История черепицы

1292240571Долгое время у крыш Украины существовали два врага: огонь и дороговизна. Вот почему и в нашу страну в конце-концов пришла керамическая черепица: она дешевле железа и безопаснее дерева или соломы. Согласно исследованиям, корень слова «черепица» был известен в целом ряде языков: в переводе с древнеисландского он означает «обрубок», «пень», с латышского — «зазубрина», «щепка» (черепица там изначально существовала в виде неких деревянных пластин). А вот в Польше издревне существовали гонтовые крыши. Гонт — кровельный материал, клиновидные дощечки с продольным пазом в толстой кромке). В древнерусском зодчестве, кстати, тоже были известны продолговатые дощечки уступчатой формы, служившие для покрытия глав, барабанов, шатров, и назывались они — «лемех». Уже до Первой мировой войны Россия потребляла до 100 млн. штук керамической черепицы в год. Кстати, спрос на этот материал значительно превышал предложение. К сожалению, оно оставалось незначительным, поскольку глиняная черепица делалась, главным образом, мастерами-горшечниками. 

Преимущество машинного производства керамической черепицы было известно лишь в Прибалтийских губерниях. В 50-е годы прошлого столетия были наконец созданы цехи Софронский, Волоколамский, заводы — Балаклавский, Георгичевский, Керченский, способные производить поточный продукт. В промышленность начало поступать современное оборудование. Однако вскоре этот процесс фактически был остановлен, и строительство переориентировалось на потребление рулонных кровельных материалов и асбоцементных листов. Но черепица превосходит эти материалы по многим показателям. Она не нуждается в уходе, окраске, ремонте, дешева в эксплуатации, эстетична. Срок службы рулонных кровельных материалов составляет 15 лет, асбоцементных листов — 30, а глиняной черепицы, выполненной даже не на высоком европейском уровне, — 80 лет. Таким образом, производство черепицы оставалось традиционно в зачаточном состоянии. Наиболее сложившейся промышленность керамической черепицы была лишь на Украине и в Прибалтике, входивших тогда вместе с Россией в состав Советского Союза. 15 лет назад корреспондентка «Строительной газеты» Т. Дольникова сокрушенно вопрошала: «…где взять знание технологии, если почти не осталось людей — носителей живой «черепичной истории», если даже в МИСИ им. Куйбышева упразднен курс керамики, а книги по технике производства — библиографическая редкость»? Сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института строительных материалов ответили Дольниковой. — «В строительстве, черепица неудобна, сложна в работе, трудоемка в производстве, самый, мол, экономически невыгодный материал». 

А окончательный приговор прозвучал из уст работников Министерства промышленности строительных материалов СССР: «…да, традиционная, но давно устаревшая продукция нами не планируется». По воле чиновников мы оказались в стороне от развития выгодной ветки промышленности. Тем временем в Европе во многих городах до 100% крыш жилых домов имеют покрытия, выполненные с применением гибкой черепицы икопал. Кроме сотни видов этого продукта европейские заводы выпускают огромное количество декоративных элементов для крыш — коньков в виде орлов, петухов, лошадей, шаров, крестов, лилий; керамических деталей и блоков для крышевых вентиляционных систем. И только с середины 90-х годов ХХ столетия у наших соотечественников возник новый неподдельный интерес к керамической черепице. В частности, он проявился на XVIII Общеевропейском конгрессе производителей керамического кирпича и черепицы (ТВЕ), состоявшемся в Праге в 1995 году. Всего здесь было представлено 19 европейских стран.. Российская делегация при этом оказалась одной из самых многочисленных и единственной от СНГ. В 2001 году совокупный объем производства керамической и цементно-песчаной черепицы в РФ составил около 850 тыс. м2 кроющей поверхности. Около 30% приходится на долю керамической черепицы.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий