
Курьерская служба в современном своем виде появилась сравнительно недавно – в начале ХХ века. Однако, система передачи вестей и отправлений, работающая по тем же принципам, уходит корнями в глубь веков, являясь старшей по сравнению с почтовой связью в нынешнем ее виде. С зарождением письменности информация стала передаваться в письменном виде, что положило начало курьерской и почтовой связи. С возникновением рабовладельческих государств, правители которых нуждались в постоянной информации о положении в собственной стране и на подвластных им территориях, курьерская и почтовая связь стала приобретать упорядоченный характер.
В Древней Греции, Персии, Египте, Китае, Индии, Римской Империи существовала хорошо налаженная государственная почтовая и курьерская связь: письменные сообщения пересылались с конными и пешими гонцами (доставка курьерами) по принципу эстафеты. Вот что пишет о пешей почтовой службе в Древней Индии арабский писатель Ибн Батута (родился в 1304 году):
«…Существует почтовая служба пеших посыльных. Через каждую треть мили расположена деревня; на ее окраине имеются три палатки, в которых находятся люди, готовые в любой момент отправиться в путь. У каждого из них палка длиной в 2 локтя, на конце укреплены медные колокольчики. Когда посыльный покидает город, держа в одной руке письмо, а в другой палку с колокольчиками, он бежит с большой скоростью. При звуке его колокольчиков люди в палатках начинают готовиться к встрече посыльного, и как только он появляется, следующий посыльный забирает письмо и быстро отправляется в путь, размахивая палкой при приближении к следующей станции. И так до тех пор, пока письмо попадает, наконец, в место назначения. Такой способ доставки быстрее, чем перевозка на лошадях».
Ибн Батута также сообщает о том, что для переправы через реки гонцам выдавались плавательные пояса.
Древняя цивилизация инков эффективно управляла огромной, по древним меркам, территорией, исключительно благодаря грамотно организованной курьерской доставке приказов и новостей.
Аналогичную достаточно сложную и разветвленную систему можно проследить в Древне Римской империи. Тогда по дорогам страны постоянно передвигались вестники, сообщавшие новости и доносившие централизованные указания до местных правителей. Императорский курьер считался уважаемым человеком, должность его была весьма престижна и хорошо оплачивалась. Благодаря работе курьеров, жители даже самых отдаленных уголков страны своевременно узнавали все главные новости о событиях политической жизни, военных кампаниях и другую актуальную информацию.
В раздробленной феодальной Средневековой Европе существовали монастырские и университетские почты: гонцы монастырской почты поддерживали связь между монастырями и главой церкви в Риме, между монашескими орденами и их братствами, а университетской — между учащимися и их семьями. Некоторые из университетских почт за определенную плату доставляли сообщения частным лицам. С развитием торговли и ремесел появились почты городов, обслуживавшие купцов и ремесленников.
Курьерская доставка, курьерская почта, экспресс доставка по России и международная доставка, несмотря на современность и актуальность, имеют глубокие корни в прошлом.
Появление вестников и гонцов в Древней Руси относится к периоду зарождения древнерусского феодального государства. Известно, что уже в конце IX века Киевский князь Олег использовал своих гонцов для поддержания связи с соседними славянскими племенами. В X веке военно-курьерская связь в Киевской Руси принимается на вооружение великими князьями для быстрого сбора своих воевод и старейшин с войсками для отражения нападения воинственных племен.
С образованием централизованного русского государства в XV–XVII веках и созданием органов государственного управления – приказов, курьерская почта получает дальнейшее развитие и находит все более широкое применение. Так, в период царствования Алексея Михайловича был установлен маршрут из Москвы до Путивля (уездный город Курской губернии при реке Сейме). Большое внимание в этот период уделялось не только быстроте доставки корреспонденции, но и обеспечению ее сохранности.
Для учета корреспонденции и повышения личной ответственности гонцов за ее сохранность в XVI веке на подлинниках или копиях документов стали делать специальные отметы. Так, на царской грамоте Ивана Грозного, доставленной из Александровской слободы в Москву, помечено: «С Васькой с Фоминым». В XVII веке эти пометы стали более подробными и содержали, кроме фамилии и имени гонца, год, месяц и день вручения корреспонденции. Обеспечению сохранности важных государственных документов способствует и целый ряд правительственных распоряжений, определявших степень ответственности за утрату корреспонденции, вплоть до смертной казни.
Для быстрой доставки документов 17 ноября 1710 г. Петр I подписал указ об учреждении специального курьерского маршрута от Санкт-Петербурга до Москвы, что явилось прообразом военно-полевой курьерской службы, утвержденной Указом Петра I от 30 марта 1716г. Дальнейшее развитие и более широкое применение она получила во время военных действий, от ее работы зависела оперативность управления войсками.
Изменения в системе государственного управления и постоянные войны потребовали и реорганизации военно-курьерской правительственной связи. В конце 1796г. был учрежден Фельдъегерский корпус как специальная воинская часть, предназначенная для несения службы связи и выполнения специальных поручений императора.
17 декабря 1796г. своим указом Император Павел I учредил штат Фельдъегерского корпуса в количестве 1 офицера и 13 фельдъегерей. От этого памятного дня ведет отчет история фельдъегерской связи на территории бывшего СССР.
По мере укрепления государственного аппарата расширялись задачи и функции Фельдъегерского корпуса, усложнялись и обязанности фельдъегерей. Этому способствовало образование в начале XIX века Государственного Совета, Комитета министров и министерств.
В период Отечественной войны 1812г. личный состав Фельдъегерского корпуса не только обеспечивал выполнение ответственных поручений, таких как поддержание постоянной и бесперебойной связи Главнокомандующего русской армии фельдмаршала М.И. Кутузова с Правительством (Москва–Петербург, Тарутино–Петербург), но и в чрезвычайных обстоятельствах принимал непосредственное участие в боевых операциях.
Наиболее важными и значительными задачами Фельдъегерского корпуса была перевозка больших денежных сумм и государственных ценностей, обслуживание представителей иностранных государств, сопровождение императора по стране, сопровождение политических заключенных. (В 1813г. российский фельдъегерь Лицынский сопровождал в ссылку на Эльбу императора Наполеона, а Пушкин в 1823г. писал Осиповой о своей отправке в ссылку: «Полагаю, сударыня, что мой внезапный отъезд в сопровождении фельдъегеря удивил Вас столько же, сколько и меня. Дело в том, что без фельдъегеря у нас, грешных, ничего не делается».)
Более ста лет Фельдъегерский корпус обеспечивал императоров и правительства фельдъегерской связью, доставляя документы государственной важности в пределах и за границами Российской империи, а также выполнял их специальные задания и поручения, в том числе и во время военных кампаний. За отличную службу личный состав корпуса неоднократно поощрялся высшими должностными лицами Российского государства и зарубежных стран.
В первые месяцы Первой мировой войны личным составом Фельдъегерского корпуса была проделана большая работа по доставке корреспонденции, содержание которой было связано с быстрейшим проведением всеобщей мобилизации в стране. Только за первые 300 дней войны чинами корпуса выполнено 409 командировок.
В мае 1918г. вместо упраздненного Фельдъегерского корпуса была создана новая структура фельдъегерской связи – Служба внешней связи при Управлении по командному составу Всероссийского Главного штаба, которая обеспечивала Правительство РСФСР и Высшее командование Красной Армии регулярной связью со штабами фронтов, военных округов и с органами власти на местах.
В 1924г., путем реорганизации и объединения с аналогичными службами других ведомств, образуется единая централизованная фельдъегерская связь в системе ОГПУ. Ей поручается доставка секретной корреспонденции всех государственных, партийных, профсоюзных и кооперативных организаций, а также перевозка денежных сумм и государственных ценностей почти во все населенные пункты страны.
Тогда, в 20–30-х годах, фельдъегерям часто приходилось с оружием в руках, проявляя при этом мужество и героизм, защищать доверенные им корреспонденцию и ценности от нападавших на них грабителей и бандитов. Только за 3г. (1933–1935гг.) от рук бандитов при исполнении служебного долга погибли 45 фельдъегерей и 49 получили ранения.
На протяжении всей истории своего существования фельдъегерская связь сохранила и четко обеспечивает соблюдение своего основного принципа – доставка пакета получателю в установленный срок и в сохранности по исключительному принципу – из рук в руки. За простотой этой, казалось бы, несложной формулы стоит самоотверженный труд всего коллектива сотрудников фельдъегерской (курьерской) связи, тысячи километров пути и миллионы доставляемых отправлений.
Фельдъегерскую связь отличают такие качества, как оперативность в работе, исключительная надежность, преданность своему делу. Профессия фельдъегеря сопряжена с риском для жизни. Даже в мирное время фельдъегерская связь несет потери в «горячих точках» страны, авиационных и автомобильных катастрофах.
Развитие средств связи происходит более 100 лет. Телеграф, телефон, радио, факс, электронная почта сменяли и дополняли друг друга в течение двадцатого столетия. Однако не только в России, но и в подавляющем большинстве государств мира они так и не смогли до конца заменить самую древнюю и надежную почту – с гонцом.








