В 1973 году в рамках конверсии оборонных предприятий в Рыбинске на авиамоторном заводе был выпущен первый отечественный серийный снегоход «Буран». И практически сразу же в нашей стране начались попытки развивать снегоходный спорт. Разработав первый отечественный снегоход, было бы глупо думать, что его не опробуют спортсмены. Так и случилось. Причем первые гонки на «Буранах» прошли в год его рождения. В 1973 году на первых серийных экземплярах гонки устроили заводские испытатели.
Следующим шагом стала проверка надежности нового транспортного средства. Ведь создавался он для работы в суровых условиях русской зимы и еще более сурового Крайнего Севера. Посему руководством предприятия было принято решение в конце марта 1974 года провести пробег Рыбинск-Воркута, куда собственно и планировалось поставлять снегоходы. Пробег испытательно-рекламный: технику проверить в реальных условиях да и себя показать северянам.
В дорогу снарядили 10 «Буранов». Причем каждый снегоход тянул за собой сани с грузом в 200−250 кг с необходимым запасом продуктов, запчастей, палатками, спальными мешками и тремя канистрами топлива. За 28 дней было пройдено 3000 км. И в каждом населенном пункте спортсменов встречали удивленные жители, впервые узревшие такие необычные аппараты.
Условия были очень суровые. Оттепель и мокрый снег в начале пути сменились настоящими сибирскими морозами. А за полярным кругом температура ночами опускалась ниже 40 градусов. Но самое удивительное, что большинство снегоходов заводились самостоятельно, без необходимости согревать их подручными способами. А еще более удивительно то, что за почти месяц пути лишь один снегоход отказал. Прогорел поршень в двигателе. Мотор поменяли, и дальше снегоходы прошли без поломок. Испытания подтвердили надежность русских снегоходов. Причем не только для работы, но и для активного отдыха и спорта.
Здесь нелишним будет сравнение с западным опытом. В Канаде и США, где снегоходная индустрия развивалась значительно быстрее, нежели у нас, проводятся традиционные ежегодные, многодневные гонки на выживание.
Iron Dog (Железная Собака) — самая длинная снегоходная гонка в мире. Первая такая гонка стартовала в 1984 году от озера Big Lake до города Ном, через всю Аляску. Название свое она получила благодаря популярным гонкам на собачьих упряжках Dog Mushing.
Заметьте, наши еще в 1974 году проделали аналогичный по расстоянию заезд на абсолютно новой, еще малоизученной технике. На мой взгляд, это почти подвиг. Хотя здесь стоит отметить, что такое испытание первыми провели не мы. В далеком 1960 году в США одна из первых «снегоходных королев» Бесси Биллберг со своим мужем Руди и двумя друзьями на снегоходах Polaris пересекли Аляску с одной лишь целью: доказать, что снегоход пригоден как транспортное средство в столь суровых условиях. Они прошли за 22 дня 1770 км от города Bethel, что почти на берегу Берингова моря, через всю Аляску.
Но вернемся к основной теме — кольцевые гонки в Рыбинске. Что это такое, и как появились эти гонки? Эти гонки, как и идея снегоходов, пришли к нам с запада.
В 1968 году несколько бизнесменов беседовали в кафе. Это был небольшой городок Sault Ste. Marie (Онтарио, Канада). Конец зимы. За окном, на другой стороне улицы, дилер Chevrolet представлял новую модель Camaro. И реклама гласила, что это авто будет автомобилем безопасности (pace car) на гонках Indianapolis 500. Разговор о такой спортивной машине на фоне сугробов как-то сам собой привел к теме снегоходов. А поскольку один из друзей владел снегоходом, ему задали сакраментальный вопрос: «А твои сани могут пройти 500 миль»? Туристов и так немного, а зимой жизнь вовсе замирает. И бизнес вместе с ней. Так почему бы не организовать гонки для снегоходов?
И вот 8 февраля 1969 года дан старт первой гонки. Один спортивный обозреватель из Детройта отметил, что вряд ли снегоходы пройдут 200 миль, не говоря уже о намеченных 500. Гонка стартовала в 10 утра. И победитель пересек финишную черту через 13 часов 42 минуты. К тому времени лишь 26 снегоходов были в строю, и прошли они в общей сложности порядка 22 355 км.
Сегодня такие классические гонки не столь популярны. Куда более зрелищны гонки по пересеченной местности или сочетание гонок по овалу и кроссовой трассе. Вот это как раз то, что нам нужно. В Рыбинске планируется провести именно такое мероприятие. То есть гонки по овалу стадиона с искусственными трамплинами.
Сегодня это один из самых популярных видов снегоходных гонок, ибо они совмещают элементы сноукросса и классического гоночного овала. И скорости повыше, поскольку нет столь частого маневрирования. Такие гонки интересны для зрителей, ибо, находясь на трибунах, можно видеть всю трассу.
Одна из старейших подобных гонок — World Championship Snowmobile Derby. Эта гонка проводится каждые третьи выходные января в городке Eagle River (штат Висконсин, США). Благодаря гонке этот городок называют «снегоходной столицей мира». А еще и потому, что недалеко, в том же штате, в местечке Sayner Арман Бомбардье создал один из первых снегоходов.
