В искусстве Древнего Египта, о котором сегодня свидетельствуют величественные пирамиды, во все времена жили загадки для правителей, ученых, жрецов, магов и, конечно, простолюдинов. Наверное, потому древние греки, сменившие цивилизацию государства Кем, и дали ему название Египет, что означает «загадка», «тайна». И в этой многовековой загадке есть меньшая из тайн — древний город Фивы, получивший у историков название «Стовратные Фивы». Одни говорят, что «сто» было у египтян синонимом «много», другие выдвигают гипотезу, что к собственно городской территории прежде присоединяли «Город Мертвых», занимавший западный берег Нила. В таком случае постройки вместе с пирамидами и заупокойными храмами вполне могли занимать площадь, ограниченную стеной, прорезанной ста воротами.
Уже давно нет ста ворот, о которых повествует греческая история. Фивы совершенно не напоминают сегодня древнейшую из столиц мира. А между тем тайна продолжает обитать на этой земле, как и в древности. Остается она неразгаданной и в наши дни, обрастая новыми гипотезами и слухами. Эта тайна — скульптура Сфинкса Египетского, притягивающая к себе внимание путешественников и исследователей одновременно фантастическим и человеческим обликом. И непрекращающиеся попытки проникнуть в тайну этого безмолвного свидетеля прошедших столетий красноречиво говорят о том, что человечество не желает смиряться с древними загадками.
Знаменитый Сфинкс Египетский находится у монументальных ворот и искусственного прохода к пирамиде Хафра в Гизе. Он вырублен из естественной известняковой скалы, которая в древности, видимо, напоминала фигуру лежащего зверя. Неизвестные строители и художники обработали ее, придав облик лежащего льва, добавив недостающие каменные куски, дополнившие облик фантастического чудовища. Размеры Сфинкса огромны: высота до 20 м, длина — 57 м, человеческая голова имеет 5 м в высоту. На голове Сфинкса — царский полосатый платок, увенчанный на лбу символом священной власти — уреем (змеей). Даже мода далекого Древнего Египта нашла отражение в облике Сфинкса в виде приставной бородки, которую было принято носить фараонам. Остатки краски свидетельствуют, что некогда статуя была раскрашена — лицо в кирпично-красный цвет, а полосы платка еще сохранили синий и красный оттенки. Лицо гигантского изваяния, бесспорно, несет в себе индивидуальные черты конкретного человека. Некоторые из историков приписывают эти черты фараону Хафру, сравнивая гиганта с другими изображениями этого правителя. И первая загадка Египетского Сфинкса — конечно же, принадлежность статуи названному фараону. А другие загадки?
Когда исполнена удивительная скульптура и кем?
Для чего служила статуя, расположенная рядом с пирамидами трех древнейших фараонов Древнего царства?
Историки стремятся установить точное время сооружения Египетского Сфинкса. Жрецы таинственных герметических знаний заняты поисками места статуи в древнейших обрядах. Правители разных стран участвуют в операциях по спасению каменной загадки…
Пытаясь установить возраст статуи, мы тем самым можем достаточно близко подойти и к вопросу о том, чье лицо изображено в образе Египетского Сфинкса. Но оказывается, что историкам ничего точно неизвестно о возрасте чуда. На пирамидах Хеопса, Хефрена (Хафра) и Микерина нет никаких датировок или надписей, позволяющих приписывать их Названным правителям. На гипсовом покрытии одной из вентиляционных камер Большой Пирамиды обнаружен картуш, воспроизводящий то ли имя фараона Хеопса, то ли древнее название Египта — Кем. Эта надпись могла относиться к любому периоду в истории страны. У Сфинкса в Гизе нет никаких датировок, и его произвольно отнесли к периоду, когда строились пирамиды. Фараон Тутмос IV оставил о нем камёйную плиту, обнаружив совершенно засыпанную песком фигуру. И было это в период Нового царства, в годы правления XVIII династии, отнесенной историками к 1650—1600 годам до н. э. Значит, со времени Древнего царства прошло уже 1000 лет и найти сведения о создателях фантастического существа не представлялось возможным.
И все же плита с надписью стала первым документом в истории памятника.
Тутмос IV правил десять лет спокойной и сильной империей Египет в 1412—1402 годах до н. э., а незадолго до начала правления, во время охоты в пустыне, в Гизе случилось с ним странное происшествие, попавшее в легенды.
Голова засыпанного песком Египетского Сфинкса называлась жителями окружающих поселений Хармахисом и отождествлялась с богом чужеземного происхождения. Колоссальная статуя стала объектом поклонения и культа. Некоторые почитали гиганта как животворящее солнце и даже руины близлежащего храма относили к ансамблю Египетского Сфинкса, а не к составной части заупокойного ансамбля фараона Хафра. Легенда гласит, что в тени гигантской фантастической головы утомившийся царевич задремал, отдыхая от скачки на разгоряченных конях. И явился ему в сновидении именно Сфинкс и отеческим тоном предложил царскую власть и спокойное правление, если царевич освободит каменное тело от многих тонн песка, засыпавших его в течение столетий: «Мой образ принадлежит тебе, мое сердце принадлежит тебе, — говорил Сфинкс. — Я страдаю, бремя, отягощающее меня, погубит меня. Спаси меня, сын мой».
Тутмос IV стал великим фараоном и не только откопал изваяние, но для увековечения странного предсказания повелел установить между лапами Сфинкса стелу из розового гранита с рассказом о происшедшем. Эта плита с надписью была найдена в 1818 году и стала первым документом, зафиксировавшим реальное событие и мистически-легендарную его интерпретацию, связанную с фантастическим существом.
Наверное, следует упомянуть и гигантский поминальный (или нижний) храм фараона Хафра на гранитных опорах из блоков, весивших по 150 тонн. Располагавшийся рядом с фигурой Египетского Сфинкса, он какое-то время считался частью культа этого гиганта, но археологи, исследовавшие составные части многих заупокойных комплексов Древнего царства, пришли к выводу, что огромная постройка святилища относилась все же к сооружениям в честь могучего фараона древности. Верхняя часть храма оказалась разрушенной временем, но нижняя сохранилась и дает представление о возможностях строителей далекой эпохи. В 130-метровом пространстве были установлены десятки алебастровых статуй фараона, а в специальных помещениях вдоль северного и южного фасадов размещались ладьи, предназначавшиеся для путешествия фараона по небесному океану. Гигантская же статуя Сфинкса была исполнена, видимо, для каких-то иных, ставших неизвестными обрядовых целей.
Являясь образом Вселенной в египетской религии, храм имел несколько составных частей. Первой из них была дорога-аллея, вдоль которой в эпоху Нового царства стояли сфинксы. Считается, что они олицетворяли физическое начало, и поэтому вполне оправдано придание статуям черт погребенного фараона. Но Египетский Сфинкс, самое старое изваяние ритуального существа, лишь со временем получивший статус самостоятельной религиозной ценности, вполне мог первоначально иметь некие обобщенные черты. Он расположен к юго-востоку от великой пирамиды; лицо его обращено на восток. Греческое название «сфинкс», как считают, произошло от египетского «шепес анх», что значит «живой образ», но представляется, что такое толкование фантастического существа относится к более поздним временам истории — Новому царству, когда статуи сфинксов на дорогах-аллеях как бы пристально глядели на каждого направляющегося к храму. Именно к таковым относятся сфинксы у храма Аменхотепа III, перевезенные в 1832 году в Петербург, на берега Невы.
Египетский Сфинкс, по всей видимости, намного древнее. Прежде чем глубже вглядываться в его загадки, отметим исследования чикагского археолога Марка Лернера, которому удалось создать компьютерную программу восстановления первоначального облика статуи. Пока это сделано лишь на экране дисплея, но проработки вполне могут стать основанием реставрации того, что уничтожили время и варвары. Известно, что арабский эмир, захвативший египетские земли, приказал обстрелять голову Сфинкса из пушек, нанеся тем самым выбоины и сколы осадочного камня. Тогда статуя уцелела чудом, но продолжавшиеся разрушения еще более запутали вопрос по определению портретное™ черт Сфинкса. И все же профессор Лернер кропотливо по отдельным точкам поверхности восстанавливал утраченные фрагменты. Может быть, самоуверенность профессора подтолкнула его на идентификацию лица Египетского Сфинкса с единственно известной статуэткой фараона Хафра, а может быть, умная ЭВМ и вправду восстановила недостающие звенья облика, во всяком случае, экспонат из Каирского музея и лицо Египетского Сфинкса совмещались идеально, дополняя отсутствующий у гиганта нос и накладную бороду фараона.
Между тем судебный эксперт из полицейского управления Нью-Йорка лейтенант Фрэнк Доминго без специальной этнографической программы провел идентификацию тех же самых лиц и пришел к ошеломляющему выводу. Он заявил, что это не просто разные лица разных людей, но лица людей разных рас. Дальше криминалист тщательно обследовал структуру камня и поверхность скульптуры в местах сколов и обработки и пришел к мнению, которое совпадает с самыми оригинальными утверждениями радикальных ученых. Голова статуи переделывалась уже после создания скульптуры в целом. По характеру и цвету породы львиного тела и головы лейтенант определил, что голова при «рождении» имела другие пропорции и вид.
