– Таки была! И взлетали с нее подземные летчики из подземного гарнизона на подземных самолетах. Но это страшная подземная военная тайна!
Моряки в белорусских рощах
Здесь надо пояснить, что авиабаза в Быхове, городке в Могилевской области Белоруссии, была одной из крупнейших в Советском Союзе. А также самой успешной во всех ВВС в смысле боевой подготовки. На авиабазе базировалась 57-я Смоленская морская ракетная авиационная дивизия, два ее полка с десятками огромных стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков, красавцев Ту-22М2 и Ту-22М3.
Эти «убийцы авианосцев» способны были нести бомбы и крылатые ракеты с ядерным зарядом. Аэродром был огромным и совершенным: имел две взлетно- посадочных полосы: малая, длиной 2 км, предназначалась для истребителей, прикрывавших аэродром, а большая 3,5-километровая взлетно-посадочная полоса – для бомбардировщиков.
«Приятно было вспомнить, как на учениях поднимались всей дивизией. Один за другим, с интервалом всего в 30 секунд базу покидали все самолеты! За одну летную смену сжигали почти два ж/д состава топлива. Вот тогда нас уважали… А еще вспоминаются квадратные глаза пассажиров проходящих мимо поездов, видевших огромную колонну моряков посреди сугубо сухопутной Белоруссии – с развернутыми знаменами и оркестром. Это мы по праздникам шли в город на парад и останавливались на переезде, пропуская поезда…» Так пишет о жизни гарнизона один из отставных летчиков на одном из интернет-форумов…
Они все, и летчики, и самолеты, навсегда покинули Быхов в 1991 году: оба полка сократили, а самолеты передали на Черноморский и Тихоокеанский флоты. После чего, как и десятки других брошенных советских военных аэродромов, Быховский аэродром зарос травой…
Мощнейшая в истории человечества советская водородная бомба «Кузькина мать» мощностью 58 мегатонн. Или 2900 «хиросим». | |
Но и сегодня через кусты за аэродромом все еще тянется бетонка. и приводит она к наисекретнейшему объекту, на котором в строжайшей тайне хранилось то, с чем в урочный день в урочный час должны были взлететь стратегические ударные Ту-22. Бетонка ведет к войсковой базе хранения ядерных боеприпасов, в/ч 20906 ВВС БФ. О ней-то, о наисекретнейшей, у нас и пойдет разговор.
Атомные бомбы в СССР делали быстро
База интересна тем, что была одной из первых в СССР. Если точнее, то еще в конце 1950 года Совет министров СССР принял решение о создании т. н. центральных баз хранения и обслуживания ядерных боеприпасов. Их было всего четыре: в Ивано-Франковске, в Симферополе, Новгороде и в подмосковном Можайске.
Одновременно правительство принимает решение о подготовке ВВС к применению атомных бомб. И тут же формируется сверхсекретная «Учебно-тренировочная часть № 8», имевшая на вооружении 22 бомбардировщика Ту-4, замененных затем на более современные Ту-16. Тогда же было принято решение о начале строительства при аэродромах первых войсковых складов для хранения и подготовки к применению атомных бомб.
Атомные бомбы в СССР делали быстро. Так, к концу 1951 года заводом № 551 в г. Сарове, вступившим в строй лишь во втором полугодии того же года, было изготовлено 29 атомных бомб РДС-1. Все они хранились на упомянутых выше центральных базах, в железобетонных хранилищах с чудовищно толстыми стенами, потолками и дверьми, которые находились под неусыпной охраной войск министерства госбезопасности.
В связи с малым опытом эксплуатации и отсутствием нужного количества подготовленных специалистов для атомных бомб был принят режим раздельного хранения плутониевого ядра, электродетонаторов и нейтронного запала. Проще говоря, бомбы хранились в разобранном виде. Чтобы собрать их, нужно было время и умение. А собрав, нужно было бомбу умело доставить в авиационные части стратегической ударной авиации, что было предельно опасно и безнадежно долго – война быстрее закончилась бы.
А производство атомных бомб тем временем росло – за 1953 год их было выпущено уже 50. Все это требовало строительства новых баз хранения бомб, приближенных к аэродромам. Этим базам было присвоено непритязательное название ремонтно-технических баз (РТБ).
Сил, средств и денег на это не жалелось. И дело шло быстро. Так, одна из РТБ была построена рядом с аэродромом в Быхове, и уже к середине 1958 года многометровой толщины бетонные казематы спецобъекта были под завязку заполнены секретнейшими «изделиями». И потом казематы не пустовали никогда. Аж до скончания СССР, до 91-го года.
Большой круг – зона полного поражения от взрыва «Кузькиной матери». Кружок в центре – примерная площадь г. Парижа. | |
Здесь, в казематах, на ядерном оружии проводились предписанные регламентами работы под грифом «Совершенно секретно, особой важности». Да и вообще любая деятельность этой базы была секретной, а сама она – большущей военной тайной. Ни произносить номер этой воинской части, ни интересоваться, кто и что там делает, и вообще никаких разговоров затевать про «это» нельзя было. Гражданский персонал, которого было ничтожно мало, подбирался вообще через другую область, как рассказала мне одна работница, она обратилась по объявлению – вакансии в Бресте, а оказалась здесь.
А те, кто там служил, были и вовсе фантастически молчаливы. «Глухонемые» – так их называли в ВВС. Да и в других родах войск, наверное, тоже.
Меня, молодого офицера, сослуживцы несколько раз по-дружески предупредили: на тему ядерного оружия ни в коем случае ни с кем не заговаривать. А о тех, кто со мной на эту тему захочет заговорить, я должен был немедленно доложить особисту – представителю КГБ. Если ему доложит кто-то другой (скорее всего именно тот, кто хотел со мной поболтать, проверяя меня), меня ждут большие неприятности.
Надземная часть казематов РТВ в Быхове. | |
Сейчас все изменилось. Вся информация про «глухонемых» открыта. Им, то есть 12-му Главному управлению Министерства обороны СССР, а теперь России, посвящена подробнейшая статья в Википедии. В Интернете есть даже форум самых молчаливых некогда людей с забавным названием «Глухонемые» ВВС СССР – на связь!» И уж там они, намолчавшись, теперь оттягиваются по полной!
Ремонтно-техническая база. Экскурсия в казематы
Но вернемся в покинутый всеми Быхов, потому как там во всей красе сохранилось некогда секретнейшее хранилище. Из которого в урочный день в урочный час выезжал некогда грузовик с ядерным боеприпасом в кузове и в сопровождении нескольких автоматчиков брал курс на аэродром, где его ждал бомбардировщик.
Здесь же, в казематах хранилища, с ядерным оружием проводились все необходимые регламентные работы. Здесь же боеголовки разбирались и «очищались» от ядерного заряда при снятии их с вооружения. С соблюдением всех мер предосторожности изымались электродетонаторы, из взрывчатого вещества извлекалась центральная часть – ураново-плутониевое ядро. Оно загружалось в контейнер (в котором прибыло в свое время) и транспортировалось назад, на Волгу, на завод-изготовитель.
Слева от ворот – вход в секретные спецпомещения. Его закрывали две бронированные двери. Заметим, что весь металл из хранилища давным-давно украден, а вот эти двери мародеры не смогли вытащить только из-за того, что они физически не прошли в проем.
Вход в само хранилище ядерного оружия защищали три многотонные задвижки более чем метровой толщины. По краям – святая-святых – казематы, в которых хранились сразу несколько «изделий». Посередине каземата проложены вдавленные в железобетон рельсы, по которым двигались вагонетки.
В центре хранилища – главный зал. В него ввозились вагонетки с «изделиями». Здесь они проходили последнее снаряжение, то есть в них вставлялись ядерные заряды, взрыватели и детонаторы. Последний этап – поворотный круг, после прохождения которого изделия направлялись к выходу и осторожно грузились в автомобиль.
В хранилище ничего почти не сохранилось, но агитационный транспарант цел! На нем написано: «Проведение технического обслуживания изделий – выполнение боевой задачи». И это правильно: боевая задача, и еще какая! Возле самолета с бомбой или ракетой уже делать нечего, да на это и времени не отводилось. Там только снимали предпоследний предохранитель. Последний уже сам снимется – при сходе бомбы или ракеты с самолетных держателей…
Вот и все о страшной подземной тайне «глухонемых», о которых я и сам толком узнал только сейчас – благодаря Интернету. Тайны-то особой и нет… Но в заключение надо бы сказать несколько слов об истории этих секретнейших частей. Много ли их было и были ли они в Латвии?
В ядерном окружении
Перед распадом СССР этих частей было более 200 – именуемых «ремонтно-техническими», а на самом деле спецобъектов для хранения и обслуживания ядерных боеприпасов. В том числе были они и в Латвии. Это три флотские воинские части: в Усть-Двинске и две в Лиепае. А также авиационная часть в Тукумсе.
Кроме того, вокруг Латвии плотно располагались склады с атомными бомбами, крылатыми ракетами, торпедами, баллистическими ракетами и артиллерийскими снарядами – в Валге, Тарту, Хаапсалу, Шауляе, Острове, Себеже… И на каждом не один, не два и даже не десять «чернобылей»…
Со временем пусковые установки «средств доставки ядерных зарядов» стали передвижными. «Отдельные дивизионы» катались по лесам, по железным дорогам… И за ними следом стали ездить подвижные ремонтно-технические базы (ПРТБ), которые обеспечивали «отдельные дивизионы» не только боевыми частями «в ядерном снаряжении», но и носителями второго, третьего и т. д. ударов. То есть ездил передвижной ядерный арсенал. Два десятка таких ПРТБ каталось по ГДР, десяток по Польше, по Чехословакии, Венгрии, Белоруссии, Украине, Туркмении и даже по Еврейской автономной области…
По состоянию на 1989 год стратегические и тактические ядерные боезаряды в СССР были уже повсюду, куда ни плюнь. Вот официальные цифры.
РСФСР – 12 320 единиц
Украина – 2345
Белоруссия – 1180
Казахстан – 330
Литва – 325
Латвия – 185
Туркмения – 125
Узбекистан – 105
Молдавия – 90
Грузия – 320
Эстония – 270
Армения – 200
Таджикистан – 75
Азербайджан – 75
Киргизия – 75
Самое большое количество боезарядов (с учетом их разделения на отдельные боеголовки) приходилось на 1987 год – в распоряжении СССР на огромной территории от Германии до Вьетнама было 38 000 устройств, способных взорваться, произведя атомный «гриб»… Как с этим умопомрачительным количеством ядерных зарядов за все время с 1951 года не произошло ни одного ЧП – одному Господу понятно. Полагаю, только лишь его заботами…
Постепенно человечество образумилось. И все это «добро» в начале 90-х было вынуто из подземных казематов и с колоссальными трудностями перемещено в Россию, в такие же вновь построенные хранилища, складировано там и взято на обслуживание… И при этом во время загрузки, в пути и на месте выгрузки у «глухонемых» тоже не произошло ни одного ЧП. За что им честь и хвала!
И все же для меня лично так и осталось самой большой военной тайной вот что: как в течение последних лет в условиях нарастающего всероссийского армейского бардака РТБ могли действенно нести службу – с таким-то количеством такого вооружения?! Как при таком-то бардаке у них ничего не взорвалось?.. Слава им и честь!
Хотя… Приведу рассказ одного офицера из «глухонемых». Рассказ взят с их профессионального интернет-форума, где таких рассказов множество, и один забавнее другого.
Рассказ «глухонемого» про шкаф племянницы Геринга
«Расскажу о нашей РТБ. В 1990-м начали выводить и расформировывать все РТБ за кордоном, а я служил в Слотнице, северная дивизия в Польше. Естественно, первыми отправили «боевые» в Смоленск. Я ездил начальником караула. На обратном пути в Бресте с начэшелона хорошо закупились (со жратвой у поляков было не очень, да и по своему соскучились – полчасти на этоденьги собрало), сложили все в один вагон и опломбировали. Вагоны – обычные теплушки, изнутри бронированные.
На границе таможенник в кармане начэшелона нашел пломбиратор, оттиски сравнил и говорит: «Открывайте вагоны!» А мы ему: «Без представителей КГБ – ни за что!» Таможенник расслабился и пропустил. Поэтому в день нашего приезда вся часть кушала жареных курочек…
Учебное, технологическое оборудование отправили без приключений, а потом началось! Все (именно все!) списывалось – строевые и транспортные автомобили, прицепы, мебель, палатки, станки, даже плиты выковыривали, которыми все дорожки и площадки на техтерритории были выложены. Мы грузим все это барахло в польские вагоны, в Бресте такелажный батальон перегружает в наши и – нах Москау! Начальник 6-го Управления ВВС был лепшим корешем нашего командира, циркулировал слушок, что они в Одинцово чуть ли не на одной площадке жили, так он, я так понимаю, эшелончики и подгонял…
Показательна история с кирпичом. За полгода до вывода закупили мы для строительства у поляков три вагона отличного сотового кирпича. Списали, погрузили в вагоны, причем контролировал погрузку лично командир. Слои кирпича перекладывали картоном, короче, упаковали как младенца…
В Бресте такелажники (ж/д войска) перегрузили этот кирпич как принято на Руси – навалом. Пока он до Москвы доехал – целых кирпичей осталась четверть, остальное – бой. Разборки закончились наказанием начштаба – почему не нарядил караул?!
У нас были ВМки, так их сдали куда-то на базу автослужбы. А КУНГи (лакомый кусочек) грузили в эшелон, но грузили не пустыми. Штаб располагался в здании бывшей немецкой помещичьей усадьбы (по слухам, принадлежавшей племяннице Геринга). В кабинете командира стоял огромный резной дубовый шкаф, занимавший всю стену (5х3,5 метра, не меньше), венчал его вырезанный из цельного дуба орел. Четверо бойцов разбирали и упаковывали тот шкаф две недели. Эту дуру да еще стеллажи из лаборатории (тоже дубовые) запихнули в один из КУНГов. Так при подъеме КУНГа на автомобиль согнулась стрела у крана. Чтобы в конце концов погрузить этот супергруз, ездили к полякам – братьям по оружию – в понтонный батальон за большим краном.
Проводил командир все эшелоны, и через пару дней приходит приказ о его увольнении – по здоровью. Он садится в купленную «Волгу« с дизелем и в сопровождении груженного добром КамАЗа (запускалась «Волга» только с толкача) отчаливает восвояси. А через пару недель после его отъезда звонок от нач. 6 Упр.: «Мать вашу, а где арочные укрытия, почему до сих пор не выковыряны и не отправлены?!»
Вот так мы выходили из-за границы. Думаю, что остальные выходили не лучше…»