Как сталь!
Чтобы тело и душа были молоды, Ты не бойся ни жары и ни холода, Закаляйся, как сталь! В. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ, Спортивный марш (1937) В советские времена спорт был чем-то вроде национальной идеи это касалось не только побед на престижных международных играх, но и общего физического развития. Подразумевалось, что человек с утра делает зарядку, обливается холодной водой, а по выходным дням рассекает на лыжне, гоняет мяч и вообще закаляется, как сталь. Искусство не отставало. Силуэты гимнасток на мозаичном панно, пируэт в кадре, чаша стадиона в архитектурном проекте. Красная Империя демонстрировала свою готовность. Спорт это жизнь и даже больше жизни. В галерее с неспортивной вывеской Винзавод сейчас представлена экспозиция, которая так и называется Больше жизни. Точка внимания спортивный плакат советского периода. Ну-ка, солнце, ярче брызни, золотыми лучами обжигай! Эй, товарищ! Больше жизни! Поспевай, не задерживай, шагай! пелось в энергичной песне, посвящённой телу, душе, грядущей битве и солнечной витальности предвоенного стиля. Выставочный зал оформлен как стадион. Мы словно оказываемся в эпицентре соревнований: проносятся велосипедисты, мчатся легкоатлеты, летит волан. Спартакиады и чемпионаты, афиши футбольных матчей, оповещения о турнирах некоторые из этих событий стали легендой, о них до сих пор пишутся книги; иные мероприятия, увы, забыты, но у нас есть повод вспомнить их. Одно дело помпезная и вместе с тем трогательная Олимпиада-80 историческая веха, и совсем другое малоизвестные состязания сельских спортсменов, проходившие в конце 1930-х годов. Но всё это общая линия судьбы. Глядя на эти сочные и живописные рисунки, можно понять, какие виды спорта были актуальными в те или иные годы, а какие являлись стратегическими. Реклама, предлагающая девушкам играть в теннис: роскошный моцион 1920-1930-х годов, всеобщая мода, пронизанная англоманским духом. Статная фемина вся в белом на фоне конструктивистских новостроек. У неё был тот спортивный вид, который за последние годы приобрели все красивые девушки, свидетельствовали Ильф и Петров, описывая типичную девушку межвоенной эпохи. И тут же парашюты, прыжки в воду, бокс и футбол. Белокурые футболисты в прыжке зелень стадиона, синева неба, мощь света. Футбол воспитывает настоящего мужчину. Он прививает смелость, силу, сметливость. Стойкость, вставил отец, благородство. Правильно. И нет лучшей игры для мужчин. Так что ты за него не бойся, напишет впоследствии Константин Ваншенкин в повести Его опасные пасы. А вот 1950-е годы и фигурное катание. Изысканная пара: он едва ли не во фраке, она в короткой пышной юбочке. Дивное воспоминание о культовой американской ленте Серенада солнечной долины. Эта увлечённость со временем уже в следующие десятилетия породит сильнейшую в мире школу парного катания, став такой же визитной карточкой советского, русского мира, как и балет. Спортивные плакаты отражают представление общества об идеальном человеке. Юрий Олеша отмечал: Есть тип мужской наружности, который выработался как бы в результате того, что в мире развивались техника, авиация, спорт. Светлые глаза, светлые волосы, худощавое лицо, треугольный торс, мускулистая грудь вот тип современной мужской красоты. Эстетика тела 1920-х сухощава и стремительна, красота сталинской эры мускулиста и плодородна, эталон 1960-х девочка-веточка, невесомая гимнастка Физическая культура основа для формирования личности, поэтому столь много изображений, связанных с массовым спортом. Спортсменом можешь ты не быть, но физкультурником обязан. Гармония телесных и духовных начал. Физическая красота девушки сливалась с её душевной сущностью, растворялась в ней, странным образом теряя свой вызывающий оттенок Плавные и в то же время быстрые движения Симы, её гордая осанка и открытый внимательный и весёлый взгляд казалось, девушка эта явилась из будущего, молодая физкультурница Сима Металина из ефремовского Лезвия бритвы совершенная девушка, венец эволюции. На выставке есть несколько просветительских плакатов 1920-1930-х годов, где в доступной форме подавалось закаливание, гелиотерапия, массаж, утренняя физзарядка. Но есть и контрпримеры. Таким ты не должен быть! прямолинейно заявляют авторы пособия, рисуя толстяка и сутулого доходягу. Мир принадлежит бодрым и закалённым. Им же принадлежит победа. Спорт не только саморазвитие и гармонизация, но и подготовка к оборонительной войне: Эй, вратарь, готовься к бою, часовым ты поставлен у ворот! Знаковый момент: на нескольких плакатах, популяризующих массовую физкультуру, изображены пары мужчина и женщина с лыжами, на коньках или в купальных костюмах на фоне воды. Они загорелы, стройны, упруги, и они вместе. Или мать и дитя (плакат Будь физкультурницей М.