Формула-1 родилась ровно 70 лет назад – 13 мая в Сильверстоуне. В честь этой даты вспоминаем, какими были гонки в 50-х годах.
Как начиналась «Скудерия»: история «Феррари 125»
Гонка в Сильверстоуне, открывшая историю чемпионата мира, готовилась с большой помпой – Королевский автомобильный клуб получил право на проведение Гран-при Европы на военном аэродроме в Сильверстоуне. Посетить соревнования собралась даже королевская семья – король Георг VI и королева Елизавета взяли с собой даже принцессу Маргарет, графа и леди Бирманских – Луиса и Луизу Маунтбеттен. Лучшие гонщики Европы на быстрейших машинах своей эпохи должны были сразиться в самой престижной гонке последнего времени и тем самым начать историю Формулы-1 – объединённых в один чемпионат престижнейших гонок планеты, среди которых Монако, Индианаполис, Спа и Монца. Таков был план.
На пути к Сильверстоуну
До гонки в Великобритании уже успел пройти ряд внезачётных гонок. В По и Гудвуде в отсутствие «Альфа-Ромео» успех отпраздновали машины «Мазерати», но шестью днями позже Хуан-Мануэль Фанхио выиграл в Сан-Ремо, вернув на вершину подиума 158-ю. Перед гонкой в Сильверстоуне всё внимание было приковано к «Альфа-Ромео»: 158-я была лучшей машиной своего времени, а к гонке в Великобритании машина получила новейший двухступенчатый наддув.
«Репутацию абсолютного бесстрашного гонщика „Нино“ Фарина заслужил вместе с образом эгоиста, плюющего на любые авторитеты».
Итальянская команда считалась фаворитом, а её главной звездой – Джузеппе Фарина. «Он был настоящим психом, я бы не сел в машину, которую он вёл», — рассказывал про своего партнёра Фанхио. Репутацию абсолютного бесстрашного гонщика «Нино» Фарина заслужил вместе с образом эгоиста, плюющего на любые авторитеты – ещё до войны. Например, в 1936-м именно действия Фарины привели к гибели Марселя Леу. Двумя годами позже Джузеппе столкнулся с Ласло Хартманном – пилотов выбросило из кокпитов, но если итальянец отделался ссадинами, то Хартманн умер в больнице. Фарину в буквальном смысле боялись. Но перед гонкой в Сильверстоуне были сомнения по поводу участия итальянца – недавно Джузеппе получил травму, и «Альфа-Ромео» подумывала поставить вместо своего лидера тест-пилота Консальво Санези.
В то же время за рулём 158-й «Альфетты» впервые на столь высоком уровне должен был выступить Фанхио. Аргентинец в доминирующем стиле выиграл в Сан-Ремо, но он был единственным гонщиком на «Альфа-Ромео» и сравнить его скорость с Фариной возможности пока не было. Все знали, что Фанхио очень быстр, но его грубая манера пилотирования не подходила 158-й – эта машина требовала деликатного обращения. Многие гадали, сможет ли Хуан-Мануэль бросить вызов Фарине, но никто не сбрасывал со счетов ни Фаджиоли, ни Парнелла – британец впервые получил в своё распоряжение эту машину и надеялся блеснуть на домашней трассе.
Главным разочарованием Гран-при Европы стало отсутствие «Феррари». К нему привело чувствительное поражение в Сан-Ремо, где ни стартовавший с поула Альберто Аскари, ни его партнёр Луиджи Виллорези не смогли ничего противопоставить Фанхио. Гонка показала, что «Феррари» 125 трёхлетней давности не способна бороться на одном уровне с «Альфа-Ромео» 158, и Энцо предпочёл сосредоточиться на доводке нового автомобиля. Отказалась от гонки на Сильверстоуне английская BRM – инженеры готовили революционный полуторалитровый двигатель, но к Гран-при они не успели.
Ближайшими преследователями «Альфа-Ромео» традиционно считались гонщики «Мазерати», но некоторые сюрпризы подготовили и другие команды. ERA доработала новую машину E, а «Тальбо» надеялась пройти дистанцию без дозаправки, что помогло бы сэкономить порядка двух-трёх минут – буквально за пару недель до гонки в Сильверстоуне французская машина убедительно выиграла Гран-при Парижа.
Свободные заезды и квалификация
Машины «Альфа-Ромео» развивали самую высокую скорость в пелотоне – 158-я была на 15 км/ч выше, чем у лучших «Мазерати». Но на «Сильверстоуне» максимальная скорость была не главным фактором – на проложенной по периметру аэродрома трассе без шикан на первый план выходила скорость в поворотах и динамика разгона на выходе. Правда, уже в тренировках стало ясно, что «Альфетта» лучше других и в этих компонентах.
В четверг Джузеппе Фарина установил лучшее время круга, на пару десятых опередив Фанхио и Фаджиоли. Парнелл проиграл лидеру почти полторы секунды, но даже этого хватило для четвёртой строчки. Фарина был единственным, кому удалось выйти из 1:51 – итальянец показал результат 1:50.8. Быстрейшим представителем остальных команд были принц Бира на «Мазерати» и Кабанту на «Тальбо», но их времена были лишь 1:52.6 и 1:53.4 соответственно. К слову, в 107% от времени Фарины в первой тренировке, кроме партнёров «Нино» по команде, уложились лишь пятеро гонщиков.
Первый поул в истории Формулы-1 предсказуемо выиграл Джузеппе Фарина. Две десятых уступил Фаджиоли, Фанхио остался лишь третьим, а Парнелл всё в тех же 1,4 секунды позади был четвёртым. Бира и Кабанту замкнули шестёрку сильнейших, опередив других пилотов «Тальбо» и «Мазерати». Лучший из представителей ERA – Питер Уокер – занял только 10-ю позицию.
