История развития наружной рекламы

hersh_01
Хотя наружная реклама мытищи традиционно ассоциируется с неоновыми огнями современного города, первые объявления, носящие коммерческий характер, появились тысячи лет назад, вместе с изобретением письменности. Некоторые историки, впрочем, относят момент возникновения рекламных средств к моменту возникновения товара как экономической категории. Эти два временных периода тесно взаимосвязаны, и потому большинство ученых пришли к единому мнению: началом становления искусства наружной рекламы стало время, когда на скалах вдоль популярных торговых путей начали высекать надписи явно коммерческого характера. Письменные предложения эзотерических услуг (как ни странно, пользующихся стабильным спросом и сегодня) были обнаружены уже в древнем Мемфисе – прорицатель из Крита высек на скале сообщение с предложением растолковать неясные сны.

При раскопках руин Помпеи археологи нашли более 1500 рекламных надписей, высеченных на стенах зданий. Они содержали информацию о предлагаемом товаре или услуге, а также имя и адрес рекламодателя. В древних городах люди ориентировались иначе – вместо указания улиц и номеров домов адрес давался в виде описательного направления. Помимо надписей, встречались и настоящие граффити, иллюстрирующие знаковые зрелища и известные питейные заведения. Постепенно рекламные объявления множились – зажиточным обитателям Древнего Рима было что предложить покупателю или заказчику. Бесчисленные надписи и рисунки на стенах неизбежно начали портить внешний облик величественного города – и муниципальные власти всерьез озаботились проблемой эффективного размещения рекламы. Так появились первые рекламные стенды и тумбы – на специальных досках, расчерченных на одинаковые квадраты, люди писали свои объявления углем. Тут же размещались и актуальные городские новости. Примерно к этому же периоду относится и появление первых вывесок, хотя эти рекламные элементы еще сложно было назвать полноценными вывесками. Независимо от наличия соответствующей надписи над дверью булочники стали вывешивать связки пшеничных колосьев над своими лавочками. Лекари выставляли на всеобщее обозрение зловещие банки для кровопусканий, а продавцы экзотических птиц – клетки со сладкоголосыми питомцами.

В мрачное время средневековья развитие наружной рекламы приостановилось, и вывески выполняли в единой технике – в виде указателей с надписями. В этот период в России распространились лубки – красочные картинки, многие из которых можно назвать карикатурами. Некоторые содержали не только рисунок товара, но и его краткое описание. Такая реклама служила прежде всего развлечением, однако вносила свой вклад и в коммерческое продвижение изображенных на лубках товаров и услуг.

В эпоху Ренессанса стала совершенствоваться рекламная графика: большинство людей по-прежнему не умели читать, и тематические изображения служили объективно лучшим средством рекламы. В это время появились первые типографские мастерские, и перед индустрией рекламы забрезжило по-настоящему перспективное будущее.

В России становление традиционной наружной рекламы можно условно отнести к началу восемнадцатого века. Тогда изготовление рекламных афиш производилось исключительно государством. С уходом коммунистического режима страна восприняла прогрессивные художественные тенденции Запада – и современные рекламные элементы наполнили города, сияя разноцветным неоновым светом и возвышаясь на крышах высотных зданий. В будущем нас наверняка ждет появление новых, ранее невиданных рекламных носителей – более эффективных, экономных и красочных.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории