Храмы РПЦ в Европе

1Никольский собор (Вена)

Собор святителя Николая Чудотворца в Вене — православный храм; в настоящее время кафедральный собор Венской епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат). Настоятель — протоиерей Владимир Тыщук.

Храм построен как посольский (при российском императорском посольстве) в 1893—1899 годах по проекту Григория Ивановича Котова итальянским архитектором Луиджи Джакомелли. Значительная часть расходов на строительство (400 000 рублей) составили пожертвования императора Александра III.

Освящён 4 апреля 1899 года архиепископом Холмским и Варшавским Иеронимом.

После начала первой мировой войны, ввиду разрыва дипломатических отношений между Россией и Австрией, посольство было закрыто, а вместе с ним и собор. По установлении в феврале 1924 года дипломатических отношений между СССР и Австрией, храм был передан в ведение общины в юрисдикции лояльного Москве митрополита Евлогия (Георгиевского). Последний, вместе со своими приходами, перешёл в феврале 1931 года в юрисдикцию Константинопольского Патриархата (Западноевропейский экзархат русских приходов).

После начала Великой Отечественной войны в июне 1941 года, вся недвижимость советской дипмиссии в Вене, включая собор, была конфискована Внешнеполитическим ведомством Третьего рейха. 19 мая 1943 года собор был передан во временное пользование общине РПЦЗ во главе с полковником в отставке Георгом фон Генюком.

После освобождения Вены советскими войсками в мае 1945 года, храм перешёл в ведение Московского Патриархата.

В 1962 году, ввиду учреждения Синодом РПЦ Венской и Австрийской епархии, храм стал именоваться кафедральным собором. 19 мая 1969 года приход собора был признан юридическим лицом.

Церковь выполнена в формах псевдорусской архитектуры. В здании собора 2 этажа: верхний храм освящён во имя святителя Николая Чудотворца; нижний — в память императора Александра III, его покровителя благоверного князя Александра Невского.

2Церковь Константина и Елены (Берлин)

Церковь святых равноапостольных Константина и Елены — православный храм в Берлинском районе Тегель, в центре русского кладбища. Относится к Берлинской епархии Русской православной церкви. Настоятель — протоиерей Сергий Владимирович Силаганов.

В 1892 года православным Свято-Владимирским братством и настоятелем посольской церкви в Берлине протоиереем Алексеем Мальцевым, было приобретено два участка земли: один — для устройства православного кладбища в пригородной тогда деревне Тегель и другой — для строительства Братского дома, предназначением которого была благотворительность и просветительская деятельность. В 1893 году при участии Свято-Князь-Владимирского братства на купленных участках был заложен златоглавый православный храм во имя равноапостольных Константина и Елены.

Церковь строилась по проекту, присланному из России, руководил постройкой местный архитектор Бомм. Один из братьев Елисеевых, известный своей благотворительной деятельностью — Александр Григорьевич Елисеев, подарил храму позолоченный иконостас резного дуба. В дар церкви поступили иконы из Синода и с Афонской Горы. Престол и жертвенник изготовлены из белого каррарского мрамора с позолоченными крестами. Через год храм Константина и Елены был торжественно освящён, что стало радостным событием также для греческой, сербской и румынской общин, не имевших своих церквей и совершавших богослужения в русской посольской церкви. Поскольку собор строился только для кладбищенских нужд, то и вмещает он от силы человек 30−40. Над главным кладбищенским входом была сооружена звонница с пятью колоколами, тоже щедрый дар А. Г. Елисеева.

По распоряжению Александра III в Тегель привезли 4 тонны земли, собранной в 20 российских губерниях, земля была рассыпана по всему участку кладбища. Из России были доставлены также саженцы деревьев — липы, дуба, клёна, — для того чтобы почившие на чужбине смогли найти покой в родной земле под сенью русских деревьев. С течением времени кладбище стало мемориалом русской эмиграции в Германии.

После войны в храме не оказалось ни дверей, ни рам, ни стекол. Ограда участка, протяженностью более 300 метров, получила сильные повреждения.

С окончанием войны, всю рабoту по организации приходскoй жизни и церковного хозяйства пришлось начинать сначала. Прежде всегo, Приходской совет Тегельского прихода обратился к французским (в секторе которых нахoдится приходскoе имущество) и русским оккупациoнным властям с просьбой передать имущество бывшего Владимирского братства Русской Правoславной Церкви в Германии, признающей канoническую власть Москoвскoго Патриарха. Просьба Приходского совета была удовлетворена. Постановлением участкового суда первой инстанции района Веддинг от 27 марта 1946 гoда имущество бывшего Владимирского братства былo передано в собственнoсть Русскoй Правoславной Церкви в Германии, с соответствующей oтметкoй в кадастровых книгах.

В настоящее время идут переговоры русской православной общины Московского Патриархата и правительства Берлина о возвращении владений в собственность Русской Православной Церкви.

3Церковь Марии Магдалины (Веймар)

Церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины — православный храм на историческом кладбище города Веймара. Храм относится к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви. Настоятель — протоиерей Михаил Рар (с 2000 года).

Первый православный храм в Веймаре был устроен для принцессы Саксен-Веймарской Марии Павловны, дочери императора Павла I. Домовая церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины была освящена 6 (18) декабря 1804 года на первом этаже особняка фон Штейн.

В 1835 году на втором этаже северного флигеля замка была освящена «зимняя» церковь Святой Марии Магдалины, которая действовала до смерти герцогини, произошедшей в 1859 году. После смерти герцогиню, по её воле, погребли по чину Православной церкви. Гроб с телом поместили в герцогскую усыпальницу.

Отдельный православный храм был заложен 8 (20) июля 1860 года рядом с усыпальницей. Прежде начала возведения стен под будущий храм была привезена в больших объёмах земля из России.

Руководил строительством местный архитектор Фердинанд фон Штрейхган, автора проекта, выполненного в Москве, установить не удалось.

24 ноября (6 декабря) 1862 года церковь была освящена духовником герцогини протоиереем Стефаном Сабининым. Тогда же гроб герцогини был перенесён в крипту.

В 1877 году церковь была ограблена. В связи с этим часть утвари была перенесена в дворцовую домовую церковь (на Ackerwand, 25). Здесь же обычно и совершались богослужения. В храме-усыпальнице служили только в дни памяти Марии Павловны, в престольный праздник и при посещении царствующих особ.

С 1880 по 1907 год к Веймарской церкви был приписан Франценсбадский храм, а в 1882—1902 и 1906—1910 годах — и Мариенбадская церковь. В связи с этим в летний период богослужения в Веймаре не совершались.

В связи с закрытием в Веймаре русской дипломатической миссии, богослужения в надгробном храме прекратились в мае 1910 года. Православные богослужения совершались в Веймаре редко и только в домовой церкви. С началом Первой мировой войны службы прекратились совсем.

2 сентября 1950 года храм был передан Русской православной церкви. Митрополит Филарет (Вахромеев) освятил новый антиминс и прислал храмовую икону святой Марии Магдалины, написанную в греческом стиле. В 1965—1982 годах церковь была приписана к Дрезденскому приходу.

В 1976 году был начат капитальный ремонт храма. В результате большой работы реставраторов он воссиял своей первозданной красотой. Для храма был сделан новый престол. 5 октября 1980 года патриарший экзарх, архиепископ Берлинский и Среднеевропейский Мелхиседек (Лебедев) вновь освятил обновлённую церковь.

14 ноября 1982 года было отмечено праздничным богослужением 120-летие храма, которое возглавил архиепископ Мелхиседек.

Храм, выдержанный в русско-византийском стиле, стоит на высоком цоколе. Пять куполов покрыты медью и расписаны узорами. Боковые главки находятся на высоких декоративных барабанах.

Наружные стены храма окрашены горизонтальными полосами жёлтой и коричневой охры. Входной портал обрамлён светлым песчаником. Над входной дверью в розетке помещена год освящения — «1862». Цветные стекла окон дополняют своей красочностью внутреннее благолепие церкви. Внутренние размеры храма — 11 м на 9 м.

Резной белый с золотом одноярусный иконостас с восемью иконами был изготовлен русскими мастерами. Немногочисленные росписи на стенах храма (Евангелисты в парусах) были написаны Г. Вислиценусом. Алтарные иконы равноапостольной Марии Магдалины и благоверного Александра Невского — Ниссеном.

Саркофаг с гробом Марии Павловны находится в северной части храма, в крипте, соединённой с усыпальницей арочным проходом.

4Церковь Преподобного Симеона Дивногорца (Дрезден)

Церковь Святого преподобного Симеона Дивногорца — православный храм в Дрездене. Храм относится к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви. Настоятель — протоиерей Георгий Давыдов.

В 1861 году по желанию русской общины, насчитывавшей 358 членов, было устроена домовая приходская церковь в частном доме на Сидониенштрассе. В 1862 году церковь была освящена в честь Входа Господня в Иерусалим. Церковный хор состоял из четырёх певцов Дрезденской оперы. В 1864 году община переселилась в дом на Бойстштрассе, 4.

Членами дрезденской православной общины в разное время были многие выдающиеся деятели России. Прихожанами церкви некоторое время являлись М. А. Бакунин и И. С. Тургенев. В 1863 году в церкви был крещён родившийся в Дрездене П. А. Столыпин, а в 1870 году — дочь Ф. М. Достоевского Любовь.

В 1872 году здание, в котором помещался храм, перешёл к новому владельцу, не пожелавшему в своем доме иметь православную церковь. Лишь с большим трудом русское общество уговорило его продолжить контракт на два года.

В то же время русский подданный А. Ф. Вольнер пожертвовал необходимый для построения церкви участок земли в 17,6 ар в одной из лучших частей города на Райхенбахштрассе, а член Строительного комитета храма Д. И. Образцов купил у последнего ещё 4 ара земли за дарованным участком.

Проект храма, заложенного 25 апреля (7 мая) 1872 года, со всеми рисунками внешних и внутренних украшений был составлен безвозмездно проживавшим в то время в Дрездене архитектором Г. Ю. фон Боссе. В строительстве также участвовал Карл Вайсбах.

Вскоре после начала строительства поступило уведомление Саксонского министерства духовных дел, что «оно не стесняет свободы православного богослужения и признает вновь созидаемое здание православным храмом». Общая стоимость строительства оценивалась в 520 тысяч рейхсмарок. Примерно четверть этой суммы составили пожертвования, оставшиеся три четверти внёс статский советник Семён Семёнович Викулин. Крупными жертвователями были также великие княгини Елена Павловна, Мария Николаевна, Александра Иосифовна; королева Ольга Николаевна, герцогиня Мария Александровна; великие князья Владимир, Алексей, Сергей и Павел Александровичи; царевич Александр Александрович.

24 мая (5 июня) 1874 года протоиерей Михаил Раевский в сослужении русского заграничного духовенства освятил церковь в честь святого Симеона Дивногорца.

23 февраля 1874 года Саксонское правительство даровало русской православной церкви права и преимущества, предоставленные вообще местным церквам, и признало ее учреждением Pia Causa. Но 1 января 1876 года статус храма поменялся — Дрезденская церковь была приписана к миссии.

С 1902 по 1906 год и с 1911 года к Дрезденской церкви был приписан Мариенбадский храм; с 1911 года к храму была приписана и Франценсбадская церковь.

В период с 1914 по 1921 год в связи с Первой мировой войной церковь была закрыта. Основанием для этого послужило опасение властей, что «поскольку проводимые на русском языке богослужения невозможно в достаточной мере проконтролировать, не известно, не проводятся ли они в антигерманском духе и за победу русского оружия» (из объяснения полицейского ведомства Дрездена от 30 марта 1915 года).

В 1921 году, на основе государственного решения, церковь была передана общине, которая подчинялась Синоду архиереев в изгнании. В 1927—1930 годах храм находился в юрисдикции Управляющего русскими приходами в Западной Европе Русской православной церкви.

Для помощи беженцам и другим нуждающимся в 1924 году было создано сестричество святой Марфы. Была приведена в порядок и открыта для читателей имевшаяся в церкви библиотека.

В конце 1930-х годов Министерство по делам культов, культуры и просвещения осуществляло сильный нажим на дрезденскую общину с целью понудить её перейти из ведения Московского Патриархата под юрисдикцию Русской православной церкви за границей. Несмотря на протесты общины на основе подписанного Адольфом Гитлером 25 февраля 1938 года закона и постановления к нему от 5 мая 1939 года приход со всем его имуществом был передан Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей. После передачи храма многие члены общины заявили о своём выходе из неё. Среди них был известный философ профессор Ф. А. Степун.

Во время Второй мировой войны был запрещён пасхальный крестный ход. Во время бомбардировки 13 февраля 1945 года церковь чудом устояла, но ей были нанесены значительные повреждения (сильно пострадала колокольня). При этом в храме продолжали совершаться богослужения.

Летом 1945 года церковь снова перешла в Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви.

Впоследствии, после объединения Германии, смена юрисдикций спровоцировала судебные разбирательства, утихшие лишь в мае 2007 года после воссоединения Русской православной церкви.

Дрезденский храм представляет собой изящнейшее выражение русско-византийского стиля. В основание храма положен удлиненный четырехугольник, перерезанный галереей, которая составляет собой поперечное колено равностороннего греческого креста. Над срединой этого креста возвышается главный корпус, увенчанный пятью голубыми главами. Над западной частью находится колокольня (40 м), оканчивающаяся пирамидальным восьмигранным верхом.

Храм украшен разнообразным орнаментом (кокошниками, арками, пилястрами). Стены храма выложены из тёсаного тюрингского песчаника. На стенах храма находятся две памятные доски, одна из которых — храмозданная, а другая в память посещения храма 16 (28) июня 1875 года императором Александром II.

Первоначально внутреннее убранство храма не было завершено из-за нехватки средств. Двухъярусный иконостас и решетка солеи выполнены из каррарского мрамора. 13 икон для иконостаса написал местный художник Джеймс Маршалл.

5Храм-памятник русской славы (Лейпциг)

Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы (Храм-памятник Святителя Алексия, митрополита Московского) — православный храм в Лейпциге, устроен в память «Битвы народов». Храм относится к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви. Настоятель — протоиерей Алексий Томюк.

Необходимость сохранения статуса памятного места для места, где произошла «Битва народов» побудила Россию возвести здесь храм-памятник. Пожертвования собирались с 1907 года как в России, так и в Германии. 21 апреля (4 мая) 1910 года был образован Комитет по сооружению храма, который возглавил великий князь Михаил Александрович. Городские власти Лейпцига предоставили участок земли в 2,5 га, на краю поля, где состоялось сражение.

Подготовительные работы начались в 1911 году. Торжественная закладка храма состоялась 15 (28) декабря 1912 года. На богослужении присутствовал российский военный министр генерал-адъютант В. А. Сухомлинов, власти города.

Автором проекта храма является В. А. Покровский. Первоначально архитектор создал проект, признанный слишком дорогим, поэтому он был переработан. Строительством руководил сам В. А. Покровский при содействии Георга Вейденбаха и Рихарда Чаммера.

Освящение церкви 4 (17) октября 1913 года совершил протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский. На торжествах присутствовали военные делегации стран-союзниц, король Саксонии и немецкий кайзер. Россию представлял великий князь Кирилл Владимирович. Протопресвитеру сослуживало многочисленное духовенство, среди которых — архидиакон Константин Розов, пел Синодальный хор.

16 октября 1913 года в крипту храма с воинскими почестями были перенесены останки российских солдат и офицеров, погибших в «Битве народов». Церковь была приписана к Дрезденскому храму.

С началом Первой мировой войны храм-памятник был закрыт, вход замурован. Церковь дважды грабили, с куполов снята позолота. Здание получил в собственность местный житель, который сдавал церковь в аренду.

В связи с появившейся трещиной в храме был сделан срочный ремонт, для богослужений в нижней части был устроен и освящён Пантелеймоновский придел. 6 февраля 1928 года состоялось освящение и верхнего храма.

В 1927—1930 годах храм находился в юрисдикции Управляющего русскими приходами в Западной Европе Русской православной церкви. С переходом митрополита Евлогия (Георгиевского) в Константинопольский патриархат приход последовал за ним и находился в юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов.

5 мая 1939 года приход со всем его имуществом был передан Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей.

Во время бомбардировок Лейпцига в годы Второй мировой войны местные жители укрывались в нижних помещениях храма.

Летом 1945 года церковь, будучи на советской оккупационной территории, снова перешла в Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви. Советское командование, после посещения храма Г. К. Жуковым, в том же году отпустило средства на срочный ремонт, которым руководил серб К. Д. Иллич.

Храм построен в стиле каменных шатровых церквей XVII века. За образец В. А. Покровский взял Вознесенский храм в Коломенском. Высота церкви 65 метров. Стены белые, оштукатуренные; оформлены по углам лопатками, прорезаны узкими высокими окнами и завершены железобетонным шатром, облицованным венецианской стеклянной мозаикой. Шатёр венчает золочёная главка с крестом, поддерживаемым цепями. На апсиде находится мозаичная икона «Господь Вседержитель», ниже — памятная бронзовая доска с историей храма.

В храм ведёт двухмаршевая лестница. Вход в верхний храм обрамлён перспективным порталом из светлого песчаника. Над порталом находится звонница, увенчанная небольшой главкой. Над кованными входными дверьми расположен мозаичный образ Нерукотворного Спаса, который обрамляют позолоченные фигуры летящих ангелов. Семь колоколов были отлиты из орудий, которые участвовали в сражениях 1813 года.

Церковь окружает обходная галерея с 8 высокими гранёными фонарями, символизирующими погребальные свечи.

Внутри высота верхнего храма составляет 35 метров, рассчитан на 200 человек. Интерьер церкви не расписан и выдержан в светлых тонах. Семиярусный иконостас из тёмного дуба был подарен храму Донским казачеством и имеет высоту 18 метров. Иконы были написаны в стиле XVII века Л. М. Емельяновым. Пол сделан из мозаики белого и чёрного мрамора.

Бронзовое паникадило храма весит 800 килограмм. Его пять рядов светильников были сделаны из смальты. Паникадило поднесли в дар храму депутаты Государственной думы и московские купцы. По стенам размещены 8 бронзовых стел с перечнем полков и частей, участвовавших в битве.

Нижний храм был освящён в 1927 году в честь святого великомученика Пантелеймона. В нём находятся старинные русские знамёна.

Рядом находится склеп, где погребены генерал-лейтенант И. Е. Шевич, генерал-майор Н. Д. Кудашев, подполковник А. Юргенев, а также (в нишах) неизвестные солдаты. Над могилами устроен небольшой киот с иконой Воскресения Христова, а по бокам — знамёна и портреты героев битвы, императора Александра I и князя М. И. Кутузова-Смоленского.

На стенах и столбах нижней галереи находятся 20 каменных досок с именами погибших офицеров и числом убитых солдат. У главного входа в часовню-склеп помещены две мраморные доски, которые по-русски и по-немецки напоминают о количестве павших.

6Церковь Александра Невского (Потсдам)

Церковь святого благоверного князя Александра Невского — православный храм в Потсдаме, на исторической территории русской колонии Александровка. Относится к Берлинской епархии Русской православной церкви. Настоятель — протоиерей Анатолий Коляда.

Идея строительства храма возникла при проектировании русской колонии Александровка. Закладка церкви состоялась 11 сентября 1826 года протоиереем берлинской посольской церкви Иоанном Борисовичем Чудовским. На торжестве присутствовал прусский король. Храм строился на средства императора Николая I, прусского короля и русской казны по проекту В. П. Стасова. Строительные работы велись под руководством архитектора К. Ф. Шинкеля, внесшего в проект существенные изменения, и при участии каменных дел мастера Бланкенхорна.

Первое богослужение в новом храме совершил 10 июня 1829 года протоиерей Иоанн Чудовский. На освящении 11 сентября того же года присутствовали прусский король, потсдамские власти и лютеранский епископ. После освящения в церкви были крещены несколько детей колонистов.

В основном приход храма составляли православные колонисты, количество которых постоянно уменьшалось. В связи с ассимиляцией уже в 1838 году службы велись по-немецки. Постоянного духовенства при храме не было, службы совершались редко. Тем не менее здесь велась работа по переводу богослужений и вероучительной литературы на немецкий язык. Посольские священники регулярно вели катехизационное служение среди потомков русских певцов. К 1900 году при храме существовала воскресная школа для детей православных колонистов. Эта деятельность вызвала обвинение священников со стороны немецких властей в прозелитизме и недовольство протестантских пасторов.

В 1921 году, на основе государственного решения, церковь была передана общине, которая подчинялась Синоду архиереев в изгнании. Поскольку вырос поток русских эмигрантов, службы снова стали вестись на церковно-славянском языке. В 1927—1935 годах храм находился в юрисдикции Управляющего русскими приходами в Западной Европе Русской православной церкви. В 1935 году здание снаружи было отреставрировано, но вскоре закрыто, и только 14 августа 1941 года передано в аренду Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей. Основное число прихожан в это время составляли пригнанные на принудительные работы в Германию женщины из Украины, Белоруссии и России. Летом 1945 года церковь снова перешла в Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви.

В 1991—1993 годах, к 1000-летию Потсдама, храм был отреставрирован и вновь освящён 12 сентября 1993 года архиепископом Калужским и Боровским Климентом (Капалиным).

Центрально-купольное здание церкви стоит на холме Капелленберг. В период, когда встал вопрос о возведении храма, В. П. Стасов занимался новой трактовкой восстанавливаемой киевской Десятинной церкви в формах позднего ампира. Храм в Потсдаме стал пробным проектом архитектора в этом направлении.

Церковь однопрестольная, рассчитана на 50 человек. Высота храма — 20 метров. Здание, квадратное в плане, решено в виде массивного куба, завершённого пятиглавием. Гладкие фасады расчленены орнаментальной тягой и профилированными лопатками, между которыми находятся узкие заглубленные окна. Стены окрашены в розовый цвет.

Портал обрамляет килевидная арка, украшенная золочёным шаром с крестом. Снаружи над дверьми размещены иконы Спасителя, святых Александра Невского и Феодора Стратилата, написанные на шифере в 1851 году Августом фон Клебером. Широкий лепной фриз разорван по краям полуциркульными окнами, над которыми возвышаются барабаны малых куполов. Главный шлемовидный купол, покрытый медью, расположен на барабане, декорированном аркатурой и узким фризом.

Интерьер украшен терракотовыми фризами. Стены окрашены в светло-зелёный цвет, карниз — в белый. Купол поддерживают четыре дорические колонны. Пол каменный.

Двухъярусный светлый иконостас в ампирном стиле, украшенный каннелированными пилястрами с золочёными капителями и резьбой, был вырезан в Пруссии по рисунку В. П. Стасова (с участием Шинкеля). Образа для иконостаса писали петербургские живописцы. Это копии икон, написанных в Академии художеств для восстанавливавшегося после пожара В. П. Стасовым Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге.

Перед иконостасом расположены киоты с иконами: мученика Анатолия Никомидийского в серебряном окладе и великомученика Георгия Победоносца. На левой стороне помещена большая икона Пресвятой Богородицы.

В отдельной витрине находятся боевые медали скончавшихся колонистов.

7Свято-Никольский храм (Мерано)

Свято-Никольский храм — храм Корсунской епархии Русской православной церкви, расположенный в Мерано, Италия.

Русские курортники начали приезжать в Мерано, который тогда располагался в Австро-Венгерской империи, на лечение, по-видимому, в начале 1870-х годов. Их привлекал не только мягкий климат и здоровый воздух южного Тироля, но и целебная вода со слабой радиоактивностью, полезная при заболеваниях опорно-двигательной системы. В 1875 году здесь было учреждено частное Благотворительное общество русских жителей Мерано («Русский комитет»), которое существовало на пожертвования его членов. Целью общества была помощь больным и нуждающимся соотечественникам, желавшим пройти курс лечения в Южном Тироле. В середине 70-х годов в зимний сезон сюда приезжали уже более тысячи человек. По количеству отдыхающих здесь русская колония вышла на третье место. Курортное управление Мерано, учитывая большое число гостей из России, помогло в организации православных богослужений.

