Елена Максимова
В Советском Союзе была целая плеяда замечательных актрис, олицетворявших собой образ простой русской женщины, матери, бабушки. Они были близки и понятны каждому человеку, вызывали своим появлением на экране самые тёплые и добрые эмоции. Это, прежде всего, Валентина Телегина, Любовь Соколова, Вера Кузнецова и, конечно же, ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА МАКСИМОВА.
Не играя, а проживая свои роли, она добивалась максимальной реалистичности актёрских красок, естественности, достоверности, Душевность, сердечность, теплота потоком исходили от этой актрисы, согревая сердца миллионам зрителей. Именно благодаря этим качествам она навсегда осталась в памяти, не смотря на то, что ей фактически не довелось сыграть главных ролей.
Режиссёры охотно звали её в свои картины, так как были уверены, что Максимова украсит своим появлением любой их фильм. И так оно всегда и происходило. Отсюда её участие в нескольких десятках картин и работа с одними из самых знаковых режиссёров советского кино.
Судьба Елены Александровны была непростой. Родилась она в Москве в семье мелкого торговца бакалейными товарами. В начале 1916 года её отец закрыл свою торговую лавчонку, купил дом в Сокольниках, переехал туда вместе с семьёй и затем работал бухгалтером в Сокольнических вагоноремонтных мастерских.
После его смерти в 1920 году мать, всю жизнь занимавшаяся домашним хозяйством, за невозможностью содержать своих трёх дочерей, отдала их на воспитание в детский дом № 955 Сокольнического района. Через два года её тоже не стало.
Ещё будучи ученицей 9 класса, в январе 1925 года Елена Максимова выдержала конкурс на бесплатную вакансию к киностудию Н.Г. Вишняка при Моспрофорбе. Летом этого же года она окончила девятилетку в юношеском доме №16 Сокольнического района, a oceнью, продолжая учиться в киностудии, для подработки устроилась прессовщицей на пуговичную фабрику Братьев Бовдзей и трудилась там до сентября 1926 года.
1926 год стал отсчётом кинокарьеры Елены Максимовой, т.к. именно в этом году она получила свою первую роль, Сама она в документах называла первым фильмом «Хромого барина» Константина Эггерта, но, следуя хронологии, первыми идут «Бабы рязанские» (1927) Ивана Правова и Ольги Преображенской, в которых она сыграла сварливую Лукерью, жену зажиточного крестьянина.
К счастью, первый блин не оказался комом. Начинающая артистка блестяще справилась с поставленной режиссёрами задачей, передав в характере своей Лукерьи и задорность, и нахальство, и моменты отчаяния, связанные с изменой мужа. С этого фильма сразу же определилось её дальнейшее амплуа — простая русская женщина, в котором впоследствии её использовали многие режиссёры.
Правов и Преображенская ещё трижды снимали Максимову в своих фильмах, в одном из которых — «Тихом Доне» (1930) — актриса сыграла Дарью, одну из лучших своих ролей. По темпераменту, эмоциональности, пестроте актёрских красок Максимова как нельзя лучше подошла к этому образу, сумев передать, заложенную Шолоховым, противоречивость натуры Дарьи.
Примечательно, что через много лет Максимова сыграла во второй экранизации «Тихого Дона» (1957—1958), успешно предпринятой Сергеем Герасимовым, небольшую роль матери Кошевого, войдя, таким образом, в немногочисленную группу артистов, снимавшихся в нескольких экранизациях одного и того же литературного произведения (самый яркий из которых, на мой взгляд, Владимир Дорофеев в роли деда Шукаря в «Поднятой целине» 1939 года и 1959—1961 годов).
1930 год также ознаменован исполнением Еленой Максимовой роли Наталки в культовой картине Александра Довженко «Земля», в которой актрисой с большим надрывом передана трагедия её героини, потерявшей любимого человека.
В одной из самых запоминающихся сцен фильма Наталка в отчаянии мечется по хате полностью обнажённой, горько переживая своё несостоявшееся замужество. Таким образом, Максимова стала первой советской актрисой, показавшей своё тело на экране.
