках слово «дверь» прочно связано со словом «двор». В русском языке подобная подмена гласного в похожих словоформах называется вторая степень чередования. Действительно эти слова созвучны и объединены общим смыслом. Доказательство тому – еще одна распространенная словоформа: «подворье» и «преддверие». В принципе все логично – дом начинался в деревнях со двора, отделяя свое, семейное пространство от улицы и общей территории, а дальше пришедший должен был пройти через дверь.
В основном под “дверью” подразумевается отверстие в стене, которое позволяет передвигаться по зданию. В западноевропейской цивилизации дверь воспринимается синонимом понятий “вход” и “выход”.
С появлением домов из дерева, глины и камня наружная дверь становится все более прочной, так как должна была отвечать предъявленным к ней повышенным требованиям.
И в это время, время бронзового века, появляется дверь из меди. Но ее устанавливали только в храмах и палацах. Известно, что Древняя Греция и Египет достигли огромных успехов в своем развитии. Соответственно, двери из меди вначале, появились у них. Камень же применялся для гробниц. Конечно, такой дорогой материал как бронза был доступен лишь для верхних слоев общества, а вот дерево и железо пошли к простому народу, и дошли до наших времен как надежные защитники домашнего очага. Чаще всего функции древнеегипетских и древнегреческих дверей в жилищах людей выполняли сплошные полосы, изготовленные из кожи зверей или из плотной ткани. Также использовались красивые бусы.
Персия же одна из первых начала изготавливать именно деревянные двери. Двери тех времен изготавливались только вручную настоящими мастерами своего дела. В домах богачей того времени были найдены остатки дверей, которые по своему строению были очень похожими на современные филенчатые двери. Они имели петли, на которые двери, вероятно, подвешивались, а также устройства, очень похожие на современные замки. Эти петли и замки были созданы из гвоздей, скоб и кованных железных полос. Но самое интересное, что уже на то время появились замки или, как их называли, засовы, являясь неотъемлемой частью двери.
Конструкция античного замка представляла собой горизонтальный засов с двумя системами привода — для запирания и отпирания. Самым древним из сохранившихся ключей этого типа является ключ 6 века до нашей эры от храма Артемиды в Лузах (Аркадия), длиной около 50 см, который сейчас находится в «Музее изящных искусств» в г. Бостон, США. Также встречались ключи длиной до 75 см, которые носили на плече. Естественно, носить такой груз было обременительно. И мастера все время стремились уменьшить его вес. Так, на рубеже 5…6 веков до н.э. греческим мастерам это удалось — был изобретен лакедемонский замок-желудь (Лакедемония — область в Греции неподалеку от г. Спарта), отдаленно похожий на современные замки. А вот в Риме и по сей день два здания запираются античными замками: один — в Пантеоне, в церкви святых Космы и Дамиана, другой — в храме Максенция.
За многие тысячелетия своего существования двери приобрели ряд основных черт, таких как дверной косяк, порог, дверная панель и т.д. Косяк превратился в современный дверной короб, порог остался практически неизменным, а цапфы-«вертушки» чудесным образом преобразовались в петли.
Со временем менялись облики зданий, развивалась архитектура, и вместе с этим совершенствовалась технология изготовления деревянных дверных конструкций. Так, постепенно железо и бронза сдавали свои позиции дереву. Насколько позволяют судить сохранившиеся до наших дней творения выдающихся скульпторов и архитекторов, двери из дерева тех времен были многообразны по конструкции, художественному оформлению и используемым материалам. Орех и дуб, славящиеся своей прочностью, были и остаются самыми применяемыми древесными материалами, тогда как более ценные породы дерева: клен, палисандр, груша, тик, ясень, черешня и другие, являлись временными фаворитами в разные века. Известно, что самыми древними деревянными воротами (большие двери), сохранившимися до наших времен, стали миланские ворота Базилики Сант-Амброджио. Они были рождены еще в 4-ом веке от Рождества Христова, отреставрированы в 17-ом и являются великим достоянием в веке 21-ом.
Средневековье началось с интенсивного строительства культовых сооружений — соборов, базилик, церквей и аббатств — и требовало неординарной архитектурной формы двери, чтобы явиться наследию во всей красе и великолепии. Принято считать, что с тех времен зарождается новый виток развития двери. В эту историческую эпоху она несет не только функциональную нагрузку в здании, но и является подлинным произведением искусства. Именно тогда мастера научились соединять разные материалы, к примеру, дерево и бронзу, для формирования дверных конструкций. Ярким доказательством, оставшимся нам в наследие, являются бронзовые двери, или, как принято говорить, — ворота, Баптистерия Святого Иоанна Крестителя во Флоренции, отделанные красным деревом. Ворота этого церковного сооружения расположены с трех сторон:
– южные ворота, выполненные мастером Андреа Пизаио, с сюжетами из жизни Иоанна Крестителя и с аллегориями Добродетелей;
– северные ворота, сделанные Гиберти, с эпизодами из Нового Завета, Евангелистами и Учителями церкви;
– восточные ворота — шедевр Гиберти, по праву считающиеся самыми знаменитыми. Они выполнены по заказу Гильдии купцов в 1425 году, разделены на десять панелей и воспроизводят сцены из Ветхого Завета. По совершенству исполнения ворота заслуженно носят название, данное им Микеланджело, — «Врата Рая».
