История двери от Древнего Египта до наших дней

istoriya-vozniknoveniya-dveriДвери из дерева

Дерево – первый материал, который человек научился использовать и преобразовывать в соответствии с своими потребностями, будь то двери, охотничья дубинка, пирога, окно, кухонная утварь, игрушки, двери и многое многое другое. Впрочем, двери всегда играли для человека особую роль…

Тысячелетняя история входной двери мало изменила ее концептуальное содержание, как защиты от внешнего мира, границы между общественным и личным, но существенно преобразовала ее конструктивно. Прародительницами первых деревянных дверей для зданий являются двери из сикомора или немецкого клена, использовавшиеся в Древнем Египте (3000 д.н. э) и Древней Персии (1000 д.н.э.). В Италии самой древней арочной дверью является, пожалуй, этрусская дверь в Вольтерре (4 век д.н.э.).

Конструкция и материалы двери

За долгие годы существования двери приобрели ряд фундаментальных характеристик, таких как архитрав (от греч. archi- «старший, главный» и лат. trabs – «балка»), дверной косяк, порог, дверная панель, дверь–книжка и т.д. Архитрав и косяк преобразовались в сегодняшний дверной короб, порог остался практически неизменным, а древние двери на цапфах – «вертушках» модифицировались в технологически усовершенствованные двери на петлях. Впрочем «штифт, стержень», как структурный элемент, обеспечивающий движение дверного полотна, остался неизменным.

Что касается материала, служившего сырьем для дверей, железо и бронза постепенно сдавали свои позиции дереву. Насколько позволяют судить сохранившиеся до наших дней творения выдающихся скульпторов и архитекторов, двери из дерева уже тогда были многообразны по конструкции и художественному оформлению. Орех и дуб, славящиеся своей прочностью, были и остаются самыми используемыми древесными материалами, тогда как более ценные породы дерева: клен, палисандр, груша, тик, ясень, черешня и другие являлись временными фаворитами в разные века.

Истоки европейских традиций качества

Интенсивное строительство культовых сооружений, как то соборы, базилики, церкви, аббатства, начавшееся в средние века в готическом стиле, получило свое продолжение в эпоху Возрождения, а затем и барокко. Созданные в тот период двери являются образцами вековых традиций обработки дерева.

В эпоху позднего Средневековья кооперативы ремесленников-краснодеревщиков по каждому заказу на создание дверей и порталов должны были выплатить часть денег на благотворительные нужды, выплаты так и назывались – «божьи деньги». Самая древняя деревянная дверь, сохранившаяся в Западной Европе, это Центральный Портал Базилики Сент – Амброджио в Милане, созданный в IV веке и полностью отреставрированный в 1750 году. Необходимо заметить, что итальянские мастера – краснодеревщики XVIII века были справедливо названы современниками «колдуны дерева и чудес».

Стиль рококко (от франц. rocaille – «ракушка»), пришедший на смену эпохе барокко, привносит в дверное производство монументальность и изыск.

Между тем, с начала XIX века, неоспоримым лидером в мебельном производстве становится наполеоновская Франция, чьими мастера вдохнули новую жизнь в строгие орнаменты Древнего Египта, античной Греции и Рима, создав новый стиль «Возвращение Египта».

Наиболее популярным материалом для дверей в этот период становится красное дерево, ввозимое из Центральной Америки.

Двери XX века

В конце XIX века, ознаменованного крахом второй Империи, для производства дверей наступает период изысканной утонченности, названный впоследствии Liberty (от англ. «свобода») – последняя четверть XIX века и Art Deco – первая четверть XX века. Самым знаменательным событием эпохи Art Deco можно назвать «Международную выставку Декоративного искусства и Современной индустрии» в Париже в 1925 году. Дверь Арт Деко решительно утверждает: «прошлое не возвращается, оно придумывается заново».

После викторианского стиля, неоклассицизма, эпохи Либерти и Арт Деко, 30-е носят свинцовый нимб «стиля 900» вплоть до трагического начала второй мировой войны. До этого периода создание дверей веками являлось сначала привилегией мастеров-плотников, а затем краснодеревщиков.

Искусство и промышленность

В конце 40-ых годов, в период послевоенной реконструкции, происходит мощный всплеск производства дверей в ремесленных мастерских и на крупных фабриках. Машины прочно входят в устоявшийся за века процесс создания дверей из дерева. Приоритетными становится не конструкторские особенности и даже не стиль двери, а только количества выпускаемого продукта. Те же ремесленники, оставаясь до конца 50-х привилегированным сословием, уже чувствовали дыхание зарождающейся «псевдоиндустрии» с ее машинами. Их мастерские конструировали двери, а «псевдоиндустриальные» столярные мастерские ее производили.

Входные двери из дерева сдавала позиции в пользу альтернативных материалов, в частности алюминия. Зато деревянные межкомнатные двери безгранично царили на мировых рынках, оставаясь предметом интерьера любого социального уровня.

Можно сказать, что с точки зрения конструкторских технологий и дизайна, дверь из дерева окончательно утвердила главенство Italian style в производстве мебели и предметов интерьера, на долгие годы определив его популярность и мировое признание.

Наступление «эпохи облегченных панелей», т.е. панелей с сотовым наполнением, произошедшее сначала в мебельной промышленности (20-ые годы прошлого века), а затем и в производстве межкомнатных дверей (30-ые годы) привело к полному разрыву между ремесленным вчера и промышленным завтра итальянских дверей. Панель с «сотами» делает из массивной межкомнатной двери «дверь из дерева» во всем его промышленном многообразии: фанера, брус, древесные волокна и т.д. 60-70–ые развили эту концепцию, дав жизнь более или менее классическим разработкам новой двери.

Двери из Италии

В конце 70-ых – начале 80-ых Италия переживала расцвет идей и технических новинок в «дверном» секторе. Весь творческий потенциал производителей выразился в фантасмагории моделей, экспрессии линий и цветов, фантазий и форм, что без сомнения вывело Италию на лидирующие позиции в мировом дизайне интерьеров.

Любой дом начинается с двери: именно она создаёт первое впечатление о жилище, поэтому её внешний вид и дизайн могут многое рассказать о своём хозяине.

Самая обычная дверь может буквально преобразить интерьер, сделать его классическим или ультрасовременным. Все зависит от фантазии дизайнера, который может и должен воспринимать дверь как один из важнейших атрибутов, с помощью которого создается общее настроение – жилища.

Если раньше двери считали непреодолимой преградой для незваных гостей или средством уединения от мира, то сегодня их предназначение изменилось. И если охранные входные двери до сих пор остаются массивными и порой двойными, то внутрикомнатные двери становятся все более декоративными.

Обычно все внутренние двери в квартире выдержаны в едином стиле. Но если в комнатах разный интерьер, неодинаковая цветовая гамма и настроение, то стороны дверей можно оформить в соответствии с общей идеей конкретного помещения. Например, дверь в ванную со стороны коридора можно выполнить в том же стиле, что и коридор, а изнутри – в стиле ванной. И если ваша спальня выдержана в определенных тонах, то и дверь будет смотреться более естественно, если ее внутренняя сторона соответствует данной цветовой гамме.

С другой стороны, однообразные внутренние двери подчеркивают особый стиль квартиры, придавая самостоятельным видам интерьера некоторую общность.

Еще один прием – наличие стеклянных витражей в дверях. Обычно устанавливают прозрачные либо мутные стекла. Лучше использовать цветные, которые оживляют практически любой интерьер. И вообще, двери, в которых использованы стекла или иные прозрачные элементы, делают помещение легким и нарядным.

Не стоит забывать о том, что обычная форма дверей не есть нечто постоянное. Существуют и другие варианты, но они существенно изменяют вид помещения. Двери в форме арки делают комнату значительно выше, двухстворчатые придают ей торжественность и парадность, а раздвижные – современность.

Естественно, подбирать двери межкомнатные со склада спб необходимо, учитывая индивидуальность вашего интерьера – все элементы должны хорошо сочетаться и гармонировать. И если вы подбираете фурнитуру к двери, то ручка должна быть приятной на ощупь. Оптимальны в этом плане дверные ручки из дерева и латуни. Ручка должна сочетаться по стилю и цвету с замком и петлями. Идеальный случай, если она сочетается и с мебельной фурнитурой.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории