Термин “ландшафтная архитектура” появился в Соединенных Штатах 200 лет назад, но история возникновения и становления ландшафтного дизайна как науки и искусства насчитывает тысячелетия.
Первые изменения природных ландшафтов под влиянием жизнедеятельности человека произошли еще во время возникновения первых поселений. Ученые считают, что возделывать садовые участки первыми стали жители Междуречья. Создание парков и садов, как искусство, было известно в Древней Греции Х – IIX вв. до нашей эры. Прямые дорожки и аллейки, декорированные скульптурными композициями, вазами и колоннами стали визитной карточкой древнегреческого стиля.
Из дошедших до нас произведений Горация можно составить представление о характереландшафтного дизайна Древнего Рима – ему присущи разного рода водоемы – бассейны, фонтаны, гроты, а также прямолинейные, разделяющие сады аллеи.
Широкое распространение как искусство, устройство парков и садов получило в древнем Китае. Произошло это около трех тысяч лет назад. Огромное влияние на формированиедревнекитайского стиля ландшафтного дизайна, безусловно, оказала философия и религия. Немалую лепту внесли теории даосизма, призывающего к единению человека с природой. Также, говоря о Древнем Китае, необходимо упомянуть философию фэн-шуй, зародившуюся шестьдесят веков назад, и принесшую значительный вклад в развитие паркового дизайна Китая.
Большую популярность во всем мире сейчас обретает японский стиль дизайна ландшафтов. Изначально он формировался под влиянием китайского направления, но со временем, национальные традиции, принципы и философия – дзен-буддизм и синтоизм здесь сыграли значительную роль – заняли главенствующее положение. Сегодня традиционный японский сад – это не просто участок земли, засаженный травой и деревьями. Это сложная система символов. Японский сад – это участок земли, символизирующий картину самого мира, где человек в единении с природой познает сущность бытия.
Особое развитие стилистика ландшафтного дизайна обрело во время эпохи Возрождения. Искусству, архитектуре, ландшафтному ансамблю этого времени присуще стремление к совершенству, гармонии, равновесию. Паркам и садам уделялось огромное внимание, обустраивались они с особой тщательностью. Парки Эпохи Возрождения в изобилии украшены скульптурными сооружениями, водоемами, архитектурными композициями, раскидистыми деревьями, вьющимися растениями.
Наивысшая точка развития ландшафтного дизайна как науки и как искусства приходится на ХIХ — ХХ века нашей эры. Изучение и применение новых видов растений, внедрение каких-то новых элементов, объединение стилей – работа дизайнера в этот период направлена на достижение гармонии между природой и урбанизованностью, ландшафтом и архитектурой.
Возникновение и становление профессии ландшафтного дизайнера тоже произошло не в одночасье. В России, в IIIX-IX веках, понятия «ландшафтный дизайнер» не было, существовала должность “устроитель парков и садов ”. А большинство известных нам шедевров паркового и садового дизайна были созданы скульпторами и живописцами. «Основной задачей архитектора является покрытие пространства, основной задачей устроителя сада является его открытие» — эта цитата, дошедшая до нас, очень точно раскрывает сущность и предназначение ландшафтного дизайна. Это определение охватывает весь спектр моделирования ландшафта, от небольших композиций до крупномасштабных проектов, и до сих пор является актуальным.
Согласно бытующему уже достаточно давно мнению ландшафтный дизайн появился в тот момент, когда люди впервые начали представлять в своем воображении рай на Земле. Возможно, именно потому человеческому желанию создать вблизи своего жилища райский уголок уже много сотен лет и за все время своего существования это желание становится все сильнее и сильнее.
Еще с древних времен у каждого народа были свои собственные представления о рае, которые зависели от таких показателей, как природные условия, религиозные верования и многие другое. Однако, как бы человек не называл свой дом и где бы этот дом не находился – в любом случае человеческий дом всегда будет существовать неотрывно от природы.
О том, насколько красивыми были древние сады мы можем узнать из старинных фресок и картин, которые сохранились до сегодняшнего дня. Анализируя эти шедевры искусства мы можем сделать вывод о том, что вместе со сменой эпох человечество меняло взгляды на понятие красоты, однако тяга к высокому оставалась с человечеством с самого его создания и до сегодняшнего дня. Именно эту прошедшую сквозь века тягу и можно выявить в современных ландшафтных дизайнах.