История обручальных колец

Круглое украшение без начала и конца, которое невозможно разомкнуть, символизирует вечность семейного союза, а драгоценные материалы — то, насколько дороги отныне друг другу два человека, создавшие семью. Кстати, два кольца — мужское и женское — сложенные вместе, образуют знак бесконечности. А вы знаете, откуда пошел обычай обмениваться кольцами? Почему их носят на безымянном пальце? Чем отличается свадебное кольцо от помолвочного? Кто первым решил украсить кольцо бриллиантом? Какие надписи оставляли внутри кольца средневековые женихи?

Об этом и многом другом Вам расскажет этот материал.

Традиция обмениваться кольцами пошла от древних египтян, как знак долгой и нерушимой людьми и богами, любви. Но и еще до этого невесты «доисторических времен» сплетали кольца из пеньки, тростника. Считается, что первыми кольца стали носить египетские фараоны. Их кольца были весьма внушительными, потому что выполняли функцию печатей. Вслед за фараонами кольца стали носить и представители низших слоев общества.

А древние римляне, совершая обряд обручения, дарили родителям невесты простое металлическое кольцо, как символ обязательств и способности содержать невесту. Брак не всегда был «союзом двух сердец», с древнейших, даже пещерных времен и до совсем недавнего времени, целью заключения брака была выгода (деньги, положение в обществе, и т.п.). В древнем Риме считали, что металлическое в обручальном кольце отражает нерушимость брачных уз. Мужчина дарил своей избраннице, которой могло быть меньше 10 лет, до свадьбы железное кольцо. Потом, когда девушка подрастала, мужчина официально брал ее в жены. После этого он дарил ей кольцо из золота. Обручальные кольца в Риме носили только женщины. Римлянки носили до 16 (!) штук колец на каждой руке. Зимой тяжелые и широкие, а летом тонкие, легкие и изящные колечки. В основном  золотые и серебряные украшения без камней. Причем в быту кольца указывали на социальное положение жителей: высшие сословия имели право носить золотые кольца, горожане — серебряные, а рабы — металлические. Предшествовавшие заключению брака помолвка, а затем и обручение (на всех этих церемониях предполагалось одарение невесты кольцом) фактически были залогами предстоящей сделки заключения брака, твердости намерений жениха. Изначально церемония обручения была важней самой свадьбы, которая считалась лишь простым завершением удачной помолвки.

Древние евреи, по одной из легенд, дарили вместо обручального кольца монетку. Этим обозначалось обязательство жениха обеспечивать свою жену. Постепенно традиция дарить монеты уступила место традиции дарить кольца, которая жива и по сей день. Таким образом, кольцо, являясь дохристианским символом, было перенято как на Востоке, так и на Западе. Изначально игравшее роль дара во время помолвки, оно практически полностью потеряло к IV в. свой «экономический» аспект, и  стало нести только символическую нагрузку. Именно в таком значении его и переняли христиане — как дар, через который выражалась идея верности жениха и невесты или супругов, как «кольцо верности» (anulus fidei). В итальянском городе Перудже до сих пор хранят реликвию — кольцо с аметистом, которое, по легенде, преподнес Иосиф Деве Марии на обручение. Отсюда, согласно очередному преданию, и пошла мода на обручальные кольца с камнем.

Восток сохранил кольцо в чине помолвки или обручения, и сделал его центральным символом этого богослужения. Для мужчин Ближнего и Дальнего Востока кольца были способом обеспечения верности своих жен. Около 2000 лет тому назад были изобретены сборно-разборные кольца-пазлы, которые если их пытались снять, рассыпались. Потом их можно было собрать, но только зная правильное расположение составных частей.

На Западе же кольцо с течением времени стало элементом собственно свадьбы. При этом Запад надолго сохранил древнюю римскую практику, согласно которой в обручении было только одно кольцо, которое жених давал невесте, на Востоке же идея единства супругов и их равенства перед Богом выражалась символически путем использования двух колец.  Во времена Христианства, кольцо  окончательно стало частью свадебного обряда. Но и это пришло не сразу. Только в конце II века нашей эры супруги начали обмениваться бронзовыми обручальными кольцами. В III веке нашей эры обручальные кольца стали золотыми, а в IV веке их впервые начали использовать в церемонии бракосочетания. В860 г. Папа Римский Николай официально разрешил использовать обручальные кольца. Однако, кольца с выгравированными символическими фигурами в виде голубей, лир или рук считались «языческими» и с о временем от них отказались.

В Нюрнбергском музее хранится кольцо XIII века, найденное при раскопках. Оно имеет простой трехгранный профиль и надпись «Во мне верность». Встречались тогда надписи  вроде  «Любовь до гроба», «Пока люблю — надеюсь» — или напротив, более патетичные —   «Соединенные вместе Богом, не могут быть разлучены человеком». Цифра «3» считалась символом надежды, веры и любви, а «7» — просто счастливой. Большой популярностью тогда пользовались кольца-половинки. Их носили отдельно муж и жена, но только соединенные вместе, эти половинки составляли целое кольцо, на котором можно было прочесть какое-нибудь изречение.

В те времена обручальные кольца носили на безымянном пальце левой руки. Кольцо на этом пальце охраняло покой и счастье в семье, поскольку еще древние римляне считали, что кровь четвертого пальца левой руки идет напрямую к сердцу. Говорилось, что этот палец символ любви и чести. Католики и по сей день носят обручальные кольца на левой руке.

А что касается традиции обмениваться обручальными кольцами, украшенными бриллиантами, то впервые она установилась при дворе императора Священной Римской империи Фридриха III. В 1477 году молодой австрийский эрцгерцог Максимилиан, вступая в брак с Марией Бургундской, заказал своему ювелиру кольцо из спрессованного золота и серебра, обрамленное бриллиантами в виде буквы «М». Таким образом, именно этому молодому человеку мы обязаны своей модой на обручальные кольца с бриллиантами. Бриллиантами украшать обручальные кольца первыми стали итальянцы в эпоху Средневековья.

По церковному уставу 15 века жениху было положено кольцо железное – в знак его силы, а невесте – золотое, как символ ее нежности и непорочности. Позднее, начиная с 1775 года, по предписаниям церкви, в знак преимущества мужского пола и обязанности жены повиноваться мужу, мужское кольцо стало золотым, а женское – серебряным или железным. Но со временем это правило перестало соблюдаться. Кольца стали надевать жениху и невесте из одного и того же металла. В 1755 году, Святейший Синод соединил обряд обмена кольцами – обручение с венчанием. До этого в день обручения (помолвка – в народе говорили: рукобитье, сговор) жених дарил невесте кольцо и шаль, а к вечеру присылал в ее дом для праздничной вечеринки сладости и много бутылок со спиртным. В богатых домах устраивали не вечеринку, а большой бал. Позднее процедуру упростили.  Жених покупал кольца и в день венчания отдавал их свидетелю, который передавал их священнику. Иногда обручальное кольцо посылали невесте перед венчанием вместе с фатой, венчальными свечами и цветами. Помолвка же, предварительный договор о заключении брака, долгое время оставалась решающей в народной традиции. Со времен помолвки до наших дней за кольцами супругов сохранилось и название – обручальные. Так происходило до 1917 года. В Советской стране “обряд венчания и обручения” был перенесен из храма в ЗАГС.  Остался лишь православный обычай надевать обручальное кольцо на безымянный палец правой руки, в отличие от католического – носить кольцо на левой руке.

В англоязычных странах, во времена Средневековья прежде чем скрепить свой союз обменом кольцами, жених одевал обручальное кольцо по  очереди на три пальца невесты “Во имя Отца, Сына и Святого Духа”. И, хотя в современном мире обряд обмена обручальными кольцами уже не носит религиозного оттенка, молодожены продолжают эту традицию. В ряде европейских стран церемонии бракосочетания предшествует обручение, когда кольцом украшают левую руку, и только во время свадьбы обручальное кольцо занимает свое почетное место на правой руке. Еще одна традиция связана с тем, что кольцо, подаренное невесте на обручение, и кольцо, врученное во время свадебной церемонии, вовсе не одно и тоже. Кольцо для обручения должно быть дорогим и заметным (лучше всего с драгоценным камнем), тогда как обручальное кольцо аккуратно и непритязательно.

О платине было известно еще в Древнем Египте. Свое название этот металл получил в XVII веке, платина означает – “маленькое серебро”.  В 1870 году ее впервые стали использовать для ювелирных украшений, как оправу для драгоценных камней, чаще бриллиантов, потому что оправа из золота придает камню желтоватый оттенок.

В разные времена обручальное кольцо имело разный вид. В истории сохранились кольца разных времен. Величественной простотой поражает кольцо конца XIV столетия – плоский гладкий кружок.  Век рыцарской культуры знаменуется поэтическими мотивами в ремесле и искусстве. Образцом высокой профессиональной техники того времени служит свадебное кольцо второй половины XV века – в богатом лиственном орнаменте портреты молодоженов. Являясь эталоном красоты и гармонии, оно напоминает уникальные по мастерству работы нюрнбергского ювелира моравского происхождения Вацлава Ямницкого. Сегодня это великолепное кольцо находится во франкфуртской коллекции перстней.

