ФИЛЬМЫ: «Слон и верёвочка» (1945), «Первоклассница» (1948), «Васёк Трубачёв и его товарищи» (1955), «Отряд Трубачёва сражается» (1957), «Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва» (1959), «Рыжик» (1960), «Я купил папу» (1962), «Путешественник с багажом» (1965), «Я вас любил» (1967), «Приключения жёлтого чемоданчика» (1970), «Чудак из пятого «Б» (1972), «Это мы не проходили» (1975), «Хомут для Маркиза» (1977), «Вам и не снилось…» (1980), «Карантин» (1983), «Личное дело судьи Ивановой» (1985)
Вы заметили, что сейчас в нашей стране никто не снимает детского кино? С точки зрения «правильности» и «выгодности» ведения соответствующего бизнеса все логично и объяснимо. И беда здесь не только в том, что режиссеры разучились снимать добротные фильмы, рассчитанные на возраст «до 12» или «до 16», но и в том, что зрители наши юные отвыкли такие фильмы смотреть.
Отучила их от этого циничная, жестокая и грубая реальность. И сейчас уже очень трудно будет сделать так, чтобы в детство наших детей и внуков пришли новые Роу, Птушко, Быков. А пока, вернись они в наше время, совсем неуютно им было бы здесь и сейчас. Илье Фрэзу тоже было бы очень неуютно.
Илья Абрамович Фрэз — один из главных классиков советского детского кино. Фильмография Фрэза — это отражение того, как в советском обществе относились к детской тематике. До начала Оттепели дети в кино изображались шаблонно, упрощенно, как уменьшенные копии образцовых взрослых граждан Советского Союза. Даже если по сюжету происходит война, то мы видим войну понарошку, словно детскую игру в казаки-разбойники.
В 60-е и 70-е кино представило всё разнообразие детской жизни: детский сад, школа, пионерский лагерь, ремесленные училища и т.д. Жизнь ребенка была насыщенной и наполненной маленькими приключениями. Только вот изображался этот «детский мир» чересчур комедийно, несерьезно. Помните «Денискины рассказы»? Вот всё в таком духе.
Отношение к юношеской проблематике резко начало меняться в конце 70-х, а в 80-е и вовсе стали появляться шокирующие консервативную публику молодежные ленты. Огромная армия родителей вдруг узнала, что их дети могут влюбляться и самостоятельно принимать ключевые жизненные решения. Вот краткий обзор развития детского советского кино.
Илья Фрэз в своем творчестве прошел через все его этапы, и сейчас мы вспоминаем все его работы — от ранних соцреалистических до поздних остро-молодежных — как исключительно качественные, искренние, увлекательные истории о детях.
Известный детский кинорежиссер Илья Фрэз родился 2 сентября 1909 года в городе Рославле Смоленской губернии. Его родители были далеки от искусства (отец служил в лесничестве, мать занималась домашним хозяйством), однако театральным увлечениям детей они не препятствовали. Старший сын стал актером ивритской студии «Габима», дочь (ученица Айседоры Дункан) участвовала в представлениях, организуемых знаменитой танцовщицей.
Старший брат Ильи был актёром, он играл в ивритской театральной студии «Габима», а сестра училась у самой Айседоры Дункан. Когда Илье исполнилось двенадцать лет, умерла мама и погиб старший брат. Его отец решился жениться второй раз. По воспоминаниям Ильи — вторая жена отца была очень доброй женщиной. В 1926 году Илья Абрамович решил покинуть родной город и отправиться учиться в Москву в Госкиношколу.
По примеру старших в 1926 году Илья уехал в Москву, поступать в Госкиношколу. Однако его не приняли, так как от поступающих требовалась почти цирковая подготовка.
Илья уезжает в Ленинград к дяде. Там он временно устраивается на завод слесарем. Однако мысли о занятии творческой деятельностью не оставляют его, и в 1928 году он поступает в Ленинградский техникум сценических искусств (позднее — Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского).
В 1931 году Илья Фрэз начал работать на киностудии «Ленфильм» у Григория Козинцева и Леонида Трауберга.
Первым фильмом, в работе над которым он принимал участие, стал фильм «Одна». Но «высшую школу обучения», как вспоминал Фрэз позднее, он прошел, работая с Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом над трилогией о Максиме (1934–1938 годы).
В 1943 году Илья Фрэз перешел работать на киностудию «Союздетфильм». И с этого времени полностью посвятил себя детскому и юношескому кино. Его первые режиссерские работы — фильмы «Слон и веревочка» и «Первоклассница» с Наташей Защипиной в гл. роли. Эти кинокартины мгновенно стали сверхпопулярными среди советских детей. А по показу «Первоклассницы» можно было почти со стопроцентной уверенностью определить, что на дворе 1-е сентября.
Следующим киношедевром Ильи Фрэза стала дилогия «Васек Трубачев и его товарищи» и «Отряд Трубачева сражается». Наряду с «Неуловимыми мстителями» в героев фильмов Фрэза играли во дворах все советские мальчишки школьного возраста, что является самым ярким доказательством режиссерского таланта.
После школьников, ремеселенников и беспризорников Илья Фрэз обращается к другой социальной группе — детсадовцы. «Я купил папу» — очень милая и смешная история о том, как мальчик, воспитываемый матерью — без отца, прогуливает детский сад и идет в универмаг, чтобы буквально купить папу — за 20 копеек. Как ни странно, ему это удается.
О том, что Илья Фрэз никогда не снимал ширпотреба, а производил исключительно «штучный товар», свидетельствует тот факт, что его картины выходили в свет не чаще одного раза в два-три года. Столь тщательная, кропотливая работа над каждым своим творением позволяла художнику снимать фильмы, каждый раз становящиеся настоящим событием в мире советского кинематографа.
За период с 1967 по 1975 годы режиссер снял «всего» четыре фильма. Зато каких!
«Я вас любил» с замечательным Виктором Переваловым, «Приключения желтого чемоданчика» с великими Татьяной Пельтцер и Евгением Лебедевым, «Чудак из пятого «Б» с той же Пельтцер и Евгением Весником и «Это мы не проходили» (Борис Токарев, Андрей Ростоцкий).
Кстати, за фильм «Чудак из пятого «Б» режиссер был удостоен Государственной премии СССР.
Очередным пиком творчества Ильи Фрэза (и, может быть, самым ярким) стала удивительная, трогательная и трагичная кинокартина «Вам и не снилось» (Как создавался фильм), снятая в 1980 году и ставшая по опросу журнала «Советский экран» лучшим отечественным фильмом 1981 года. Пронзительная история чистой юношеской любви Романа и Кати буквально потрясла зрителя. А исполнившие главные роли Никита Михайловский и Татьяна Аксюта навсегда стали любимыми для миллионов советских юношей и девушек.
Фильм «Карантин» смело можно назвать проходным в творчестве Фрэза. Такое ощущение, что режиссер решил передохнуть, обратившись вновь к легкой детсадовской теме после пронзительного, эмоционально сильного «Вам и не снилось». В отличие от «Я купил папу» «Карантин» скучен, натужен, лишен искры. Фильм сделан как будто без особых усилий, по шаблонам.
«Карантин» похож на дипломную работу начинающего режиссера. Кажется, единственный раз Фрэз не угадал с ребенком на главную роль. Айлика Кремер — девочка симпатичная и киногеничная, но с явными проблемами в дикции. Ее реплики почти не слышны.
Сюжет хоть и забавный, но чересчур простой. В детском саду объявили карантин, и девочку не с кем оставить. Мама и папа — люди работающие, и им приходится всячески исхитряться, чтобы «впарить» дочку очередному родственнику.
В фильме робко высказывается мысль о материнской ответственности: если уж родила ребенка, так изволь сидеть с ним и воспитывать, и ничего бегать по разным работам! Идея, конечно, спорная, но на полемику в фильме нет и намека. Так что смысл этого фильма непонятен.
Последний фильм Фрэза — не самый лучший, но один из ключевых в фильмографии режиссера. «Личное дело судьи Ивановой» не стал культовым, возможно, потому, что всю славу забрал себе «Вам и не снилось» — один из главных советских фильмов о проблемах молодежи. «Личное дело судьи Ивановой» оказалось где-то в тени, хотя по проблематике не уступает. (в гл. ролях Наталья Гундарева и Сергей Шакуров) Типичная семейная ситуация: муж изменяет.
Об этом случайно узнает дочь Лена и начинает переживать настоящий душевный кризис. Все семейные ценности в ее сознании вмиг рухнули. Из любознательной и активной девочки она превралилась в копию своей мамы — женщины гордой, обиженной, возненавидевшей весь мужской род.
Очень, кстати, ценный материал для психологов: дети, как известно, во многом копируют своих родителей, что впоследствии определяет их судьбу. Вот и судьба Лены Ивановой видится незавидной: скорее всего, гармоничные отношения с мужчинами у нее не сложатся — из-за навязанных матерью предрассудков. Сам факт измены в фильме, между прочим, авторами никак не оценивается и предоставляется на суд зрителя.
В общем, фильм гораздо глубже, чем кажется. В нем есть потайной психологический слой, который был бы невозможен без исключительной игры актеров, включая Оксану Дацкую в роли Лены Ивановой.
Вообще, стоит отметить, что быть режиссёром детского кино — это дело непростое, как может показаться на первый взгляд. Чтобы суметь заинтересовать юного зрителя, нужно обладать по-настоящему великим талантом. В СССР, детскому кино уделялось действительно пристальное внимание, и Фрэз внёс в него свою, ни с чем несравнимую лепту.
Детские кинотеатры, целые направления в институтах киноиндустрии, множество киностудий — в те далёкие уже времена отношение к детскому кино было совсем иное, более серьёзное. Творчество Ильи Абрамовича и в настоящее время вызывает неподдельные эмоции, как у детей, так и у взрослых.
Настоящая награда для любого режиссёра, когда даже по прошествии многих лет, творчество остаётся интересным. Нередко Илья Абрамович выступал соавтором сценариев к фильмам, которые снимал.
Также, в соавторстве с Евгением Шварцем была выпущена повесть для детей под названием «Наш завод» в 1949 году. Нередко режиссёр становился лауреатом Всесоюзных кинофестивалей, а в 1989 году ему было присвоено звание народного артиста СССР.
В 1989 году Илье Фрэзу было присвоено звание Народного артиста СССР.Умер Илья Абрамович Фрэз в Москве 22 июня 1994 года и похоронен на Кунцевском кладбище. Но память о нём жива, пока мы помним его работы.
В одной из своих статей, посвященных детскому кинематографу, А. Митта очень точно, на наш взгляд, подметил:
«Мне кажется, что в художнике, работающем для детей, живут два существа — неумирающий ребенок и несостоявшийся учитель. Ребенок, которому никак не удается раствориться в этом плотном взрослом существе, полном возмутительных компромиссов.
Учитель, которому очень хочется объяснить всем что-то очень важное, то, что они без него не поймут или поймут не так скоро». Это двуединство, пожалуй, идеально выражает самую суть творческой и человеческой личности Ильи Фрэза. И лучшее тому доказательство — его фильмы. Стать таким художником, наверное, невозможно. Им нужно родиться.
Видя задачу кинематографа в объединении зрителей детей и взрослых, Илья Фрэз одним из первых поднял голос в защиту так называемого семейного фильма. Не детского и не взрослого отдельно, а высокохудожественного, хорошего, именно семейного фильма.
В частности, на страницах газеты «Правда» он писал: «Мы и дети живем вместе, но нас разделяют стены, дети — свидетели и участники всей нашей жизни. Родителям всегда интересно увидеть и узнать что-то новое о своих детях, детям — то, что они не разглядели в своих родителях и учителях. Такую возможность знакомства и понимания может предоставить кино.
Но я не скажу — детское. И не скажу — взрослое. Я употреблю другое слово — семейное кино.
Кино для всей семьи… Кино как возможность посмотреть и потом поговорить… Как способ остановиться и задуматься друг о друге…
За телевизор садится часто вся семья, и хорошо, если объединит их соответствующий фильм — для детей и взрослых. Вот почему так нужен семейный фильм. Пусть будет такое понятие.
Пусть об этом знает прокат. Пусть это отражает реклама. Тем более, что такие фильмы существуют. Их надо только уметь тщательно отбирать. Таковы все детские фильмы Ролана Быкова, Сергея Соловьева, Динары Асановой и других «детских» режиссеров.
Окончился фильм, и возникли бы в семье разговоры по поводу увиденного, различные толкования, споры, продолжение, а может, возникновение взаимного общения, чего нам так не хватает» («Правда», 1983, 11 сент.).