Спальня прошла долгий путь: от места приема посетителей до превращения ее исключительно в приватную зону, от сундуков и жесткого ложа до перин под балдахином.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Первые подушки. В качестве спального места использовалась легкая деревянная кровать в виде рамы, обтянутой ремнями и установленной на ножки. Подобное ложе изготавливали из привозной древесины: сикомора, оливкового дерева, кедра, тиса, черного дерева, нильской акации. Уже в то время были известны подушки и матрасы.
МЕЖДУРЕЧЬЕ
Изогнутые изголовья. Красивые спальни знатного сословия украшали массивные низкие ложа (по преимуществу из привозного ливанского кедра), декорированные рельефными медными и бронзовыми пластинами, на расчлененных круглых ножках, с изогнутым изголовьем и подушками в форме валиков.
Массивные кровати с изогнутыми изголовьями, бывшие в моде в древнем Междуречье и во времена Французской Империи, популярны и в наши дни.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Ножки с валютами. Мебели в греческом жилище было немного, и сама по себе обстановка была скромной. Науке не известно, имелись ли там собственно спальни, но для сна применялись резные ложа наподобие кровати на прямых точеных ножках с волютами (завитками). Для удобства греки также использовали подголовники и подушки. Самые распространенные породы мебельной древесины – клен, самшит, кедр, олива, пальма, орех и черное дерево.
ДРЕВНИЙ РИМ
Фрески на стенах. Спальные комнаты были скрыты в глубине дома от посторонних глаз. Стены были покрыты фресками с изображениями эротических сцен и аллегорий супружеской верности. Сибариты-римляне засыпали не только в отдельной комнате – возлежать было принято и за обеденным столом после сытной трапезы. Использовались традиционные кровати с низким изголовьем. Их ножки часто делали из бронзы в виде звериных лап.
СРЕДНИЕ ВЕКА
Появление полога. Средние века охватывают временной период от V до XIII века. Спальное место за это время значительно изменилось. Изначально в сумрачных помещениях с плохим отоплением спали на сундуках, которые также служили сиденьями. В качестве материала использовали толстые необработанные доски и кованые железные накладки, скреплявшие их между собой. Затем появились кровати, которые встраивали в стену и закрывали пологом для сохранения тепла.
РЕНЕССАНС
Колонны и балдахин. Для этого времени характерны четкие формы и красота пропорций. Кровать, сама по себе высокая и с высоким изголовьем – дань средним векам – накрывалась балдахином. Она напоминала архитектурное сооружение с тонкими колоннами и головным щитом («крышей»), украшенным витиеватой резьбой. Комнаты стали более светлыми, увеличилось количество окон.
Столбики современных балдахинов украшают резьба и каннелюры, но теперь они не всегда декорируются тканью, а сами полупрозрачные ткани чаще становятся скорее намеком на балдахин.
БАРОККО
Время излишеств. Интерьер украшался лепными узорами, резьбой и дорогими тканями. Началась эпоха гобеленов. Как и весь интерьер, кровать в стиле барокко имела роскошную отделку деталей и богатый орнамент. Характерный элемент – витые колонки, которые поддерживали «шатер» из занавесей и драпировок. Этой красотой любовался не только сам знатный хозяин, но и гости, которых он принимал в спальне.
РОКОКО
Появление будуара. Спальня перестает быть публичной, становится интимным пространством. Ее площадь увеличивается за счет будуара, кабинета для приема друзей. Для интерьера характерны пастельные тона, позолота, лепные узоры, изобилие зеркал. Предметы меблировки приобрели волнистые очертания.
В отличие от будуаров туалетные столики отнюдь не утратили свою популярность. Раньше зеркало на них всегда подбиралось отдельно, а сегодня оно часто является составной частью столешницы. Исторический вариант тоже встречается в продаже у производителей классики.
КЛАССИЦИЗМ
Возврат к античности. Устав от декоративных излишеств, для спальни выбирают менее массивную мебель, предпочитают простую и строгую форму, античные орнаменты. Золото сменяется бронзой, уходят в прошлое драпировки и занавеси. Кровать впервые придвигают и устанавливают вдоль стены. Для изголовья и изножья используют соразмерные щиты, а ножки (тонкие и чуть сужающиеся) украшают изящными желобками-канелюрами.
БИДЕРМЕЙЕР
Комфорт и практичность. Стиль 20-х гг. XIX в. соответствовал представлениям буржуазии об уюте: светлые обои, практичная мебель, яркие обивки. Ценится красота естественного цвета древесины, по преимуществу сосны и тополя. Диваны и кровати имеют слегка изогнутые спинки. Обстановку спальни дополняют этажерки, шкафчики, трюмо.
В свое время практичный стиль бидермейер декларировал отказ от стереотипов. И сегодня интерьер стильной спальни готов принять не вполне традиционную для себя мебель – изящные и в то же время практичные этажерки.
ЭКЛЕКТИКА
Пышность и презентабельность. В спальнях того времени стояла мебель, подражавшая разным стилям, с богатым бронзовым декором. В отличие от предыдущей эпохи, здесь с удовольствием использовалась древесина темных пород (в основном орех), а для дорогой мебели в стильных спальнях – экзотические породы (палисандр, махагони). Характерно, что старые стилевые формы приспосабливались к предметам, которые изготавливались из иных материалов и выполняли новые функции.
МОДЕРН
Новые формы и материалы. Общество сделало последнюю попытку отказаться от пышности и помпезности в спальне. Для мебели характерны капризно изогнутые формы и контуры, продуманная конструкция. Предметы можно узнать по гладким целым поверхностями, изготовление которых стало возможным благодаря механизации процессов фанерования и сборки изделий. Именно тогда появилась возможность укомплектовать стильные спальни мебелью, произведенной серийно и составлявшей единый гарнитур.
Кровати “а ля кованые” – новый виток серийного производства мебели, зародившегося во времена модерна. Раньше такую мебель для спальни недорого изготавливали вручную, сейчас вручную выполняется только декор – сами модели производятся с помощью современных автоматов.