Нестеровой). Это своеобразная пропаганда семейных отношений и деторождения, ибо ни для кого не секрет в Советском Союзе существовал культ тела и здоровой физиологии. Крепкие союзы, жизнерадостное потомство фундамент коммунистического завтра. Болезненность, извращения, девиации оказывались не просто чужды, но элементарно не выгодны советскому государству. Если хилый сразу в гроб, пел Владимир Высоцкий и добавлял: Сохранить здоровье чтоб, применяйте, люди, об-тира-ни-е! Немалоечисло работ посвящено мероприятиям, проходившим на территориях бывших союзных республик: первенство СССР по штанге в Тбилиси 1937 года, первенство СССР по поднятию тяжестей в Риге-1946, футбольные матчи и велогонки на Украине 1950-1960-х. Когда-то мы были дружны и спаянны. Как постулировалось народами-братьями, и никому не проходило в голову делить пространство, предъявлять счета, устраивать шабаш ненависти. Почему всё стало иначе? Или дружба народов миф и блеф, а все эти красочные афиши фантомы параллельной реальности? В ряде статей и программ, посвящённых выставке, говорится, что по этим плакатам можно изучать историю отечественного и мирового дизайна. Я не столь уверена в этом. Так, афиши Ленинградской спартакиады 1956 года созданы в духе конца 1930-1940-х годов никакой оттепельной стилистики. Фотоколлажи Универсиады-1973 это вообще отсылка к эпохе конструктивизма, к экспериментам Родченко и Лисицкого. Иные работы 1960-х продолжают сталинскую традицию с тщательным выписыванием деталей. Безусловно, многие из представленных рисунков выдают дизайнерскую мысль своего времени (например, афиша легкоатлетических соревнований на приз братьев Знаменских 1963 года), однако далеко не все. Важно: мы узнаём фамилии мастеров, постоянно работавших в жанре спортивного плаката это А.Чекмарёв, Л.Голованов, М.Нестерова, В.Храповицкий, Л.Караченцов, но в то же время есть и произведения знаменитых художников Александра Дейнеки и Сергея Луппова. Особое внимание уделено парадам физкультурников демонстрации силы, брутальности и красоты советского человека. Яркое проявление Большого Стиля, эти парады ушли в небытие вместе с пафосом сталинского барокко и классицистической патетикой литературы. Это такое же веяние Красной Монархии, как дорические колонны дворцов политпросвещения и версальские розарии парков культуры. Афиши расскажут о любимых и великих командах, существующих и поныне. В советские времена гремела слава команды Спартак. В Повести о футболе, написанной одним из братьев Старостиных, повествуется о рождении легенды и о том, как молодые футболисты из других клубов стремились попасть именно в красно-белую дружину. Плакат 1985 года (автор В. Жабский) оптимистичен: Будь всегда впереди, будь на гребне атак, у тебя на груди знак победный Спартак. Имеются ностальгические плакаты ЦСКА, Динамо, Торпедо, Зенита. Когда-то наши ребята выигрывали чемпионаты без помощи иностранных тренеров Болельщики были рьяными, хотя и не дрались по любому поводу: В небе злая грозовая панорама, мяч плывёт у ворот по воде. Но упрямо едет прямо на Динамо вся Москва, позабыв о дожде. Спорт это ещё и политика. Точнее всегда политика. Олимпиада 1936 года фашистское зрелище, как бы ни пытались адекватные исследователи отмыть аполитичную Лени Рифеншталь с её Олимпией от коричневой краски. В этой связи вспоминается так называемый Матч Смерти в оккупированном Киеве. О нём написаны две повести и снято несколько передач, не говоря уже о статьях в прессе игра советских футболистов с немцами породила массу мифов, и вряд ли мы когда-нибудь докопаемся до правды. Кем были те игроки подпольщиками, украинскими националистами (!!!), желавшими наладить в Киеве нормальную жизнь, или просто спортсменами, которым хотелось сыграть с приличной командой? Неплохой фильм Матч (2012) с Сергеем Безруковым в главной роли запутывает окончательно: в нём сплошной художественный вымысел. Впрочем, сильная, пронзительная кинолента 1962 года Третий тайм тоже поэтизированное творение. Важно тут совсем другое: спорт всегда служит идеологии. Бойкот Олимпиады-80 логическое продолжение холодной войны против Советского Союза. Поэтому нет ничего удивительного, что на одном из плакатов слова Леонида Брежнева: СССР поддерживал и будет поддерживать современное олимпийское движение. О, спорт, ты мир! сказал когда-то Пьер де Кубертен, зачинатель олимпийского движения. Авторы выставки вторят ему, утверждая: Больше жизни. Хосе Ортега-и-Гассет вообще придерживается спортивной теории происхождения государства. Мол, подобное сплочение есть результат физической и военной подготовки членов первобытного социума. Он обращает внимание на тот факт, что в древнейших обществах бытовало огромное количество военных, физических ритуалов и испытаний. Так что спорт это намного больше, чем прыжки, забеги и заплывы: Ленточка моя финишная, / Всё пройдёт, и ты примешь меня. / Примешь ты меня нынешнего. / Нам не жить друг без друга Источник |
| В начало |