
Изначально острова Ява и Бали были связаны единой культурой и религией: своеобразным индуизмом, который представлял собой смесь шиваизма, буддизма и более древних языческих верований. Но в 14 в. на Яве стал распространяться ислам, изгоняя индуистов на соседний остров, маленький Бали, не представлявший для мусульман стратегической важности. На Бали религия подверглась влиянию местных языческих традиций и некоторым изменениям, которые перебравшиеся сюда яванские брахманы внесли в ходе её реформирования. Так сложилась современная форма балийского индуизма «Агама Хинду Дхарма». Бали неслучайно называют Островом богов: на его небольшой территории расположено не менее 20 тысяч храмов, посвященных огромного количеству богов и духов. Все они, тем не менее, олицетворяют собой разные ипостаси единого всемогущего балийского бога Санхъянг Види Васы. Его главными проявлениями являются Брахма, Вишну и Шива, поддерживающие жизненный цикл (рождение, жизнь и смерть). О храмах Бали можно написать несколько томов и всё равно останется много вопросов и загадок. В этой статье мы расскажем вам о том, как устроены храмы на Бали, какими они бывают и покажем вам самые значимые и известные из них.Ну а те кто захочет узнать про Бали и другие загадки побольще всегда могут зайти на сайт http://filmoz.ru/ и посмотреть увлекательные документальные фильмы.
Храмы Бали. Устройство храма

Обычно при слове «храм» мы представляем себе здание, в которое нужно зайти, чтобы увидеть атрибуты религии, её красоту и смысл. Но в балийский храм у вас зайти не получится, потому что как такового здания у него нет. Он представляет собой огороженное пространство, внутри которого три двора, также огороженные друг от друга. Первый двор (jaba pisan) – самый большой, он символизирует мир людей. Вход в него лежит через «расколотые ворота» чанди бентар (candi bentar): они символизируют гору, разделённую на две основополагающие части вселенной – добро и зло. Здесь люди готовятся к церемониям: готовят еду, подношения и т.д., поэтому двор застроен хозяйственными павильонами (bale) для кухни и подсобных помещений. В следующие два двора ведут соединённые сверху ворота kori agung в форме священной горы. Второй двор (jaba tengah) – «пограничная зона» между мирами богов и людей: именно здесь производится большинство церемоний. Здесь расположены башня с набатом kul-kul, бале для гамелана (оркестр из традиционных музыкальных инструментов), а также другие павильоны для церемониальных нужд. И, наконец, третий двор (jero) – самое священное место в храме, представляет собой мир богов. В него могут заходить только священнослужители, поскольку именно сюда спускаются боги во время церемоний. Здесь есть бале для приношений и для хранения реликвий, здесь расположены жертвенники богам в виде трона (padmasana), среди которых выделяется самый высокий и богато украшенный жертвенник Верховному богу. Также во внутреннем дворе возвышаются похожие на пагоды многоярусные башни meru. Они символизируют священную в индуизме гору Меру – место обитания богов, балийским воплощением которой является Агунг. Меру имеют 3, 5, 7, 9 или 11 ярусов в зависимости от того, каким богам они посвящены. Самый высокий меру принадлежит Верховному богу.

Иногда можно встретить храмы, где первые два двора объединены в один, есть также и совсем маленькие храмы, состоящие всего из одного двора: просто жертвенники, обнесённые изгородью. Храмы украшены резьбой и статуями мифических существ, охраняющих их от злых духов. На стенах, воротах, жертвенниках так много деталей, что практически вся индуистская система мироздания отражена в их декоре. Также в храмах встречаются своеобразные разноцветные «зонтики» (tedung) и ткани или саронги, которыми обёрнуты отдельные элементы. Здесь каждый цвет имеет своё значение: красный – символ Брахмы, чёрный – Вишну, белый и жёлтый – Шивы. А клетчатые чёрно-белые тедунги и саронги означают природную гармонию, баланс добра и зла: в этот цвет часто облачены, например, статуи-стражники, охраняющие храм. Внешний вид храма зависит также от его функций и назначения, поэтому все храмы на Бали очень разные.
Храмы на Бали: виды храмов

Считается, что храмов на острове больше, чем домов: и это действительно так. Ведь в каждом доме есть свой «домашний» храм (sanggah), в котором семья общается с духами предков. Он всегда расположен в том углу двора, который ближе всего к Агунгу. Затем, по три храма есть в каждой деревне: они посвящены Триаде богов (Trimurti): творцу Брахме (Pura desa), богу процветания Вишну (Pura puseh) и богу-разрушителю Шиве (Pura dalem). Поскольку место обитания богов – горы, то на склонах гор и у их подножия тоже есть храмы (Pura bukit). В океане же живут демоны, которых задабривают храмы, стоящие на берегу (Pura segara). Есть также храмы у рисовых полей, источников, в пещерах, на перекрёстках дорог, на рынках, у мостов, у древних деревьев и камней… Потому что везде обитают духи, с которыми нужно жить в мире и гармонии, и именно храм становится связующим звеном между мирами духов и людей. Причём в храмах проводятся церемонии и делаются подношения как для добрых духов, так и для злых: чтобы первые помогали, а вторые не трогали. Но, тем не менее, на Бали существует несколько десятков наиболее крупных и значимых храмов, построенных на самых священных местах. Среди них особенно выделяются «шесть храмов мира» (Sad kahyangan): Pura Besakih, Pura Luhur Lempuyang, Pura Goa Lawah, Pura Luhur Uluwatu, Pura Batukaru и Pura Pusering Jagat. В этой статье мы расскажем вам о четырёх из них, а также о двух других не менее известных и значимых храмах острова Бали.
Бесаких (Pura Besakih)

Pura Besakih – это целый комплекс, состоящий из 86 храмов на склоне священного вулкана Агунг на высоте более 1000 м. Это самый древний и большой, а также главный храм острова, ведь он находится ближе всего к богам. Поэтому его называют также Матерью храмов. Он был основан примерно в 8 веке и изначально состоял из трёх храмов, посвящённых Триаде богов (Брахме, Вишну и Шиве). Постепенно он стал разрастаться десятками храмов, жертвенников и святилищ поменьше, принадлежащих отдельным кастам, кланам и знатным семьям. Комплекс расположен на 7 уровнях: от самого низшего храма до самого верхнего идти около получаса. Сердцем комплекса является Pura Penetaran Agung – самый большой храм в центре Бесаких, посвящённый Шиве.
Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)

Также один из древнейших храмов острова, Лемпуянг представляет собой комплекс из 10 храмов, расположенный на востоке острова в Карангасеме, на склоне горы Лемпуянг. Он тоже находится на 7 уровнях: главный храм комплекса (Luhur Lempuyang) возвышается на самом верхнем уровне, куда ведут 1700 ступеней! Само слово Luhur означает «небесный»: храм посвящён Верховному богу. Обязательно стоит подняться на самую вершину, тем более, что оттуда открывается божественный вид на океан и вулкан Агунг, и кажется, что сразу становится понятно, почему древние построили храм именно в этом месте.
Гоа Лавах (Pura Goa Lawah)

Храм находится на побережье восточной части острова, в районе Клункунг. В переводе его название звучит как Пещера Летучих мышей: он расположен перед пещерой, в которой действительно обитают сотни летучих мышей, который считаются на Бали священными животными. Он был основан в начале 11 в. индуистским священником Мпу Кутурамой. Храм символизирует голову змея Басуки, которого, по легенде, Шива отправил спасать мир. Хвост же змея превратился в гору Агунг. Есть поверье, что пещера тянулась на 25 км в сторону Агунга и выходила на поверхность в храме Бесаких, но в результате землетрясения 1917 г. проход был засыпан. Так или иначе, вход в пещеру строго запрещён: не только потому, что она священна, но и потому, что помимо летучих мышей он кишит змеями, пауками и другими насекомыми.
Улувату (Pura Luhur Uluwatu)

Ещё один «небесный» храм расположен на западном побережье полуострова Букит, на юге острова. Его название переводится как «голова скалы»: он стоит на 90-метровой скале, возвышаясь над океаном. Существует легенда, что храм и скала, на которой он стоит, – это окаменевший корабль, застрявший на вершине каменного трезубца, вонзившегося в океан. Поэтому Улувату особенно почитаем среди рыбаков, которые приходят сюда молиться богине моря Деви Лаут. На самом деле, храм был тоже основан Мпу Кутурамой в 11 в. Он относится к храмам типа Pura segara, призванным защищать остров от морских демонов. Дорога к нему проходит через небольшой парк, в котором свободно бегают обезьяны, докучая туристам, поэтому всё самое ценное здесь лучше прятать. А на закате, на специально построенной сцене, каждый день проводится необычное и яркое представление – традиционный танец кечак.
Танах Лот (Pura Tanah Lot)

Этот храм также защищает западное побережье острова от злых морских духов, но только он находится севернее – в Табанане. Танах Лот не входит в шестёрку самых священных храмов острова, вероятно, потому, что он не такой древний: он был основан яванским брахманом Нирартхой в 16 в. По легенде, брахмана привёл к этому месту божественный свет из источника, бьющего из скалистого берега. Местный вождь хотел прогнать чужеземца и тот ушёл… вместе со скалой, на которой стоял. Здесь и был заложен храм, название которого в переводе означает «Земля в море». Источник также сохранился и по сей день, его вода считается целебной. Подойти к храму можно только во время отлива, т.к., когда воды много, Танах Лот представляет собой остров. Правда, подняться в сам храм могут только индуисты, туристы же могут любоваться им только снаружи. Тем не менее, своим необычным расположением и красивыми видами он завоевал одно из первых мест в списке достопримечательностей Бали.
Улун Дану Братан (Pura Ulun Danu Beratan)

Озёра на Бали, как и реки и любые источники пресной воды, священны. В них живёт богиня воды Деви Дану, поэтому на берегах озёр обязательно есть храм в её честь. Всего на Бали 4 храма, посвящённые Деви Дану и носящих её имя: они находятся, соответственно, на 4 озёрах острова: Батуре, Братане, Буяне и Тамблинане. Самым известным же среди них стал «храм на воде» на берегу озера Братан в Бедугуле, построенный князем Менгви в 1633 г. Это комплекс, состоящий из нескольких храмов и буддийской ступы, расположенный на берегу озера. И лишь главный храм с 11-ярусным меру находится на небольшом островке, к которому ведёт мост. Комплекс посвящен не только Деви Дану, но и Триаде богов с Санхъянг Види Васой во главе, ведь озёра служат источником питьевой воды и орошают рисовые поля, а значит, они дарят жизнь.
Храмы на Бали – это целый мир, полный тайн и загадок. При этом, он абсолютно открыт для каждого: у храмов нет потолков и очень высоких стен, чтобы они что-то от нас скрывали. К тому же, мы не можем попасть в священную зону храма, но можем наблюдать многочисленные церемонии, которые проводятся и за её пределами. Самое поразительное здесь то, что Индонезия – крупнейшая мусульманская страна в мире, и только Бали сохранил яванско-балийскую культуру и религию в том виде, в котором она была в 15-16 веках. Поэтому каждый храм, насколько бы древним он не был, – не только священное место для балийцев, но и живое свидетельство древней цивилизации, исчезнувшей на Яве, но каким-то чудесным образом сохранившейся на Бали.