К переходному периоду XV-XVI веков относится еврейское свадебное кольцо, хранящееся в берлинском художественно-промышленном музее. Материалом для его изготовления послужило позолоченное серебро, края украшены мелкими цепочками, между шариками и проволочными выпуклостями укреплены пять эмалированных цветков. На внутренней стороне надпись на древнееврейском: “Большого счастья”. Другой образец демонстрирующий обручальное кольцо той эпохи – гладкий кружок, украшенный по краям фасонной проволокой, а посередине – вставленным сердечком с выгравированными инициалами (мода начала XVI века). Типичный ренессансный характер имеет кольцо XVI века: на рубчатом фоне головки амуров чередуются с розетками, а по краям – античный мотив сплетенных рук.

Стили барокко и рококо подчеркивали великолепие ювелирных изделий. Ранее второстепенные работы по украшению стали в этот период основными. Подтверждением тому служит роскошный перстень в стиле Людовика XVI: в плоскости овального камня выгравированы и позолочены или вырезаны из золота и прикреплены четыре буквы, которые вместе составляют имя покровителя любви – Амура. Под камень положены волосы, а край его обрамлен бриллиантами. Настоящее произведение искусства – перстень, где в середине алмазами выложено число 3, символизирующее три добродетели – веру, надежду, любовь; слева – пылающее сердце из огненного рубина; справа -цветок со сверкающим бриллиантом.

Арт Деко (1920-1935) – стиль, который был популярен во Франции. Ему присущи смелые геометрические формы, напоминающие архитектурные строения. Эдвардианский стиль (Edwardian) (1901-1914) – назван в честь Эдуарда VII. Большой популярностью в эту пору пользовалась платина. В изобилии использовались алмаза, а также сапфиры.

Викторианский стиль (1837-1900). Во время царствования королевы Виктории наиболее часто использовались символы единства – переплетающиеся руки, пряжки, луки и королевское кольцо – змея, поедающая свой хвост. Викторианские кольца изобиловали алмазами. В течение того периода были обнаружены алмазные шахты Южной Африки, и следовательно алмазы были доступны. Также использовался жемчуг. Однако, кольца Викторианской эпохи для каждодневного использования не рекомендуются.

Георгиевский стиль (1714-1830) – ювелирные изделия в основном ручной работы с мотивами из желудей, пшеницы, цветов, листьев и голубей. Также были популярны камеи.

Неизгладимое впечатление производит двойное кольцо с изображением скрещенных рук, подчеркивающих божественную идею. Уникальная коллекция золотых и серебряных свадебных колец конца XVI – начала XVII столетия с мотивом соединенных рук представлена в художественно-промышленном музее в Праге. Часто на них наносили кабалистические знаки, символические надписи и магические цифры.

Наполеоновские битвы сказались и на художественном ремесле. До сих пор сохранились интересные свадебные кольца того периода. Все они выполнены в основном из серебра, поскольку золото жертвовалось на алтарь власти. Об изменении модных тенденций свидетельствуют кольца XIX в. – целое столетие в дизайне свадебных колец не наблюдалось каких-либо новшеств. Изменение вкусов находило выражение только в высоте или ширине изделий. Кроме гладких, популярностью пользовались полукруглые кольца.

Потом наступили времена, когда обручальные кольца с алмазами считались непозволительной роскошью, признаком расточительности, дурным тоном и даже нелепостью. Однако все историки и специалисты в области ювелирного дела единодушны в том, что с открытием  бразильских (1725 г.), а затем и южно-американских (1866 г.) месторождений алмазов, с усовершенствованием технологии огранки, бриллиант вновь стал желанной частью обручального кольца. Во многом этому способствовал Чарльз Льюис Тиффани, создавший в1837 г. в Нью-Йорке самый большой ювелирный магазин. В конце XIX в. он разработал новый дизайн обручального кольца, который был единодушно принят американцами. В обручальных кольцах первого поколения обрамлением для бриллианта служила оправа с шестью зубцами, которая как бы поднимала бриллиант и делала его более видимым. Этот дизайн стал стандартом для обручальных колец.

Ассортимент свадебных колец заметно расширился после Первой мировой войны. В моду вошли так называемые кольца -“шимми” (“шимми” – очень популярный в то время танец). Узкие, гладкие, в профиль – трапеция, позднее с украшенной гравюрой посередине, с гравированным реверсом по краям. Полукруглые, с барочной гравюрой, с выбитыми четырехлистниками, лавровыми или липовыми листьями. Сначала ручной чеканки, затем с разнообразно украшенной вальцованной проволокой. В 30-х годах начали изготавливать полностью лапидарные обручальные кольца, т.е. шлифованные до блеска на площадках различной формы.

Помолвка – очень древний обычай. Обычно после предложения о вступлении в брак жених и невеста объявляли о своей помолвке – первое заявление о будущей совместной жизни. Это сугубо семейное событие, поэтому оповещали о нем только родных и близких. Кстати, с этим событием связано первое официальное упоминание о подаренном невесте кольце с бриллиантом (середина 15 столетия) до этого обручальные кольца были в лучшем случае золотыми. Для помолвок, обручений и самой свадьбы двести-триста лет назад были популярны кольца с алмазом, изумрудом, аметистом, рубином, сапфиром, бирюзой. Было принято заказывать три похожих кольца – для жениха, невесты и, как ни странно для свидетеля. Носить они их должны были, не снимая до свадьбы, пока не наставало время молодоженам одеть обручальные. Кольца, подаренные на помолвку и обручение, носили вместе с обручальным, но чаще бережно хранили, чтобы передать потом своим детям.

В ряде европейских стран церемонии бракосочетания предшествует обручение, когда кольцом украшают левую руку избранницы, и только во время свадьбы обручальное кольцо занимает свое почетное место на правой руке. Еще одна традиция связана с тем, что кольцо, подаренное невесте на обручение, и кольцо, надетое во время свадебной церемонии, вовсе не одно и то же. Кольцо для обручения должно быть дорогим и заметным (лучше всего с драгоценным камнем), в то время как обручальные кольца – аккуратны и непритязательны.

Еще в античные времена возник и практически без изменений просуществовал до начала XX века так называемый «язык колец», однако в наше время с бурным развитием моды и всевозможных неформальных групп стал почти забыт. С помощью кольца классической формы (не обязательно золотого), надетого на тот или иной палец левой руки, окружающим сообщалась весьма важная информация о его владельце:

– кольцо на мизинце означало: «Мое сердце свободно, но к вступлению в брак я пока не готов (не готова)!»;

– кольцо на безымянном пальце сообщало, что у его обладателя уже есть возлюбленная (возлюбленный);

– средний палец, украшенный колечком, «выдавал» опытного в любовных делах человека: «Мы с Амуром на ты»;

– кольцо на указательном пальце означало, что его владелец ищет будущую жену;

При этом существовали и свои правила, перемежающиеся с «языком колец»:

– серебряное колечко на левой руке – девушка на выданье, на правой – просватана;

– золотое кольцо на правой руке – замужняя, на левой – разведена;

– два золотых кольца на левой руке — вдова, так как второе кольцо — это кольцо умершего мужа.

История знает немало примеров «путешествия» обручальных колец буквально по всем пальцам обеих рук. Так, в Англии времен правления короля Георга I в начале XVIII века крупные обручальные кольца надевали на большой палец. Так же поступали и в Индии. Правда, новобрачные там, в принципе, недолго носили свадебные кольца — через некоторое время их могли попросту переплавить для любого другого украшения. В средневековой Европе вообще не было определенного места для обручального кольца — его можно было носить на любом пальце.

Сейчас у православных христиан принято носить кольцо на безымянном пальце правой руки, также на правой руке обручальные кольца носят в странах Центрально-Восточной Европы, католики в Австрии, а также, в частности, в России, Украине, Сербии, Польше, Грузии, Чили, Норвегии, Германии, Австрии, Греции, Испании, Индии, Венесуэле и др.

На левой руке обручальные кольца носят в таких странах как: Турция, Армения, Куба, Бразилия, Франция, Ирландия, Канада, Мексика, Словения, Хорватия, Швеция, США, Великобритания, Италия, Япония, Сирия. В Украине вдовцы обычно носят обручальные кольца на безымянном пальце левой руки.

В наши дни обручальное кольцо не утратило своего первоначального значения. Его круглая форма, не имеющая начала и конца, символизирует бесконечность и вечную любовь, а благородный металл, из которого традиционно изготавливают обручальные кольца, является символом чистоты и непорочности. А вот внешний вид обручальных колец за свою многовековую историю претерпел ряд изменений. И если изначально обручальные кольца были предельно простыми и не имели каких-либо украшений, то в наше время все больше молодых пар выбирают для свадебного ритуала эксклюзивные обручальные кольца, в дизайне которых присутствуют и россыпи драгоценных камней, и изысканные сочетания благородных металлов.

Таким образом, обручальные кольца вошли в повседневную жизнь и оставили свой след в истории человечества. И каждое кольцо имеет свою историю. А история Ваших обручальных колец может начаться с покупки в сети фирменных магазинов «В золоте», где представлен большой выбор обручальных колец

Оцените статью
Тайны и Загадки истории