Парапсихология имеет свою историю, уходящую корнями в глубь веков. Эту историю принято делить на ряд периодов – древний и ранний (XIII – XVIII вв.), средний (примерно от 1850 до 1950 г.) и современный период. Столь длительная история этой науки не должна удивлять, ибо с момента зарождения цивилизации в древних Месопотамии и Египте, Индии и Китае, Греции и Риме пытливый ум человека ставил вопросы, извечно волновавшие людей, – о сущности жизни и смерти, сознании, бессмертии, душе, Вселенной и месте человека в ней.
Люди давно сталкивались с проявлением необычайных свойств человеческой психики, с паранормальными явлениями (пси-явлениями), ибо во все времена и во всех странах мира всегда находились отдельные личности, проявлявшие незаурядные знания и способности, поражавшие обычных людей, – это были жрецы, шаманы, оракулы, ясновидящие, медиумы.
Наука в те далекие времена находилась в зачаточном состоянии, и все знания основывались на религиозно-философских учениях, мистических понятиях и верованиях. Архаичные и интуитивные натурфилософские представления отражали ранние этапы познания человеком окружающего мира и места человека в нем, и, естественно, они не могли дать объяснения паранормальным явлениям иначе, как с религиозно-мистических позиций, объявляя чудом каждое необычное проявление психики человека.
Последующий, ранний, период в истории парапсихологии охватывал собой все средневековье и продолжался вплоть до начала XVIII столетия. Он характеризовался широким распространением среди людей магических представлений, мистических верований, колдовства, гадания, составлявших обширную систему средневекового знания. Историко-социологические исследования показывают, что, хотя магия сопровождает человека на протяжении всей его истории, в этот период она достигла своего высшего расцвета. Возникла даже религиозная идеология колдовства. Наука тогда развивалась в тесном соприкосновении с магическими верованиями, поэтому многие мыслители прямо обращались к магии, спиритизму и алхимии.
Реакция средневекового общества и церкви на колдовство выразилась в печально известной охоте на ведьм, в результате которой погибло около полумиллиона человек, среди них 85 % женщин. Социально-политической основой охоты на ведьм была боязнь правящих кругов средневекового общества и церкви любых социальных перемен – разрушения сложившихся религиозных устоев, привычного жизненного уклада. Иоган Кеплер в автобиографических записках вспоминает, что его мать, помогавшая больным в лечении травами и настойками, была обвинена в колдовстве и подверглась в связи с этим тяжелым испытаниям.
В конце этого раннего периода одной из известных колоритных фигур был шведский ученый Сведенборг (1688- 1772 гг.), автор работ по психологии, гипнозу, обладавший ясновидением. Историки сообщают, что однажды его исключительная способность ясновидца была проверена и подтверждена в присутствии великого немецкого философа И. Канта, скептически относившегося к этим явлениям.
Во время колдовства и магических заклинаний человек впадал в транс, а в результате приема галлюциногенных трав и наркотических снадобий в экстатическом состоянии разговаривал сам с собой, с “духами” умерших людей, вызывал у себя такие необычные психические состояния, как бред, галлюцинации, ясновидческие и психокинетические способности, чем поражал воображение присутствующих и укреплял веру в магическую силу.
Средний период в истории изучения пен-явлений (XVIII – XIX вв.) отмечен деятельностью многих лиц, но среди них выделялись австрийский врач Ф. А. Месмер (1734-1815 гг.), живший во Франции, и барон Карл фон Райхенбах, немецкий промышленник и химик. Работы Ф. Месмера по “животному магнетизму” получили большую известность” завоевали много сторонников, но были критически встречены официальной наукой. Специальная комиссия, назначенная французским правительством в 1784 г., среди членов которой были известные ученые А. Лавуазье и Б. Франклин, не подтвердила существование “животного магнетизма” и его действия, но это не уменьшило энтузиазма и активности его сторонников.
Карл фон Райхенбах опубликовал свои наблюдения о существовании особой “одической” энергии на страницах солидных немецких научных журналов “Анналы химии” (1845 г.) и “Анналы физики и химии” (1861 г.), но его идеи тоже не были восприняты научной общественностью. Значительным событием в это время явилось издание Густавом Фехнером (1801- 1887 гг.) книги “Элементы психофизики”, положившей начало экспериментальной психологии.
Следует указать, что этот период в истории парапсихологии отличался массовым увлечением спиритизмом в разных странах мира, охватившего все социальные слои общества. Естественно, такой интерес к “вызыванию духов”, столоверчению и верчению блюдец привел к усилению скептического отношения к парапсихологии со стороны многих серьезных ученых.
На Западе большую известность в это время приобрели книги по спиритизму, написанные французским доктором Л. Ривайлем (1804-1889 гг.), публиковавшим их под псевдонимом Алан Кардек. А. Кардек обладал сильными экстрасенсорными способностями, что побудило известного французского ученого-астронома К. Фламмариона исследовать их, а результаты этих исследований были опубликованы в его книге “Таинственные психические силы” (1907 г.).
Многие имена исторических личностей и известных ученых можно было бы упомянуть при рассмотрении этого этапа в истории парапсихологии. Но следует отметить, что поворотным пунктом во всей истории изучения парапсихологии было создание в 1882 г. в Лондоне “Общества по исследованию психических явлений” во главе с Генри Сидгвиком (1863-1900 гг.) и Фредериком Майерсом (1843-1901 гг.).
Исследования в области парапсихологии велись главным образом в университетах Англии и США, но и ученые других стран вносили свой вклад в серьезное изучение парапсихологических феноменов. В их числе советские психофизиологи Л. Л. Васильев, В. М. Бехтерев, немецкий исследовательГ. Бендер, итальянский ученый Ф. Каззамалли и др.
Для доказательства способности людей к телепатии долгое время использовался метод угадывания символов на картах Зеннера с изображением креста, квадрата, треугольника, звезды и волнистых линий. Карты помещались в закрытые двойные конверты, и испытуемые должны были угадать нарисованные на них символы. Методика позволяла проводить строго количественный учет правильных ответов, и ее использование составило целый период в истории парапсихологии.
Результаты многолетних исследований были обобщены в книге Дж. Раина “Шестьдесят лет изучения сврехчувственного восприятия”, которая вскоре стала классической книгой. В ней были представлены материалы опытов, проведенных учеными-психологами, парапсихологами и другими специалистами с 1880 по 1940 год.
К этому же периоду относится появление сенсационных работ по фитопсихологии – изучению восприятия у растений, их способности принимать информацию от живых организмов. Эти исследования расширили и без того очень широкие границы парапсихологии и ко многим трудным вопросам о сущности пси-явлений добавили еще не менее сложные и загадочные вопросы фитопсихологии.
Рассматривая особенности становления и развития парапсихологии в современный период, необходимо указать на ряд причин, сыгравших важную роль в деле ее признания со стороны научной общественности. Усиленная эмиграция из разных стран Востока в Европу и Америку привела к быстрому развитию на Западе разных школ, центров и институтов, изучающих и пропагандирующих восточные религиозно-философские и этические учения (йога, дзен и др.). Эти организации издают свои книги, журналы, бюллетени, газеты; проводят курсы лекций с привлечением высококвалифицированных преподавателей, а также практические занятия по обучению аутотренингу, гипнозу, медитации, развитию и овладению пси-способностями.
Поэтому такие сложные паранормальные явления, как телепатия, ясновидение, астральный выход, левитация, были восприняты научной общественностью уже не в качестве очередной сенсации, а как вполне закономерные, хотя и необычные, явления.
Утверждению парапсихологии способствовали и другие причины, например, практическое применение экстрасенсорных явлений в медицине, а также широкое распространение в разных странах пси-лечения и диагностики. Кроме того, появились такие новые одаренные экстрасенсы высокого класса, как Мэтью Мэнинг, Борис Ермолаев, Джуна Давиташвили, Г. Кенчадзе, Ю. Воробьева, Ф. Конюхова, М. Бага-Ури, Инго Свэн, Джун Сакагучи, Масуаки Кийота, Майк Эдварде, Стив Шо, способные проводить психокинетические демонстрации как в лабораторных условиях, так и в большой аудитории.
Параллельно идущие с этим исследования медитации, аутогенной тренировки с обратной биологической связью, асимметрии мозга и другие работы по изучению особенностей высшей нервной деятельности дали многое в понимании работы полушарий головного мозга, кортиковисцеральных связей, переходных состояний между сном и бодрствованием, пограничных состояний, пространственно-временной организации нервно-психической деятельности. За истекшие столетия парапсихология прошла сложный и тернистый путь исканий и ошибок, заблуждений и открытий, путь от спиритического верчения столов и блюдец, “говорящих” стуков до применения квантовой физике, топологии и теории относительности.
Новый этап в современном изучении пси-явлений начался примерно с 1970 года, когда в разных центрах и институтах мира, в физических лабораториях началось серьезное изучение паранормальных явлений и ученые вплотную подошли к глубокой теоретической разработке основ этих явлений. В настоящее время более чем в 30 странах имеются такие исследовательские центры с большим числом лабораторий, а количество получаемой информации в этой области быстро возрастает. Она периодически подвергается анализу и обсуждению специалистами, рассматривающими все аспекты становления парапсихологии как науки.
Исследования показывают, что пси-явления требуют для своего объяснения не обычного подхода, а понимания новых физических закономерностей и решения таких логико-математических задач, онто- и гносеологических проблем, которые лишь начинают разрабатываться в современной науке.
А.В. Тимченко, В.Б. Шапарь