Другую, совершенно неожиданную загадку-сюрприз преподнесли геологи именно в те дни, когда Египет решил отпраздновать 4600-летие Египетского Сфинкса. На конференции Геологического общества Америки в 1992 году было обращено внимание на характер эрозии камня Египетского Сфинкса. Естественно, что столь длительному существованию каменного изваяния в пустыне должны были угрожать прежде всего сухие ветры и песчаные бури. Геологи говорили, что в первую очередь эти невидимые, но сильные воздействия должны были оставить следы в виде горизонтальных узких царапин с острыми краями. Неоднородность слоистой породы неизбежно привела бы к «выгрызанию» — выветриванию мягких пород статуи. Обследование показало совершенно противоположное — глубокие вертикальные бороздки и горизонтальные канавки с краями-фестонами. Изношенными оказались места, обращенные вверх и ничем не защищенные. Профессор Роберт Шох, специалист по эрозии горных пород из Гарвардского университета, заявил: «Это — классический пример из учебника того, что происходит с известняком, если дождь поливает его в течение нескольких тысяч лет. Абсолютно ясно, что эрозия такого вида порождена именно дождями». Однако достоверно известно, что с начала Древнего царства Египта, к которому относилось и правление многократно упомянутого фараона Хафра, на плато Гизы никогда не было постоянных дождей, способных нанести многочисленные щербины гиганту. Над землей сегодняшнего Кгипта влажный климат с дождями ученые относят к периоду 10 000 лет до н. э. И тогда получается, что Египетский Сфинкс в три раза старше, чем утверждают ученые, а лицо его совсем не должно принадлежать фараону IV древней династии. Косвенным подтверждением тому может служить и то обстоятельство, что мастерство строителей первых гигантских пирамид с их технологиями добычи и транспортировки камней не может родиться сразу у народа, еще недавно имевшего патриархальный образ жизни.
Сразу надо сказать, что не только геологи, но и ученые других наук приложили свои усилия к тому, чтобы пошатнуть уверенность в возрасте Египетского Сфинкса, а также в принадлежности его лика фараону Древнего царства. Среди тех, кто подтвердил причастность неведомых скульпторов к изменению облика Сфинкса, оказались астрономы. Чтобы ответить на вопрос — почему? — необходимо небольшое отступление.
Грядет эра Водолея, а на исходе эра Рыб. Каждый период нахождения солнца нашей вселенной на фоне того или другого зодиакального созвездия длится 2160 лет. Окончание временного периода знаменуется переходом солнца в другой участок, отмечаемый астрономами, да и астрологами, заранее. Весь круг движения светила по небосклону составляет 25 тысяч лет. Если учесть, что древние создатели статуи ориентировали ее лицо строго на восток, то есть на восход солнца в день весеннего равноденствия, то и догадка об облике фантастического существа не должна далеко отстоять от астрономической символики. В годы правления фараона Хафра знаком эпохи был «Бык», так как солнце вставало в день весеннего равноденствия именно в этом созвездии (Тельца). Созвездие Льва светило над Египтом в период между 10 970 и 8810 годами до н. э. И странным становится совпадение этого периода в астрономии Египта (да и Земли тоже) с возрастом камня в пустыне, из которого высекли Египетского Сфинкса, подвергшегося столь экзотическому водному разрушению. Конечно, трудно поверить в существование цивилизации и технологий за многие тысячелетия до древнеегипетской, но технические науки, в отличие от истории, пользующейся не только документами, но и домыслами, выдвигают загадочную, но вполне реальную гипотезу. Ее можно принимать или отвергать, но утверждать и дальше, что Египетскому Сфинксу 4600 лет и он изображает лик древнего фараона Хафра, довольно нелепо.
Несмотря на то, что XX век уже подарил египтологам несколько новых проблем, связанных с продолжительностью жизни одного из чудес света, и ученые, и публицисты продолжают выдвигать все новые и новые гипотезы, ставя перед человечеством и новые проблемы.
Существует немало легенд, хранящих сведения о потайных помещениях для Посвященных в древние знания в фундаменте или под «телом» каменной скульптуры. Появились и свидетельства об обнаружении таких подземных галерей франко-английской экспедицией под руководством доктора Франсуа Тибо и крупного египтолога Этьена Шелера. Галерея была открыта якобы в результате землетрясения вблизи Красного моря, когда покрылась трещинами одна из подземных стен между лапами скульптуры. Сведения о находках в лабиринтах подземелий тщательно скрываются, но журналистам стало известно, что в них сохранились настенные надписи древних времен: они якобы описывают события, которые уже произошли на земном шаре, а также и те, которым еще предстоит потрясти народы.
