В сложившемся в массовом сознании образе шпиона одно из важнейших мест занимает маскировка. Самый распространенный стереотип говорит нам о том, что разведчик должен носить ничем не примечательное пальто и столь же среднестатистическую шляпу. Однако мода меняется и разведки вынуждены следовать за ней. Это ни в коей мере не противоречит другому широко распространенному среди «непосвященных» мнению – разведчики используют грим. Благодаря массе книг и фильмов эта версия среди широкой общественности уже давно не подвергается сомнению. В свою очередь, работники спецслужб его не разделяют. По словам бывшего руководителя пресс-службы СВР России Б. Лабусова, все это не имеет смысла. Разведчик должен работать под прикрытием и пропажа одного человека (дипломата или бизнесмена – под них чаще всего маскируются агенты) в одном месте и внезапное появление другого человека в другом месте обязательно вызовет вопросы у контрразведки противника. С другой стороны, контрразведчикам, следящим за вражеским шпионом, маскировка или грим в некоторых обстоятельствах будет полезна, например, в ситуациях, когда «подопечный» начинает догадываться о наличии слежки.
Так или иначе, отечественные спецслужбы маскировку и изменение внешности использовали мало. По крайней мере, в тех операциях, о которых имеется открытая информация. На весь Комитет государственной безопасности было всего несколько человек, занимавшихся этим направлением. Все они входили в состав 7-го управления. После развала Советского Союза и последовавших за ним преобразований специалисты по изменению внешности стали сотрудниками Оперативно-поискового управления ФСБ. По разным оценкам, общая численность специалистов по гриму в ФСБ колеблется около трех-четырех десятков. Столь небольшое число сотрудников можно объяснить все той же нелюбовью отечественных спецслужб к гриму и их привычке обходится более простыми средствами.
Эти более простые средства чаще всего представляли собой автомобили или одежду. Дело в том, что далеко не во всех случаях «наружка» противника может полноценно распознавать человека, за которым она следит. Поэтому агенты одного роста, телосложения и с похожими, к примеру, прическами могут доставить немало проблем контрразведчикам. Главное – произвести обмен «средствами маскировки» так, чтобы никто не заметил. Кроме того, несколько раз отечественные разведчики для отвлечения слежки применяли манекены. Почти всегда это была «операция» в стиле Шерлока Холмса, когда манекен устанавливался так, чтобы его было видно из окна снаружи. Наружное наблюдение фиксировало нахождение «разведчика» в определенном месте, а он сам находился в другом и проделывал все, что ему нужно. Аналогичный прием применялся и с автомобилями: машина с манекеном сотрудника посольства уезжала в одну сторону и уводила за собой слежку, а сам сотрудник уходил туда, куда ему было нужно. Конкретно эта методика противодействия контрразведке использовалась множеством стран, в том числе Советским Союзом и США. Однако этот способ не является панацеей. Если контрразведчики догадываются, что их водят за нос, они могут просто увеличить численность следящих. Конечно, это отнимает силы, но зато повышает надежность ведения «подопечного».
Несмотря на некоторую неприязнь к ним, спецслужбы все-таки пользовались гримом и другими способами изменения лица. Стоит сделать небольшое замечание по поводу причин этой нелюбви. Тот же театральный грим малопригоден для агентуры по той причине, что на небольших расстояниях загримированный человек выглядит достаточно нелепо и, как следствие, привлекает внимание. Таким образом, если на грим поведется слежка, все «прикрытие» может быть испорчено специфической реакцией простых прохожих. Другой, более перспективный, но все же не универсальный способ изменения черт лица касается использования масок. По словам разведчика Я. Барановского, еще в начале 70-х в одном из отечественных НИИ была создана технология производства латексных масок, имевших хорошее сходство с настоящим человеческим лицом. Этот «метод Фантомаса» также не давал гарантий, однако позволял ощутимо изменить черты лица. Согласно ряду источников, со временем удалось начать производство таких масок, которые не выдавали человека на расстоянии в пару метров. Тем не менее, и ранние варианты латексных средств маскировки можно было применять с достаточным эффектом. Для этого требовалось ухудшить видимость – находиться за грязным оконным стеклом или сидеть в машине с закрытыми окнами. В большинстве случаев этого было достаточно, чтобы слежка не могла понять, кто именно перед ней.
Интересен тот факт, что отношение к гриму у спецслужб разных стран немного отличается. Советские, а затем и российские разведчики такой способ изменения внешности недолюбливают. Американцы, в свою очередь, тоже не считают его панацеей, но при подходящем случае им не пренебрегают. В ЦРУ, как и в КГБ и ФСБ, есть специальный отдел, занимающийся такими делами. Свою историю, насколько это известно, грим в ЦРУ ведет с середины шестидесятых годов. Тогда на работу в Управление был принят некий Тони Мендес. В 65-м он был никому не известным художником, а в будущем ему было суждено стать живой легендой американской разведки. После прохождения всех необходимых проверок Мендес попал в отдел, занимавшийся подготовкой документов, денег и т.д. В его обязанности входило изготовление фальшивых бумаг и удостоверений, которые предназначались для забрасываемых через «Железный занавес» агентов. Попутно с подделкой документов Мендес, разбиравшийся в гримерном деле, понемногу продвигал еще одну идею маскировки. До определенного времени руководство смотрело на его предложения исключительно как на очередной прожект. Тем не менее, Мендес продолжал настаивать на своем и в итоге предложил провести эксперимент. В его ходе всего за пару часов художник сделал из азиата и африканца двух кавказцев. Руководство, мягко говоря, удивилось. Еще больше оно удивилось тогда, когда эти два «кавказца» совершенно спокойно покинули территорию отдела ЦРУ, где их гримировали, а затем снова попали туда. У охраны внешность и документы двоих «подопытных» не вызвали никаких вопросов.
После удачного эксперимента Мендес получил повышение в должности и массу работы. Поскольку конец 60-х и начало 70-х никак нельзя признать спокойным временем в политическом и разведывательном аспекте, Мендесу приходилось работать очень много. Основная масса заданий для его отдела, получившего прозвище «Волшебное королевство», касалась обеспечения ввоза и вывоза из СССР агентов. Мендес обучил своим навыкам несколько своих сотрудников и они время от времени ездили по разным странам и занимались гримом там. В начале 1974 года «Волшебное королевство» получило особо важное и крупное задание. Из Москвы нужно было вывезти сразу несколько человек. Воспользовавшись собственным гримом и документами своего изготовления, несколько гримеров прибыли в столицу Советского Союза. Среди специалистов по маскировке был и Т. Мендес. Вывоз сотрудников посольства, агентов и гримеров в итоге прошел без проблем, но самому Мендесу пришлось сильно понервничать. Коллеги по ЦРУ сообщили ему, что его имя, особые приметы и информация о характере деятельности сначала попали в руки контрразведки Северного Вьетнама, а оттуда ушли в КГБ и, как следствие, во все советские посольства по всему миру. К счастью для Мендеса, все обошлось и он спокойно уехал домой в Штаты.
Куда большую популярность в области изменения внешности имеют простые переодевания. Это просто и достаточно эффективно. По крайней мере, простые прохожие, увидев переодетого разведчика, реагируют спокойно и не выдают его, как в случае с гримом театрального вида. Чаще всего переодевание применялось для отвлечения слежки на третье лицо: разведчик и помощник менялись одеждой, вследствие чего «наружка» уходила далеко не за тем, за кем шла с самого начала. Но для этого требуется найти подходящее место для обмена и не всегда есть такая возможность. Другой способ переодевания заключается в том, что «подопечный» наружного наблюдения куда-то заходит и не выходит. Вернее, выходит, но в другой одежде. При некоторых обстоятельствах такая методика срабатывает достаточно успешно. Однако и она не является универсальным средством на все случаи жизни. К примеру, американской агентессе Марте Петерсон переодевание не помогло. Приехав в один из московских кинотеатров на автомобиле, она прошла в зал и некоторое время делала вид, что смотрит кино. Словно помогая сотрудникам советской контрразведки, она была одета в заметное белое платье с крупными цветами. Минут через 10-15 после начала сеанса Петерсон быстро надела поверх платья куртку и брюки, так же быстро изменила прическу и вышла из зала, если можно так сказать, совершенно другим человеком. Покатавшись на автобусе, метро и троллейбусе, сотрудница ЦРУ отправилась к тому месту, где она должна была сделать «закладку» для агента, известного под кодовым именем «Тригон». Правда, уйти с места «закладки» Петерсон так и не удалось. Сотрудники Госбезопасности вовремя раскусили хитрость американки и преспокойно вели ее до самого места выполнения задания. Надо заметить, в пересказе Ю. Семенова («ТАСС уполномочен заявить…») эта история выглядит менее захватывающей и интересной.
И все же различные приемы маскировки являются скорее исключением, нежели правилом. Изменение одежды не может изменить фигуру или пластику человека, грим требует длительной подготовки, а также соответствующих погодных и других условий и так далее. По-настоящему популярной и самой распространенной методикой изменения «параметров личности» в разведке и контрразведке является подготовка документов для агента. Правильно сделанное служебное удостоверение или паспорт другой страны могут не только обеспечить выполнение задания, но и снизить вероятность провала. В то же время, при некоторых обстоятельствах приходится прибегать и к другим средствам помимо документов. Развитие различных технологий в самом ближайшем будущем может позволить повысить эффективность грима или специальных масок. Но, к сожалению, широкая общественность узнает об этом лет через тридцать, не раньше.
По материалам сайтов:
http://www.agentura.ru/
http://www.argumenti.ru/
https://www.cia.gov/
http://www.cicentre.com/