История возникновения и развития искусственных водоемов в садах

Как только исторической наукой стали отслеживаться следы более-менее развитой человеческой цивилизации, так стали появляться и первые сведения о рукотворном создании водоемов. Хотя тогда еще никто и не помышлял , что в наше время строительство пруда на даче будет начинаться с пленку бутилкаучук epdm мембрана firestone купить.Тысячи лет человек живет рядом с водой, зависит от нее, использует, восхищается и поклоняется. Поэтому совершенно неудивительно, что и рукотворные водоемы появились очень давно.

Первые сады со специально устроенными водоемами появились, конечно же, в Древнем Египте. Однако значение их было чисто утилитарное: в садах выращивали фрукты, а водоемы предназначались исключительно для рыбы и водоплавающих птиц. В эпоху могущества религии Египет захлестнуло строительство величественных культовых сооружений, на которые не жалели средств и изысканных архитектурных украшений. Поэтому вполне естественно, что около таких сооружений появились пышные сады и водоемы, которые уже несли и эстетическую составляющую. В Египте первые документальные упоминания о садах относятся к IV — III тысячелетию до н э. В садах при храмах или богатых усадьбах могло быть несколько водоемов, в которых, кроме рыбы и птицы, сажали священный лотос и кувшинку. Основателем развития ландшафтного преобразования и садоводства стал Рамсес III (1198 — 1166 до н. э.), при котором было заложено более 500 садов. Любовь египтян к строгим монументальным формам отразилась в геометрической планировке садов и в лаконично прямоугольной форме прудов.

Египтяне также первыми создали технические системы каналов, по которым воды Нила отводились для орошения полей и наполнения водоемов. Так, например, плотина Кошиш имела длину 450 м и высоту15 м, а предназначалась она для отвода Нила от территории, где возводилась столица Мемфис. В те же времена была построена плотина Саад-эль-Кафара высотой 12 м и длиной 108 м. В 2300 году до н. э. египтяне возвели близ Каира целое водохранилище Мёрис, которому Геродот присвоил звание чуда света.

Фруктовый сад с водоемом в древнем Египте Планировка сада Чар Баг. Иран
Фруктовый сад с водоемом в древнем Египте Планировка сада Чар Баг. Иран

В конце II тысячелетия до н. э. на сцену истории выходит иранская цивилизация. Документы сохранили сведения о самом известном саде Ирана — Чар Баг, который был разделен прямыми каналами на 4 части. Такое, с виду простое, деление помогало экономно использовать драгоценную воду, и, согласно исламскому учению, символизировало 4 реки, вытекающие из единого источника в разных направлениях. Сад Чар Баг стал эталоном для устроения садов всех близлежащих государств на тот период. В ассирийском городе Калахе царь Ашшурнасирпал II (883 – 859 гг. до н. э.) возвел каналы для орошения виноградников и фруктовых деревьев, произроставших в его роскошных владениях.
В странах Востока вода имела необычайную ценность, она означала жизнь, богатство, символизировала душу. Сады с роскошными бассейнами и серебристыми струями фонтанов не только спасали от жары, но и являлись олицетворением власти и богатства. Восточные бассейны имели правильную прямоугольную или восьмиугольную форму и устраивались на пересечении дорожек или в центре пышного сада, символизируя стабильность. Стены и дно бассейнов выкладывали плиткой или мозаикой небесно-голубого цвета, что делало воду синей, подчеркивало красоту и глубину водоема. Садовые каналы наполнялись водой, отведенной из рек, а в мавританских садах Альгамбры, на юге Испании, применялась талая вода с гор.

Восточные идеи устройства садов с водоемами распространилось и на сады Великих Моголов, получив при этом дальнейшее развитие. Здесь также применяется разделение сада на 4 части каналами, но уже в таких садах, как Нишат-Багх и Тадж-Махал исламский дизайн преломляется через культуру Индии, где планировка водоемов талантливо включена в общий архитектурный ансамбль, значительно усиливая общий эстетический эффект.

Сад Нишат-Багх. Индия Тадж-Махал. Индия
Сад Нишат-Багх. Индия Тадж-Махал. Индия

Греческая цивилизация заявила о себе в 10 веке до н.э. Известно о священных рощах с алтарями, где эллины поклонялись своим богам. Со временем священые рощи превратились в сады при храмах. Греческое садовое искусство стало активно развиваться благодаря походам Александра Македонского. Завоеванная Азия с высокоразвитым садово-парковым искусством была включена в греческую культуру и породила индивидуальный стиль, особенностью которого было устройство террас и использование горного рельефа местности. Также Греция вошла в историю садово-паркового искусства обилием великолепных скульптур и малых архитектурных форм.
Среди специализированных греческих садов были популярны герооны – священные рощи героев, философские сады – где читались лекции для публики, ипподромы – сады для состязаний, гимнасии – сады для физических занятий. С точки зрения устройства водоемов для нас интересны нимфеи – сады, главным акцентом которых являлся водоём или водопад с алтарём для приношения жертв нимфам.

Исследования архитектуры Римской империи показали, что в свой ранний период она была подвержена общей восточной моде того времени. Особняки и виллы, как правило, имели небольшие внутренние дворы, где фруктовые деревья высаживались в линеечку вокруг небольшого бассейна. Однако бассейны уже богато украшаются бронзовыми и каменными скульптурами, некоторые из которых выступают в качестве элементов фонтанов. Так в Помпеях, например, археологами была обнаружена скульптура бронзового сатира, льющего из меха воду в бассейн. В полу римских двориков появляется мелкий водоем — имплювий, который наполнялся дождевой водой, стекавшей с кровли. Вода из имплювия попадала в специальную цистерну под полом дома, где накапливалась и использовалась потом для хозяйственных нужд.

Философский сад в древней Греции Руины бассейна в Риме
Философский сад в древней Греции Руины бассейна в Риме

Эпоха Ренессанса, возникшая на рубеже XIV — XV веков, вызвала расцвет всех видов искусств, в т. ч. и садового. Стали строиться обширные усадьбы, окруженные живописными парками, созданными не для защиты от нападений, а для прогулок и удовольствий. В Италии, например, на склоне холмов появились сады с террасным расположением. Естественный рельеф позволял отводить воду горных рек, с помощью которой парк украшали ручьями и каскадами, водопадами и фонтанами.

В XVI в.Франция стала законодательницей моды во всех видах искусств, в том числе и парковом. При Людовике XIVвозникает основной композиционный принцип французского регулярного парка — строго симметричное расположение всех элементов относительно продольной оси — главной аллеи. Применяются исключительно плоские водоемы, гармонично увязанные с партерными цветниками, а все пространство парка привязывается к единому центру ансамбля — дворцу в стиле барокко. Чуть позднее плоские прямоугольные водоемы, украшенные стрижеными деревьями в кадках, партерными цветниками и скульптурами, постепенно появляются в Вене, Люксембурге, Мюнхене, Лиссабоне, Лондоне и у нас в Санкт-Петербурге.

Зато в Англии нашли своих сторонников идеи исключительно естественной планировки. Постепенно на смену французскому парку приходит английский парк. В начале XVIII в. при развитии торговли, люди начинают активно путешествовать, привозя из далеких стран невиданные растения. Европейцы открывают самобытную и удивительную красоту садов Китая и Японии, искусство развития которых шло по своему особому пути.

1 1
Фонтан любви. Средневековая Европа Регулярный парк во Франции

Оцените статью
Тайны и Загадки истории