В тридцатые годы у Елены Максимовой было ещё несколько заметных ролей, лучшие из которых жена старовера Мария Кудина («Аэроград»), Танька («Груня Корнакова»), Прасковья («Пугачёв»), Маланья Атаманчукова («Поднятая целина»). В этих работах сочетались острая характерность и подлинный драматизм, указывающих на широкий актёрский диапазон Максимовой.
Личная жизнь актрисы, как и творческая, сложилась вполне удачно. Со своим мужем Георгием Николаевичем Лукьяновым она познакомилась в конце 1927 года, а уже 6 января 1928 года стала его женой. Он был человеком интеллигентным, начитанным. Имел образование инженера, работал во Всесоюзном теплотехническом научно-исследовательском институте имени Дзержинского.
В 1934 году у супругов родился сын Глеб, в котором Елена Александровна души не чаяла и посвящала ему всё своё свободное время. Когда в первые дни войны киностудия «Союздетфильм», где работала актриса, эвакуировала детей работников студии на станцию Шакша под Уфой, Максимова, чтобы быть рядом с сыном, бросила всё и выехала туда вслед за ним, работая поварихой за питание.
В феврале 1942 года детский лагерь «Союздетфильма» был вывезен в Душанбе, куда незадолго до этого была эвакуирована студия, и уже с марта Елена Максимова вернулась к aктёрской деятельности.
С возрастом Елене Александровне всё больше предлагались небольшие роли простых русских женщин, работниц, крестьянок, матерей, бабушек, соседок, которых она наделяла душевной теплотой, простотой, обаянием, из-за чего они казались выхваченными из самой жизни. Какие-то из них были спокойными, мягкими, доброжелательными, а какие-то, наоборот, ершистыми, с характером, с задоринкой.
Но будь то положительная или отрицательная героиня, ни одна из них не вызывала негативных эмоций, актриса каждую наделяла положительной энергетикой. Среди её лучших работ позднего периода: Дергачиха («Море студёное»), тетя Даша («Два капитана»), Варвара Степановна («Чужая родня»), мать Саши («Тугой узел»), Макариха («Отчий дом»), Жеребиха («Чудотворная»), Марьяшка («Евдокия»), Лущилиха («Цыган»), Глафира («Безотцовщина»), Вера Николаевна («Выстрел в спину»), Глафира Петровна («Тайна записной книжки»).
В жизни Елена Максимова была человеком волевым, в каких-то вещах очень жёстким. По отношению к людям доброжелательной, общительной. К работе — пунктуальной, никогда не позволявшей себе опоздать на съёмки. Всегда полностью читала предлагаемый сценарий и затем тщательно готовилась к роли, независимо от её размера, прорабатывая и выстраивая будущий образ даже во время приготовления обеда или глажения белья.
В быту, в кругу семьи была эмоциональной, экспрессивной, крикливой, но быстро отходчивой. Часто спорила с мужем о том, кто из них раньше умрёт. В итоге, этот спор выиграл Георгий Николаевич, уйдя из жизни в 1983 году. Елена Александровна некоторое время ещё держалась, продолжала сниматься, но затем возраст и болезни взяли своё.
В сентябре 1986 года она легла в больницу для ветеранов на шоссе Энтузиастов и уже больше оттуда не вернулась. Прах Елены Александровны, согласно её завещанию, был развеян над речкой Чёрной B Московской области, где когда-то прошли самые счастливые дни её жизни.
Сын Елены Максимовой Глеб Георгиевич Лукьянов избрал творческую профессию — был оператором Моснаучфильма и творческого объединения «Экран» на Центральном телевидении, сам снимал и ставил заказные фильмы. Умер в 1999 году.
Его сын Андрей Лукьянов получил юридическое образование, занимался музыкой и рекламным бизнесом, а с начала 2000-х годов стал сниматься в кино и сериалах как актёр, продолжив, таким образом, дело своей бабушки Елены Александровны Максимовой.
Источник