История визиток

 

Еще 5 тысяч лет назад глиняные и кожаные бирки с именами и координатами использовали шумерские купцы и ремесленники. Первые деловые визитные карточки появились более 2500 лет назад в Древнем Китае. Специальным указом китайским чиновникам обязывалось иметь официальные красные бумажные визитные карты с минимумом информации: имя, фамилия и должность, если учесть что история развивается по спирали, то скоро наверно всех современных китайских госслужащих обяжут купить сайт визитку. Также были в обиходе индивидуальные экземпляры карт к конкретному случаю в которых указывалась имя лица наносящего визит и цель данного визита. Изготавливались они чаще всего на бамбуковых дощечках или шелковой ткани и позволить себе, одноразовые, требующие не дешевых услуг каллиграфа изделия, могли только избранные.

Франции мы обязаны происхождению слова визитка (фр. visit, от лат. visitare – посещать), одному из первых упоминаний о визитных карточках, относящемуся к временам правления короля Людовика XIV и зародившемуся сложному этикету. Изысканные украшения, фантастические орнаменты, витиеватые гравированные гербы – отличительная черта визиток того времени, бывших предметом роскоши, имеющих представительский характер и подчеркивающих статус владельца. В XVI-XVII веках гравированными визитками (визите-билетте) уже пользовались горожане Венеции и Флоренции, где в это время имелась великолепно развитая полиграфическая база.

A visiting card, circa 1770-80, showing the Piazza Signoria, Florence. (Actual size)

С развитием печатного дела, конечно же первыми изготовителями печатных визитных карточек является Германия и первым известным в истории коллекционером визиток был Иоган Фольфганг Гёте (1749-1832).

Из личной коллекции Гете

Личные визитки Иогана Гете

Личная визитная карточка цесаря немецкого и короля прусского Вильгельма

С изобретением в 1798 году в Богемии Алоизием Зенефельдером, нового способа печати — литографии (от греч. lithos — камень и grapho — пишу, рисую) визитные карточки находят широкое применение среди среднего класса, становятся важным элементом социального этикета и приобретают современные функции, понятные нам как корпоративные визитки, делового или рекламного характера.

В России визитки появились при любительнице различных новшевств Екатерине II, куда пришли из Франции и почти не отличались от своих изощренных и помпезных европейских аналогов. В высшем свете было модно заказывать визитки у именитых художников.

В одном из походов итальянцы подарили А. В. Суворову набор визитных карточек, на которых была изображена сцена охоты с собаками на дикого вепря. Сцены охоты имели большую популярность среди мужских визиток того времени. Говорят Суворов, вручая кому-то визитную карточку, всегда шутил: “Вот так и я при дворе, кусаемый всеми”.

визитная карточка

Уже к ХIХ веку появляются минималистские тенденции – оформление визиток нередко состоит из одной только фамилии владельца, набранной изящным шрифтом.

старые визитки

Неотъемлемая часть этикета

В ХVIII-ХIХ веках существовали обязательные ритуалы использования визитных карточек при посещении гостей.

• При нанесении первого визита необходимо иметь карточку для каждого члена семьи

• Когда звонят в дверь, дежурный слуга всегда должен иметь наготове поднос для карт на ладони левой руки. Визитер должен оставить карту на подносе, слуга относит ее хозяину и он уже решает принимать ему гостя или нет.

• В приемном зале каждого дома должен стоять стол с подносом для карточек, на котором не должно быть мелких серебряных монет, обязательно лежать блокнот и карандаш

• Джентльмен должен носить визитки во внешнем нагрудном кармане пиджака, дама заранее кладет визитку в сумку, кармашек, блокнотик.

• Если ваша карта не получает признания, вы должны заключить, что по некоторым причинам хозяева не хотят продолжать знакомство

• Нельзя рассматривать и изучать чужие карты. Вы не имеете право проводить расследование относительно того, кто обращается к леди

• Барышня может иметь собственную карту после того, как провела в обществе не меньше года. Часто имена дочерей, представляемых в общество, печатали на одной карточке с именем матери.

• Американский джентльмен никогда не должен ложить свою визитную карточку в угол подноса , несмотря на временную моду. Некоторые европейские господа, наоборот, должны положить карточку в правом верхнем углу, чтобы указать, что они передали его самостоятельно.

• Положите карты в центре подноса, если вы хотите указать, что наносите визит нескольким или всем членам семьи

• Если вдруг гость не заставал хозяина дома, верхний левый уголок визитки просто загибали и оставляли швейцару или слуге. Карточку, уже загнутую, никогда не вкладывают в конверт

• Когда на каком-нибудь вечере кто-либо выразит вам желание снова видеть вас, вы должны на следующий послать этому лицу свою визитную карточку

“Тюльпанов оказался в просторной прихожей, с интересом огляделся по сторонам и в первый момент испытал разочарование: не было медвежьего чучела с серебряным подносом для визитных карточек, а что это за барская квартира без набивного медведя? Или к чиновнику для особых поручений с визитами не ходят?”

Б. Акунин. «Пиковый валет»

Нужны ли визитные карточки!?

Если вы считаете, что после появления мобильных телефонов, визитки не так актуальны, как раньше то будьте уверенны – вы ошибаетесь. Может случиться такая ситуация, когда вам необходимо встретиться с малознакомым знакомым человеком в неофициальной обстановке, например, нанести ему визит домой. Но, договариваться о встрече по телефону неудобно. В этом случае вам просто необходима визитка.

Особые пометки на визитных карточках

Существуют принятые во многих странах форма её использования: т.е. визитка пересылается, каким либо способом данному человеку домой. При этом в свободном углу визитной карточки пишутся определенные буквы (сокращения (начальные буквы французских слов) – которые употреблялись раньше, и употребляются теперь), чтобы сообщить о цели личного посещения официального характера, незнакомого человека на дому.

• pf – поздравления (с фр. pour féliciter), если приписать год, то поздравление к Новому году

• pr – выражение благодарности (с фр. pour remercier)

• pc – выражаем соболезнования в случае смерти делового партнера (с фр. pour condoléance)

• pf NA – с Новым годом (с фр. pour feliciter Nouvel An)

• ppc – прощание перед отпуском или когда человек, уезжая из страны, где он находился с визитом, не нашел возможности лично проститься с деловым партнером (с фр. pour prendre congé)

• pp – если вы желаете быть представленным кому-либо, необходимо послать свою визитную карточку вместе с карточкой другого лица, уже знакомого с тем, кому посылающий свою визитку, хочет представить (с фр. pour présenter)

• pfc – благодарность за приятное знакомство (с фр. pour faire connaissance)

“Очень практичны и удобны визитные карточки, имеющие на четырёх углах начальные буквы, различных случаев, могущих быть причиной посещения, напр. «П» — означает поздравления, «О» — отъезд и, следовательно, прощальный визит. «Ж» — желание осведомиться о состоянии здоровья, «В» — возвращение из продолжительной отлучки…”

С.-Петербург. 1889. «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон.
Сборник советов и наставлений»

знаки на визитной карточке

В Советском Союзе визитки считались пережитком прошлого и предоставлялись по заявлению в органы управления с весомым обоснованием необходимости. Их имели только сотрудники обкомов, райкомов, дипломаты, космонавты, «выездные» и деятели культуры. С тех времен пришла манера писать фамилию впереди имени, когда в Европе делали наоборот.

После каждого налета Ленька Пантелеев имел обыкновение оставлять в прихожей ограбленной квартиры свою визитную карточку, изящно отпечатанную на меловом картоне, с лаконичной надписью: “Леонид Пантелеев – свободный художник-грабитель”. На обороте этой карточки Ленька неизменно надписывал четким, конторским почерком (сам он был из телеграфистов): “Работникам уголовного розыска с дружеским приветом. Леонид”.

Лев Шейнин. Ленька ПантелеевЗаписки следователя. Советский писатель, М., 1968 г.

 

Вернулась визитная карточка во времена Перестройки с приходом демократии, вместе с появлением частной собственности и становится стилем новых деловых отношений.

Деловое общение. Бизнес-э

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий