Тайна гибели Валерия Чкалова

История мировой авиации: тайна гибели валерия чкалова

В этот день 30 июля 66 лет назад умер Король истребителей Николай Николаевич Поликарпов выдающийся российский и советский авиаконструктор. Созданный им перед Великой отечественной войной истребитель И-180 мог бы серьезно изменить ход воздушных сражений. Но при первом же испытательном полете, когда самолет пилотировал В. П.Чкалов, произошла трагедия. О причинах этой катастрофы в свое время ходило много слухов и домыслов, но сегодня мы расскажем о малоизвестной и в то же время вполне достоверной версии гибели Чкалова. Это версия Марка Солонина одного из самых неоднозначных, по мнению историков, публицистов, пишущих о второй мировой войне. 1938 год.
Это было тяжелое для нашей страны время. Шла война в Испании, приближалась война с Финляндией, а кроме того, СССР готовился к большой войне в Европе наперегонки с Германией. Немцы лихорадочно создавали свой военный потенциал после тяжелейшего для них Версальского договора. А Советский Союз восстанавливал хозяйство и военную промышленность после революционных потрясений, коллективизации, голода, разрухи и огромного технологического отставания от развитых стран.
За границей СССР массово закупал и копировал лучшие образцы вооружения и его компоненты: авиационные двигатели, навигационное оборудование, радиолокаторы и автопилоты. Привозились и образцы самолетов, в том числе и из Германии. Но Сталин понимал, что с началом большой войны нужно будет рассчитывать только на свои собственные силы, поэтому ведущим авиаконструкторам была поставлена задача в кратчайшее время создать самолеты, не только не уступающие, но и превосходящие по тактико-техническим характеристикам зарубежные образцы. Сами авиаконструкторы работали в условиях постоянного страха и давления: задержал запуск в серию сырого самолета вредитель, сдерживаешь рост обороноспособности; запустил в производство самолет до окончания испытаний, а потом начались отказы техники в частях опять обвиняют во вредительстве.

Кроме того, среди авиаконструкторов существовала жесткая конкуренция, ведь построивший лучший самолет получал госзаказ, завод, премии и все сопутствующие регалии. Как раз в это время в авиастроение пришли молодые и очень амбициозные конструкторы. Старичкам вроде Поликарпова пришлось совсем туго. Но к 1938 г.

этому выдающемуся конструктору удалось создать и довести до летных испытаний революционный по своим характеристикам истребитель И-180. Этот самолет по всем параметрам скорости, скороподъемности, вооруженности, защищенности значительно превосходил знаменитые мессеры и фокеры. Теперь внедрение самолета в серию зависело от успешности летных испытаний. Валерий Павлович был любимцем Сталина.

Познакомились они на авиационном празднике, когда Чкалов поразил присутствующих целым каскадом захватывающих фигур высшего пилотажа. Со временем Сталин так приблизил к себе знаменитого летчика, что, по рассказам, Чкалов даже позволял себе, выходя после неудачного разговора из кабинета вождя, оглушительно хлопать дверью. Словом, пока Чкалов испытывал самолеты Поликарпова, КБ находилось под покровительством Сталина. День, когда были назначены испытания нового истребителя И-180, был первым рабочим днем Чкалова после длительного отпуска, а по правилам в таких случаях полагалось провести несколько тренировочных полетов на обычных самолетах, и только потом приступать к испытанию новой техники.

Но начальство как всегда спешило. Самолет еще не был доведен, на нем временно стоял нештатный винт, и чтобы при пробежках по аэродрому двигатель не перегревался, с самолета сняли жалюзи радиатора. Да и Валерий Павлович не отличался дисциплинированностью: в летном задании четко говорилось пробный полет над аэродромом на высоте 600 м без уборки шасси. Но Чкалову хотелось большего.

День 15 декабря 1938 г. выдался морозным, и перед вылетом, чтобы мотор в воздухе не переохладился, на самолет хотели поставить снятые жалюзи. Но Чкалов спешил, ведь зимний день очень короток. Самолет быстро набрал 600 м и вопреки заданию покинул пределы аэродрома Чкалову захотелось помахать крыльями над дачей вождя.

Сделав это, самолет взял курс на аэродром, но от резкой дачи газа переохлажденный двигатель чихнул и заглох. Завести его не удалось, Чкалов пытался дотянуть до аэродрома, но самолет падал на жилые бараки. Подходящей площадки для посадки не было, летчик отвернул самолет от бараков и упал на территории деревянного склада. От удара самолет развалился, еще живого Чкалова доставили в Боткинскую больницу, где он и умер через несколько минут.

Понятно, что после этого Сталин сурово наказал не только готовивших полет людей, но и все КБ Поликарпова и сам самолет. Все работы по истребителю И-180 после этой трагедии были свернуты, и СССР встретил войну, имея на вооружении большое количество устаревших истребителей-бипланов.

Статья взята с: http://only4men.ru

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий