История шаманов

Символы шаманов Сибири

Во всех национальных культурах средневековья есть истории о «колдунах» и «ведьмах» и люди знали как они действуют.

Колдуны в религиозной системе являются аномальным явлением, всегда находились под запретом и преследовались официальной государственной религией.

Для людей не письменной культуры, колдовство и ворожба является естественной формой существования. У людей не письменной культуры одновременно сосуществуют и колдуны и священники. Если священник это должность, которая дается уважаемым людям племени и по выбору вождя, то колдун или шаман это человек которого племя не избирает, то есть это человек не наделенный официально полномочиями на свои действия,например он знает как снять порчу.

Считается, что шаманов избирают духи и он очень нужен племени, но племя не может назначить в колдуны – шаманы.

История шаманов

Еще во времена царствование Петра I, Западноевропейские ученые путешествуя с научными этнографическими исследованиями по Сибири, выявили особенную религию коренных народов Сибири.

Эта религия  названная Уральская и позже  шаманская , была описана в начале восемнадцатого века

. Слово шаман употребляется многими народами Сибири, особенно восточной Сибири и является словом коренных жителей Сибири.

В первые это слово, в европейских языках, появляется в семнадцатом веке, в связи с выселением в Сибирь раскольников.

Само слово шаман, как установлено исследователями шаманов Сибири, происходит от китайского слова  Ша — Мэн. Ша — Мэн это одновременно и Буддийский монах и колдун. Еще есть версия о происхождении слова шаман, которое имеет Индоевропейские корни. В индийском ( санскритском) языке есть слово Шрамана, обозначающего странствующего монаха, аскета, человека странника или путешественника и является уважительным словом.

Этим словом еще называли древних индийских аскетов – отшельников. Аналогом этого слова в русском языке, является слово странник. В средней Азии у киргизов и казахов, аналогичные колдуны и странники называются Баксы.

Европейские ученые впервые  столкнувшись с шаманами Сибири в девятнадцатом столетии и наглядно увидев воздействие шамана на окружающих, выдвинули  предположение, что эта Уральская религия является  психической или душевной болезнью.

Уже в конце девятнадцатого века стало известно, что шаманы и шаманизм это не чисто северное явление и шаманизм распространен по всему миру. Русский ученый Николай Михайловский (1842 -1904 г.), исследовавший такое явление как шаманизм по всему миру, на сравнительном материале показал, что шаманы существуют и в экваториальной Африке, в Северной и Южной Америке.

Ученые впервые изучавшие Шаманов Сибири утверждали, что шаманы слабые, больные, склонные к эпилепсии люди. Уже позже, при более тщательном исследовании Сибирских шаманов, выяснилось, что шаманы это более здоровые и самые культурные люди.

Шаманы Сибири являются носителями главной культурной традиции коренных народов Сибири.

Шаманы Сибири это крепкие, здравомыслящие люди, обычно удачливые в охоте и в других промыслах и все племя относится к ним очень уважительно.

Так же  уважения племени достигается и тем, что шаман это бескорыстный человек, наделенный определенными способностями.

Быть шаманом очень тяжело, так как шаман обязан всегда прийти на помощь человеку который его об этом просит и по этой причине, каким  бы не был умелым охотником он не всегда успевает заготавливать необходимые продукты.

Обряды шаманов: Посвящение в шаманы

Есть сведения, что Шаманами становятся в два этапа.

Первый этап это когда человек получает «приглашение» со стороны духов. Духи являются к человеку во сне,  будущий шаман разговаривает с ними на их языке и дух предлагает якобы стать его духокормильцем. После чего будущий шаман обращается за разъяснением к действующему шаману и тот при помощи своих средств разъясняет этот сон.

Чаще всего шаманами становятся по другому. Еще в детстве бывает, что ребенок ведет себя не так как все, впадает в «одержимость».

Шаманами становятся по наследству, но он не готовится к этому занятию и  отец не передает ребенку своих знаний. Шаманская «сила» приходит к нему внезапно, в виде  болезни, которая охватывает всего человека.

Как правило подросток, после этого уходит в тайгу, в горы и может неделями находиться в не дома и после чего может просто проспать много дней не просыпаясь.

Следующим действием в становлении шаманом, является шаманское посвящение. Посвящение в шаманы это некий обряд и он начинается с того, что к такому больному человеку приглашается опытный шаман. Опытный шаман, в таких случаях понимает, что речь идет не обычной болезни, а что какой то дух или духи хотят вселиться в этого человека и хотят жить в нем.

Считается, что духи вселяются с согласия этого человека и в какой то момент человек или будущий шаман должен публично согласиться, на то что бы  эти духи поселились в нем. Только после публичного согласия, о вселении мучивших его духов, шаман становится настоящим шаманом. Однако перед этим приглашается опытный шаман, который путем расспросов, выясняет имя вселившегося духа и после этого спрашивает у человека, готов ли он быть шаманом.

Если человек соглашается, шаман изготавливает фигурку этого духа и человек решивший стать шаманом приносит первое подношение этому духу. На это событие, посвящение в шаманы, собирается все селение, а часто и соседние селения.

Этими ритуальными подношениями шаман и дух становятся одним существом.

Шаман становится посредником между миром духов и миром людей.

Фильм по этой  теме: 

Оцените статью
Тайны и Загадки истории