За почти вековую историю советского радио было совершено немало рекордных достижений. Мы расскажем о семи из них.
Гиперболоидная (построенная в форме гиперболоида вращения) башня конструкции инженера Владимира Шухова стала уникальным сооружением того времени. Сооружение, выросшее на Шаболовке, было не первым в “послужном списке” Шухова, но оказалось самым высоким из всех его многосекционных творений. За рубежом аналогичные несущие сетчатые оболочки башен и перекрытий появились только через 30 лет после первых шуховских.
Конструкция, придуманная Шуховым, оказалась очень прочной и жесткой, она обладала большой устойчивостью и малой парусностью. А потому он запланировал построить в Москве сооружение высотой 350 метров, превосходящее знаменитую 305-метровую Эйфелеву башню. План-проект инженер разработал в 1919 году. Его башня должна была весить намного меньше французской – 2200 против 7300 тонн. Однако времена тогда были тяжелые – разгар гражданской войны, металла не хватало. Шухову пришлось скорректировать проект и ограничиться 148,3 метрами высоты и 240 тоннами веса. Это было самое высокое сооружение в России того времени.
Шуховскую башню возвели в 1922 году. Она состояла из шести стоящих друг на друге гиперболоидных секций. Составляющие башни поднимали наверх при помощи системы лебедок и блоков. Автор этого произведения инженерного искусства при строительстве едва не поплатился жизнью: во время подъема одного из сегментов, произошла авария. Шухова судили и приговорили к расстрелу условно, с отсрочкой приговора до конца постройки. Но затем помиловали.
На самом верху башни располагались вертикальные радиоантенны. Первые позывные, транслируемые с них, принимались даже в отдаленных городах страны, а также многими европейскими радиостанциями. Кстати, именно конструкция Шуховской башни вдохновила писателя Алексея Толстого на создание знаменитого романа “Гиперболоид инженера Гарина”.
8 сентября 1924 года в Большом театре организовали первый “радиопонедельник” – регулярную музыкальную передачу. Вот что вспоминал об этом событии советский инженер Александр Минц: “Передавались две программы: первая – со станции имени Коминтерна. Передача была неудовлетворительная, хотя выступали лучшие московские артисты. Публика была страшно разочарована, фактически радио было скомпрометировано. После этого находящимся в зале было объявлено о начале приема концерта со второй – Сокольнической радиостанции, построенной по моим разработкам, моему проекту и при моем непосредственном участии. Мы сделали маленькую студию при радиостанции, но артистов, тем более знаменитых, у нас не было. Поэтому организовали то, что теперь называется самодеятельностью. После этого в настроении публики, заполнившей зал Большого театра, произошел перелом. Люди впервые поняли, что радио может передавать музыку действительно безупречно. Наши бесхитростные артисты имели совершенно оглушительный успех. Так была спасена репутация радио”.
А с 3 февраля 1925 года начались регулярные трансляции оперных спектаклей из московских театров. Первым транслировали “Князя Игоря” из Большого театра. Это было совершенно новое достижение советской радиотехники: во многих западноевропейских странах в то время и мечтать не могли о подобных передачах. Руководство страны приняло директивное решение о праве бесплатной трансляции по радио “всех художественных и музыкальных выступлений из всех концертных, театральных и иных помещений”. В театрах выделили специальные радиоложи, где размещалась аппаратура.
20 февраля 1926 года в истории советского радио произошло еще одно знаковое событие – начались регулярные передачи по радио боя курантов на Спасской башне. Организацией трансляции занимался Александр Минц. По его воспоминаниям, изначально идея показалась сложновыполнимой: “Попытались договориться с комендатурой, чтобы в пространстве между колоколами на Спасской башне подвесить микрофон. Однако нам категорически запретили делать там какие бы то ни было проводки. А мы уже успели заинтриговать публику, в перерывах между передачами несколько раз объявили: “Слушайте сегодня в двенадцать часов ночи новую передачу”…
Радийщики вышли из положения так – поставили микрофон в слуховом оконце на чердаке одного из зданий Наркомата обороны, которое ближе всего располагалось к храму Василия Блаженного и Спасской башне. Усиленные при помощи аппаратуры сигналы поступали по проводам на Никольскую улицу, в дом, где размещался Центральный узел акционерного общества “Радиопередача”. Так и родилась трансляция боя Московских курантов.
В 1927 году на Шуховской башне установили самый мощный в Европе 40-киловаттный радиопередатчик. Его создали в Нижегородской радиолаборатории, под руководством ученого Михаила Бонч-Бруевича. Обновленную станцию назвали “Новый Коминтерн” (первая радиовещательная станция Советского Союза, имени Коминтерна, находилась на современной улице Радио и имела мощность 12 киловатт).
В 1933 году советские инженеры вновь удивили мир. В Подмосковье была построена одна радиостанция имени Коминтерна (так называемый “Радиоцентр №9”). Руководил проектом Александр Минц. На тот момент ее мощность – 500 киловатт – превосходила все имеющиеся на земле передатчики: американцы имели радиостанции в 50 киловатт, европейцы – максимум 120. США догнали Советский Союз только в 1934 году, построив первую 500-киловаттную станцию в Цинцинати.
В 1928 году на радио появился Рабоче-крестьянский университет. Целью его была ликвидация безграмотности. Изначально радиоуниверситет имел три факультета – общеобразовательный, антирелигиозный и кооперативный, а спустя год к ним прибавили еще педагогический и сельскохозяйственный. Со временем радиоуниверситетов стало несколько: помимо рабоче-крестьянского, начали работать коммунистический, комсомольский.
Программы были сделаны очень качественно: обучение в этих “вузах” приравнивалось к заочному отделению, слушатели могли получить соответствующий диплом.
В то время в стране проходила массовая радиофикация. Радиоточки ставили в городах и деревнях, радиоприемники купить можно было даже в самых отдаленых уголках СССР; конечной целью было установить приемник в каждом доме. Популярными были радиособрания, радиомитинги в поддержку новых планов пятилеток.
Еше одну радиостанцию рекордной мощности в Советском Союзе построили в самый разгар Великой Отечественной войны. В первые дни боевых действий московские станции замолчали: сделано это было из соображений безопасности, так как они могли послужить своеобразными “маяками” для самолетов противника. Руководство страны приняло решение построить радиостанцию, которая могла бы вещать и на оккупированные территории, в Куйбышеве. Мощность ее была по тем временам фантастическая – 1200 киловатт.
Работу над новой радиостанцией Минц начал в июле 1941 года. Часть аппаратуры, необходимой для строительства, утонула в Ладожском озере, во время перевозки из Ленинграда – баржи попали под бомбардировку. Несмотря на трудности, мощнейший передатчик был готов к сдаче уже 17 ноября 1942 года. Но случилось непредвиденное: площадку радиостанции затянуло туманом, и в одну из 200-метровых антенных опор врезался самолет.
Минц сконструировал новую башню из труб для нефтяных буровых скважин. Фактически станция приступила к работе в 1943 году. Она оказалась уникальной не только по мощности, но еще и по темпам работы: они заняли всего два года и два месяца.
В 1959 году по мощности радиостанций Советский Союз вышел на первое место в мире. Кроме этого, страна была второй по числу радиоприемников – на четыре человека тогда приходилось по одному устройству. Вещание тогда шло круглосуточно, на более чем 80 языках мира; общая же продолжительность передач по параллельным программам превышала 600 часов за сутки.
Ежедневно по радио передавали 17 выпусков “Последних известий”. Дикторы читали обзоры центральных газет, которые по объему можно было приравнять к четырехполосной газете большого формата. Каждый день для радиослушателей транслировали более 20 концертов.