История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

Коренные преобразования в экономической, социальной, культурной сферах жизни стран, до Революции входивших в Российскую империю, не могли не вызвать активного противодействия со стороны классов и

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

других социальных групп, интересы, привычный уклад жизни которых были ущемлены политикой советского руководства. Сопротивление советской власти – как активное, так и пассивное, продолжалось еще очень долго и после окончания Гражданской войны. В разной социальной среде, в разных частях СССР оно могло иметь разный характер. В сталинское время во враждебном властям подполье оказались не только классовые и политические оппоненты большевиков, но и те, кто сочувствовал вытесненной из партийных рядов внутренней оппозиции. Лишившиеся своего состояния крестьяне-кулаки уничтожали колхозное и совхозное имущество, поджигали хранилища с зерном и фуражом; бывшие дворяне, религиозные люди, даже члены

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

Партии, считавшие приход к власти сторонников И. Сталина незаконным и узурпаторским устраивались работать на объекты промышленности и скрытно выводили из строя аппаратуру, портили продукцию; в ряде областей Кавказа и Средней Азии озлобленные на советскую власть за политику насильственной коллективизации хозяйств и антирелигиозную кампанию народы вели вооруженную партизанскую борьбу. Пытались вести антисоветскую агитацию через свою подпольную агентуру в СССР созданные в эмиграции организации сторонников восстановления в России традиционных ценностей, преимущественно бывшие дворяне. Активно работала на подрыв установленного на территории бывшей Российской империи строя разведка стран с капиталистической экономикой, правительства которых опасались роста рабочего оппозиционного движения у себя. Иностранные агенты даже переходили границу в отдаленных и недостаточно контролируемых советскими

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

властями регионах СССР, пытаясь подбить местное население на активную борьбу с советским строем. Долго продолжалось активное сопротивление советской политике на западных территориях СССР, присоединенных во время Второй Мировой войны, где население, привыкшее к европейским либерализму, свободе труда и торговли, было отнюдь не в восторге от установленного жесткого партийного диктата, обобществления производства, введения трудовой обязанности. В глубине территории СССР антисоветские настроения особенно были сильны в пострадавших от изъятия сельскохозяйственной продукции, приведших в том числе к голоду 1921 – 1922 и 1932 – 1933 гг. традиционных российских «житницах»: на востоке Украины, Северном Кавказе, в Поволжье, Казахстане.

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

Вплоть до конца 50-х гг. серьезной проблемой советского государства и общества оставался высокий уровень

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

преступности. После революции новая власть долго не могла набраться ни сил, ни опыта для борьбы с расплодившимися за время революционного хаоса и Гражданской войны многочисленными разбойными группировками. Борьба с контрреволюцией сильно отвлекала власти от наведения элементарного общественного порядка. В 20-е гг. банды, активно пополнявшиеся бывшими белогвардейцами, потерявшими традиционные источники дохода представителями бывших привилегированных классов, просто разорившимися в ходе войны и неудачных экономических экспериментов советской власти людьми, среди белого дня совершали нападения на граждан, зажиточные жилища, магазины, рестораны даже в советских столицах. Впоследствии, когда советская власть набралась достаточного опыта борьбы с бандитизмом и преступностью вообще, преступные группировки были вытеснены с улиц в подворотни и тайные притоны, однако и в 30-е гг. кражи, грабежи, разбои были распространенным явлением в СССР, а во время Великой Отечественной войны ослабление сосредоточившегося на военных делах государственного контроля, распространение неучтеного оружия вызвало новый резкий всплеск преступной активности, который был жесткими мерами подавлен только к концу 50-х гг. Загнанные в подполье оппозиционные политические группировки для облегчения своей деятельности часто искали контактов с криминальными кругами, снабжавшими их оружием, деньгами, помогавшими конспирации. Среди воров и разбойников тоже было много людей, ушедших в преступную

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

среду от безысходности после разорения или репрессий со стороны советской власти. Поэтому нередко политическое подполье и криминальный мир в первые десятилетия существования СССР тесно сливались, подчас трудно было отличить террористическую группировку, воюющую против советской власти, от обычной банды, действующей с корыстными мотивами. Впрочем, в СССР все нелегальные вооруженные группировки назывались бандами вне зависимости от целей своей деятельности: Компартия позиционировалась как главный выразитель народных интересов, и все, что противостояло ее политике, объявлялось антинародным, а значит, преступным.

Антисоветские подпольные организации в СССР до 50-х гг. были политически разнородные, поэтому действовали очень разрозненно. Сказывалась сильная социальная и культурная разобщенность населения бывшей Российской империи перед революцией: вчерашние зажиточные крестьяне России, лишившиеся своего привилегированного положения дворяне, повстанцы национально-освободительных движений разных народов, представители вытесненных большевиками с политической арены других революционных партий (прежде всего, эсеры), все ненавидели большевиков и сталинскую диктатуру, но больше не имели между собой ничего общего. У них были совсем разные интересы, собственный взгляд на то, каким должен быть политический строй. За все время существования СССР после Гражданской войны не возникло ни одной достаточно мощной и влиятельной оппозиционной организации, которая составляла бы серьезную конкуренцию влиянию Компартии. Но в целом разобщенные мелкие организации и группировки, сопротивлявшиеся советской власти или сталинской политике, были весьма многочисленны, их деятельность в значительной степени тормозила осуществление разработанных Партией экономических и политических мероприятий, а подпольная агитация подрывала доверие к властям населения, которое никак не могло дождаться обещанного светлого будущего. Необходимость удерживать под контролем всю политическую обстановку, противостоять деятельности подпольной оппозиции, обеспечивать бесперебойное проведение государственных мероприятий на местах, бороться с преступностью побуждала советское руководство наращивать мощный разветвленный аппарат по охране государственной безопасности и правопорядка. И поныне советский строй прочно ассоциируется с деятельностью контрразведывательных, надзорных и правоохранительных органов. А в популярной культуре советского времени – даже вполне благополучных для страны в целом 60 – 70-х гг., чуть ли не непременным персонажем литературы и синематографа, даже не посвященных криминальной тематике, является милиционер.

Система органов государственной безопасности и охраны правопорядка в СССР неоднократно претерпевала реорганизации и структурные изменения. Непосредственно после Октябрьской революции полномочия органов, осуществлявших политическую охрану и охрану общественной безопасности, были строго разграничены. Противостоянием подрывной деятельности противников советского строя, шпионажу,

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

уклонению от исполнения государственных предписаний занималась учрежденная 7 (20 по новому стилю) декабря 1917 г. Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем при СНК РСФСР, имевшая свои отделения на местах во всех областях, занимаемых в ходе Гражданской войны Красной Армией – губернские и уездные ЧК. Также внутренние отделы ВЧК имелись и в Красной Армии. Сотрудники ВЧК от ее аббревиатуры назывались «чекистами», и уже после упразднения этой службы данное наименование сначала полуофициально, потом – уже только разговорно, закрепилось за служащими органов государственной безопасности СССР (и стран, образовавшихся в результате его распада)

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

вообще. ВЧК была главной исполнительницей Красного террора – комплекса мер, направленных на устрашение противников большевистской политики во время Гражданской войны. В некоторых случаях органы ВЧК имели полномочие казнить особо активных врагов советской власти по собственному постановлению, без предания их суду революционных трибуналов, в том числе захватывая заложников. В течение конца 1917 – 1922 гг. собственно ВЧК и на основании представленных ею в ревтрибуналы материалов было казнено несколько десятков тысяч человек. Она же исполняла разведывательные и провокационные функции, внедряя своих агентов во враждебные большевикам организации. Охрану общественного порядка же осуществляла так называемая рабочая милиция – вооруженные отряды из трудового населения, создаваемые местными советами. До Октябрьской революции они являлись составной частью учрежденной после прихода к власти Временного правительства подчиненной тому народной милиции, но после низложения Временного правительства и установления советской власти полностью перешли в ведение Советов. Милиция сначала не была единой структурой: каждый территориальный совет заведовал своим милицейским отрядом, который следил за общественным порядком, обеспечивал безопасность проведения общественных мероприятий, противостоял уголовной

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

преступности. С 1918 г. рабочая милиция была переименована в рабоче-крестьянскую (РКМ) и реорганизована как постоянная государственная структура, подчиненная Народному комиссариату внутренних дел (НКВД) РСФСР. В связи со сложностью социальной обстановки во время Гражданской войны и первые годы после нее, необходимостью охранять большое количество промышленных, транспортных и других имевших важное государственное значение объектов, бороться с разгулом преступности разного характера численность советской милиции быстро увеличивалась, ее структура – усложнялась.

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

После Гражданской войны советское руководство более основательно взялось за упорядочение структур государственного аппарата, в том числе органов охраны политической и общественной безопасности. Как уже говорилось выше, загнанная большевиками в подполье оппозиция и уголовный мир зачастую вынужденно сливались, помогали друг другу, перенимали друг у друга методы противостояния властям. Из-за организационной разделенности органы ВЧК, узнав о готовящейся диверсии, не всегда оперативно успевали довести информацию до руководства милиции в данном районе. Это побудило верховную власть к установлению единоначалия в деле политической и

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

общественной охраны. 6 декабря 1922 г. по инициативе В. Ленина ВЧК и ее отделы были упразднены. Вместо них было создано Государственной политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР, в которое вошли бывшие чекисты. Таким образом, будучи подчиненными одному народному комиссариату, ГПУ и милиция могли более оперативно и четко координировать свои действия. НКВД первоначально был государственным органом, ведавшим теми областями государственной жизни, которые не находились в ведении какого-либо специализированного конкретно на них народного комиссариата, в том числе контролем над исполнением постановлений органов власти, пожарной охраной и управлением коммунальным хозяйством. После образования СССР в каждой союзной республике стали действовать свои народные комиссариаты внутренних дел, и 15 ноября 1923 г. Президиум ЦИК постановил  вывести ГПУ из ведения НКВД. Оно было

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

реорганизовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР, то есть, подчинялось теперь непосредственно верховному советскому правительству. Милиция осталась в ведении народных комиссариатов внутренних дел. Таким образом, политическая и общественная охрана в советском государстве вновь разделились. Но в 1931 г. контроль над милицией вновь был передан ОГПУ. По мере создания в системе советских органов власти новых народных комиссариатов из ведения НКВД изымались предметы различной специфики. 10 июля 1934 г. в связи с возросшей централизацией государственного управления страны ЦИК СССР постановил упразднить народные комиссариаты внутренних дел союзных республик и учредить единый Народный комиссариат внутренних дел СССР. Во вновь

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

созданную обширную государственную структуру было включено бывшее ОГПУ, переименованное в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Так структуры охраны государственно-политической и общественной безопасности СССР были вновь соединены в одном ведомстве. Помимо этого, в ведении НКВД – МВД СССР находились места заключения, за исключением короткого периода 1953 – 1954 гг., когда они были переподчинены Министерству юстиции СССР. Также в периоды новых выделений органов государственной безопасности из системы НКВД – МВД, в их ведении оставались собственные тюрьмы.

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

Военнослужащие 249-го полка конвойных войск НКВД СССР

К началу 40-х гг. выявились организационные недостатки объединения охранительно-политических структур с другими в составе одного ведомства. Верховное руководство НКВД должно было заведовать и выявлением подпольщиков и иностранных разведчиков, и своей внешней разведкой, и слежкой за умонастроениями в народе, и разгромом организованных банд, и раскрытием бытовых преступлений, и охраной трудовых лагерей, и надзором за элементарным порядком на улицах и дорогах. Хотя это позволяло более оперативно передавать данные о деятельности антисоветского подполья и иностранной разведки, все же специфика работы в этих областях была совсем разной, требовала разных навыков, что приводило к недопониманию между верховным руководством и руководством отделов, сковывало инициативность последних. Отвлечение руководства НКВД на вопросы борьбы с бытовыми правонарушениями и тому

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

подобные не лучшим образом сказывалось на борьбе с подпольной деятельностью и шпионажем. В начале 1941 г. структуры по охране государственной безопасности были вновь выведены из состава НКВД и образовали отдельный Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) СССР. 20 июля 1941 г. НКГБ уже был упразднен, его структуры возвращены в состав НКВД, но 14 апреля 1943 г. снова восстановлен в составе тех же отделов. В 1946 г., когда народные комиссариаты были переименованы в министерства, наркоматы государственной безопасности и внутренних дел были соответственно переименованы в Министерство государственной безопасности (МГБ) и Министерство внутренних дел (МВД) СССР. Однако в течение всего периода сталинского правления оставалось выраженным желание руководителей структур госбезопасности дотошно контролировать всю оперативную обстановку в стране: в 1947 – 1952 гг. из

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

ведения МВД в ведение МГБ были переданы милиция, внутренние и пограничные войска и некоторые другие структуры. Вскоре после смерти И. Сталина – весной 1953 г., МГБ вновь было упразднено, и его органы вновь были

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

включены в состав МВД. Но уже 13 марта 1954 г. согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР органы охраны государственной и политической безопасности были снова выделены из состава МВД и образовали особое ведомство – Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР. В 1978 г. КГБ был выведен из прямого подчинения Совету Министров и передан в непосредственную подотчетность Верховному Совету СССР или его Президиуму, в связи с чем стал называться просто Комитет государственной безопасности СССР. Осенью 1991 г. в связи с широким размахом центробежных тенденций в СССР республиканские

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

отделения КГБ стали превращаться в собственные органы безопасности союзных республик. Для координации их деятельности 22 октября 1991 г. была учреждена Межреспубликанская служба безопасности (МСБ) СССР, а 3 декабря 1991 г. КГБ СССР был официально упразднен. За неделю до окончательного распада СССР – 19 декабря 1991 г., МСБ СССР была упразднена постановлением Правительства РСФСР. После распада СССР на базе бывших структур КГБ были созданы органы безопасности образовавшихся новых государств.

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

Единое МВД СССР весной 1960 г. было упразднено; вместо него были вновь созданы министерства внутренних дел союзных республик. Кроме того, в их ведение не вошли охрана общественной безопасности и гражданских объектов: милиция и внутренние войска были подчинены министерствам охраны общественного порядка республик. Это вызвало проблемы в координировании борьбы с преступностью, так

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

как преступники, совершив злодеяние в одной республике, могли затеряться в другой, или подготовиться к совершению преступления в одной республике, а непосредственно совершить его в другой. 26 июля 1966 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было создано Министерство охраны общественного порядка (МООП) СССР, координировавшее борьбу с преступностью в разных республиках. С 23 декабря 1966 г. оно стало также выполнять функции упраздненного МООП РСФСР, непосредственно осуществляя борьбу с преступностью в России, кроме ее автономных республик, где, как в других союзных республиках, действовали собственные МООП. 25 ноября 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР МООП СССР было переименовано в Министерство внутренних дел СССР – формально иную, нежели

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

существовавшая до 1960 г., государственную структуру, хотя и под тем же названием. На самом деле происходила фактическая реставрация бывшего НКВД – МВД СССР: к весне 1969 г. была установлена

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

организационная централизация его органов, внутренние войска из довольно разнородных по функциям и организации охранных ведомств были объединены в единую структуру с фактически дублирующим армейский внутренним порядком. 27 октября 1989 г. было восстановлено МВД РСФСР. МВД СССР прекратило свое существование с распадом Советского Союза в декабре 1991 г. Его местные отделы были включены в состав министерств внутренних дел бывших союзных республик.

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

Основные функции надзора за соблюдением законности в СССР несла прокуратура. Первоначально прокуратура не была отделена от судебной власти – в ноябре 1923 г. была создана Прокуратура Верховного суда СССР. Ее представители не только проверяли соответствие советскому закону действий органов власти и контролировали борьбу с преступностью, но даже могли приостанавливать

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

действие принятых судом решений. В июне 1933 г. вышло Постановление ЦИК и СНК СССР об упразднении Прокуратуры Верховного суда и учреждении прокуратуры Советского Союза как отдельного ведомства. Возглавлял прокуратуру Прокурор (с 1946 г. – Генеральный прокурор) СССР, назначаемый Верховным Советом. Структура прокуратуры была строго централизованной: Генеральной прокуратуре подчинялись прокуратуры союзных республик, тем –

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

прокуратуры автономных республик, областей, краев. Отдельно от республиканских действовала военная прокуратура, контролировавшая законность в войсках. В ведении советской прокуратуры находились как надзор за соответствием закону деятельности государственных органов и должностных лиц, так и следствие по серьезным, но не имеющим политического характера и не представляющим прямой угрозы государственной безопасности, преступлениям (следствие по политическим преступлениям вели сами органы государственной безопасности). Как и во всех странах, в СССР прокуроры выступали в качестве государственных обвинителей на суде.

Судебная система в раннем советском государстве складывалась довольно стихийно:

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

в первые годы после Октябрьской революции гражданские и несложные уголовные дела в России разбирались на народных судах – коллегиях из заседателей, избираемых местным населением и судивших нередко по местным обычаям за отсутствием четкого общего законодательства. Дела о политических, опасных уголовных и военных преступлениях разбирали революционные трибуналы, верховный надзор за деятельностью которых осуществлял Верховный трибунал. В

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

каждой губернии действовала как высшая судебная инстанция коллегия – Совет Народный Судей. К концу 1922 г. были упразднены революционные трибуналы, часть их функций была передана судам общей юрисдикции, часть – специальным судебным органам. Народные суды оставались первичной судебной единицей; в каждом административном районе действовал собственный народный суд. Совет Народных Судей области или края был высшей инстанцией по отношению к их народным судам. Впоследствии советы народных судей были заменены на краевые и областные суды. А высшим судебным органом союзной или автономной республики был ее верховный суд. Высшим судебным органом СССР был Верховный суд СССР,

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

который помимо того, что рассматривал кассационные жалобы на решения нижестоящих судов, также разбирал спорные дела между союзными республиками, уголовные и важные гражданские дела членов высшего руководства страны, толковал общесоюзное законодательство. Верховный суд СССР также являлся высшим органом конституционного надзора, то есть, был уполномочен проверять на соответствие Конституции СССР другие законы и иные нормативные акты. Он состоял из нескольких коллегий (по уголовным делам, по гражданским делам, военной и др.), каждая из которых рассматривала дела соответствующей направленности.

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

Военная коллегия Верховного суда СССР возглавляла систему военных трибуналов, а также разбирала дела о государственных преступлениях всесоюзного значения. Именно по ее приговору в годы сталинских репрессий было расстреляно немало попавших в опалу вчерашних народных комиссаров и их приближенных. К специальным судебным органам относились военные трибуналы, арбитражные комиссии, земельные комиссии, особые трудовые сессии народных судов.

До 1989 г. народные судьи избирались сроком на пять лет самим населением района или города, в которых

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

действовал их суд. В 1989 г. последовало ужесточение требований к кандидатуре народных судей: ими могли быть избраны только достигшие 25-летнего возраста граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет и сдавшие квалифицированный экзамен. Также выдвижение кандидатуры народных судей стало прерогативой министерства юстиции и верховного суда соответствующей союзной республики, а избирать их стали местные советы народных депутатов. Народными судами в первой инстанции рассматривалось большинство дел, не отнесенных к компетенции специальных судебных органов, однако особо важные дела, а иногда – и вполне рядовые, разбирались сразу краевым или областным судом. Судьи краевых, областных, национально-окружных судов избирались также на 5 лет советами народных депутатов соответственно данных края, области, национального округа; судьи верховных судов союзных республик – соответственно верховными советами тех, а судьи Верховного суда СССР – Верховным Советом СССР. Состав судей военных трибуналов назначался Президиумом Верховного Совета СССР. Непосредственный надзор за осуществлением правосудия в народных судах и военных трибуналах, его соответствием законности и общественным интересам осуществляли народные заседатели, присутствовавшие при работе судей. Народные заседатели судов избирались сроком на два года на общих собраниях рабочих, служащих, крестьян по месту деятельности суда, а народные заседатели военных трибуналов – на общих собраниях военнослужащих воинских частей и учреждений.

Однако при формальных народовластии в осуществлении правосудия и принципе разделения властей правосудие в СССР сильно зависело от партийных и государственных интересов. Реальное влияние народного представительства ощущалось лишь в непринципиально важных делах вроде мелких личных споров граждан, разбирательстве по нетяжким уголовным преступлениям и другим вопросам, не способным оказать существенное влияние на социально-политическую обстановку. Процессы по политическим делам, вообще, превращались в фикцию: еще задолго до суда фактический приговор подследственному выносился в органах государственной безопасности. Строгая вертикаль партийной власти, неукоснительное подчинение низших партийных чинов высшим позволяли Партии комплектовать судебную систему только из людей,

История власти Советов и СССР вкратце (часть VI)

угодных ее руководству. Заседавшие в Советах политически благонадежные коммунисты назначали на судейские должности таких же верных партийному курсу товарищей; общественные организации, в которых проходило выдвижение кандидатов народных судей, тоже возглавлялись активными и исполнительными членами Партии, которые соответствующе подбирали и кандидатуры. Прокуратура с присущей ей собственной сильной централизацией управления, полностью работала на высшее партийное руководство. Будучи членами одной Партии, судьи и прокуроры работали, прежде всего, в ее интересах, в связи с чем суды закрывали глаза даже на явные факты, которые препятствовали вынесению ими решений, выгодных партийному курсу, удовлетворялись сомнительными, но отвечающими партийной политике доводами. Действовал, особенно в сталинские годы, принцип: «Цель оправдывает средства», когда все, что отвечало интересам Партии и советской нации, негласно признавалось полезным и правильным, в том числе нарушение процессуального закона, фальсификация доказательств, а сокрытие предвзятости правосудия от общества обосновывалось необходимостью избегать антисоветских провокаций среди «малосознательной» части населения.

 

Оцените статью
Тайны и Загадки истории