30 октября 1939 года подводная лодка U-56 типа IIC под командованием капитан-лейтенанта Вильгельма Цана западнее Оркнейских островов обнаружила шедшие в охранении десяти эсминцев британские линкоры “Нельсон”, “Родней” и линейный крейсер “Худ”. Цан, умело маневрируя, сумел преодолеть заслон эсминцев и занять позицию для атаки “Нельсона”. По команде капитана три торпеды вышли из носовых аппаратов и вскоре достигли линкора. На подводной лодке слышали, как они ударили в борт “Нельсона”, но взрыватели не сработали и торпеды не взорвались.
U-56, так и не замеченная английскими эсминцами, ушла из этого района. В этот же день от Вильгельма Цана было получено донесение: “10.00. “Родней”, “Нельсон”, “Худ”, 10 эскадренных миноносцев. Квадрат 3492, курс 240 градусов. Выпустил три торпеды. Отказы”.
Командир подводной лодки Вильгельм Цан, проведший с огромным напряжением торпедную атаку среди эсминцев противника, был настолько потрясен этой неудачей, что Карл Дёниц принял решение отозвать его из действующего флота и использовать в качестве преподавателя учебной флотилии подводных лодок. Позднее стало известно, что в момент атаки на “Нельсоне” находился глава Адмиралтейства, будущий премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, и неизвестно, как бы повернулся ход истории, если бы в тот день контактно-неконтактные взрыватели торпед U-56 все-таки сработали.
U-99
3 ноября 1940 года U-99 под командованием Отто Кречмера встретила в Северной Атлантике в районе западнее Ирландии (54°09′ c.ш. 13°44′ з.д.) два британских вспомогательных крейсера “Лорентик” и “Патроклес” водоизмещением соответственно 18724 и 11314 брутто-регистровых тонн, которые потопила в течение одной ночи.
В 22.02 3 ноября командир U-99 обнаружил два судна, одно из которых легло на обратный курс и скрылось из вида. Отто Кречмер принял решение начать атаку против второго судна, впоследствии опознанного как британский вспомогательный крейсер “Лорентик”. В 22.50 с дистанции 1500 м корабль был поражен торпедой в районе кормовой трубы, в результате чего машины были застопорены и корабль потерял ход; после этого команда стала спускать на воду спасательные шлюпки. В 23.37 с дистанции 580 м “Лорентик” был поражен третьей торпедой (вторая прошла мимо корабля в 23.28), попавшей под носовую трубу.
В 23.40 после артиллерийского обстрела осветительными и фугасными снарядами “Лорентика” U-99 полным ходом пошла на сближение со вторым кораблем, который застопорил ход и подбирал людей с одной из спасательных шлюпок. Это судно было опознано как британский вспомогательный крейсер “Патроклес”. С 00.02 до 00.44 4 ноября с дистанции около 1000 м корабль был поражен тремя торпедами и получил крен на правый борт. После артиллерийской дуэли в 00.58 U-99 пришлось отступить, после чего в 01.18 по “Патроклесу” была выпущена четвертая торпеда, попавшая под фок-мачту. Однако корабль оставался на плаву, так как оба вспомогательных крейсера были предназначены для борьбы с немецкими надводными рейдерами и их трюмы были заполнены пустыми бочками для повышения живучести судов.
В 02.39 Отто Кречмер дал команду на погружение U-99 после появления в небе британского “Сандерленда”. До 04.00 на лодке перезаряжались торпедные аппараты, и в 04.04 она всплыла для продолжения боя. В 04.53 с дистанции 1400 м по “Лорентику” была выпущена четвертая торпеда, и в результате попадания в корму корабль в течение нескольких минут затонул. В 05.16 “Патроклес” был поражен пятой торпедой в носовой трюм, а в 05.25 шестой торпедой в центр машинного отделения, после чего судно развалилось за фок-мачтой и обе части корабля пошли ко дну.
События этой ночи свидетельствуют о том, что оба британских вспомогательных крейсера не ожидали ночного нападения подводной лодки из надводного положения. Встреча U-99 с “Лорентиком” и “Патроклесом”, которые размерами и боевой мощью намного превосходили подводную лодку VII серии, закончилась потоплением обоих судов.
U-37
В феврале 1941 года в районе к западу от Испании однажды имели место совместные действия подводной лодки, самолетов и надводного корабля. Немецкая подлодка U-37, следовавшая в центральную часть Атлантики, обнаружила в районе западнее мыса Сен-Винсент (Португалия) конвой HG-53, идущий из Гибралтара в Англию. В указанном районе не было больше ни одной немецкой подводной лодки, но конвой проходил в зоне действия немецкой авиации, базирующейся на аэродроме в Бордо. Поэтому U-37 приказали атаковать конвой, поддерживать непрерывный контакт с ним и передавать авиации сигналы для пеленгования на длинных волнах. Приказание было выполнено. Самолеты приняли сигналы подводной лодки на расстоянии 150 миль от цели, обнаружили конвой и нанесли по нему успешный бомбовый удар. Действия подводной лодки также не были безрезультатными: U-37 потопила три судна общим водоизмещением 4780 тонн. В ходе боевых действий самолетов и подводной лодки с конвоем сблизился тяжелый крейсер “Адмирал Хиппер”, вышедший в Атлантику из Бреста. U-37 получила от командования подводных сил приказ не терять контакт с конвоем и навести на него тяжелый крейсер “Адмирал Хиппер”, что дало “Адмиралу Хипперу” возможность потопить еще одно отставшее судно из состава конвоя HG-53.
Этот единственный случай совместных действий подводной лодки, самолетов и надводного корабля свидетельствует о том, что во время войны было упущено много возможностей, прежде чем немецкое командование научилось устранять ошибки в организации взаимодействия.
U-456
30 апреля 1942 года в 16.18 севернее Мурманска (73°09′ c.ш. 32°45′ в.д.) подводная лодка U-456 двумя торпедами повредила легкий крейсер “Эдинбург” из сопровождения конвоя QP-11, следовавшего по маршруту Мурманск – Рейкьявик. При следовании крейсер имел на борту платеж СССР за ленд-лиз – 5500 килограммов золота. После попадания торпед на помощь крейсеру из охраны конвоя поспешили два английских и два советских эсминца, а также буксир и посыльное судно. Создалась благоприятная обстановка для отбуксировки “Эдинбурга” в Кольский залив.
2 мая возле неуправляемого крейсера появились три немецких эсминца и самолеты-торпедоносцы, завязавшие с ним бой. К исходу сражения немецкий эсминец Z-24 сумел послать третью торпеду в корму крейсера, после чего “Эдинбург” еще больше накренился. В результате боя один эсминец был уничтожен, второй сильно поврежден и под прикрытием третьего ушел из района боя.
Чтобы “Эдинбург”, все еще остававшийся на плаву, и золотой груз не достались врагу, крейсер по приказу командира конвоя английского контр-адмирала Бонэма-Картера был потоплен торпедами с британского эсминца “Форсайт” в Баренцевом море (71°51′ c.ш. 35°10′ в.д.). Команда “Эдинбурга” и возвращавшиеся в Англию моряки с погибших в предыдущих конвоях судов (около 750 человек) перебрались на подошедшие вскоре корабли сопровождения и были отправлены в советский порт Полярный на Кольском полуострове.
В мае 1981 г. английское поисковое судно “Даммтор” вышло на поиски затонувшего крейсера и обнаружило его в месте затопления на глубине 260 метров. Экспедиция 1981 года из-за начавшихся осенних штормов не смогла довести до конца спасательные работы: из предполагаемых 465 золотых слитков с борта крейсера был поднят всего 431 слиток общей массой около 5120 килограммов. В сентябре 1986 года во вторую экспедицию отправилось английское водолазное судно “Дипвотер-2”, но во время операции было обнаружено и поднято только 29 слитков общей массой 345 килограммов из оставшихся 34 золотых слитков. Остальные пять, находившиеся в носовой части артиллерийского погреба, разнесенной снарядом во время боя, бесследно исчезли среди искореженного металла.
U-9, U-18, U-19, U-20, U-23 и U-24
В обстановке абсолютной секретности летом 1942 года немецкое командование приняло решение направить в состав сформированной 30-й флотилии шесть подводных лодок (U-9, U-18, U-19, U-20, U-23 и U-24) для операций в Черном море. Им предстояло пройти сложный путь из Киля в Констанцу (Румыния) на западном побережье Черного моря. Причиной для переброски послужила успешная операция Красной Армии в октябре 1941 года по эвакуации 80000 солдат морским путем из окруженной Одессы. Кроме того, необходимо было обеспечить бесперебойное снабжение южной группировки Вермахта по морю.
Для скорейшего начала оперативных действий в Черном море немецким командованием велись переговоры с Турцией, однако нейтральность Турции, благодаря которой Босфор оставался закрытым, была стратегически более важной. Исходя из этого, было принято решение шесть учебных лодок типа IIB из Пиллау и Готенхафена на Балтике перебросить в Черное море. Им предстояло пройти 2500 километров через всю Европу.
В Киле состоялся демонтаж оборудования лодок для облегчения веса (двигатели, кили, боевые рубки, узлы палубы, горизонтальные рули, аккумуляторы и винты были сняты), затем по северо-восточному каналу лодки отбуксировались в Гамбург и по реке Эльба в Дрезден. В районе Дрезден-Убигау, где Эльбу пересекает построенная автомагистраль (Reichsautobahn), лодки были подняты на специальные платформы с широкими колёсами, которые двигались со скоростью 8 км/ч четырьмя последовательно сцепленными тяжелыми тягачами до Ингольштадта около 300 километров. По прибытии груз был снят с платформ и снова спущен на воду уже в Дунай, где с особой осторожностью приходилось буксировать лежащие на боку корпуса через узкие речные повороты и низкие каменные мосты Дуная. Лодки были успешно доставлены до Вены (некоторые до Линца), где происходил окончательный монтаж оборудования, после чего они отчасти самостоятельно добирались в румынский порт Констанца.
Несомненно, данная операция была сложной задачей, не имеющей аналогов в то время, и её проведение является свидетельством высокого знания инженерного дела и материально-технической подготовки. Никто из зевак, наблюдавших за стараниями военных, и предположить не мог, какой груз находится на тщательно зачехлённых платформах. Многие из них предполагали, что это новое оружие Третьего Рейха.
U-156
В 22.07 12 сентября 1942 года U-156 под командованием капитан-лейтенанта Вернера Хартенштейна торпедировала в 360 милях к северо-востоку от острова Вознесения (Южная Атлантика) британский лайнер “Лакония” (19695 брт). В это время лайнере находилось 136 человек команды, около 80 гражданских лиц, 160 польских охранников, сопровождавших 1809 итальянских военнопленных, и 268 человек военного персонала.
Вскоре после потопления в 23.23 команда U-156 услышала голоса очутившихся в воде итальянцев. Хартенштейн тотчас же приступил к спасательной операции и вызвал по радио помощь, шифром обращаясь к капитанам других подлодок и в открытую – ко всем прочим судам. Командир подлодки дал обещание капитанам всех судов, которые придут на выручку “Лаконии”, не атаковывать их. К рассвету 13 сентября U-156 подобрала около 200 уцелевших, и на протяжении следующих часов еще 200 человек были взяты на буксир в шлюпках.
Согласно приказа Карла Дёница U-506 (командир – капитан-лейтенант Эрих Вюрдеманн) прибыла 15 сентября и продолжила операцию по спасению, позже к двум лодкам подключилась U-507 под началом корветтен-капитана Гарро Шахта.
16 сентября появился бомбардировщик “Либерейтор”, вылетевший с авиабазы на острове Вознесения. Он начал кружить над U-156, и ему наверняка было видно, что лодка буксирует две шлюпки. Кроме того, U-156 развернула на мостике большой флаг Красного Креста. Запросив указания, “Либерейтор” получил приказ атаковать. Он сделал два захода, каждый раз сбрасывая по две бомбы. В лодку они не попали, но одна из шлюпок была повреждена, а вторая перевернулась. Многих из спасенных людей, находившихся на палубе U-156, взрывной волной выбросило в море. Во избежание новых атак Хартенштейн отдал приказ на погружение.
Позднее в тот же день вновь появился “Либерейтор”, на этот раз он охотился за U-506. Лодка пошла на срочное погружение, повреждений она не получила, но были очень напуганы находившиеся на ее борту спасенные с “Лаконии”. На помощь лодкам подошли французские корабли вишистского правительства “Глори”, “Дюмон д^Урвилль” и “Аннамит”, и итальянская подводная лодка “Каппелини”. Действуя совместно, они подняли на борт всех уцелевших, кто еще оставался на подводных лодках и в шлюпках. Всего было спасено 1083 человека.
17 сентября 1942 года Карл Дёниц издал приказ, содержащий следующее предупреждение командирам подводных лодок: “Вы не должны ни при каких обстоятельствах подвергать риску подводную лодку. Примите все меры к обеспечению безопасности, включая немедленное прекращение любых спасательных операций. Не доверяйте противнику.”
U-615
В начале августа 1943 года в Карибском произошло самое крупное сражение между подводной лодкой и самолетами ВМС США, в котором участвовала U-615 типа VIIC, имевшая усиленное зенитное вооружение.
В ночь с 5 на 6 августа при первой атаке подводная лодка получила серьезное повреждение, но сумела сбить атаковавший ее самолет. На нее набросились остальные самолеты группы, но поврежденная U-615 выдержала в общем счете двенадцать ожесточенных атак шестью различными самолетами; отбив эти атаки, лодка повредила несколько самолетов. Однако и сама она получала все больше повреждений, а командир подводной лодки капитан-лейтенант Ральф Капицки был тяжело ранен пулеметной очередью с бреющего полета. Тем не менее, прикрываясь дождевыми зарядами, лодке удавалось уклоняться от атак, но потом вышли из строя помпы, не успевая откачивать воду, и командир, уже умирая от большой потери крови, приказал покинуть лодку. Утром 7 августа 1943 года тяжело поврежденная U-615 заполнилась водой и затонула, а спустя час весь экипаж за исключением четырех погибших был подобран эсминцем противника, который не знал из-за плохой видимости, что лодка была затоплена.
U-852
U-852 под командованием капитан-лейтенанта Гейнца-Вильгельма Экка направлялась в Индийский океан для соединения с действовавшей там группой “Монзун”. В ночь с 13 на 14 марта 1944 года на своем пути на юг лодка торпедировала и потопила в районе Фритауна (Западная Африка) греческий пароход “Пелей”. Поскольку несколько лодок из группы “Монзун” ранее были обнаружены и уничтожены по дороге в Индийский океан, Экк решил скрыть все следы содеянного, чтобы не привлекать внимания союзников. Быстро покинув место гибели парохода, лодка вернулась после полуночи. Матросы с нее прокричали уцелевшим в шлюпках и на плотах приблизиться к подлодке.
Когда они подошли, немцы открыли огонь из пулеметов и забросали команду парохода гранатами. Лодка прокружила на месте преступления всю ночь, время от времени давая короткие очереди, утром до рассвета ушла оттуда. Однако троим из расстрелянной команды удалось уцелеть, и после месяца дрейфа их подобрал португальский пароход. Когда U-852 пробралась в Аравийское море, она была замечена “Веллингтонами” из 8-й и 621-й эскадрилий Королевских ВВС с базы в Адене, которые повредили лодку так сильно, что капитану пришлось выбрасываться на отмель. Субмарина была затоплена 3 мая 1944 года вблизи побережья Сомали. Семеро членов экипажа погибли, а 59 уцелели и были взяты в плен солдатами Верблюжьего корпуса Сомалиленда и отрядом морских сил, действовавших на суше.
Поначалу разведку союзников заинтересовал Fa330 “Бахштельзе” (“Трясогузка”) – несомый подлодкой винтокрылый летательный аппарат, нечто вроде воздушного змея, который можно было быстро развернуть и свернуть. Однако командир U-852 не удосужился уничтожить судовой журнал субмарины, который неопровержимо доказывал, что 13-го марта подлодка потопила судно вблизи Фритауна.
Постепенно выяснилось, что офицеры лодки повинны в расстреле команды “Пелея”, что стало единственным такого рода инцидентом за всю войну. Гейнц-Вильгельм Экк, его второй помощник, судовой врач, главный механик и один из младших офицеров лодки предстали перед судом по обвинению в военных преступлениях в октябре 1945 года. Первых троих признали виновными и 30 ноября 1945 года расстреляли.
U-616
Подавляющее превосходство союзников в 1943-1944 годах позволило им применить в Средиземном море новую и очень действенную противолодочную тактику “суомп” (от английского swamp – болото). Суть этой тактики заключалась в “зачистке” целых районов моря, в которых предположительно могли действовать подводные лодки, отправляя на патрулирование эскорты из надводных кораблей и авиацию. Поисковые партии в общих чертах представляли себе, где искать подлодку, если накануне она отваживалась на удар. Они знали, с какой скоростью лодки двигались под водой, что позволяло установить их примерное нахождение через несколько часов. После этого дозоры принимались за тщательное обследование района вероятного пребывания субмарины, заставляя их прятаться на глубине до тех пор, пока не садились аккумуляторы и не оставалось ничего иного, как всплыть и попытаться спастись бегством на поверхности.
Самая продолжительная операция “суомп” имела место в мае 1944 года. 14 мая U-616 под командованием оберлейтенанта Зигфрида Коички провела атаку на конвой GUS-39 и повредила два транспорта. Два корабля эскорта конвоя засекли субмарину, и три эсминца ВМС США вышли из Орана (Алжир), чтобы включиться в охоту. Позже еще четыре американских эсминца присоединились к поискам вместе с британскими и американскими самолетами.
На какое-то время U-616 оторвалась от преследователей, однако на протяжении двух суток “Хадсоны” из эскадрильи № 500 Королевских ВВС то и дело выходили на лодку и забрасывали ее глубинными бомбами. На исходе дня 16 мая у Гибралтара подлодку засек британский “Веллингтон”, после чего эсминцы на большой скорости бросились туда. Утром 17 мая после прочесывания вод и бомбардировки глубинными бомбами они заставили подводную лодку всплыть, и после артиллерийского обстрела эсминцами U-616 была затоплена экипажем.
U-250
30 июля 1944 года находившаяся на позиции “Тринидад” в проливе Бьёркзунд (Балтийское море, Финский залив) подводная лодка U-250 в 12.42 потопила торпедой бывший в дозоре катер МО-105 Балтийского флота. Подошедший через некоторое время к месту гибели катер МО-103 произвел поиск и, ничего не обнаружив, остался на линии дозора.
В 19.06 катер-дымзавесчик ДЗ-910 обнаружил лодку, шедшую в подводном положении на малой глубине в северо-западном направлении. Катер МО-103 немедленно лег на указанный курс и начал поиск. Через несколько минут был установлен акустический контакт и первая серия из трех глубинных бомб ББ-1 была сброшена на застигнутую на мелководье U-250. Взрывами бомб на подводной лодке были повреждены баллоны сжатого воздуха, что явилось причиной появления под водой пузырчатого следа. Ориентируясь на него, катером МО-103 была сброшена вторая серия из четырех больших и пяти малых глубинных бомб. После их взрывов на поверхности воды появились большие воздушные пузыри, выходившие, как позже выяснилось, из пробоины размером 3 х 2,5 м по правому борту в районе дизельного отсека. В 19.25 в это же место было сброшено еще несколько малых бомб, в результате чего началось усиленное выделение воздуха и дизельного топлива, а вскоре на поверхности воды появились шесть спасшихся немецких подводников, включая командира лодки капитан-лейтенанта Шмидта.
Причина гибели U-250 не осталась тайной для немецкого командования, поэтому позиция “Тринидад” была закрыта, а за местом потопления подводной лодки было установлено наблюдение. Немцы попытались заминировать место гибели подлодки, однако эта операция провалилась после подрыва одного из катеров-постановщиков S-80 в ночь на 1 сентября.
14 сентября 1944 года U-250 была поднята аварийно-спасательной службой Балтийского флота и доставлена в Кронштадт. На ее борту были обнаружены секретные документы, шифровальная машина “Энигма” и четыре новые акустические торпеды TV(G7es) “Крапивник”, которые в дальнейшем вместе с советскими специалистами изучали и британские военно-морские эксперты. 12 апреля 1945 года U-250, переименованную в ТС-14, зачислили в состав Балтийского флота, однако 20 августа этого же года из-за невозможности восстановления исключили из списков советского ВМФ.
U-290, U-479 и U-1165
13 сентября 1944 года подводные лодки U-290, U-479 и U-1165, действующие на Балтике, были посланы в море для участия в операции “Бирке” – эвакуации немецких войск и материальных запасов из портов Ботнического залива после заключения Финляндией перемирия с Советским Союзом.
Транспортные корабли, чтобы не подвергнуться интернированию, спешно грузились и в составе конвоев или самостоятельно шли через пролив Южный Кваркен. Подводные лодки U-290, U-479 и U-1165 должны были выстроиться цепочкой от устья пролива до центра Аландского моря и выполнять функцию плавучих маяков (!). Перед этим для решения этой же задачи высылались тральщики, но командование 9-й дивизии охранения предпочло их вернуть, считая более ценными кораблями в условиях массовой эвакуации. Вечером 16 сентября лодки заменили миноносцы T-17 и T-19, а U-1165 получила приказ войти в Ботнический залив и взять под защиту конвой в составе трех транспортов и танкера, но уже спустя два часа приказ был отменен и она была отозвана в Таллин. Тогда эта же задача была поставлена подлодкам U-290 и U-479, но последняя вечером 16 сентября в Кваркене была обстреляна финской береговой батареей и была вынуждена погрузиться. После этого подводными лодками был получен приказ о прекращении прорыва в Ботнический залив, и утром 17 сентября обе подводные лодки были заменены миноносцами и их деятельность в качестве плавучих маяков завершилась.
U-234
25 марта 1945 года U-234 под командованием капитан-лейтенанта Фелера вышла из Киля и спустя несколько суток достигла Кристиансанна (Норвегия). На ее борту находился очень важный груз, который включал в себя чертежи новейшего оружия и разобранный на детали реактивный самолет Ме-262. На борту также находились несколько высокопоставленных немецких экспертов – специалистов в разных областях, включая ракеты и реактивные самолеты, и два японских морских офицера – Хидео Томонага и Гендзо Сейи. Особую важность представляли 560 кг окиси урана, предназначавшиеся для японских лабораторий в Осаке и Токио.
16 апреля 1945 года U-234 вышла из Норвегии, направляясь в Японию. Имея такой важный груз и пассажиров, Фелер следовал четким инструкциям избегать любого контакта с противником. U-234 ушла на перископную глубину и продолжала путешествие под водой на протяжении двух недель после выхода из Кристиансанна. Только оказавшись в Атлантике, Фелер почувствовал себя достаточно уверенным, чтобы позволить лодке всплывать на два часа каждую ночь.
10 мая радист U-234 принял на коротких волнах радиограмму, в которой содержалось заявление Карла Дёница о капитуляции Германии. Командир получил распоряжение следовать в ближайший порт союзников, в результате чего Фелер выбрал Соединенные Штаты. Не желая попадать в плен, Хидео Томонага и Гендзо Сейи совершили самоубийство.
14 мая американский отряд высадился на U-234 и, приняв командование на себя, повел ее в Портсмут (штат Нью-Гемпшир). Несмотря на режим секретности, факт прибытия в доки U-234 стал широко известен. Большая часть сверхсектретного груза подводной лодки – 245 тонн документов и военных материалов – была отправлена в Вашингтон для изучения специалистами; наличие такого огромного количества окиси урана вызвало сильнейшее потрясение, ясно показав, что как Германия, так и Япония уверенно шли по пути создания ядерного оружия.
U-977
U-977 под командованием капитан-лейтенанта Шеффера вышла из Кристиансанна (Норвегия) в боевое плавание в Ла-Манш 2 мая 1945 года. Когда через несколько дней Германия капитулировала, лодка находилась в пути на задание в норвежских водах. Ее командир не пожелал сдаваться и решил достигнуть Аргентины.
Многие члены команды выразили свое согласие, но те, кто оставил дома семьи, не захотели поддержать товарищей. Шеффер дал возможность этим людям достигнуть суши, и шестнадцать человек – около трети команды – были высажены на норвежский берег около Бергена 10 мая, где сдались в плен и были отправлены в Англию. В тот же день U-977 с уменьшенной командой погрузилась со шноркелем и пошла к островам Зеленого Мыса, чтобы совершить 66-дневное плавание под водой – второе по продолжительности за всю войну (первое совершила U-978 с 9 октября по 16 декабря 1944 года – 68 суток).
23 июля 1945 года U-977 пересекла экватор и 17 августа достигла Мар-дель-Плата (Аргентина) после 108 суток в море. Лодка с командой были интернированы и позднее переданы американцам.
U-2511
Вечером 3 мая 1945 года U-2511 под командованием корветтен-капитана Адальберта Шнее вышла из Бергена в свое первое и последнее плавание в Карибское море – первый случай боевого патрулирования на сверхсовременной “электролодке” XXI серии.
4 мая командир лодки получил приказ о прекращении огня, а несколькими часами позже севернее Фарерских островов U-2511 заметила британскую оперативную группу. Шнее провел ложную атаку на тяжелый крейсер “Норфолк”, сумев подобраться к нему на расстояние 500 м и остаться необнаруженным. Доказав себе и команде способность лодки ХХI серии стать грозным оружием, Шнее развернул U-2511 и развил под водой скорость 16 узлов. Подводная лодка возвратилась в Берген 6 мая 1945 года.
После капитуляции Германии Адальберт Шнее разговаривал с некоторыми офицерами с “Норфолка”, которые были в шоке, узнав, что ас-подводник подошел на полностью готовой к применению лодке к боевому кораблю и провел ложную атаку, оставшись незамеченным.