В остатках материальной культуры древнего человека археологи находят предметы, применявшиеся в азартных играх в Египте еще за 3500 лет до н.э. Часто фигурки, рисунки на камнях или керамике, изображают людей или богов кидающими бабки (бабка-astragalus – это таранная кость или межфаланговый сустав овцы или собаки) и использующими счетные доски для подсчета результатов игры. Во многих раскопках доисторических стоянок человека еще более раннего периода бабки обнаруживают в больших количествах. Возможно, еще 40 000 лет назад люди бросали эти кости в азартных играх, но правила и порядок этих игр полностью, конечно, не известны. Бабка – это неровная четырехсторонняя кость с двумя круглыми сторонами (выпуклой и вогнутой). Каждая сторона ее имела, вероятно, определенную ценность в играх, в которых применялись бабки. В Греции и Риме в них играли взрослые и дети и даже изготовляли их копии из камня и металла, украшенные вырезанными фигурками. В бабки все еще играют некоторые арабские племена и некоторые племена американских индейцев. В раскопках найдены и «метательные палочки», которые также могли использоваться в играх. Они сделаны из дерева или слоновой кости, имеют длину около трех дюймов (1 дюйм=25, 4 мм), квадратное или эллипсоидальное поперечное сечение и различные стилизованные отметки. Такие палочки были найдены в древней Британии, Греции, Риме, Египте и в Америке – у племени майя.
Шестигранные кости появились задолго до Рождества Христова. Некоторые кости вырезались из бабок, но более стандартные кубики изготовлялись из керамики и дерева. Самые ранние игральные кости из Ирака и Индии датируются 3000 г. до Р. X. Где-то около 1400 г. до Р. X. была изобретена современная разметка шестигранных игральных костей, где сумма точек на противоположных гранях всегда равна семи.
Вполне вероятно, что бабки, метательные палочки и игральные кости могли использоваться не только в азартных играх, но и для предсказания будущего путем бросания костей, гадания или ворожбы. В Библии встречается множество упоминаний о гаданиях, и в большинстве случаев применялись для этого, вероятно, бабки. Важно отметить, что эти случаи не рассматривались как игры. Жребий бросался, чтобы окончить спор, разделить или распределить имущество или в других случаях, когда требовалось предсказать волю Господа. (Например, все четыре Евангелия Нового завета описывают бросание жребия, чтобы определить, кому достанется одежда распятого Христа.) Ни одно из обличений пророками грехов израильтян не содержит упоминаний об азартных играх. Нет также никаких свидетельств того, что евреи играли в азартные игры, пока не попали под влияние греко-римской цивилизации в IV веке до Р. X. Важно, что в Талмуде упоминается для обозначения азартных игр слово «qubbiyya», позаимствованное от греческого «kybeia» – игра в кости.
Итак, известно, что кости использовались как для бросания жребия, так и для азартной игры. Например, арийские захватчики Индии во 2-м тысячелетии до Р. X. очень любили азартные игры. Игра в кости орехами вибхидака (vibhidaka) была популярна среди всех каст, кроме очень религиозных людей. Собрание ведических гимнов Ригведа содержит поэму «Жалобы Игрока» («Gamester’s Lament»), в одной из строф которой цитируется бог Савитр: «Не играй в кости, а паши свою борозду! Находи наслаждение в собственности своей и цени ее высоко! Смотри за скотом своим и за женою своей, презренный игрок!» – так говорит мне благородный Савитр».
В индийском эпосе Махабхарата, написанном, вероятно, в I веке до Р.X. часто и подробно описывается игра в кости, и она квалифицируется как азартная игра.
Тацит описывает азартные игры на собственность и на людей у древних германцев: межплеменные стычки иногда заканчивались в зависимости от исхода такой игры.
Свидетельства из этнографии и фольклораАмериканский антрополог А.Л. Кребер (A.L. Kroeber) попытался определить, не связано ли распределение азартных игр среди мировых культур с какими-либо системами, которые могли бы связать азартные игры с другими особенностями культуры того или иного народа. Он выяснил, что наиболее строгие ветви пуританских религий, такие как Протестантизм, Буддизм или Ислам, могли признавать атлетические и другие игры, но полностью отрицали азартные игры. По его предположениям, их отвращал тот экстаз, который возникает при игре на деньги или другую собственность. Но, кроме религиозных запретов, он не смог найти никаких определенных причин, отчего тот или иной народ принимает или отвергает азартные игры. Он мог лишь строить догадки. Его список обществ, которые не играют в азартные игры, включал австралийских аборигенов, равнодушных к собственности, и жителей Папуа – Новой Гвинеи в Меланезии, тратящих много времени и усилий на приобретение собственности. Среди других народов, не игравших в азартные игры, были полинезийцы, микронезийцы, некоторые из народов Индонезии, племена отдаленных районов Индии, большинство народов Сибири, многие народы Восточной Африки и Южной Америки (кроме аборигенов Перу, горцев Боливии, жителей Чили, Аргентины и Парагвая). Кребер предполагает, что районы распределения играющих и неиграющих народов велики и компактно расположены, так что распределение положительного или отрицательного отношения к азартным играм явилось результатом «постоянной диффузии», или взаимного воздействия этих разных взглядов на желательность или нежелательность азартных игр среди культур, имеющих взаимные контакты. Методы и техника азартных игр настолько просты, что теория «диффузии» не может лежать в основе их распространения. Кребер не смог найти никаких жестких связей между азартными играми и чертами экономики, системы благосостояния или видом религии.
Позже антрополог Джон Роберте продемонстрировал, что можно разбить все игры (не обязательно азартные), в которые играли различные, детально исследованные им, племена, на три основных вида: игры, предполагающие физическое мастерство (в них могли также присутствовать элементы стратегии или случайности), стратегические игры (без физического мастерства, но, возможно, с элементами случайности), и игры, основанные целиком на случайности. Исследования более 50 племен из всех частей света показали, что 43 из них играли в игры, требующие физического мастерства, 20 – в игры, основанные целиком на игре случая, и 19 – в стратегические игры. Игры, как кажется, выражают основные идеи и направления той или иной культуры и являются моделями различных видов культурной деятельности. Так, они могут моделировать битву, охоту, преследование, прорицание или принуждение. Было обнаружено, что культуры, в которых играли в игры, «замешанные» только на случайности, обычно имели религиозные верования, связанные с богами или духами, благожелательными и великодушными настолько, что их можно было как-то ублажить. Таким образом, игры, основанные на случайности, связывались с верой в сверхъестественное. Стратегические игры, с другой стороны, соотносились с осознанием своей общественной роли (социализации) или с осознанием главенства социальной системы, тогда как игры, основанные на физическом мастерстве, позволяют осознать важность как своей личности, так и своего окружения. Хотя это исследование не делало различий между азартными и неазартными играми, оно показало, что игры, в которых заключаются пари, связаны, вероятно, с другими аспектами культуры. Социологи продолжают попытки обнаружения этих связей.
Очень много упоминаний об азартных играх содержится в народных сказаниях различных культур по всему миру. Греческие и римские мифы упоминают о боге азартной игры или боге удачи. У ирландцев и шотландцев есть сказания о необыкновенных ставках или ставках, не востребованных победителями. Но наиболее многочисленные драматические истории об азартных играх можно обнаружить в народной литературе Азии, включая Юго-Восточную Азию, Японию, Филиппины и Индию. В Азии имеется множество народных преданий о том, как мужчины использовали в качестве ставок в азартной игре собственных жен, сестер, дочерей, собственные тела или части тела. Некоторые из этих преданий древнего происхождения, в некоторых рассказывается об азартных играх с богами, тогда как другие – абсолютно светского характера. Еще один континент, богатый народными преданиями об азартных играх, – Северная Америка. Из всех достаточно исследованных мировых культур, играющих в азартные игры, половина – североамериканские индейцы.Попытки запретить азартные игрыКлассовые различия в законах по запрещению азартных игр имеют давнее происхождение. Римские императоры очень любили играть в кости и делали это весьма часто, особенно Август и Клавдий. Но простым гражданам Рима игра в кости разрешалась лишь в определенные сезоны. В течение средних веков служители церкви и короли предпринимали попытки искоренения азартных игр, и их неудачи служат подтверждением прочности тяги к игровому азарту. Список церковных иерархов, читавших проповеди против азартных игр, начинается святым Киприаном Карфагенским (примерно 240 г. н. э, и продолжается вплоть до св. Бернардино Сиенского (1423 г.). В 1232 году Фридрих II издал эдикт против игры в кости, а Людовик IX в 1255 году поставил вне закона изготовление игральных костей. В течение этого длительного периода азартные игры представляли собой игры в бабки и в кости. Карты не получили распространения до 1350 года. Но все эти запреты были направлены не столько против самих игр, сколько против грехов, которые их сопровождали. Церковь больше озабочена была пьянством и руганью, которые возникали при этом, государство же было заинтересовано в том, чтобы искоренить безделье, расточительность, мошенничество и преступность, которые были явно связаны с азартными играми. То, что сами по себе азартные игры не считались злом, видно из того, что в 960 году Епископ Уибольд Кэмбрийский (Уэльский) изобрел церковный вариант игры в кости. Его целью было не искоренить игры, а превратить их в доброе дело. Английские монархи, начиная с Эдварда III, обнародовали ряд запретительных законов с целью защиты мужского спорта и военного искусства. Генрих VIII, хотя сам и был азартным игроком, объявил игорные дома вне закона, так как они отвлекали юношей от стрельбы из лука и военной подготовки. Установление Генриха против «общественных игорных домов» просуществовало в Англии около 400 лет – до 1960-х годов.