Георгий Тараторкин
Георгий Тараторкин родился 11 января 1945 года в Ленинграде, в городе Пушкина, Достоевского, Блока. Мальчика воспитывала сама атмосфера этого удивительного города, а Достоевский и Блок и сегодня остаются любимыми авторами. Детство актера не назовешь беззаботным. Семья, слава Богу, не пострадала ни от репрессий, ни от ужасов гражданской войны. Но он рос в трудное послевоенное время.
Мальчику было всего семь лет, когда после долгой болезни умер его отец, и на мать, совсем еще молодую женщину, легли все заботы о детях – о нем и младшей сестре Вере. Семья с трудом сводила концы с концами. У детей было, наверное, не самое сытое, не самое одетое, но потрясающе счастливое детство. Самым любимым праздником в семье стали походы в театр, особенно в ленинградский ТЮЗ. Впечатлений от спектаклей хватало на много дней.
В школьные годы будущий актер мечтал совсем не об актерской профессии: очень хотел когда-нибудь стать учителем. После школы уже собирался поступить в любимый ТЮЗ учеником художника, а пришлось работать осветителем. Тут — то юношу и заметил художественный руководитель театра Зиновий Яковлевич Корогодский и предложил держать экзамены в студию, и Георгий Тараторкин был принят по конкурсу в студию при Ленинградском ТЮЗе им. А.А.Брянцева.
После фантастического конкурса — сто человек на место, над всеми студентами студии постоянно висел дамоклов меч профнепригодности, могли отчислить каждую минуту. Но именно Зиновий Корогодский разглядел в долговязом застенчивом юноше будущего актера и поверил в него. Началось время интенсивной учебы.
Студийная обстановка во многом сформировала Тараторкина как актера и как личность. В студии воспитывали трудолюбие, преданность делу, умение не щадить себя, высокие нравственные и гражданские принципы. И первая же роль молодого актера, еще студийца – роль школьника Виталия Ромадина – положила начало той актерской теме, которая потом прошла через все основные его роли.
По окончании студии, Георгий Тараторкин играл в ТЮЗе ведущие роли в большинстве спектаклей, поставленных Корогодским. Играл Гамлета, Бориса Годунова, Петра Шмидта, Подхалюзина – репертуар, о котором мог бы мечтать любой актер. Актер создавал образы героев ярко выраженного романтического типа, чем привлек внимание кинематографа.
Дебют актера в кино произошел в фильме «Софья Перовская», он сыграл Гриневицкого, бомбиста, который взрывал Александра Второго. Как закольцовывается судьба актерская — потом через много лет артист сыграл и самого Александра Второго. У молодого Георгия Тараторкина еще не было профессионального опыта. Не так уж он много знал и умел как актер. Но трепетный талант, тонкая интуиция, страстная любовь к человеку, которого он играл, поклонение и восхищение им, стремление к идеалу вели актера в этой роли и все в ней определяли.
Это и привлекло режиссера Льва Кулиджанова, он увидел в молодом актере Ленинградского ТЮЗа главного героя своего фильма. И вчерашний студиец был утвержден на роль Раскольникова в экранизации романа Достоевского «Преступление и наказание». В фильме раскрылась актерская сущность Георгия Тараторкина — не играть, а жить жизнью своего героя, умение самозабвенно отдаваться роли. В работе над Раскольниковым актер продемонстрировал редкое мастерство углубленного психологического анализа, душевную экспрессию. Не было случайностью и то, что Раскольникова сложно и тонко сыграл двадцатипятилетний актер.
Совпали не только внешние черты актера и героя, но и какая-то особая, присущая страдающим людям аскетичность и нервность. Во внутреннем мире Раскольникова многое было близко Тараторкину – и мучительная совестливость, и смертельная боль от чужих страданий, яростная гордость и честолюбие.
Роль Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании» принесла артисту большую известность. Наряду с другими создателями фильма Георгий Тараторкин стал лауреатом Государственной премии РСФСР. Позднее убийцу старушки-процентщицы артист играл на протяжении, наверное, лет десяти на подмостках театра Моссовета в «Петербургских сновидениях».
Стоит заметить, немного забегая вперед, что после «Петербургских сновидений» Георгий Тараторкин неоднократно «возвращался» к Федору Достоевскому. Раскольников не единственный герой писателя, которого сыграл актер. Была роль Ставрогина в «Бесах» у Ю. Еремина. Тогда, после начала перестройки, общество только открывало этот текст Достоевского. Но работа над ролью Николая Ставрогина была очень трудной: как сыграть человека, из которого и энергия, и душа вытекли? Это не обнаженные нервы Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых» в постановке П. Хомского, не эмоциональный накал Раскольникова.
Отечественная критика пришла к единодушному мнению — лучшего актера для «театра Достоевского» трудно представить. Но, по меньшей мере, наивным было бы считать Тараторкина актером «одного автора». Достоевский – лишь одна из вершин его таланта. Бесспорно, творчество Федора Достоевского сыграло уникальную роль в жизни актера Георгия Тараторкина: «Спасибо, что судьба подарила мне мир Федора Михайловича Достоевского. И Раскольников и Иван Федорович Карамазов и Николай Всеволодович Ставрогин, это не персонажи, это сыны нашего Отечества».
После роли Раскольникова, после столь стремительного взлета, Георгию Тараторкину пророчили блестящую карьеру в кино. Казалось бы, романтическая внешность, несомненный актерский талант – режиссеры должны были ухватиться за столь «ценный кадр». Но, увы, этого почему–то не произошло.
Творческая кинобиография актера весьма скромна. Очень памятный и очень хороший фильм, его иногда еще показывают, с участием Георгия Тараторкина – «Победитель». Там была такая дуэль идеологий. «Красного» героя играл Александр Збруев, а Тараторкин, естественно, играл, по тем временам, белую сволочь.
А как прекрасно актер сыграл Виталия Дудина в «Переводе с английского», Роберта Уорбека в «Чисто английском убийстве», Евгения Павловича в «Делах сердечных». Известны также роли в телевизионных фильмах: Макашев в «Победителе» и Антон в «Отклонении – ноль». И, конечно же, Митя Львов в «Открытой книге» и Чарский в телефильме М.Швейцера по А.С.Пушкину «Маленькие трагедии».
Снялся в двух картинах известного российского режиссера Александра Хвана – «Дюба-дюба» и «Умирать легко». Исполнил роль в боевике «24 часа». А в 2004 г. озвучил российский мультфильм «Щелкунчик и мышиный король». Нельзя не отметить роли Георгия Тараторкина в последнее время в телесериалах – «Хроника любви смерти», «Спас под березами», «Нежное чудовище» и «Шахматист», и, безусловно «Не родись красивой».
Вскоре после ошеломляющего успеха в кулиджановском фильме Георгий Тараторкин получает приглашение от художественного руководителя Московского академического театра имени Моссовета Ю.А. Завадского. В 1974 году Георгий Тараторкин переезжает в Москву. Для него этот переезд был непростым решением. Уезжая, он оставлял работу в ТЮЗе. И, с другой стороны, в Москве работала его жена, и жизнь в поездах и самолетах, курсирующих между двумя столицами, не могла продолжаться долго.
В последнее время актер практически ничего не играл на сцене родного театра, кроме главной роли в спектакле «Не будите мадам» Ж.Ануйя, режиссер Ю.Еремин выбрал эту пьесу специально для Тараторкина. Артист создал живой, пластичный, нервный тип режиссера, пытающегося поставить спектакль «равный жизни».
Актер вместе с Чулпан Хаматовой и Евгенией Симоновой играет в антрепризном спектакле режиссера Петра Штейна «Сильвия» (антреприза Ю.Малакянца). Но этот спектакль абсолютно лишен клейма антрепризности — на сцене декорации, а не тряпки, наскоро скроенные. Выходят артисты — именно те, которые объявлены в афише, в костюмах своих героев, да еще и говорят не случайные слова, а те, что написаны в пьесе!
Ныне Георгий Тараторкин – один из выдающихся и самых известных российских актеров. Наряду с работой в театре и кино артист раскрылся как талантливый мастер слова, его голос звучит во многих аудиоспектаклях Гостелерадиофонда. А когда поэзия была особенно популярна на эстраде и радио, Георгий Тараторкин много выступал с чтением стихов Блока и других поэтов «Серебряного века». Критики неоднократно отмечали мастерство артиста, его редкое умение донести не только содержание, но и красоту формы стиха.
В 1992 году Георгий Тараторкин попробовал себя в качестве режиссера-постановщика в фильме «Та, которой не стало». Будучи профессором ВГИКа, он набрал курс молодых актеров, и создал для них Театральную мастерскую.
Георгий Тараторкин занимает пост президента Ассоциации «Золотая маска». Он считает, что театральный фестиваль «Золотая маска» преследует цель сохранения единого театрального пространства на всей территории России. И это действительно так, ведь спектакли-лауреаты и номинанты «Золотой маски» с большим успехом идут в театрах по всей стране.
На съемках фильма «Преступления и наказания» произошло еще одно знаменательное событие в жизни Георгия Тараторкина – он познакомился со своей женой актрисой театра и кино, писательницей — Екатериной Марковой, исполнительницей главных ролей в фильмах «А зори здесь тихие», «Дела сердечные», «Третий в пятом ряду». Екатерина Маркова член Союза писателей России, автор нескольких книг, по сценариям Екатерины Марковой сняты фильмы «Чужой звонок», «Непохожая», «Чехарда». Есть у звездной четы и дети: Тараторкин Филипп Георгиевич и Тараторкина Анна Георгиевна, а еще есть два замечательных внука, два классных мужика!
Чтобы объяснить успех Тараторкина-актера, необходимо постичь личность Тараторкина-человека. А он, по мнению окружающих его друзей и коллег, обладает завидным набором превосходных качеств: обаятелен, тонок, умен, у него прекрасная внешность и заразительный сценический темперамент. Он умеет вести себя с особым достоинством, оставаясь естественным и скромным в любых обстоятельствах.
Он Козерог по гороскопу и в силу этого трудоголик по определению, поэтому вполне правомерно утверждать, что ныне Григорий Тараторкин находится в самом зените своего творческого пути и наверняка еще много раз порадует почитателей своего таланта новыми и интересными театральными ролями и кинематографическими работами.