Среди упомянутых журналистами «откровений» есть сведения об открытии европейцами американского континента, а также о создании аппаратов по освоению околоземного пространства; о целебных качествах грязей Нила и Мертвого моря и о неких составных минералах, делающих их таковыми; о тайных хранилищах в глубинах пирамид, скрывающих семена загадочного злака, способного ликвидировать голод на земле. В другом «откровении», якобы тоже прочтенном в таинственных подземельях под Сфинксом, говорится о том, что в неких тайниках хранится секрет эликсира, продлевающего жизнь человека. С именем доктора Шелера связывают предсказание, якобы хранящееся в Египетском Сфинксе, о возможном появлении из океана Материка Атлантиды. Конечно, как и многочисленные легенды о Египетском Сфинксе, журналистские публикации вполне могут быть очередной фантазией любителей сенсаций, но связь с ними крупных ученых имен заставляет задумываться и тревожит воображение…
Легенды, предположения, слухи, исследования и бесконечные поиски сопутствуют жизни древних пирамид и самой древней из скульптур человечества. И все же, если некоторым любознательным наблюдателям гигантского Сфинкса кажется, что человечество уже вплотную подступило к открытию тайны каменного изображения, они глубоко ошибаются. Новые исследователи, на этот раз философы и убежденные поклонники палеоконтактов, начинают всерьез рассматривать статую как свидетельство посещения планеты жителями другой, подобной Земле, планеты многие тысячелетия назад. В своем философском исследовании «Боги нового тысячелетия» Алан Ф. Элфорд не просто относит этих самых посетителей из далеких тысячелетий к космическим путешественникам, но и присуждает им звание Богов, которые формировали первые государства, награждали наших предков первыми знаниями и опытом. Именно Элфорд высказал смелую гипотезу о строительстве пришельцами комплекса пирамид как космического центра, в котором фигура Сфинкса играла совершенно определенную роль.
Прежде всего Элфорд отметил такой факт, что в Древнем Египте, то есть в стране Кем, отсутствовали скульптуры животных с ликом человека, в то время как культы многочисленных богов, наоборот, изображали животных и птиц в виде голов на плечах человеческих фигур. Кроме того, было замечено, что голова гигантского Сфинкса явно несоразмерна с телом фантастического животного. Это вполне подтверждало предположение, что верхняя часть статуи переделывалась. И, наконец, обнаружение древних изображений сфинкса с телом льва и головой барана позволило исследователю высказать смелую гипотезу и даже достаточно точно ограничить рамки первоначального исполнения монументальной скульптуры.
Различные древневавилонские ритуалы новогоднего праздника связывались с созвездием Льва. Найдена была и клинописная табличка, где говорится, что Потоп произошел в то время, когда планета Нибиру находилась в созвездии Льва:
Верховный, Верховный, Помазанный; Властелин, чья сияющая корона излучает ужас, Высшая планета: престол, в котором он восседает, Созерцая соседнюю орбиту красной планеты, Ежедневно, пребывая во Льве, он пламенеет, Изливая на земли свой свет, свое сияющее царство…
В таком случае гигантский Сфинкс мог символизировать наступление эры Льва в 10900—8700 годы до н. э. Рассматривая древние традиции, можно обнаружить среди них ту, согласно которой у Сфинкса лицо бога Хор-Акити — «Сокола горизонта», под которым был известен древнейший из египетских богов — Ра. Наконец, за горизонтом, в точке, куда была ориентирована голова Сфинкса, находился другой циклопический памятник древности — Баальбекская веранда, которую многие исследователи связывают с космическими посещениями Земли. Временной диапазон строительства циклопических сооружений — Пирамид, гигантского Сфинкса, Баальбекской платформы по странному совпадению сужается в коридоре 9000—8000 годов до н. э., но не раньше И 000 года до н. э. Все эти близко расположенные сооружения обладают одинаковой таинственностью, монументальностью, неповторимостью, наконец, неразгаданной функциональностью. Есть и еще одно удивительное открытие, косвенно подтверждающее неземное исполнение всех сооружений. Роберт Бьювел и Эдриан Джилберт установили, что три пирамиды Гизы точно отображают положение трех звезд Пояса Ориона, какое они занимали в 10 450 году до н. э.
Совпадая друг с другом, многие факты свидетельствуют о возведении Египетского Сфинкса в годы вхождения Земли в период эпохи Льва, а значит, Сфинкс был не только временным, знаковым символом, но и вполне мог нести облик царя и отца египетских богов — бога Ра, бога Солнца. Но если с определением времени создания скульптуры наступает удивительная ясность, то лицо, облик, запечатлевшие черты космита-бога, до сих пор оставляют ощущение прикосновения к древней тайне происхождения человечества.
Если вы не знаете где можно приобрести искусственные цветы в нижнем Новгороде, тогда приходите к нам. У нас большой выбор и приятные цены.