Старт истории
В три часа дня субботы 13 мая на стартовой решётке выстроился пелотон из 21 автомобиля – по три на каждой линии поля. В Гран-при Европы приняли представители девяти стран, в их распоряжении были машины шести разных производителей. На глазах королевы и двухсот тысяч её поданных гонщики начали первую в истории чемпионатов Формулы-1 гонку. 64 года спустя начавшиеся тогда соревнования станут самым престижным первенством планеты, каждый чемпион мира будет превращаться в звезду мирового масштаба, а бюджеты команд будут исчисляться сотнями миллионов долларов…
«Ближайшими преследователями „Альфа-Ромео“ традиционно считались гонщики „Мазерати“, но некоторые сюрпризы подготовили и другие команды».
Джузеппе Фарина уверенно стартовал и повёл гонку, когда позади него Фаджиоли и Фанхио боролись за второе место. Неподалёку держалась и четвёртая «Альфа» — Парнелл поддерживал темп лидеров, но в их борьбу не вмешивался. В то же время остальные гонщики на фоне лидеров смотрелись очень слабо – уже после 10 кругов принц Бира на «Мазерати» отстал от лидеров на полминуты, Кабанту на «Тальбо» дотянуться до Биры никак не удавалось, и в то же время его партнёр Джонни Клае, выступавший с обновлённым двигателем, сошёл из-за отказа трансмиссии.
Когда стало ясно, что соперников у «Альфы» нет, её пилоты начали бороться между собой. Фарине не удавалось уйти в отрыв, и на десятом круге итальянца прошёл Фаджиоли, правда, Джузеппе быстро вернул статус-кво. Позже Фарину атаковал уже Фанхио – аргентинцу удалось выйти вперёд на 38-м круге, но и в этот раз «Нино» вернулся на первую строчку. Соперники, тем временем, теряли всё больше и больше – на «Мазерати» Туло де Граффенрида отказал двигатель, а Бира сошёл из-за поломки топливной системы.
К 60-му кругу Фаджиоли, совершивший пит-стоп раньше партнёров, откатился немного назад на третье место. Фарина и Фанхио продолжали битву за первую позицию. Парнелл, сбивший в ходе дистанции зайца, был уже в 50 секундах от лидеров, но следующая машина – «Тальбо» Ива-Жиру Кабанту к этому моменту отставал от Фарины уже на три с лишним минуты. Победа была в кармане у «Альфы-Ромео» — едва ли все четыре машины сломались бы за десять кругов.
Но одна из «Альфетт» всё же не выдержала – на 63-м круге у Фанхио произошла утечка масла, и гонщик сошёл с дистанции. Фарина же довольно спокойно удержал позади Фаджиоли и финишировал с отрывом в две с половиной секунды. Парнелл закончил гонку третьим, это был его первый и последний подиум в Формуле-1. Занявшие четвёртое и пятое места Кабанту и Розье на «Тальбо» проиграли победителям по два круга, а лучшие из ERA – Боб Джерард и Кат Харрисон уступили более трёх и заняли шестое и седьмое места.
Фарина с девятью очками возглавил общий зачёт чемпионата, в трёх очках позади расположился Фаджиоли, четыре очка набрал Парнелл, Ив Жиру-Кабанту остался с тремя и лишь два очка за пятое место получил Луи Розье.
Фарина и все остальные
Всего через неделю в Монте-Карло состоялся Гран-при Монако, где «Альфа-Ромео» снова была сильнее всех, но удача на этот раз улыбнулась Фанхио. После поула в Бремгартене аргентинец уступил победу Фарине, но позже отыгрался в Спа и Реймсе. На финал сезона в Монцу Фанхио приехал лидером чемпионата – аргентинец выиграл поул, но на 24-м круге у него не выдержала коробка передач. Гран-при Италии и победа в первом в истории чемпионате Формулы-1 в итоге досталась Джузеппе Фарине.
«Джузеппе Фарина уверенно стартовал и повёл гонку, когда позади него Фаджиоли и Фанхио боролись за второе место. Неподалёку держалась и четвёртая „Альфа“.
»Альфа-Ромео” в том году выиграла все гонки чемпионата за исключением лишь «Индианаполиса-500». Соперникам же оставалось утешаться победами во внезачётных гонках – тогда автоспорт состоял из нескольких независимых друг от друга гонок, лишь несколько из которых устроители по своему усмотрению засчитывали как чемпионат. Питер Уайтхед в июле принёс «Феррари» победу в Сент-Хелиере и Дандроде, Луи Розье за рулём «Тальбо» первенствовал в Альби и Зандвоорте, а Редж Парнелл уже в составе британской BRM в конце сентября победил в Гудвуде. Впрочем, все эти гонки к официальной истории Формулы-1 отношения вроде как не имеют, и тем не менее это были заезды Гран-при, сражения тех самых машин, потомки которых выходят на старт и сегодня.
Начатая в 1950 году гонка продолжается уже 64 года. Формула-1 обросла своими мифами и легендами, своими теориями заговора и авторитетами, правилами – писанными и нет. После Фарины в чемпионате мира появилось ещё множество «плохих ребят», не считавшихся ни с кем кроме себя. Вслед за Фанхио в гонках было множество пилотов, способных полностью менять свой стиль пилотирования и быть быстрым на любых трассах. Многие по-прежнему мечтают пилотировать как Альберто Аскари, про которого говорили, что просто смотреть на него на трассе – уже удовольствие. Формула-1 превратилась в отдельную обособленную вселенную, но фундамент этого мира был заложен на военном аэродроме в Сильверстоуне 13 мая 1950-го.