Обратимся к нашей истории. После успешного испытательного пробега, о котором я рассказал выше, новым для нашей страны транспортным средством заинтересовался журнал «За рулем», и было решено организовать соревнования на призы журнала. Уже в 75−м году прошли первые гонки. Участвовали представители авиазаводов из Дубны, Химок и Рыбинска. Каждый год менялись города проведения соревнований, чтобы охватить как можно большую аудиторию потенциальных заказчиков. И интерес был колоссальный. «Буран» к тому времени получил меткое прозвище «утюг», и зрители были в полном восторге, когда такие с виду неказистые машинки гоняли по трассе да еще и прыгали. Со временем число клубов возросло, и гонки становились не только популярными, но и весьма представительными. Это не могло пройти мимо официальных лиц государства, и вскоре ЦК ДОСААФ решил взять эти гонки под свое крыло. Был образован Комитет по снегоходному спорту.
И вот в 1989 году в Дубне состоялся 1−й чемпионат России по кроссу на снегоходах. Победителями в тех гонках стали два брата из города Ивантеевка: Лифанцев Сергей (класс 350 см3) и Лифанцев Константин (класс 640 см3). С этого времени гонки проводятся ежегодно в разных городах.
Кросс — это самый популярный и, возможно, самый правильный вид соревнований. Гонки проводятся по трассе, проложенной не по стадиону, а на местности, сочетающей длинные прямые, где можно развить скорость, и холмистые участки, где чередуются спуски и подъемы.
Одним из первых соревнований по сноукроссу стали гонки Kawartha Cup, состоявшиеся в феврале 1967 года в Lakefield Fairgrounds (Канада). Тогда кубок увез с собой американский гонщик Боб Истмен. На своем 747cc Polaris он завоевал в сумме 51 балл в 3−х дисциплинах: Drag (заезды на скорость), Slabstacle (слалом и езда с препятствиями) и непосредственно Cross Country (езда по пересеченной местности). В этой гонке приняли участие 96 снегоходов. Случилось немало аварий, где пострадали как гонщики, так и их техника. Правда серьезных инцидентов, как можно было ожидать, не произошло. Гонка закончилась хорошо, публика ревела от восторга. А нужно сказать, что благодаря умеренной температуре (всего минус 6 градусов) посмотреть гонку в тот день пришли более 5 тысяч зрителей.
И вновь вернемся в Россию. Кризисы начала 90−х сильно отразились на соревнованиях. Купить снегоход стало проблемой, команды старались, как могли, но тогда было тяжело всем. И тут за снегоходы и снегоходный спорт вступились нефтяники. Уж кому как не им знать толк в этой технике. Чемпионат ожил, но случилось то, что серьезнейшим образом повлияло на развитие снегоходного спорта в России. Обладая большими финансовыми возможностями, нефтяники начали привозить зарубежную технику, приглашать иностранных профессиональных гонщиков. За ними стали подтягиваться другие команды. Это привело к тому, что уже на 3−м чемпионате в 1993 году пришлось разделять классы на «свободный» и «отечественный», но уже в 1995 году на 7−м чемпионате «Бураны» не участвовали — все команды перешли на более современную спортивную технику.
Не все спортсмены отказались от наших тружеников-«Буранов». Например, с 1996 года в Нарьян-Маре (столица Ненецкого автономного округа) проводятся традиционные гонки на «Буранах» на Кубок Героя Советского Союза, Героя России, депутата Государственной Думы Артура Чилингарова. А в этом году гонки «Буран-дэй» (как их теперь называют) включены в официальный российский календарь спортивных соревнований на 2010 год. Гонки пройдут 27 марта. Вот такая дань уважения первым и, кстати сказать, до сих пор самым популярным в России снегоходам.
В феврале 1999 года в городе Химки были проведены соревнования в честь юбилея снегоходного спорта в России. 25 лет с той самой первой гонки испытателей завода в Рыбинске. В этот год компания «Русская механика» дополнительно к своему традиционному «Бурану» представила новую модель «Тайга» — современный снегоход, выполненный по ставшей уже мировым стандартом схеме, с двумя рулевыми лыжами и одной ведущей гусеницей. Так началась новая история первого и на сегодняшний день единственного производителя снегоходов в нашей стране.
28 февраля в Рыбинске на стадионе «Сатурн» состоятся открытые кольцевые гонки на снегоходах с призовым фондом 100 000 рублей, посвященные десятилетию выпуска снегоходов «Тайга» на ОАО «Русская механика». Чем же еще, как не соревнованиями, отметить такой праздник? Соревнования пройдут по овалу стадиона, где на гоночном треке будут построены несколько трамплинов.
Этот вариант соревнований незаслуженно забыт в нашей стране. Классических кроссовых гонок проводится немало. Есть регулярный всероссийский чемпионат. Гонки организуют компании, представляющие интересы западных производителей снегоходов и т.д. Но овал практически не представлен. А меж тем это весьма интересно и, как я уже говорил, более наглядно, безопасно и попросту удобно для зрителей – ведь вся гонка от старта до финиша проходит перед ними. Это сложно передать словами. Такое зрелище нужно видеть. Это не кузовные автогонки. Скорее, ближе к картингу и мотогонкам. Гонщик открыт, видно каждое его движение. Снегоходы набирают скорость, на трамплинах отрываются от земли, входят в вираж, новый трамплин – соперники ни на секунду не дают передышки. Кольцевые гонки на снегоходах — это высокий ритм, адреналин и море эмоций. ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НУЖНО УВИДЕТЬ.
Даниил Шургальский «Рыбинские известия»