В наши дни самый популярный вид транспорта это воздушный. Авиационные перелеты очень сильно снизили время путешественника на дорогу. Если дистанция между населенными пунктами приближается к одной тысяче километров, многие однозначно предпочтут добираться туда на самолете. История пассажирских авиаперевозок развивалась очень быстро. Первый управляемый полет был зарегистрирован в 1901 году. Длился он 12 секунд, самолет, пилотируемый Орвиллом Райтом, за это время он одолел путь длиной 36,5 м.
В 1907 году во Французском городе Исси-ле-Мулино был сооружен первый аэропорт, где для обслуживания самолетов были построены ангары. Следующим событием было появление первого в истории гражданской авиации пассажира. Один из изобретателей самолетов Вилбур Райт решил прокатить на летательном аппарате своего приятеля Чарльза Фарнеса. Летом того же года был заключен первый контракт на приобретение самолета. Документ был подписан с одной стороны администрацией Соединенных Штатов Америки, а с другой – братьями Райт. По контракту изобретатели предоставляли государству двухместный самолет.
Группа пассажиров количеством десять человек первый раз в жизни оторвались от земли в 1911 году. Самолет, пилотируемый французским пилотом Луи Бреге, пролетел 5 километров. Примерно в то же время был зарегистрирован и первый в истории чартерный рейс. Британская компания наняла пилота Тома Сопвича, чтобы срочно доставить очки одному из пассажиров корабля Olympic, который по случайности оставил их на берегу. Так же в том же состоялась первая перевозка почты с помощью самолета, которая в последствии стала называться авиапочтой.
Начало коммерческих авиационных перевозок приходит на 1914 год. В этом году возникли постоянные перелеты по маршруту из города Санкт-Петербург в город Тампа, что находится в США. Первый авиабилет был куплен мэром города Санкт-Петербурга за огромную по тем годам сумму в 400 долларов. Фантастической суммой являлась, т.к. стоимость обычного билета была лишь 5 долларов. Путь, разработанный первой в мире авиакомпанией, составлял около 20 миль и пересекал залив Тампа. Для тех, кто куда-то торопился или не желал тратить время на объезд, это был очень выгодный вариант. Правда, просуществовать, этой компании, было суждено совсем недолго, всего около 4-х месяцев. Парк был оснащен лишь одной единицей летательного аппарата.
Пассажирские авиаперевозки более солидного и стабильного характера решили реализовывать немцы в 1919 году. Первые маршрутные линии сократили время пребывания в дороге Берлин и Веймар, а также Берлин и Гамбург, крупнейший город-порт Германии. Немцы решили не только открыть регулярное авиасообщение между большими городами, но также и пришли к пониманию маркетинговой нужды создания фирменного логотипа, который бы можно было разместить не только на бланках фирмы, но также и на бортах, крыльях и хвостах самолётов данной авиакомпании. Взлетающий журавль, фирменный логотип первой немецкой авиакомпании, исполнявшей пассажирские авиаперевозки, сегодня красуется на логотипе «Люфтганза», немецкой же компании, «наследницы» и «правообладательницы». Как известно истории, первые самолёты, созданные специально под пассажирские авиаперевозки, также относятся к немцам, это Юнкерс Ф-13, созданный инженерами компании в 1910 году.
Это на сегодняшний день самым популярным в мире самолётом является Боинг, появившийся только в далеком 1958 году, а до них не было более надежных самолетов в истории пассажирской авиации чем самолеты Юнкерсов. Впрочем, мировая история, и прежде всего история войн не раз подтвердила это во время воздушных боев. Ведь именно Юнкерсы считались верхом военно-воздушных сил, причём это было доказано не только в Первую мировую войну, когда эти самолеты в принципе были единственными кто господствовал в воздухе, но и во время Второй мировой войне. Бесчисленные победы советских и американских лётчиков над немецкими асами были, как правило, либо случайными, либо объяснялись высоким уровнем мотивации советских лётчиков и психологической устойчивостью намного превышавшим нормальные инстинкты самосохранения. Невероятное количество геройских таранов во время воздушных боёв, на которые шли без колебания советские летчики, объяснялось недостатком боеприпасов. А неудачи немецких асов – тем, что они не могли ожидать столь «неразумного» поведения русских. Мировое господство немцев в области самолетостроения, а также в таком явлении как пассажирские авиаперевозки, было прекращено решением Нюрнбергского трибунала. Германии в течение 10 лет было запрещено иметь собственное самолётостроительное производство.
В 1918 году была налажена первая в истории доставка по воздуху почтовой корреспонденции. Маршрут следования самолета был следующий Вена – Львов – Краков – Проскуров – Одесса. В следующем году открылась международная линия перевозки авиапассажиров (Париж – Брюссель). В связи с этим чуть позже была внедрена практика таможенного досмотра. Год 1924 – время создания самой известной из ныне существующих авиакомпаний Deutsche Lufthansa. За первые 10 лет работы ее самолетами перевезено 1 000 000 пассажиров. В 1930 году на борту самолетов появились первые стюардессы, которые обслуживали пассажиров и показывали им как вести себя во время аварийных ситуаци во время длительных перелетов.
Первой медицинская сестра Эллен Черч, родом из США. Спустя пару месяцев представительницы данной профессии появились на всех пассажирских рейсах американской авиакомпании United Airlines, которая существует и по сей день. Роль пассажирских авиаперевозок в РФ в экономике сегодня трудно переоценить. Глобализация экономики, характеризующаяся выходом бизнеса за рамки национальных государств, диктует свои запросы к уровню формирования транспортной инфраструктуры, в том числе в сфере авиасообщения. Огромное место авиатранспорт занимает в самой огромной стране, как Россия, где от авиационного сообщения во многом зависит экономическая целостность страны.
Мировой рынок пассажирских авиаперевозок характеризуется ростом: так, среднегодовые темпы роста на рынке с 1990 года по 2007 год составили 4 процентов, а сам мировой рынок авиаперевозок достиг к 2007 году показателя 4 260 миллиардов пассажирокилометров. Огромный вклад в рост мирового рынка внесли страны Азии и, в первую очередь, Китай. Если в 1990 году доля пассажирооборота, приходящаяся на внутриазиатские авиаперевозки, составляла 10 процентов мирового пассажирооборота, то к 2007 году данный показатель увеличился до 16 процентов.








