МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
22 декабря 1981 г.
N 1309 ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ РАБОТЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ЗОЛОТОМ
При осуществлении контроля в 1980 г. и первом полугодии 1981 г. Министерством финансов СССР за использованием стоматологическими поликлиниками драгоценных металлов для изготовления зубных протезов выявлено ряд нарушений в расходовании и учете золота.
Проверкой установлено, что количество пациентов, протезируемых с применением золота, уменьшается, а количество нуждающихся возрастает. Причиной этого является увеличение расхода золота на изготовление металлоемких протезов массой от 15 до 80 граммов. В 1980 году и первом полугодии текущего года в поликлиниках г.г. Еревана, Орджоникидзе, Баку, Львова, Одессы, Броды, Минска и в отдельных поликлиниках г. Ленинграда на такие протезы было затрачено до 50-70% от общего количества израсходованного золота, а доля металлоемких протезов составила около 30% к числу изготовленных протезов. Только в двух поликлиниках г. Львова в 1980 г. было изготовлено металлоемких зубных протезов 1099 пациентам. Значительное количество золота на такие протезы израсходовано поликлиниками г.г. Ташкента, Киева, Уфы, Куйбышева, Харькова, Кишинева, Красноярска, Новосибирска и других. В областной стоматологической поликлинике г. Мары Туркменской ССР на одного пациента расходовалось от 30 до 80 г золота. Руководители отдельных поликлиник определяют перечень лиц, подлежащих протезированию золотом с изготовлением металлоемких протезов, по своему усмотрению, при этом медицинскими работниками используется служебное положение.
В поликлинике N 5 г. Одессы зубной техник Галич Б.Д. протезировался в 1980-1981 гг. дважды: в марте и феврале; масса золота в изготовленных протезах составила 46,6 г. При обследовании в период проверки полости рта золотых протезов во рту техника не оказалось.
В 1976 г. в поликлинике N 1 г. Орджоникидзе сотруднику Быдтаеву А.А. были дважды изготовлены протезы: в апреле – массой 29,2 г золота и в декабре – 30,2 г. В 1981 году Быдтаеву А.А. вновь изготовлен протез из золота массой 48,5 г, при этом старые протезы в поликлинику не были сданы.
В зубопротезном отделении краевой больницы N 2 г. Красноярска выявлены факты оформления документов на изготовление зубных протезов двум работникам данной больницы, тогда как фактически протезы были поставлены другим лицам; расход золота при этом составил около 60 г.
В поликлиниках г.г. Одессы и Красноярска из общего числа пациентов, которым были изготовлены золотые зубные протезы, медицинские работники составляли от 18 до 30%, при этом золота в основном расходовалось на изготовление металлоемких протезов массой до 60 г.
Большинством поликлиник систематически завышались на 10-50% средние нормы расхода золота на единицу зубного протеза и, как следствие, допускался значительный перерасход золота. Поликлиники г.г. Киева, Еревана, Орджоникидзе, Баку, Харькова, Ирбита, Красноярска, Львова, Томска и ряда других при оформлении заказов преднамеренно завышали до 10-11 единиц количество коронок, фасеток или литых зубов в протезах по сравнению с определенными историей болезни, за счет чего необоснованно списывались в расход до 20 г золота на один протез. Тем самым создавались предпосылки для использования излишне списанного золота на изготовление зубных протезов нелегальным путем по частным расценкам с помощью электромуфтового аппарата.В большинстве проверенных поликлиник не упорядочена очередность на протезирование золотом.
В поликлиниках г.г. Львова, Томска, Горького вне очереди и по льготной очереди протезируются до 60% пациентов, в то же время многие ожидают очереди от двух до семи лет.
В поликлиниках N 4 и N 5 г. Одессы внеочередное протезирование проводилось в 1980-1981 гг. лицам, которых при проверке выявить не удалось.
В поликлиниках г.г. Еревана, Баку, Красноярска и других вопрос относительно протезирования золотом решался главным врачом без заключения медицинской комиссии и протезирование проводилось в ряде случаев при отсутствии истории болезни. Установлено, что во многих поликлиниках организация учета драгоценных металлов не обеспечивает надлежащего контроля за их движением в производстве, рациональным использованием и сохранностью.
В нарушение требований Постановления Совета Министров СССР от 28 июня 1977 г. N 575 лимиты выдачи золота в работу зубным техникам не установлены. Количество единовременно выдаваемого золота техникам в поликлиниках г.г. Одессы, Горького, Москвы превышало месячную потребность и, независимо от имеющихся в наличии остатков и нормативной потребности, составляло до 170-220 г.
Накопление у исполнителей значительных остатков золота, отсутствие надлежащего контроля за своевременностью сдачи в кладовые неизрасходованного сырья и отходов золота, неудовлетворительный учет высокопробных золотых опилок создают в поликлиниках предпосылки к злоупотреблениям и занятиям частнопредпринимательской деятельностью. Это подтверждается результатами снятия наличия драгоценных металлов. При проверках поликлиник г.г. Киева, Горького, Новосибирска, Вильнюса, Минска у зубных техников были обнаружены излишки в виде неучтенных золотых опилок, различных полуфабрикатов, ювелирных изделий, старых зубных коронок, серебряных контактов. При этом отдельные материально ответственные лица пытались скрыть от проверяющих имевшиеся в излишках неоприходованные золотые опилки, а также незаконно приобретенные изделия и полуфабрикаты.
В одной из поликлиник г. Баку при снятии наличия было обнаружено золото в виде полуфабрикатов, заготовок, зубных коронок у техников, вообще не работающих с драгоценными металлами. В нарушение установленного порядка бухгалтерии многих поликлиник не выявляют фактических потерь золота, образующихся в процессе изготовления протезов, и допускают списание золота по завышенным нормам, создавая тем самым условия для накопления у зубных техников неучтенных излишков металла.
Документальной проверкой движения драгоценных металлов в поликлинике г. Старый Оскол за период с 1 декабря 1976 г. по 1 апреля 1981 г. выявлена недостача 750 г золота в чистоте. Бухгалтерией этой поликлиники на протяжении указанного периода ошибочно дважды списывались потери золота и, вместо допустимых 6-7% по отношению к массе готового протеза, потери начислялись в размере 12,7% – 15,5%. Образовавшиеся у зубных техников за счет этого излишки золота скрывались.
Зубные техники производили незаконное изготовление зубных протезов из старых коронок, монет царской чеканки, ювелирных изделий, полуфабрикатов, приобретенных нелегальным путем. Были выявлены факты выполнения зубными техниками побочных работ, не имеющих ничего общего с изготовлением зубных протезов. Хищения золота зубными техниками имели место в поликлиниках N 4 г. Москвы, N 3 г. Еревана и N 1 г. Красноярска.
В поликлиниках г.г. Новосибирска, Красноярска, Горького, Одессы, Минска, Ташкента, Еревана, Старого Оскола, а также в ряде поликлиник г.г. Москвы и Ленинграда отсутствовал строгий контроль за полнотой предъявления зубными техниками золотых опилок и своевременностью сдачи их в госфонд. Только одной поликлиникой N 25 г. Ленинграда ежегодно в виде опилок не возвращается государству около 500 г золота. Поликлиникой г. Старый Оскол на протяжении пяти лет опилки золота в госфонд не сдавались ни разу. Не полностью и несвоевременно сдаются в госфонд также старые золотые зубные протезы, наряду с этим многие поликлиники вообще отказались их принимать, в связи с чем имеются многочисленные нарекания и жалобы со стороны пациентов.
В ряде поликлиник не контролируется полнота сбора золотосодержащих шлифполировочных материалов, не выполняются установленные нормативы возврата отходов драгоценных металлов, при этом виновные лица не привлекаются к материальной ответственности. Большинство поликлиник не обеспечивает полного и своевременного перечисления в доход союзного бюджета сумм, излишне полученных с пациентов за счет разницы стоимости золота в дисках и припое, в результате ежегодно государству недодается около двух миллионов рублей.
В целях упорядочения работы стоматологических учреждений с драгоценными металлами
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим областными, краевыми отделами здравоохранения, начальникам Главных управлений здравоохранения:
1.1. До 1 июня 1982 г. провести проверку использования в стоматологических учреждениях, отделениях и кабинетах драгоценных металлов для изготовления зубных протезов, обратив особое внимание на недопустимость: изготовления зубных протезов из золотых монет и ювелирных изделий, осуществления работ, не связанных с изготовлением зубных протезов, а также своевременность и полноту сдачи в установленном порядке старых золотых зубных протезов.
1.2. Принять меры к устранению выявленных недостатков, привлечению виновных лиц к ответственности в установленном порядке, разработке и осуществлению мероприятий по предупреждению хищений золота и других драгоценных металлов.
1.3. Установить систематический и действенный контроль за работой стоматологических учреждений, работающих с золотом и другими драгоценными металлами, имея в виду наиболее рациональное использование выделяемых им фондов.
1.4. Обеспечить строгое выполнение Инструкции от 11.02.72 N 107 “О порядке использования и учета стоматологическими учреждениями драгоценных металлов для зубного протезирования и инструктивных писем Минздрава СССР от 12.09.80 г. N 03-6/371-6 и от 24.11.80 г. N 06-6/118-6.
О результатах проверки и принятых мерах сообщить Министерству здравоохранения СССР до 1 июня 1982 года.
2. Центральному научно-исследовательскому институту стоматологии Минздрава СССР представить к 1 марта 1982 г. в Минздрав СССР материалы к Инструкции “О порядке использования и учета стоматологическими учреждениями золота для зубного протезирования”.
3. Московскому медицинскому стоматологическому институту Минздрава РСФСР к 1 марта 1982 г. представить в Минздрав СССР материалы к Инструкции “О порядке использования и учета стоматологическими учреждениями сплавов, содержащих палладий и серебро для нужд зубного протезирования”
4. Центральному научно-исследовательскому институту стоматологии Минздрава СССР и ЦНОТздраву провести анализ организации труда при поэтапном изготовлении зубных протезов из драгоценных металлов, результаты проведенной работы представить руководству Минздрава СССР к 1 января 1983 года.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Главное управление лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР.
Министерствам здравоохранения союзных республик, в случае необходимости, разрешается размножить данный приказ.
Первый заместитель
Министра здравоохранения СССР
О.П.ЩЕПИН