В 1884 году Комитет, с русским врачом Михаилом фон Мессингом во главе, обратился за разрешением к петербургскому митрополиту Исидору (Никольскому) (в ведении Санкт-Петербургского митрополита находились зарубежные русские храмы). В обращении к митрополиту говорилось: «число русских, прибывающих на лечение, все увеличивается и достигло 400», а также сообщалось, что на основание православного храма уже получено дозволение от Австрийского правительства. Это было важным обстоятельством, так как строительство православного храма могло бы вызвать негативную реакцию в традиционно католическом краю.

Святейший Синод прежде, чем представить все дело митрополиту, обратился к российскому послу в Вене, князю А. Лобанову-Ростовскому. Таковой была обычная практика Синода: прежде чем начинать какое-либо зарубежное дело, зондировалась, с помощью МИДа, почва, и определялась разумность и полезность того или иного проекта.

Посла обеспокоила, прежде всего, экономическая сторона дела. Он справедливо опасался, что меранцы начнут просить средств у МИДа, пытаясь представить свой частный проект как государственно важное дело. Этого в Вене старались всячески избежать, так как и в столице Австрии существовал посольский храм, требовавший со стороны МИДа больших расходов. Средства на новый храм собирались по подписке еще раньше, с 1880 года, и поэтому Комитет сумел убедить русских дипломатов в своей экономической независимости.

Начиная с зимнего сезона 1884—1885 годы по количеству отдыхающих они вышли на третье место — было зарегистрировано 1023 российских подданных.

Благословение митрополита Исидора было получено, и 9 (21) декабря 1884 года в Мерано была освящена церковь во имя Николая Чудотворца, размещенная первоначально в наемном помещении, на вилле Стефани. В том же году в наёмном доме была организована и освящена в честь Николая Чудотворца первая русская православная церковь в Мерано. Почётной попечительницей храма стала Великая княгиня Екатерина Михайловна. Настоятелем церкви был настоятель храма святой Александра в Ирёме протоиерей Феофил Кардасевич.

Сооружение Русского Дома им. Бородиной началось в 1895 году и закончилось в 1897 году. Никольскую церковь разместили в верхнем этаже двухэтажного флигеля, увенчав её куполом русской формы и «русским» крестом.

3 (15) декабря 1897 года, накануне престольного праздника, дня святителя Николая, состоялось торжественное освящение храма, на которое съехались русские со всех соседних курортов Тироля. Кроме того, присутствовало немало иноверцев, в том числе — представители местных властей: начальник округа, управитель курорта, бургомистр, командующий местным гарнизоном и другие.

Осенью 1914 года Мерано в связи с начавшейся войной для России уже был закрыт, а русский Дом опустел. В 1918 году Мерано вместе со всем Южным Тиролем отошло к Италии, а вскоре здесь уже были русские эмигранты.

Богослужения были возобновлены после завершения ремонта храма в 1997 году. Службы проходили 2−3 раза в год, служились панихиды на могилах православных, похороненных в Мерано и Больцано.

5−7 декабря 2007 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в южно-тирольском городке Мерано (Италия) прошли празднования 110-летнего юбилея со дня основания православного прихода.

8Николаевский собор (Ницца)

Собор святителя Николая Чудотворца — православный храм в Ницце. С 15 декабря 2011 года в ведении Корсунской епархии Московского патриархата. Настоятель — архимандрит Александр (Елисов).

В апреле 1865 года в Ницце в особняке парка Бермон от тяжёлой болезни скончался русский Наследник Цесаревич Николай Александрович, сын императора Александра II. В том же году в Петербурге князем Петром Андреевичем Вяземским, присутствовавшим при кончине наследника, были опубликованы мемуары «Вилла Бермон», в которых он предлагал выкупить виллу Бермон в собственность России и возвести в нём храм в память покойного великого князя. Император приобрёл виллу, где 2 (14) марта 1867 года была заложена Никольская часовня. 26 марта (7 апреля) 1869 года она была освящена в присутствии великого князя Александра Александровича.

Мраморная часовня была построена в византийском стиле и установлена на высоком основании. Проект часовни был составлен архитектором Д. И. Гриммом. Строителем часовни был Франческо Ботта, настенную роспись создал А. К. Фишер.

К началу 1890-х годов для разросшейся русской общины в Ницце стала недостаточной приходская церковь святителя Николая Чудотворца и царицы Александры. Первым проектом (в 1874 году) было расширение существовавшей часовни при условии, что она станет алтарной частью новой церкви.

По мысли Георгия Лейхтенбергского для церкви было выбрано место виллы Бермон. В 1896 году на Лазурный Берег прибыла вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. По просьбе русской общины Ниццы и в память о погибшем царевиче император Николай II и Мария Фёдоровна приняли под своё покровительство строительство храма.

Строительную комиссию возглавляли: с 1899 года — герцог Георгий Лейхтенбергский, с 1907 года — посол А. И. Нелидов, с 1909 года — обер-гофмаршал князь С. М. Голицын.

Закладка храма была совершена 12 (25) апреля 1903 года протоиереем Сергием Любимовым в присутствии великих князей Михаила Николаевича и Михаила Михайловича, князя Болгарского Фердинанда, великой княгини Анастасии Михайловны, принцессы Беатрисы Саксен-Кобург-Готской, герцога Георгия Лейхтенбергского и герцогини Марии Эдинбургской.

План храма составил М. Т. Преображенский. Строительные работы велись под наблюдением местных архитекторов: сначала Фомберто, затем Барбе, Жозефа Марса и Анри Стеклена при участии Филиппо Кьятиа и Икавитца.

Строительство затянулось в связи со спорами в общине, а 1906 году строительные работы за недостатком средств были приостановлены; предполагалось упростить проект ради экономии. В 1908 году император Николай II пожертвовал из своей личной казны 700 000 франков, на которые были возведён купол и закончены основные строительные работы. Другим жертвователем был ктитор князь С. М. Голицын, выделевший 400 000 франков. Общая стоимость строительства храма составила более 1 500 000 франков.

Храм был освящён в 4 (17) декабря 1912 года викарием Московской епархии епископом Дмитровским Трифоном (Туркестановым), за 2 дня до тезоименитства императора Николая II, в присутствии герцога Александра Лейхтенбергского и великой княгини Анастасии Михайловны.

Святейший Синод постановил считать храм соборным, однако наружные и внутренние работы не были полностью завершены.

С 1923 года собором и прилегающей землёй распоряжается Русская православная культовая ассоциация на основании договора аренды (заключён Министерством Императорского Двора с Санкт-Петербургской епархией сроком на 99 лет, которая ведала русскими церквами за пределами Российской империи); срок аренды истёк 1 января 2008 года. В ноябре 2005 года права на собор заявила Российская Федерация.

После долгих судебных тяжб 19 мая 2011 года апелляционный суд южно-французского города Экс-ан-Прованс подтвердил право собственности России на православный Свято-Николаевский собор в Ницце, на земельный участок на бульваре Царевича, где расположен собор, и на все объекты, которые находятся на этом участке, в том числе иконостас собора.

29 июня 2011 года собор был закрыт для посещений, кроме времени богослужений, в связи с частичным обрушением штукатурки свода. Российское правительство приняло решение передать храм Московскому патриархату. В августе 2011 года Московский патриархат направил в собор 2-х клириков, которым было поручено вступить в административное управление храмом, приняв ключи и документацию.

Пятиглавый собор был построен по образцу московских пятиглавых церквей XVII века (в Никитниках и Останкине) из светло-коричневого немецкого кирпича, но отделан местными материалами: розовым гранитом и голубой керамической плиткой. Высота собора 50 метров. Храм рассчитан на 625 человек.

Пять золочёных глав покрыты цветной черепицей фирмы Биго. Купол сделан из бетона фирмой Торран и облицован пустотелым кирпичом и искусственным камнем. С запада собор предваряет колокольня и два высоких увенчанных шатрами с золочёными по цинку орлами белокаменных крыльца. Шесть ажурных золочёных крестов на храме были изготовлены в Пистойе.

Интересно диагональное расположение двух главных входов с юго-западного и северо-западного углов. Первоначально, участок, отведённый под строительство храма, находился на углу двух улиц, и такое расположение входов было удобно. Однако собор возвели в другой части города, на территории бывшей виллы Бермон, но первоначальный план здания был сохранён.

Фасады украшены полихромными изразцами (фирмы Кантагали из Флоренции) и мозаичными иконами («Спас» на колокольне), исполненными в петербургской мастерской В. А. Фролова по эскизу Васильева. Резьба белокаменных оконных и дверных наличников, нижних карнизов и колокольни была сделана итальянскими мастерами.

Покрытый басмой трёхъярусный иконостас «в старинном русском стиле» был создан по эскизу московского художника Л. А. Пьяновского. Изготовлен в мастерской ювелира И. П. Хлебникова в Москве. Иконы для иконостаса в стиле Симона Ушакова выполнил московский иконописец Глазунов. Царские врата — копия врат церкви святого Илии Пророка в Ярославле. В том же стиле были выполнены киоты. Запрестольный образ Пресвятой Троицы был написан Васильевым.

Фрески в храме были не окончены. Автором картонов был Л. А. Пьяновский, он был вдохновлён росписями Толгского монастыря. Фрески в алтаре по картонам выполнил итальянский художник Дезиньори.

Утварь, престол и плащаница, украшенная золочёной бронзой и синей эмалью, были изготовлены в мастерской И. П. Хлебникова. Облачения, подаренные императором, сшиты в мастерской И. А. Жевержеева. Паникадило было пожертвовано меценатом Рукавишниковым.

9Петропавловская церковь (Карловы Вары)

Церковь Святых первоверховных апостолов Петра и Павла — православная церковь в Карловых Варах. Храм является подворьем Русской православной церкви.

Подписка на пожертвования для строительства православного храма в Карловых Варах была открыта 29 июня (11 июля) 1862 года. Она велась под покровительством великой княгини Елены Павловны. Среди жертвователей были граф А. П. Шувалов, граф А. И. Мусин-Пушкин, А. И. Кошелёв, князь С. М. Воронцов, граф М. Ю. Виельгорский и П. А. Дубовицкий.

