Гюлли Чохели – Тополиный пух

Гюлли (Гиули) Николаевна Чохели (12 февраля 1935, Тбилиси, Грузинская ССР) — советская и грузинская эстрадная певица. Заслуженная артистка Грузинской ССР (1967).
Гюлли Чохели – Песня, гитара и я
Петь будущая артистка начала еще в школьные годы, занимаясь в музыкальной школе-десятилетке при Тбилисской консерватории. Пела все, что слышала вокруг себя – грузинские романсы под гитару, городской песенный фольклор, песни советских композиторов, танцевальные мелодии с пластинок. По радио услышала поразившие ее остротой синкоп и необычными оборотами мелодий блюзы в исполнении знаменитого джаз-оркестра Каунта Бэйси, пение Эллы Фитцджеральд. От восхищения какой-либо музыкой – один шаг до попытки самому сыграть или спеть. И Гюлли подбирает непривычно звучащие гармонии джазовых пьес, поет, аккомпанируя себе на гитаре.
Гюлли Чохели – Tallahassee Lassie

В восемнадцать лет она начинает работу в профессиональном вокально-инструментальном трио филармонии. В репертуаре ансамбля были народные романсы, эстрадные мелодии Милоравы и Цабадзе. Гюлли, несомненно, была украшением ансамбля: красивая, сценически очень яркая, она привлекала внимание своей удивительной музыкальностью, выразительным, теплым по окраске голосом. Густой, богатый обертонами тембр хорошо подходил к романсам, но в отдельных интонациях, в экспрессивности фразировки как бы открывалась и складывавшаяся у певицы джазовая манера. Чохели прекрасно ощущала ритмику джаза, умела петь с “напором”, внося в исполнение элементы импровизации.
Гюлли Чохели – Мой хороший
31 декабря 1956-го года Чохели впервые выступила в новогодней программе Всесоюзного телевидения. Ее имя становится известным миллионам телезрителей.

Конец 50-х годов – пора творческой зрелости артистки. Чохели привлекает народная и эстрадная музыка различных стран и континентов (особенно латиноамериканская). Она пробует свои силы е такими коллективами, как оркестры О. Лундстрема, К. Орбеляна и других. Ее программы этих лет обычно имеют подзаголовок “Песни народов мира”. Песни русские, грузинские, итальянские, кубинские, югославские, греческие; молодежные песни протеста, песий, связанные с движением борцов за мир, и простые танцевальные мелодии любовно-лирического содержания. Для Чохели этот период оказался временем многочисленных экспериментов. Именно тогда произошла ее первая встреча с творчеством М. Таривердиева, в дальнейшем весьма плодотворная: в сопровождении джазового трио Б. Рычкова Чохели записывает песню-речитатив “У тебя такие глаза”, а через несколько лет она становится первым исполнителем “Музыки” – песни, посвященной памяти Шопена. Музыкальный язык Таривердиева, с его любовью к барочным и романтическим реминисценциям, оказывается очень близким певице.
Гюлли Чохели – Музыка

Другим открытием Чохели становятся песни М. Кажлаева на стихи Р. Гамзатова. Предельно современные по языку, они воспринимаются как мудрое философское поучение жизни, восходящее своими корнями к Саади и Хайяму. Сказать многое в немногом, постигнуть жизнь в ее бесконечном круговороте, в гармонии и дисгармонии, противоречиях и борьбе, уловить самые скрытые ее движения – вот в чем сила и красота мелодий Кажлаева и стихотворных строчек Гамзатова. Среди этих песен Чохели особенно привлекли “Желтые листья”, песня-притча о сложности простоты, о необычности привычного…
Гюлли Чохели – Рязанская рябина

1967 год был для певицы предельно напряженным. Сначала Таллинский джаз-фестиваль – и звание лауреата. Затем Московский. Потом – Сопотский. За исполнение песни Е. Басовского “СОС”, прозвучавшей в “польский день” фестиваля – первое место и звание лауреата. Осенью – международный Джаз-фестнваль в Праге, на котором Чохели спела “Романс” Н. Дугашвили и два классических джазовых “стандарта” – “Мистер Паганини” С. Кослоу и “Чарующий ритм” Дж. Гершвина. “Романс” – неторопливая баллада с красивой, волнообразной мелодией. Чохели исполнила ее медитативно, широко, во всем блеске демонстрируя “бархат” своего нижнего регистра. Две другие вещи быстрые, горячие. Обе виртуозны – непрерывная цепь пассажей, острых акцентов, неожиданных синкоп. Звуковой шквал, безупречная техника слоговой импровизации -“скэта”, ритм и еще раз ритм. В этот вечер Гюлли впервые услышал дирижер известного оркестра из Брно Густав Ером. В результате последовало приглашение выступить с его оркестром. В 1968 году Чохели с оркестром Брома поет в международной программе “Злота котва”, через год следует второй визит Чохели в Брно и Прагу, в 1971 – третий. На этот раз Гюлли записывает на фирме “Супрафон” долгоиграющую пластинку и снимается в посвященном ей телефильме.
Гюлли Чохели – По вечерам…

Вскоре Чохели записывает свой первый “гигант” для фирмы “Мелодия”. В качестве дирижера она приглашает своего старого друга, композитора Ю. Саульского.
Гюлли Чохели – Всё повторится
Чохели – певица прежде всего драматичная. И, хотя она поет песни в самых разных жанрах, наиболее близки ей те произведения, в которых есть щемящая боль, романтическая приподнятость, мечты о прекрасном, песни, в которых много динамики, страсти. Не всегда попадаются певице такие именно песни, но если уж так случается, то это поистине счастливое совпадение с тем, что как будто бы уже заранее заложено в артистке. И тогда происходит чудо рождения большого искусства.
Гюлли Чохели – S.O.S.