На смену Средневековью приходит век Возрождения, с новыми идеями и веяниями в архитектуре. И первой в него сделала шаг Франция, диктуя моду на застекленные двери (их прообразом были окна, удлинившиеся до пола), тем самым открыв новый взгляд на функцию самой двери и ее значение. Они явились миру как «французские», и прочно укрепили свои позиции на долгое время. В это же время в Дании были придуманы двустворчатые двери, в функцию которых входило сохранение тепла в доме, и разделялись они вначале горизонтально.
Двери 19 века.
Так, началась смена взглядов и подходов в создании главного входа — двери. И уже в начале XIX века, мастера Франции вдохнули новую жизнь в строгие орнаменты и исполнение дверей в стиле древнего Египта, античной Греции и Рима. Наиболее популярным материалом для дверей в этот период становится красное дерево, ввозимое из Центральной Америки. А в начале XX века в производстве дверей наступает период, соединивший в себе несколько эпох и стилей. «Прошлое не возвращается, оно придумывается заново» — это высказывание стало девизом международной выставки декоративного и индустриального искусства, прошедшей в Париже в 1925 году, на которой были представлены двери, поражающие своей изысканной утонченностью.
В послевоенный период происходит увеличение производства дверей в ремесленных мастерских и на крупных фабриках. Это полностью рушит представление об индивидуальном производстве дверей, которое раньше считалось привилегией мастеров-плотников и краснодеревщиков. В производстве входных дверей дерево сдало свои позиции альтернативным материалам, в частности — алюминию и ПВХ, зато межкомнатные двери были и остаются деревянными, прочно укрепившись в интерьере каждого дома.
Современное остекление.
ХХ век ознаменовался большим скачком в развитии технологий и, соответственно, появились двери с гидравлическим и пневматическим электроприводом. В это же время родились складные, раздвижные и вращающиеся двери. XX век привел историю развития дверей к их широкому разнообразию. Межкомнатные двери теперь стали доступными для людей различных социальных слоев, используются двери из различных материалов, однако самым популярным остается все-таки дерево.
Таким образом, двери как средство защиты дома прошли путь непростого развития. До конца восьмидесятых годов было время дверей с типовыми замками, когда практически все население оставляло ключи под половиком, лежащим перед входом в квартиру. Наглядным примером этого времени был эпизод фильма “Ирония судьбы или с легким паром”, когда один ключ подходил к замкам квартир и в Москве и в тогдашнем Ленинграде. Но, наверное, к счастью, эти времена прошли, и в конце восьмидесятых годов люди уже начали задумываться о том, как защитить помещения, будь-то квартира или офис, от незваных гостей.
Приблизительно в то же время обычные фанерные однотипные двери начали сменяться дверьми, которые изготовлены из металла. Их сначала называли “железные двери”, затем название в обиходе сменилось на “двери металлические”, потом на “двери стальные”. Также в подтверждение первичной функции защиты аналогичные двери называют “бронированными дверьми”. В современном мире устройство дверей достаточно простое, состоящее из непосредственно короба, петель, замка и самой двери. И до сих пор двери – одни из важнейших предметов в домах современных жителей, однако в наше время важным становится не только качество дверей, но и их особый дизайн.
В наше время мастера могут не только создать и отреставрировать двери, но и возобновить старинные двери давних эпох. На данное время мода требует все новых образов, которые можно воссоздать с помощью современной технологии. Пример — современные двери входа в Лувр. Вход организован пирамидами из прозрачного стекла Saint-Gobain, которое не закрывает архитектурных шедевров. И в этом случае можно сказать, что современность и история, несомненно, дополняют друг друга.
Дверь, в самом истинном понимании этого слова, прошла длинный путь за всю историю человечества. Но неизменным во все времена оставалось одно — она оберегала нас от незваных гостей, и мы находили за ней радость, покой и уют. А когда мастера создавали ее как произведение искусства — мы восхищались ее величием, красотой и грациозностью. Но что за нею будет завтра — не дано пока знать….
Безусловно, что двери современности – качественные и красивые, однако, путь развития дверей еще не до конца пройден, наверняка еще появятся более качественные материалы, более удобная и функциональная фурнитура, еще более изысканные дизайны. Каким будет это развитие, покажет, конечно же, время.