| 50-е годы |
| 1958 год | Создано Advanced Research Projects Agency (ARPA) – Агентство Передовых Исследовательских Проектов при Министерстве обороны США. Целью ARPA были исследования в области обеспечения безопасности связи и коммуникаций в ходе возможного обмена ядерными ударами. Но всему миру ARPA стало известно как колыбель компьютерных сетей и интернета. |
| В это же самое время учеными Брукхейвенской Национальной Лаборатории (Brookhaven National Laboratory) создана первая видеоигра на основе осциллографа – «Tennis for Two». |
| 60-е годы |
| 1961 год | Студент Массачусетского Технологического Института (MTI) Леонард Клейнрок (Leonard Kleinrock) теоретически описывает технологию, способную разбивать файлы на куски и передавать их различными путями через сеть. |
| Специалисты MTI создали первую компьютерную игру «Space Wars». Она была создана для упрощенной симуляции боевых действий. Игра представляла собой следующее: два небольших космических корабля летали по экрану, стреляли в друг друга и уворачивались от единственного подвижного препятствия в виде звезды. Специально для игры были созданы контроллеры, отдаленно похожие на современные джойстики. «SpaceWar!» стала первой по-настоящему компьютерной игрой, ведь две предыдущие игры были лишь компьютерной реализацией уже существовавших настольных игр. Эта игра долгое время существовала в одном единственном экземпляре и возглавила топ браузерных онлайн игр, так как конкурентов не было. |
| 1963 год | Руководитель компьютерной лаборатории ARPA Джон Ликлидер (J.C.R.Licklider) предлагает первую детально разработанную теоретическую концепцию компьютерной сети. |
| 1967 год | Ларри Робертс (Larry Roberts), практик, воплощающий в жизнь теоретические идеи Ликлидера, предлагает связать между собой компьютеры ARPA. Начинается работа над созданием ARPANET. |
| 1969 год | Создана сеть ARPAnet. Первоначально сеть объединяла Гарвард, Массачусетский технологический институт, и BBN (компанию, которая создала интерфейс подключения к сети). Чуть позже к ARPAnet постепенно подключаются компьютеры ведущих военных лабораторий и исследовательских центров США. Чуть позже начали подключать и невоенные объекты. |
| 70-е годы |
| 1971 год | Первая публичная демонстрация ARPAnet. |
| Разработана электронная почта (E-mail). Создатель – Рэй Томлинсон (Ray Tomlinson). Так же Рэй придумал использовать символ “@”, чтобы отделить имя пользователя от имени компьютера (впоследствии имя компьютера заменилось на доменное имя). |
| 1973 год | Создана первая сетевая игра – «Empire» на компьютерах «PLATO». Создатель – Джон Далеск (John Daleske). Это была стратегическая пошаговая игра максимум для 8 игроков. Игроки управляли космическими кораблями, развивали промышленность, производили товары, покупали новые корабли. |
| 1974 год | Открыта первая коммерческая версия ARPAnet – сеть Telenet. |
| Создана сетевая игра «MazeWar» на компьютерах «Imlac PDS-1». Первая игра с видом от первого лица. В «MazeWar» несколько игроков ходили по псевдо трёхмерному лабиринту и сражались друг с другом. Естественно, никакого прицеливания ещё не было, стрелять можно было только в ту сторону, куда смотрел персонаж. В качестве персонажей использовались летающие глаза, а различать игроков можно было лишь по текстовым надписям над глазами. |
| Создана сетевая игра «SpaSim». Идеи те же самые, что и в «MazeWar»: до 32 игроков одновременно сражались между собой по сети, но теперь уже не в лабиринте, а на фоне космоса. |
 | | Игра Empire (1973 год) | |  | | Maze War (1974 год) | | |
| 1976 год | Создана первая локальная сеть Ethernet. Создатель – Роберт Меткалф (Robert Metcalfe), сотрудник исследовательской лаборатории компании Xerox. |
| 1977 год | Создан первый массовый персональный компьютер Apple II молодой компании Apple Computer, что явилось предвестником бума всеобщей компьютеризации населения. |
| Изобретен компьютерный модем. Создатель – Деннис Хайес (Dennis Hayes) и Дейл Хетерингтон (Dale Heatherington). Модем позволил создавать подключения между удалёнными компьютерами с помощью телефонных линий связи. |
| 1979 год | Создана первая многопользовательская текстовая игра «Multi-User Dungeon» (MUD). Создателями стали два студента Эссекского Университета – Рой Трабшоу (Roy Trubshow) и Ричард Бэртл (Richard Bartle). Взаимодействие с игровым миром происходило с помощью текстовых команд, вводимых игроками вручную. Все последующие онлайновые игры с текстовым интерфейсом стали относить к отдельному жанру – MUD. |
| Первый сетевой форум – «Usenet». Была реализована специальная система размещения сообщений, объединение групп новостей. |
 | | Игра Multi-User Dungeon (1979 год) | | |
| 80-е годы |
| 1981 год | Компания IBM произвела свой первый персональный компьютер (PC). |
| 1982 год | Создан интернет (глобальная сеть). Точнее говоря, создан единый сетевой протокол передачи данных – TCP/IP. Эта стандартизация и позволила объединить разрозненные локальные сети в единую мировую сеть – интернет. (Сама идея единого протокола TCP/IP появилась ещё в 1974 году). |
| 1984 год | Создана система доменных имен (Domain Name System, DNS). Эта система сделала адреса в интернете более понятными простому человеку, по сравнению с использованием числовых IP-адресов. DNS-сервера позволили пользователям интернета для подключения вводить запоминающиеся текстовые имена доменов, которые затем автоматически конвертировались в IP-адреса. |
| 1985 год | Создана первая коммерческая онлайн-игра в жанре MUD – «Island of Kesmai». К «Island of Kesmai» могло подключиться одновременно до 100 игроков. Из-за того, что MUD-игры располагались в сети, а не на персональных компьютерах, их невозможно было продать как обычные игры. Плату стали взимать за трафик, исходящий из сети «CompuServe», где располагалась игра. За каждый час игры приходилось платить около 10 долларов. |
| Создана онлайн-игра «Habitat» от «Lucasfilm Games». Игра имела полноценную цветную графику и красочный интерфейс. «Habitat» представляла собой что-то среднее между социальными сетями и игрой «Sims». В игре не было приключений, лабиринтов и монстров, в ней игроки большую часть времени общались между собой, одевали своих персонажей, покупали виртуальные вещи, жили в виртуальной квартире. Мир игры состоял из отдельных экранов, подходя к левому или правому краю экрана, игрок попадал в следующий экран. Всего таких экранов было более 20 тысяч. |
 | | Игра Island of Kesmai (1985 год) | |  | | Игра Habitat (1985 год) | | |
| 1987 год | Активный рост интернета. На конец года насчитывалось 30 000 подключенных компьютеров к сети интернет. |
| 1988 год | Создана первая коммерческая онлайн-игра с абонентской платой – «Club Caribe» на компьютерах «Commodore 64». Абонентская плата составляла 12 долларов США в час! «Club Caribe» представляла собой такой же социальный виртуальный мир, что и игра «Habitat». |
| 1988 год | Создана система обмена сообщениями «Internet Relay Chat» (IRC). Первые шаги к созданию онлайн-чатов. |
| 1989 год | Предложение о создании современного интернета. Компьютеры и до этого были объединены в одну глобальную сеть, но эта сеть использовалась лишь для передачи отдельных файлов по протоколу FTP. Тим Бернерс-Ли (работник ЦЕРН, Европейской лаборатории физики элементарных частиц в Швейцарии) предложил идею создания гипертекста и браузеров. Предложенные идеи с трудом, но начали реализовываться на практике. |
| 90-е годы |
| 1990 год | Создан современный интернет (World Wide Web, WWW). Реализованы идеи Тима Бернерс-Ли: приняты стандарты создания интернет страниц (HTML), протокола обмена интернет страницами (HTTP). |
| 1991 год | Создана первая интернет страница. На странице было объяснение сути интернета и его правил. |
| Создана первая графическая ролевая онлайн-игра – «Neverwinter Nights». Геймплей был всё тот же: выбор команд, ограниченных количеством строчек в меню, статичные картинки, текст, описывающий что происходит вокруг. Однако бои происходили как в японских RPG: вид сверху, строгая очередность хода, определенный выбор действий. |
 | | Первая интернет страница (1991 год) | |  | | Игра Neverwinter Nights (1991 год) | | |
| 1993 год | Появился «Mosaic» – первый интернет браузер, доступный для понимания обычных пользователей (без технического образования в области компьютерных технологий). Как следствие – бурное развитие и расширение интернета. |
| 1995 год | Создан первый онлайн чат в интернете. |
| 1997 год | Создана первая MMORPG – «Ultima Online». – Она стала первой, по-настоящему успешной и массовой онлайновой ролевой игрой. Игра вышла 24 сентября 1997 года, а уже в 1998 году количество игроков по всему миру достигло 100 тысяч. Сам термин «MMORPG» (Massively multiplayer online role-playing game) придумал и ввел в обиход автор «Ultima online» – Ричард Гэрриот (Richard Garriott). |
 | | Игра Ultima Online (1997 год) | | |
| 1998 год | Создана первая MMORPG с использованием 3D графики – «Everquest» от «Sony Online Entertainment». Эта игра сформировала классический интерфейс и элементы геймплея мморпг в том виде, в котором мы знаем его сегодня: крафт, PvP (сражения между игроками), данжи (отдельные территории с более сильными врагами), рейды (походы групп игроков), хотбары (панели для быстрого использования способностей), серверы с различными наборами правил. Создатель Everquest – Брэд МакКуэйд. |
| Создана ролевая онлайн-игра «Lineage». Выпущена корейским медиа-холдингом «NCsoft». Игра была весьма популярна, но не вызвала такой истерии глобальных масштабов, какую породил сиквел. |
 | | Игра Everquest (1998 год) | |  | | Игра Lineage (1998 год) | | |
| 2000-е годы |
| 2000 год | Игровые приставки становятся частью онлайн-мира. Крупнейшие компании, действующие в сфере компьютеров и игр, выпустили игровые приставки 6-го поколения с возможностью выхода в Интернет. (Приставка «Sony PlayStation 2» – в 2000 году, чуть позже поступает в продажу приставка «Microsoft XBox» – в 2001 году). |
| 2001 год | Начался бум онлайн игр в Европе и Америке. Значительно увеличивается аудитория онлайн-игроков. Уже созданные онлайн-игры выпускают современные обновления для своих игр. |
| Создана онлайн игра «World War II Online» в жанре шутер от первого лица (MMOFPS). В игре происходят виртуальные бои с использованием пехоты, танков, самолётов и прочих боевых машин. |
| Создана онлайн игра «Dark Age of Camelot». Мир игры основан на различных европейских средневековых мифологиях и сказаниях (легенды о Короле Артуре, мифы скандинавов). |
| Выходит ролевая онлайн игра в научно-фантастическом стиле (Sci Fi) – «Anarchy Online» от компании «Funcom». |
| Выходит первая стратегическая онлайн игра (MMORTS) – «Shattered Galaxy» от компании «Nexon Inc.». Глобальная карта игровой вселенной поделена на отдельные небольшие экраны, где и происходят схватки между юнитами различных игроков. В любой момент к сражению могут присоединится игроки из соседних участков, юниты свободно перемещаются по всей карте в реальном времени. Игра существует и по сей день. |
 | | Игра Dark Age of Camelot (2001 год) | |  | | Игра Anarchy Online (2001 год) | | |
| 2002 год | Выходит онлайн игра «Ragnarok Online». Игра обладает развитой системой профессий и умений персонажа. Благодаря своему рисованному мультяшному стилю «аниме» в «Ragnarok Online» играют, в основном, девушки. |
| Выходит онлайн игра «The Sims Online» от «Electronic Arts». Популярность однопользовательской игры «The Sims» не помогла онлайн-проекту. В одиночной игре игроков привлекала роль Бога, когда всё находится под контролем. В онлайн-игре игроки могли управлять лишь одним персонажем, находящимся в равных условиях со всеми остальными игроками. Вся прелесть «The Sims» пропала в онлайн формате. Из-за убыточности игра была закрыта 1 августа 2008 года. |
 | | Игра Ragnarok Online (2002 год) | |  | | Игра The Sims Online (2002 год) | | |
| 2003 год | Выходит ролевая онлайн-игра «Lineage II» от южнокорейской компании «NCsoft». Игра обрела огромное количество фанатов в азиатских странах. (Сначала «Lineage II: The Chaotic Chronicle» была выпущена 1 октября 2003 года в Корее, затем 27 апреля 2004 – по всему миру). Графически игра выглядит отлично, из минусов можно отметить только скучный и монотонный процесс прокачки персонажа, присущий всем ролевым играм азиатского типа. |
| Создана «Star Wars Galaxies» – по мотивам эпопеи «Звездные Войны». Дата выхода – 26 июня 2003 года. Игру выпустили недоработанной, предполагая со временем устранять ошибки, выпуская патчи и дополнения. Первоначальный дисбаланс в игре был устранён только к 2005 году. К тому времени большинство игроков уже покинули эту игру, остались лишь истинные фанаты «Star Wars». |
 | | Игра Lineage II (2003 год) | |  | | Игра Star Wars Galaxies (2003 год) | | |
| Создана космическая онлайн игра «Eve online». Игра всё ещё поддерживается разработчиками и постоянно обновляется. |
| Создана онлайн игра «Second Life». Является своеобразной виртуальной социальной сетью, где игрок управляет персонажем, ходит по виртуальным магазинам, посещает виртуальные вечеринки и занимается прочими повседневными делами. |
 | | Игра EVE Online (2003 год) | |  | | Игра Second Life (2003 год) | | |
| 2004 год | Создана первая глобальная социальная сеть – «Facebook». Создатель Марк Цукерберг. |
| 23 ноября 2004 года выходит ролевая онлайн-игра «World of Warcraft» (WoW). На данный момент игра «WoW» является самой успешной и самой популярной онлайновой ролевой игрой. Игра периодически дополняется, к 2013 году уже вышло четыре больших дополнения, таким образом она остаётся современной уже на протяжении десятка лет. |
| Выходит ролевая онлайн-игра – «Everquest II» от «Sony Online Entertainment». |
 | | Игра World of Warcraft (2004 год) | | |
| 2005 год | Выходит ролевая онлайн-игра – «Guild Wars» от «ArenaNet». Дата выхода – 28 апреля 2005 года. Отличная MMORPG без абонентской платы, но с развитым PvP-режимом. |
| 2006 год | Создана российская социальная сеть: после возросшей популярности «Facebook» наш соотечественник Павел Дуров делает его русскоязычную копию – «Вконтакте». |
| 2007 год | Создана «The Lord of the Rings Online» – по мотивам эпопеи “Властелин Колец”. Эта игра отличается проработанным до мелочей миром и множеством интересных побочных квестов. |
| Создана ролевая онлайн игра «Tabula Rasa». Несмотря на то, что в игре был реализован качественный и оригинальный научно-фантастический мир, игра не получила большого количества поклонников. В скором времени игру закрыли. |
 | | The Lord of the Rings Online (2007 год) | |  | | Игра Tabula Rasa (2007 год) | | |
| 2008 год | Создана ролевая онлайн игра «Age of Conan» от компании «Funcom». Дата выхода – 20 мая 2008 года. |
| Создана ролевая онлайн игра «Warhammer Online: Age of Reckoning» от компании «Mythic Entertainment». Дата выхода – 18 сентября 2008 года. Игра ориентирована на массовые бои между персонажами (PvP). Так же есть множество интересных и необычных квестов. |
| Создана ролевая онлайн игра «Aion: The Tower of Eternity» от южнокорейской компании «NCsoft». Дата выхода – 25 ноября 2008 года. Игра – идейное продолжение «Lineage II» под новым именем. Игра создана на современном графическом движке CryEngine 2, что дарит «Aion» поразительный внешний вид для онлайн игры. |
 | | Игра Warhammer Online (2008 год) | |  | | Игра Aion (2008 год) | | |
| 2009 год | Создана ролевая игра «Аллоды Онлайн» от русской компании «Allods Team». Дата выхода – 1 октября 2009 года. Это первая русская MMORPG. Продолжает игровую серию «Аллоды», но уже в масштабе MMORPG-вселенной. По стилю графики очень похоже на «World of Warcraft», и качество графики на том же уровне, несмотря на разницу в 5 лет между релизами этих двух игр. История игры рассказывает о противостоянии двух фракций: вольнолюбивая Лига и тоталитарная Империя. |
 | | Игра Аллоды Онлайн (2009 год) | | |
| 2010-е годы |
| 2010 год | Выходит тактическая онлайновая игра «World of Tanks», разработанная белорусской студией «Wargaming.net». Дата выхода – 12 августа 2010 года. Игра приобрела большую популярность среди отечественных игроков. |
| 2011 год | Выходит онлайновая ролевая игра «Rift», разработанная студией «Trion Worlds». Дата выхода – 1 марта 2011 года. |
 | | Игра World of Tanks (2010 год) | |  | | Игра Rift (2011 год) | | |
| 2012 год | Выходит онлайновая ролевая игра «Guild Wars 2» от компании «ArenaNet». Дата выхода – 28 августа 2012 года. Игра отличается своим новаторством в игровом дизайне и отсутствием большей части шаблонов и клише жанра MMORPG. Игра не имеет привычной для ММОРПГ системы заданий, вместо этого существуют динамические события, которые происходят и влияют на мир независимо от того, участвует ли в них игрок. Игрок же, своим участием или неучастием, может повлиять на результат события, который отразится в окружающем мире. |
 | | Игра Guild Wars 2 (2012 год) | | |