Во время 1-й мировой войны на Черном море сложилась уникальная обстановка: немецкий линейный крейсер “Гебен”, формально переданный туркам под названием “Султан Явуз”, безнаказано хозяйствовал на всем театре боевых действий, хотя противодействующий ему Черноморский флот России включал десятки кораблей, многие из которых по вооружению не уступали “Гебену”. Причина проста – “Гебен” их превосходил по скорости в полтора-два раза. И имел некоторое преимущество в дальности стрельбы. А в результате нахально обстреливал Севастополь, побережье Кавказа и заставлял весь русский флот держаться сосредоточенно – пустившийся в одиночное плавание русский броненосец при столкновении с “Гебеном” тут же бы пошел на дно. Я давний посетитель музея Черноморского флота в Севастополе, но сей постыдный факт до сих пор не отражен в его экспозиции 😉 .Россия смириться с этим не хотела. И в Николаеве полным ходом шла достройка трех однотипных линкоров, превосходящих по мощи вооружения “Гебен” – хотя все равно уступавших ему в скорости. Их названия – “Императрица Мария”, “Императрица Екатерина” и “Император Александр III”. Реально схватиться с “Гебеном” удалось лишь “Екатерине”, которая случайно столкнулась с ним, выйдя в море на испытания. Развив усилиями кочегаров скорость, превышающую проектную, “Екатерина” сблизилась с “Гебеном” и открыла по нему огонь. И хотя прямых попаданий достичь не удалось, многократно пораженый осколками “Гебен” обратился в бегство. Поврежденный еще ранее подрывом на русской мине, он не мог дать полный ход, и расстояние между кораблями увеличивалось очень медленно. Спасло его то, что на “Екатерине” было недостаточно угля для длительного преследования. С тех пор “Гебен” предпочитал отстаиваться в Стамбуле. В ходе гражданской войны “Екатерина” под другим именем была уничтожена по приказу Ленина в Новороссийске.
Но наш рассказ об однотипной с “Екатериной” “Марией” (названной в честь супруги императора Павла I), полностью введенной в строй Черноморского флота. При водоизмещении около 23000 тонн линкор имел скорость до двадцати двух узлов, мощную артиллерию из двенадцати 305-миллиметровых пушек, торпедные аппараты и даже четыре 75-миллиметровых орудия для стрельбы по воздушным целям. За довольно короткий срок “Императрица Мария” успела доставить немало неприятностей немцам и туркам. В сентябре 1915 года вместе с другими кораблями Черноморского флота она нанесла удар по противнику в Юго-Западной части Черного моря. Месяцем позже в составе русской эскадры совершила рейд вдоль берегов Турции и потопила два турецких судна. В июле 1916 года “Императрица Мария” обстреляла немецкий крейсер “Бреслау”, который только чудом ушел от погони.
Трагедия произошла утром 7 октября 1916 года на внутреннем рейде Севастополя. Пожар в носовом погребе боезапаса, а затем серия мощных взрывов превратили “Императрицу Марию” в груду искореженного железа. В 7 часов 16 минут линкор, окруженный кольцом горящей нефти, перевернулся вверх килем и затонул. Спустившиеся к нему водолазы долго слышали стуки моряков, оказавшихся заживо погребенными в заполненных воздухом отсеках корабля. Всего жертвами катастрофы стали 228 членов экипажа (а позднее еще около 100 моряков скончались от ожогов и ран). Предполагаемые причины взрыва – диверсия, небрежность экипажа или самовозгорание пороховых зарядов… Точно не знает и уже не узнает никто… Очень похоже на случившуюся 39 лет спустя гибель линкора “Новороссийск”.
В марте 1918г. “Императрицу Марию” подняли и разрезали на металлолом.