Предполагалось, что храм в Карлсбаде станет первой в Австрийской империи православной церковью. Земля на улице Шлоссберга (ныне — улица Петра Великого) была безвозмездно предоставлена Карлсбадским городским советом. Проект был составлен архитектором К. А. Ухтомским. Несмотря на это, средств на строительство было недостаточно, в 1877 году на месте, предоставленном для православной церкви, был построен англиканский храм Святого Луки.

В 1862 году, как стало известно, что храм не может быть построен, русская община решила приобрести дом, в котором можно было устроить домовую церковь. В «Богемском зале» гостиницы «Пупп» 30 августа (11 сентября) 1863 года была освящена временная церковь Святых Петра и Павла. Храм был «походным», с окончанием сезона он разбирался. В том же году начался сбор пожертвований на строительство нового храма.

После приобретения небольшого здания «Вашингтон», напротив гостиницы «Пупп», в нём была устроена домовая церковь, которая была освящена 25 мая (6 июня) 1867 года. Дубовый иконостас, созданный по проекту архитектора П. А. Заруцкого и расписанный И. А. Тюриным, был пожертвован великой княгиней Еленой Павловной.

С течением времени домовая церковь стала тесной для всех православных посетителей Карлсбада.

В празднование 200-летия со дня рождения Петра I в Карлсбаде, в 1872 году, была собрана большая сумма пожертвований на строительство храма. Церковный староста домовой церкви А. А. Абаза постоянно заботился о сборе. Одновременно шли переговоры с местными властями о приобретении земельного участка, закончившиеся его предоставлением.

29 июня (11 июля) 1893 года состоялась закладка храма. Церковь строилась под наблюдением архитектора Густава Видермана, который за основу взял ранее составленный проект К. А. Ухтомского. Магистрат Карлсбада предоставил 20-процентную скидку на строительные материалы, бесплатно были асфальтированы дорожки около храма.

Храм был освящён 28 мая (9 июня) 1897 года во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение совершил протоиерей Александр Алексеевич Лебедев в сослужении 12 священников.

Для удобства приезжающих из России было решено построить многоэтажный «Русский Дом» с недорогими помещениями и русскоязычным персоналом. Сборы пожертвований на его строительство начались в 1902 году; к 1914 году необходимая сумма была собрана, но начавшаяся Первая мировая война помешала осуществиться планам.

С началом войны настоятель храма, протоиерей Николай Рыжков, был арестован австрийскими властями. Впоследствии он был приговорён к смертной казни, но, благодаря ходатайству испанского короля Альфонса XIII, помилован с последующим обменом на униатского митрополита Андрея Шептицкого. Храм был закрыт до окончания войны. В 1916 году позолоченная медь с куполов и колокола были сняты.

После войны храм действовал в летний период, богослужения совершало духовенство Пражской церкви. По окончании сезона храм закрывался.

С 1918 года в приходском доме проживали архиереи, эмигрировавшие из России.

В 1920—1930 годах храм находился в юрисдикции Управляющего русскими приходами в Западной Европе Русской православной церкви. С переходом митрополита Евлогия (Георгиевского) в Константинопольский патриархат, в Западноевропейском экзархате русских приходов.
5 мая 1939 года приход со всем его имуществом был передан Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей и приписан к Мариенсбадскому храму. В 1945 году храм снова перешёл в Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви, а с 1946 года в Чехословацкий экзархат.

С получением автокефалии в 1951 году Чехословацкой православной церковью храм перешёл в её юрисдикцию.

1 апреля 1979 года в Карловых Варах было открыто Подворье Русской православной церкви, Петропавловский храм также перешёл в её юрисдикцию.

Церковь находится в одном из самых красивых мест города, у подножья гор, между улицами Петра Великого и Садовой. Храм построен в стиле Московских и Ярославских церквей XVII века, с сенями и крыльцами, крытой галереей вокруг, сходящеюся у колокольни. Центральный купол и купол колокольни, кресты, венчающие купола, позолочены. Длина храма составляет 41 метр, ширина — 14 метров, высота храма под куполом — 21 метр, высота колокольни — 40 метров.

Четыре колокола были приобретены после Второй мировой войны в Чехословакии. Ранее здесь находились шесть колоколов, перелитые из старых пушек, пожертвованные императором Николаем II.

В нижней части восточной стены храма находится бронзовый горельеф «Пётр и каменщики», устроенный в 1912 году, когда праздновалось 200-летие пребывания Петра I в Карлсбаде.

В храме находятся витражи с изображениями Спасителя, святых Иоанна Златоуста, Василия Великого — в алтаре; святого князя Вячеслава и святой княгини Людмилы Чешских — в самом храме — были изготовлены в Инсбруке (Тироль). Иконы чешских святых — дар православных чехов, проживавших на Волыни.

Дубовый иконостас был перенесён из прежней домовой церкви. Паникадило из хрусталя на 132 свечи приобретено в 1982 году.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории