Хроника морских катастроф и аварий на северном морском пути в xx веке

zaimka-ru_burykin-shipwreck

XXвек вошел висторию как век выдающихся географических открытий иисследований Арктики. Он какбы увенчал собой многолетние стремления первооткрывателей ввысокие широты ксамой северной точке земного шара Северному полюсу, этому веку принадлежат первые сквозные плавания по Северному Морскому пути вдоль побережья России от Белого моря до Берингова пролива идалее до Владивостока внаправлении как сзапада на восток, так ис востока на запад. Ввоенно-морской истории России кэтому веку относится создание двух могущественных флотов Северного иТихоокеанского, сыгравших большую роль во второй мировой войне инавсегда вошедших висторию российского военного флота впослевоенные годы, когда особая роль стала принадлежать подводным лодкам сракетным вооружением, апозже атомным подводным крейсерам. Так уж случилось, что 2000год, последний год ушедшего тысячелетия, стал годом одной из самых тяжелых трагедий российского флота 12августа 2000года вБаренцевом море во время учений погибла атомная подводная лодка Северного флота К-141 Курск.

На фоне этого события, которое болью отозвалось во всей России, почти незаметным стала последняя драма торгового флота России вXXвеке гибель сухогруза Рязань во время шторма вБеринговом море, команда которого была спасена подошедшими на помощь судами. И так уж сложилось, что вXXвеке об авариях икатастрофах судов исамолетов вАрктике ина Тихоокеанском побережье России было не принято ни говорить, ни писать, ни вспоминать. Что могут сказать об этом те несколько поколений россиян, кто знаком систорией по школьному курсу. Увсех на слуху ина памяти гибель Челюскина, подвиг его команды ипассажиров, тех, кого позже назвали челюскинцами, подвиг летчиков, вывозивших людей из лагеря Шмидта на сушу тех семерых, кто будет ранее все удостоен звания Героя Советского Союза.

Будут отмечаться перелеты советских летчиков через Северный полюс на американский континент. Но уже следующее поколение тех, кого воспитывали на подвигах челюскинцев, спустя какое-то время судивлением узнает отом, что один из первой семерки Героев Советского Союза, Сигизмунд Леваневский, погиб вавгусте 1937года при выполнении последнего трансполярного перелета на самолете Н-209 сэкипажем из шести человек, итайна гибели самолета иэкипажа не раскрыта до сих пор. Когда во второй половине 80-х годов приоткроется завеса над многими тайнами, очень многие сбольшим удивлением прочтут отом, что после Челюскина СССР потерял вВосточной Арктике еще три судна тяжелые льды отнимают улюдей одно судно примерно каждые двадцать лет Многим идо сих пор кажется, что катастрофы атомных подводных лодок К-141 (Курск) иК-278 (Комсомолец) должны были стать следствием каких-то перемен внутри государства ифлота именно как последствия драматического перелома истории государства впоследние 15лет. Будет чрезвычайно трудно убедить таких людей втом, что они неправы.

Но история объективнее людей. Если обратиться кее фактам, то выяснится, что первая подводная лодка на Северном флоте погибла еще вдалеком предвоенном 1939году, ана протяжении менее чем одного года втехже 19401941годах Советский Союз потерял на Северном Морском пути подряд два ледокольных парохода, скоторыми связаны многие героические походы моряков иэкспедиции полярников Малыгин иСадко. Одно беглое замечание вповествовании огибели броненосца Русалка на Балтике в1893году сообщает отом, что 22мая 1931года вБалтийском море после столкновения двух советских подводных лодок -N4иN9 лодкаN9затонула внескольких десятках метров от того места, где предположительно лежит на дне Русалка. [1]Только катастрофа теплохода Адмирал Нахимов на Черном море 1сентября 1986года вырвала из забвения самую тяжелую трагедию советского гражданского морского флота гибель парохода Индигирка в1939году; событие, которое долгое время было почти неизвестным, стояло на первом месте среди чрезвычайных происшествий вотечественном мореплавании по количеству погибших.

Добавим кэтому еще один факт: ведь иизвестный всем Челюскин, еслибы он благополучно пришел через Чукотское море во Владивосток, должен былбы пополнить флот Дальстроя исталбы наряду сДжурмой, Кулу идругими стольже печально известными судами возить заключенных по маршруту Владивосток-Нагаево (первоначально при строительстве Челюскин назывался Лена и, судя по названиям, принадлежал кодной серии сКулу). [2] В истории мирового мореплавания известны катастрофы, связанные свзрывами пароходов иставшие трагедиями целых городов. Это взрыв французского парохода Монблан вканадском Галифаксе 6декабря 1917года, ивзрыв английского военного транспорта Форт Стайкин 14апреля 1944года вБомбее. [3]Однако почти никто не знает или не вспоминает отом, что вконце 1947года вбухте Нагаева взорвался груженный взрывчаткой пароход Генерал Ватутин полагаем, что время иместо катастрофы красноречивее всего говорят отом, кому именно предназначался груз этого парохода.

Мало кому известно, что вконце 1916и вначале 1917годов подряд два такихже взрыва пароходов потрясли Архангельск сначала вБакарице взорвался пароход Барон Дризен, апозднее вЭкономии пароход сназванием Семен Челюскин. Бывают странные совпадения вистории имя Челюскина стало несчастливым не для одного, адля двух судов, погибших вXXвеке вАрктике. Но ина этом совпадения не кончаются: следственная комиссия, изучавшая причины взрыва на Семене Челюскине, проводила заседания на пароходе Добровольного флота, который стоял рядом свзорвавшимся судном вдоке на ремонте после подрыва на немецкой мине, иэтот пароход назывался Курск. [4] Настояшая публикация это попытка составить хронику морских катастроф иаварий на Северном морском пути вXXвеке.

Многие из событий, включенных внее, достаточно хорошо известны кним относятся гибель Челюскина атакже исчезновение полярных экспедиций В. А. Русанова иГ. Л.

Брусилова. Многие морские аварии Арктики внаши дни стали сюжетами популярных книг по истории мореплавания или вошли вхудожественную литературу, как, например, гибель американского парохода Минеола вОхотском море в1904году[5], которая стала одним из эпизодов блестящего романа В. С. Пикуля Богатство.

Омногих драматических эпизодах вроссийском подводном флоте рассказывают две изданные недавно книги, само появление которых на прилавках говорит отом, что предметом истории являются не только подвиги, но итрагедии. [6]Однако многие драматические события из истории открытия иосвоения Северного Морского пути представлены висторических игеографических трудах только беглыми упоминаниями. При этом стоит отметить, что очень подробная четырехтомная История открытия иосвоения Северного морского пути, изданная в19561969годах[7], доведена только до 1945года, ивесь период истории мореплавания вдоль берегов Арктики в19462000годах еще ждет своих исследователей. Внастоящей публикации нет возможности подробно остановиться ина потерях военных кораблей Северного флота ивоенных транспортов Советского Союза иего соратников по антигитлеровской коалиции вАрктике в19411945годах.

[8] В настоящей публикации учтены также аварии икатастрофы на Тихоокеанском флоте иу российского побережья Тихого океана. Это оправдывается по крайней мере тремя причинами. Первая причина недостаточная изученность материала, вторая причина неразрывная связь истории плаваний вдоль Тихоокеанского побережья кСеверу иплаваний вморях Восточной Арктики. Третья причина то, что вшироком понимании трасса Северного морского пути охватывает все расстояние от Мурманска до Владивостока.

Вполне понятно, что такие разные предметы, как история Северного иТихоокеанского флотов, арктическое мореплавание вXXвеке, научные исследования Северного Ледовитого океана, история гражданского судоходства вморях Российского Дальнего Востока представляют собой самостоятельные сюжеты, достойные многих монографических исследований. Многое вэтих областях уже сделано, но многое еще предстоит сделать. Составляя настоящую хронику, автор преследовал две цели во-первых, представлялось необходимым показать, что трагические страницы истории российского мореплавания иарктических исследований имеют объемную временную перспективу, иаварии икатастрофы последних лет не привязываются ни крубежу веков, ни кполитическим переменам вновой России. Во вторых, иэто, пожалуй, более важно исследования истории открытий иисследований Северного морского пути, истории арктического мореплавания имеют своей неотъемлемой составной частью почитание памяти всех тех, кто погиб вморях, во льдах ина островах Арктики, атакже сбережение памяти кораблей российского флота, навсегда вошедших висторию.

1901 У берегов Новой Земли попала вледяной плен ибыла покинута экипажем яхта Мечта сэкспедицией А. А. Борисова. [9] 1904 В Охотском море налетел на подводную скалу ипогиб американский пароход Минеола.

[10] 4июля. На японской минной банке возле острова Скрыплева подорвался изатонул миноносец 208Сибирской флотилии. [11] 1905 Осенним штормом была выброшена на берег возле Александровска-Сахалинского первая на Дальнем Востоке китоперерабатывающая база Михаил, принадлежащая пароходству графа Кайзерлинга. [12] 1906 Май.

Следуя правильным рейсом из Одессы во Владивосток, подорвался на мине изатонул сполным грузом пароход Князь Горчаков Северного общества. При этом были спасены судовые журналы ибумаги, акапитаном судна был заявлен морской протест по поводу гибели судна (архив Приморского филиала Русского географического общества). [13] Октябрь. Вбухте Кангауз (ныне Суходол) Уссурийского залива подорвался на мине изатонул, унеся ссобой 136человеческих жизней, пароход Варягин.

Всписке груза значилось60. 000рублей золотом. [14] 1911 В Беринговом море уберегов Камчатки возле мыса Африка на камнях погиб пароход Транзит. [15] 1912 23сентября.

На Северной Двине затонул пароход Обновка. Погибло 115человек. [16] 1913 В Беринговом море вКарагинском заливе сел на мель ипогиб пароход Добровольного флота Кострома. [17] В Карском море исчезла экспедиция В.

А. Русанова на судне Геркулес. [18] 19131914 В высоких широтах исчезла шхуна Святая Анна сэкспедицией под командованием Г. Л.

Брусилова. [19] 1914 Январь. Вблизи острова Геральд вЧукотском море раздавлена льдами изатонула канадская шхуна Карлук. Большая часть команды погибла при переходе по льдам на материк.

[20] 1916 26октября. ВБакарице возле Архангельска взорвался пароход Барон Дризен. [21]Как установлено, взрыв был результатом диверсии, предпринятой одним из членов команды, который был завербован немецкой разведкой. [22] 1917 13января.

ВЭкономии вокрестностях Архангельска взорвался пароход Семен Челюскин. [23] 1918 В устье Енисея напоролся на скалу изатонул ледокольный пароход Вайгач. [24] 1921 В Карском море во время гидрографических работ погиб бот Арктур. [25] 17сентября и14октября.

ВКарском море на обратном пути из устья Енисея вАрхангельск погибли пароходы Енисей иОбь. [26] 1922 26августа. Уберегов Камчатки во время тайфуна затонул японский крейсер Ниитака. Погибло более 400человек, спаслось 16человек.

[27] 1929 Август. ВЧукотском море раздавлена льдами шхуна Элизиф, принадлежавшая американскому торговцу О. Свенсону ивыполнявшая рейсы вустье Колымы. [28]Команда шхуны благополучно достигла берега.

1930 В устье реки Пясины вКарском море погибла шхуна Зверобой. [29]Команда шхуны спасена судном Белуха. 1931 У мыса Северного вЧукотском море погибла шхуна Чукотка. Экипаж шхуны спасен пароходом Колыма.

[30] 1932 В губе Буор-Хая вморе Лаптевых теплоход Эстафета, выполнявший рейс сЛены на Яну, потерпел аварию на обратном пути. Такаяже судьба постигла пароход Лена, пришедший на помощь Эстафете. [31] 1933 В Баренцевом море затонул буксирный пароход Руслан, возвращавшийся сземли Франца-Иосифа. Команда спасена норвежским промысловым судном.

[32]По данным Википедии (статья Малыгин (ледокол), было спасено всего 3человека. 19августа. Вморе Лаптевых во время перехода сЛены на Колыму погиб пароход Революционный. [33] 25сентября.

ВКарском море во время гидрографических работ напоролась на банку, получила повреждения изатонула шхуна Белуха. [34] 1934 13февраля. ВЧукотском море раздавлен льдами изатонул теплоход Челюскин. [35]Команда ипассажиры вывезены самолетами впоселок Ванкарем.

Погиб 1человек завхоз Борис Могилевич. В Чукотском море северо-восточнее острова Врангеля была раздавлена льдами шхуна Крестьянка. Команда шхуны погибла во время перехода по льдам на сушу. [36] 1936 У берегов Новой Земли налетел на подводную скалу ипотерпел тяжелую аварию ледокольный пароход Сибиряков.

После длительного исложного ремонта восстановлен ивведен встрой в1937г. [37] 1938 В море Лаптевых вблизи о. Бегичева был раздавлен льдами изатонул пароход Рабочий. [38]Команда парохода высадилась на лед.

1июня. Пароход Суман затонул возле Камня Опасности. [39] 1939 1апреля. Пароход Связьстрой выскочил на камни Южного рифа о.

Карагинского. [40] 20октября. ВБаренцевом море была разрезана пополам рыболовным траулером подводная лодка Щ-424. Спаслись командир инесколько членов экипажа.

[41] 13декабря. Пароход Индигирка возвращавшийся из Магадана во Владивосток, наскочил на риф уострова Хоккайдо изатонул. Погиб 741человек. [42]Капитан парохода Н.

Лапшин был приговорен красстрелу, второй помощник В. Песковский к10годам лагерей. 1940 Пароход Снабженец затонул возле Камня Опасности. [43] 27или 28октября.

ВОхотском море во время шторма затонул ледокольный пароход Малыгин, возвращавшийся из Арктики во Владивосток. [44]Вся команда ипассажиры-полярники 98человек погибли. Поиски велись впродолжение 43дней, но ни судна, ни людей вморе обнаружено не было. Ссамолета были замечены врайоне гибели парохода две пустые шлюпки, вморе был выловлен портфель одного из пассажиров.

13ноября. ВБаренцевом море вМотовском заливе затонула подводная лодка Д-1 (Декабрист). [45]В качестве одной из причин гибели лодки считается подрыв на минах, выставленных на подступах кБазе Норд, сданной советским руководством варенду Германии в193940гг. 1941 1113сентября.

ВКарском море наскочил на мель, получил пробоину ичерез два дня затонул ледокольный пароход Садко. [46]При аварии погиб 1человек. Капитан парохода А. Г.

Корельский обвинен ваварии, осужден квысшей мере наказания ирасстрелян вАрхангельске в1942г. 4декабря. Буксир Республика затонул в25милях от о. Аскольд врезультате столкновения спароходом Оха.

[47] Ледокол Казак Поярков ДГМП подорвался изатонул 25июля 1941года врайоне мыса Южного, залив Ольга; Краболов Тунгус (типа ЛЕЙК), принадлежащий Крабтресту, подорвался на мине изатонул виюле 1941года врайоне мыса Поворотного; Подводные лодки ТОФ М-69 иМ-43 не вернулись из боевого похода. (Предположительно подорвались на минах заграждения в1941году на траверзе залива Посьет. )[48] 1942 18июля. На стоянке умола вНиколаевске-на-Амуре врезультате взрыва торпед на подводной лодке Щ-138 иполученных из-за этого повреждений (по левому борту врайоне 2330шпангоутов впрочном корпусе лодки образовалась пробоина размером 5х 1метр) подводная лодка Щ-118.

затонула кормой до рубки. 20человек команды успели забаррикадироваться вкорме. Погибло 6человек, втом числе командир 8-го дивизиона ПЛ ТОФ. А.

П. Шатов. [50] 1943 31августа. Подводная лодка Щ-130 Тихоокеанского флота затонула после столкновения сподводной лодкой Щ-128.

Погибли 2человека. [51] 1944 25сентября. Вбухте Провидения затонул пароход Кузбасс. [53] 1945 25апреля.

Вбухте Ракушка после взрыва подрывных патронов затонула упричала подводная лодка Тихоокеанского флота Щ-139. Погибло 7человек. Причиной гибели лодки считается диверсия, осуществленная командиром БЧ-3. [54] Без вести пропала подводная лодка Л-19 врайоне пролива Лаперуза.

[55]Считается последней потерянной подводной лодкой СССР во Второй мировой войне, обычно относится кчислу боевых потерь. 1946 31августа. Ввосточной Арктике, вМоре Лаптевых был раздавлен льдами изатонул пароход Моссовет. Судьба этого судна поистине драматична: до второй мировой войны Моссовет втечение нескольких арктических навигаций совершал плавания по Северному морскому пути, ав годы войны совершил ряд походов по маршруту северных конвоев.

Кконцу войны Моссовет оставался одним из немногих транспортных судов советской постройки всоставе отечественного торгового флота (потери всоставе транспортных судов восполнялись за счет американских транспортов типа Либерти, получавших вСССР новые наименования). После гибели в1946г. само имя парохода Моссовет сгинуло вбезвестности. 1946 6октября.

Вохотском море врайоне полуострова Кони пропала без вести баржа Дукча сценным грузом на борту. [56] 1947 4февраля. Лето. ВНаходке взорвался груженный взрывчаткой теплоход Дальстрой.

[59] 19декабря. Вбухте Нагаева (Магадан) взорвался груженный взрывчаткой теплоход Генерал Ватутин ишедший за ним вкильватере теплоход Выборг сгрузом взрывателей. [60] 1949 Февраль. Во время шторма уберегов Сахалина затонул теплоход Ладо Кецховели.

[61] 1952 15декабря. ВТатарском проливе исчезла подводная лодка С-117. Погибли 52человека. [62] 1961 27января.

ВБаренцевом море затонула подводная лодка С-80, шедшая во время шторма под РДП. Погибли 68человек. Лодка была поднята в1968г. [63] 1962 11января.

ВБаренцевом море врезультате взрыва погибла стоявшая упирса подводная лодка Б-39. Взрывом на этой лодке повреждена стоявшая рядом сней подводная лодка С-350. Погибло 122человека. [64] 1965 В Восточной Арктике раздавлен льдами изатонул лесовоз Витимлес.

1968 8марта. ВТихом океане затонула подводная лодка К-129. Погибли 98человек. Носовая часть лодки поднята американцами в1974г.

[65] 1969 Подводная лодка К-19 столкнулась самериканской подводной лодкой Гэтоу. [66] 1970 12апреля. Подводная лодка Северного флота К-8 затонула вБискайском заливе. Погибли 52человека.

[67] 1973 14июня. Подводная лодка К-56 столкнулась снадводным кораблем. Погибло 27человек. [68] 1975 1марта.

ВБаренцевом море столкнулись две советские подводные лодки атомная подводная лодка 3-й флотилии идизельная подводная лодка 4-й эскадры. [69] 1976 18апреля. На выходе из Авачинской бухты подводная лодка К-116 столкнулась степлоходом Вольск. [70] 28августа.

Подводная лодка К-22 столкнулась вСредиземном море самериканским фрегатом. [71] 1977 17февраля. ВБаренцевом море врайоне полуострова Рыбачий атомная подводная лодка К-462 столкнулась срыболовным судном. [72] 1978 13апреля.

ВКольском заливе столкнулись две атомные подводные лодки К-308 иК-490. [73] 28июня. Подводная лодка Тихоокеанского флота К-42 столкнулась станкером. [74] 19декабря.

На выходе из базы Западная Лица атомная подводная лодка К-313 столкнулась со сторожевым малым противолодочным кораблем (МПК). [75] 1979 Подводная лодка Тихоокеанского флота К-436 столкнулась скораблем СКР-59. [76] 1980 10июля. На Тихоокеанском флоте столкнулись две дизельные подводные лодки Б-88 иБ-833.

[77] 1981 20марта. Столкнулись две атомные подводные лодки К-43 иК-184. [78] 23мая. Атомная подводная лодка К-211 столкнулась синостранной подводной лодкой.

[79] 10сентября. ВТихом океане после столкновения страулером погибла подводная лодка К-45. [80] 21октября. Подводная лодка Тихоокеанского флота С-178 столкнулась сРефрижератором-13.

Погибло 32человека. [81] 1983 24июня. Вбухте Крашенинникова затонула подводная лодка К-429. Погибли 16человек.

[82] Осень. ВВосточной Арктике раздавлен льдами изатонул сухогруз Нина Сагайдак. 1986 3октября. ВАтлантическом океане потерпела аварию изатонула атомная подводная лодка К-219.

Погибли 4человека. 1989 7апреля. ВНорвежском море затонула после пожара атомная подводная лодка К-278 Комсомолец. Погибли 42человека.

[83] 2000 12августа. ВБаренцевом море затонула после взрыва атомная подводная лодка К-141 Курск. Погибли 118человек. 7ноября.

ВБеринговом море во время шторма затонул сухогруз Рязань, направлявшийся вАнадырь. ПРИМЕЧАНИЯ 100великих кораблекрушений. М. , 1999.

С. 167. По следам челюскинской эпопеи. Магадан, 1986.

100великих кораблекрушений. М. , 1999. С.

282290, 402413. Скрягин Л. Н. Тайны Летучего голландца.

М. , 2000. С. 168172.

Справочник по истории географических названий на побережье СССР. М. , 1985. С.

213. Осипенко Л. , Жильцов Л. , Мормуль Н.

Атомная подводная эпопея: подвиги, неудачи, катастрофы. М. , 1994; Мормуль Н. Катастрофы под водой.

Мурманск, 1999. История открытия иосвоения Северного морского пути. Т. I.

М. , 1956; Т. II. Л.

, 1962; т. III, Л. , 1959; ТIV. Л.

, 1969. См. : Супрун М. Н.

Ленд-лиз исеверные конвои 19411945гг. М. , 1997. ; Голубев А.

Потери корабельного состава Северного форта игражданских ведомств на Северном театре военных действий в19411945гг. СПб. 1996, История открытия иосвоения Северного морского пути. Т.

II. Л. , 1962. С.

460. Этот эпизод нашел отражение вромане В. С. Пикуля Богатство.

Ведерников Ю. Не скажет ни камень, ни крест, где легли Из хроники кораблекрушений вроссийских водах Дальнего Востока. Режим доступа: http://www. scubadiving.

ru/biblioteka/wreck_diving/dalnevostoch_wreki_f. htm Тамже. Тамже. Тамже.

Официальное издание Кораблекрушения вводах Российской империи, издаваемое Главным гидрографическим управлением, отмечало также гибель парусного судна Муки 6сентября 1906года умыса Страшного бухты Терней ияпонской шхуны Риорюши-Мару водоизмещением в57тонн недалеко от мыса Низменного залива Ольга воктябре 1906года (там жею) Старокадомский Л. М. Пять плаваний вСеверном Ледовитом океане. М.

, 1955. С. 91. Вполне возможно, что здесь речь идет опароходе Кострома, выполнявшем транзитный рейс по побережью Камчатки, который погиб несколько позже.

Скрягин Л. Н. 300катастроф, которые потрясли мир. М.

, 1996. С. 244. Мартыненко В.

П. Живое слово карты // Норд-Ост. Петропавловск-Камчатский, 1984; ЛеонтьевВ. В.

, Новикова К. А. Топонимический словарь Северо-Востока СССР. Магадан, 1989.

С. 203. История открытия иосвоения Северного морского пути. Т.

II. Л. , 1962. С.

424, 490493, 588590, 697. Вконце 80-х годов экспедиция газеты Комсомольская правда обнаружила вблизи берега одного из островов Карского моря остатки судна, похожего на Геркулес. Всередине 1990-х годов водном из научно-популярных журналов был опубликован материал отом, что в19131914годах ненцы-оленеводы встретили втундре двух европейцев мужчину иженщину, которая была беременна: мужчина иженщина умерли от истощения через несколько дней после встречи соленеводами. Из содержания статьи становится понятным, что это могли быть сам В.

А. Русанов иЖюльетта Жан, принимавшая участие вего экспедиции. История открытия иосвоения Северного морского пути. Т.

II. С. 591594, 698. В1980-е годы появились сведения отом, что Г.

Л. Брусилов со своей женой Ерминией (Ерминией Жданко, которая отправилась сним вэкспедицию на правах его невесты) в30-е годы проживали на юге Франции, аЕрминия Жданко (Брусилова) приезжала вгости кродственникам, жившим вРиге. ( АлексеевД. А.

, Новокшонов П. А. По следам таинственных путешествий М. , 1988.

С. 4561). Справочник по истории географических названий на побережье СССР. М.

, 1985. С. 138. История открытия иосвоения Северного морского пути.

Т. II. С. 642643.

Скрягин Л. Н. По следам Летучего голландца. М.

, 2000. С. 161163,173. Тамже.

С. 163174. История открытия иосвоения Северного морского пути. Т.

III. Л. , 1959. С.

5758, 452. Тамже. С. 113.

Тамже. С. 170. Скрягин Л.

Н. 300катастроф С. 246; Короткин И. М.

Аварии икатастрофы кораблей; Борисов В. И. Случай на Юго-западной Камчатке. Пойдем ныне по своему Отечеству, 3.

Петропавловск-Камчатский, 2005;По следам кораблекрушений. Режим доступа: http://foto. kurilstour. ru/aleut2009.

html; Челноков А. Всетях. Из истории рыбной войны. Режим доступа: http://www.

fishery. ru/news. idnews=17819 История открытия иосвоения Северного морского пути. Т.

III. Л. , 1959. С.

220. Тамже. С. 400.

Тамже. С. 397. Тамже.

С. 337. История открытия иосвоения Северного морского пути. Т.

IV. Л. , 1969. С.

37, прим. Тамже. С. 256.

Справочник по истории географических названий на побережье СССР. М. , 1985. С.

35. История открытия иосвоения Северного морского пути. Т. IV.

С. 110; По следам Челюскинской эпопеи. Магадан, 1986; Курганов О. И.

Навстречу гибели. Роман-хроника // Курганов О. И. Дело Хинта.

Ночь уСталина. Навстречу гибели. М. , 1992.

Аккуратов В. И. Лед ипепел. М.

, 1984. С. 72. Сообщение осудьбе этой шхуны, приведенное автором со слов В.

Ю. Визе, является одним из самых загадочных повествований оплаваниях вВосточной Арктике вXX веке. ВИстории открытия иосвоения Северного морского пути шхуна Крестьянка не упоминается. Вконце 1930-х-начале 1940-х годов втечение ряда лет своздуха велись поиски острова Крестьянка, который как будтобы видели члены команды этой шхуны, но этот остров так ине был найден.

( Аккуратов В. И. Указ соч. С.

126127). Быков Н. Прожитое ипережитое. М.

, 1987. С. 13. История открытия иосвоения Северного морского пути.

Т. IV. Л. , 1969.

С. 195. Режим доступа: http://www. scubadiving.

ru/biblioteka/wreck_diving/dalnevostoch_wreki_f. htm Режим доступа: http://www. scubadiving. ru/biblioteka/wreck_diving/dalnevostoch_wreki_f.

htm Доценко В. Д. Морские битвы России. СПб.

, 2003; Щ-424. Режим доступа: http://www. town. ural.

ru/ship/ship/h424. php3. Командир подводной лодки был приговорен красстрелу, но позднее освобожден. Погиб на подводной лодке Щ-403.

100великих кораблекрушений. М. , 1999. С.

356359. См. также: Дурнев Ю. Шел советский пароход Индигирка // Аргументы недели, 21декабря 2006, Горбунов М.

Варяг не одинок. Российская газета” Дальний Восток. 2004. 3марта,Гибель Индигирки.

Режим доступа: http://www. msun. ru/Vector/www/Indigir/Docs. htm, Максимова Э.

800человек погибло вледяной воде Охотского моря. Режим доступа: http://new-maneg. ru/news/800_celovek_pogiblo_v. html, Вейхман Владим.

Неохоцкое море. Режим доступа: http://www. sea-writer. ru, Князев Л.

Уврат блаженства. Режим доступа: http://www. msun. ru/Vector/www/Knyazev/Blazh.

htm. Режим доступа: http://www. scubadiving. ru/biblioteka/wreck_diving/dalnevostoch_wreki_f.

htm История открытия иосвоения Северного морского пути. Т. IV. C.

227. Огибели ледокольного парохода Малыгин умалчивает второе издание Морского энциклопедического справочника, где мы находим только иезуитскую формулировку: В 1940г, Малыгин был выведен из эксплуатации (Морской энциклопедический справочник. 2-е издание. т.

1. Л. , 1986. С.

468). По какой-то злой иронии судьбы вдевятом, сентябрьском номере журнала Советская Арктика за 1940г. (с. 5657) была помещена библиография статей оледокольном пароходе Малыгин.

На момент выхода этой публикации до гибели Малыгину оставалось плавать чуть больше двух месяцев см. также Icebreaker Malygin. Режим доступа: http://en. wikipedia.

org/wiki/Icebreaker_Malygin; Режим доступа: http://www. polarpost. ru/forum/viewtopic. php.

f=4t=349 Цветков И. Ф. Тайные торги диктаторов (из истории советско-германского военно-морского сотрудничества в19391941гг. ) // Новый часовой, 1994, N 2.

C. 49; Д-1 Декабрист. Режим доступа: http://www. town.

ural. ru/ship/ship/d1. php3 История открытия иосвоения Северного морского пути. Т.

IV. C. 457; Морской энциклопедический словарь. 3-е издание.

т. СПб. , 1991. С.

83; Каневский З. М. Загадки итрагедии Арктики. М.

, 1991. С. 174. Режим доступа: http://www.

scubadiving. ru/biblioteka/wreck_diving/dalnevostoch_wreki_f. htm. Режим доступа: http://www.

scubadiving. ru/biblioteka/wreck_diving/dalnevostoch_wreki_f. htm; Режим доступа: http://shturman-tof. ru/Morskay/kniga_pamyti/kp_04_m49_63.

htm Щ-138. Режим доступа: http://www. town. ural.

ru/ship/ship/h138. php3; Режим доступа: http://shturman-tof. ru/Morskay/kniga_pamyti/kp_05_s118_138. htm Щ-118.

Режим доступа: http://www. town. ural. ru/ship/ship/h118.

php3 Щ-130. Режим доступа: http://shturman-tof. ru/Morskay/kniga_pamyti/kp_07_s130. htm Режим доступа: http://www.

scubadiving. ru/biblioteka/wreck_diving/dalnevostoch_wreki_f. htm Тамже. Режим доступа: http://shturman-tof.

ru/Morskay/kniga_pamyti/kp_08_s139. htm Режим доступа: http://www. scubadiving. ru/biblioteka/wreck_diving/dalnevostoch_wreki_f.

htm. Режим доступа: http://www. scubadiving. ru/biblioteka/wreck_diving/dalnevostoch_wreki_f.

htm Режим доступа: http://forums. airbase. ru/2007/06/t55868,14–morskie-suda-sssr-sozdat-spravochnik-naskolko-eto-realno. html Режим доступа: http://www.

scubadiving. ru/biblioteka/wreck_diving/dalnevostoch_wreki_f. htm. Быков Н.

Прожитое ипережитое. М. , 1987. С.

75и сл. ; Вейхман В. Неохоцкое море. Режим доступа: http://www.

sea-writer. ru Тамже. С. 7583; Козлов А.

Г. Магадан: конспект прошлого. Магадан, 1989; Вейхман В. Неохоцкое море.

// www. sea-writer. ru. Быков Н.

Прожитое ипережитое. М. , 1987. С.

75и сл. 100великих кораблекрушений. М. , 1999.

С. 438445; Мормуль Н. Катастрофы под водой. Мурманск, 1999.

С. 281. Н. П.

Египко, бывший одним из первых командиров лодки С-117 (тогда Щ-117), всвоих воспоминаниях писал, что во время одного из походов 1935г. лодка потерпела серьезную аварию ипогрузилась на почти предельную глубину ( Египко Н. П. Мои меридианы.

СПб. , Тема, 2000. С. 9).

Возможно, причиной гибели лодки стал не полностью устраненный посла аварии дефект корпуса. 100великих кораблекрушений. С. 496501; Мормуль Н.

Катастрофы под водой. С. 336339; Осипенко Л. , Жильцов Л.

, Мормуль Н. Атомная подводная эпопея: подвиги, неудачи, катастрофы. М. , 1994.

С. 249. ; Химаныч. О, Черкашин Н.

С-80. Автономка мертвых. Режим доступа: http://www. e-reading.

org. ua/book. php. book=139638; Электронный журнал Спасатель ВМФ.

Режим доступа: http://yuvit. mylivepage. ru/wiki/580/378_%D0%A1_-_80_. _ Мормуль Н.

Катастрофы под водой. С. 360. 100великих кораблекрушений.

М. , 1999. С. 535541; Мормуль Н.

Катастрофы под водой. С. 270289; Осипенко Л. , Жильцов Л.

, Мормуль Н. Атомная подводная эпопея: подвиги, неудачи, катастрофы. М. , 1994.

С. 249. Осипенко Л. , Жильцов Л.

, Мормуль Н. Атомная подводная эпопея: подвиги, неудачи, катастрофы. М. , 1994.

С. 185. Тамже. С.

211. ; Михайловский А. П. Рабочая глубина.

СПб. , 1996. С. 3041.

Мормуль Н. Катастрофы под водой. Мурманск, 1999. С.

378381. Мормуль Н. Катастрофы под водой. Мурманск, 1999.

С. 449. Тамже. Тамже.

С. 450. Тамже. Тамже.

Тамже. С. 451. Тамже.

Тамже. Тамже. Тамже. С.

452. Тамже. Мормуль Н. Катастрофы под водой.

Мурманск, 1999. С. 453. Мормуль Н.

Катастрофы под водой. Мурманск, 1999. С. 381386.

Осипенко Л. , Жильцов Л. , Мормуль Н. Атомная подводная эпопея: подвиги, неудачи, катастрофы.

М. , 1994. С. 221; Мормуль Н.

Катастрофы под водой. С. 134143. Осипенко Л.

, Жильцов Л. , Мормуль Н. Атомная подводная эпопея: С. 232и сл.

; Мормуль Н. Катастрофы под водой. С. 165200.

Статья взята с: http://zaimka.ru

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий