История автостраховки

20120515_rr1Начало эпохе автострахования было положено 250 лет назад. В то время во Франции появились омнибусы. История их возникновения похожа на анекдот! ? В 1826 году был бывший офицер Станислас Бодри выйдя в отставку, открыл на окраине Нанта мучную мельницу, а чтобы не пропадало вырабатываемое тепло, — и баню при ней. Клиентов в баню надо был как-то привлекать, вот ушлый офицер и придумал организовать прямое омнибусное сообщение: «Нант – баня». Идея принесла свои плоды. А вскоре Бодри обнаружил, что многие пассажиры ездят на омнибусе не только в баню, а сходят, не доезжая, на промежуточных пунктах. Это натолкнуло его на мысль о том, что его транспортное средство имеет самостоятельную ценность (при создании оно задумывалось как дополнение к бане).
Омнибусные маршруты быстро становятся популярными, и совсем скоро в Англии появляются первые паровые омнибусы. Это были тяжелые, громоздкие сооружения, которые потребляли огромное количество воды и топлива и требовали тщательной и длительной подготовки к выезду. К тому же они очень медленно двигались и в считанные месяцы разрушали мостовые почти до основания. Но… именно с возникновением омнибусов и началась эра автострахования! Потому что неуклюжие и суетливые пешеходы, которые так и норовят попасть под колеса, были во все времена. И как только обыватели подняли шум – дескать, омнибусы калечат наших граждан!!! – то страховые компании, которые к тому времени действовали уже несколько веков, быстренько подсуетились и стали предлагать клиентам новый продукт: страхование от столкновения с омнибусами и самоходными экипажами.
В 1895 году впервые в Соединенных Штатах Америки произвели автомобиль для продажи. И уже через год, в августе 1896-го, случилась первая в мире автомобильная авария: машина ехала со скоростью всего 6 километров в час, однако водитель Артур Эдселл не видел дороги из-за двух других повозок, а миссис Бриджит Дрискал, впавшая в панику, стояла неподвижно и не уступила дорогу машине. Женщина погибла. Последовало долгое и нудное судебное разбирательство, об «ужасной машине-убийце» мальчишки-газетчики вопили на каждых перекрестках. В конце концов, суд постановил, что миссис Дрискал умерла от несчастного случая. Но автомобилисты получили хороший урок.

И вот в 1898 году американец Трумэн Мартин решил застраховать свой автомобиль от столкновения с пешеходами, а также гужевым транспортом и тележками. В те «лошадиные» (в прямом смысле этого слова) времена, автомобиль был роскошью. Поэтому доктор опасался столкновения своего авто с транспортом «животного» происхождения (в те времена на 4 тысячи автомобилей на всю Америку приходилось более 20 миллионов лошадей). За страховку он заплатил двенадцать с половиной долларов. В случае аварии ему полагалась выплата страховки при дтп в размере пятьсот долларов. Решения Мартина Трумана было добровольным, но после того, как в двадцатых годах прошлого столетия на заводах Форда стало налаживаться массовое производство автомобилей, которые стали заполнять улицы городов, в 1925 году в штате Массачусетс власти впервые ввели обязательное страхование для любого автомобиля.

За Америкой последовали и страны Европы. К началу пятидесятых прошлого столетия в большинстве европейских стран было введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автомобилей. Тогда же и родилась идея о международном договоре о взаимном признании страховых полисов – международная система «зеленой карты». Самые первые полисы были зеленого цвета, отсюда и их сегодняшнее название – «green card».

Что же до России, то первый полис страхования сухопутного транспорта появился у нас в 1887 году. Но вообще идея «автогражданки» шла к нам больше ста лет, хотя в самом начале Россия в этом смысле не отставала от западных первопроходцев. Первые разговоры о введении страхования автомобилей велись еще в 1924 году. Однако до середины 60-х большой надобности в законе об ОСАГО фактически не было, поскольку автомобиль для рядового советского гражданина оставался недостижимой роскошью.
В итоге «автогражданка» в России появилась лишь в 1991 году, да и то в сугубо добровольной форме. Потому-то многими автовладельцами с непривычки введение обязательной «автогражданки» в 2003 году было воспринято в штыки.
Сегодня уже около 90% автовладельцев имеют полис ОСАГО и уже мало кто сомневается в том, что с автогражданкой мы стали намного цивилизованнее. И к тому же технический прогресс не стоит на месте и приходит на помощь даже тем, у кого нет возможности тратить много времени на оформление авто страховки. Ведь сто лет назад страхование автомобиля было в диковинку и потому переговоры между страховой компанией и клиентом по этому поводу отнимали много времени и сил. Сегодня купить полис ОСАГО или КАСКО – самая несложная процедура. Особенно сейчас, когда Интернет, как вода или воздух, присутствует практически везде. Страхование через Интернет занимает в прямым смысле слова считанные минуты: набрал – зашел – выбрал – купил!
И в этом прогресс нашего времени.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории